Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.

Игры и упражнения

До того как ребёнку исполнится год, можно обучать его манипуляциям с верёвками для доставания какой-нибудь игрушки. Нужно привязать ленточку к заинтересовавшему малыша предмету, который размещают так, чтобы младенец мог потянуть за верёвочку с целью притягивания его к себе. Интерес ребёнка сохраняется при периодической замене игрушек. Когда малыш уже может специально выбрасывать погремушки для наблюдения за их падением, нужно привязывать предметы к стенке кроватки, чтобы ребёнок сумел достать погремушку, потянув за ленточку.

Специалисты советуют обучить детей сборке пирамидок в прямой и обратной последовательности, построению из кубиков больших и маленьких башен. Следует выполнять упражнения, связанные со сбором разрезанных картинок в единое панно. Облегчает задачу ребёнка изображённый контур предмета, который следует заполнить отдельными фрагментами.

Психологи рекомендуют применение практических игр. Например, во время кормления малыша нужно дать ему возможность самому покормить из ложечки окружающих, в том числе и кукол. Пусть он устраивает чаепития для плюшевых мишек и зайчиков, а затем укладывает их спать. Хорошо развивается умение мыслить наглядно-действенно при катании куколок и мягких зверушек в игрушечной коляске, в детских автомобилях.

Специалисты советуют вместе с ребёнком ухаживать за цветами, чтобы он мог видеть восстановление растения из засохшего состояния. Нужно вместе с детьми лепить пельмени, застёгивать и расстёгивать пуговки, завязывать шнурки, соединять и разъединять детали, приклеивать, закручивать и откручивать крышки. После обучения малыша этим действиям следует предоставлять ему возможность воспроизвести их самостоятельно.

Взрослым для развития данного типа мышления рекомендуют собирать пазлы, решать головоломки со спичками, лепить, выжигать, вязать, вышивать, рисовать, смотреть различные телепередачи по обустройству домашнего быта с попутным обучением созданию всевозможных поделок.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышленияСодержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Особенности

В психологии данный вид мышления относят к символическому мыслительному акту, при котором с помощью представлений моделируется и решается проблема. Это предполагает умственную работу с оперированием предметами и наглядными образами. Данный тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие разных характеристик конкретного явления или объекта, установить их непривычное сочетание.

Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, при котором образ воссоздаётся по памяти. Такой тип мыслительного процесса подчинён восприятию или представлению.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Приведём пример. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых шарика, сделанных из теста. Он визуально изучает их, оценивает объём. Затем из одного шарика делают лепёшку. Объём не увеличился, а изменилась форма. Тем не менее, теперь лепёшке требуется много места на столе, значит, по мнению малыша, в ней теста стало больше, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинён восприятию, поэтому им сложно абстрагироваться от того, что сразу же бросается в глаза.

Старшим дошкольникам и детям младшего школьного возраста тоже характерен наглядно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он задействует наглядно-образное мышление школьников.

Освоение ручного мастерства достигается с помощью данного типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актёры способны ярко и живо представлять те или иные объекты, явления или события.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Комбинационное

Такое упражнение позволяет малышу на основе набора конкретных образов создать новый объект. Исходным материалом могут служить цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребёнку предлагают изобразить кошечку или собачку из цифровых знаков. Нередко малышу предоставляют полную свободу действий и смотрят, в какую сторону он направляет свою фантазию.

Нахождение и восстановление недостающей детали тоже относится к комбинационной группе упражнений. Ещё применяется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом надо чередовать частички.

Трансформационное

Для выполнения упражнения такого типа берут готовый законченный образ и предлагают ребёнку его изменить, создать что-то совершенно новое. Обычно применяют спички или палочки, из которых складывают определённую фигуру. Малыш должен переложить несколько спичек так, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагают для изменения образа убрать несколько палочек.

Прекрасным заданием на скорость является дорисовка. Например, всем участникам игры раздают листочки с двадцатью изображёнными буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый предмет, но так, чтобы все 20 созданных образов окружающие смогли узнать. Затем обсуждаются оригинальность и узнаваемость изображённых предметов.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Операции мышления

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.

Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление

  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

—    Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

—    Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

—    Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Почему важно развивать нестандартное мышление

Развитие образного мышления необходимо в первую очередь тем людям, чья профессиональная деятельность связана с творчеством. Это не значит, что представителям других сфер труда не нужно развивать данный вид мышления. Умение творчески решать поставленные задачи позволяет:

Быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Индивид видит разные варианты решения проблемы

  • Быть лидером в трудовом коллективе;
  • Видеть сразу несколько вариантов решения, мысленно сравнивать их, выбирать наиболее оптимальный способ действий;
  • Развить у себя новые способности, овладеть новыми видами деятельности.

Образное мышление у детей

У детей образное мышление активно включается в работу в процессе игр и занятий творческими видами деятельности. У детей в 1-3 года на качество образного мышления оказывает существенное влияние организация пространственной среды. Чем разнообразнее игрушки малыша, чем больше сказок ему читают взрослые, тем более развитым будет его образное мышление.

В период дошкольного детства образное мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с осязанием и кинестетическим каналом получения информации. Этот возрастной период крайне важен для формирования реалистического представления о мире. Родителям не следует перегружать комнату малыша обоями с изображением множества сказочных персонажей, заполнять все свободное пространство игрушками, покупать кровать в виде машины или шкаф с изображением популярного мультипликационного героя во всю дверцу

Важно помнить, что в период детства у ребенка нужно формировать эстетический вкус

При взаимодействии с реальными объектами окружающего мира глаз ребенка совершает множество микродвижений. Помимо зрения, в формировании представления о том или ином предмете принимают участие другие анализаторные системы

Детям очень важно потрогать новый предмет, подержать его в руках, чтобы почувствовать его фактуру, вес. В результате совокупной работы органов чувств у ребенка формируется многогранный собирательный образ предмета

При просмотре телевизора взгляд ребенка сосредоточен на экране, глазные мышцы совершают гораздо меньше движений. При этом в формировании образа участвуют только 2 анализатора: зрение и слух. Остальные каналы получения информации не работают, значит, не развиваются.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Чувственное познание

Если родители разрешают ребенку бесконтрольно смотреть мультики, проводить время за компьютером, то развить его образное мышление будет сложно – современная техника притупляет развитие воображения и фантазии. Способность генерировать собственные идеи при этом снижается.

Внимание! Основа развития ребенка – чувственное познание мира, поэтому отличным примером развития образного мышления в психологии является вовлечение малыша в настольные, сюжетные и подвижные игры. Дети, которые проводят много времени за просмотром мультфильмов, не могут наравне со сверстниками принимать участие в сюжетно-ролевых играх

Кроме того, они испытывают трудности и в других видах детской деятельности: не умеют рисовать на свободную тему, в лепке предпочитают строго следовать инструкции, опасаются проявлять инициативность.

Образное мышление у взрослых

Образное мышление взрослого проявляется в восприятии им окружающей действительности

Этот процесс неразрывно свзязан с вниманием, памятью и воображением

Развитое образное мышление является необходимым условием успешной работы дизайнеров, режиссеров, хореографов, фотографов. Для людей, профессиональный труд которых связан с созданием нового оригинального продукта (модели, спектакля, танца, художественной композиции), генерирование мышлением множества образов является источником вдохновения. Они умеют видеть необычное в обычном, способны разглядеть гениальные задатки ребенка. Профессионального мастерства они достигают за счет высокого уровня развития образного мышления.

Условно можно разделить людей на 3 типа: кинестетик, визуал и аудиал. Для кинестетика в процессе восприятия действительности крайне важны чувственные образы. Чтобы понять суть работы какого-то механизма, ему нужно потрогать его, понажимать кнопки. Аудиал в повседневной жизни чаще опирается на звуки. Визуал ориентируется в ситуации с опорой на зрительные образы и наглядность.

Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.

Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.

Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.

Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.

Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.

Диагностика

Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:

  1. Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.

    Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое.

  2. Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

«Собери картинку» — ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.

«Лишний» — данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.

Значение

Наглядно-образное мышление является платформой для развития более сложных мыслительных операций.

На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления будет основным при решении различных подготовительных задач.

При этом у ребенка развиваются:

  • воображение;
  • пространственное восприятие;
  • логика и построение структурных связей;
  • различные методы оценивания ситуации (исключения, подбора и так далее);
  • способность к представлению без наличия предмета в поле зрения.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Особенное значение этот вид приобретает в творческой реализации, которая также помогает и развить его.

Поэтому если у ребенка обнаруживаются такие склонности, развитие наглядно-образного мышления идет гораздо быстрее, но также стоит и поддерживать этот процесс.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться в детском возрасте и является необходимым этапом развития ребенка. Оно основано на представление образов окружающего мира и формирует более сложные типы мышления.

Также этот вариант мыслительных процессов продолжает использоваться и у взрослого человека, выполняя важную роль «представления» психики о мире, почему необходимо уделять время развитию мышления в детском возрасте.

Проверка наглядно-образного мышления ребенка:

Наша интересная группа Вконтакте:

Образное мышление что такое

Образное мышление – это познавательная активность человека, которая строится на образах. Если ранее человек уже сталкивался с тем или иным образом, то при его изучении нужный материал извлекается из памяти. Если ощущения, полученные от органов чувств, новые, незнакомые, то для формирования образа в процессе их познания человек использует воображение.

С течением времени образы, хранящиеся в памяти, тускнеют. Если человек долго не обращался к тому или иному образу, он затрудняется в определении его точных характеристик. Например, рассказывая внукам о своей первой учительнице, бабушка описывает главные качества, которые значимы для ее профессии в педагогике: требовательная, умная, строгая. При этом, если внуки спрашивают, какого цвета были у нее глаза, она может задуматься, а потом дать краткий ответ: «Карие». Бабушке кажется, что люди с карими глазами отличаются большей строгостью, чем с любым другим цветом глаз. Поэтому она уверена, что именно такого цвета были глаза ее первой учительницы. Хотя образ педагога, хранящийся в ее памяти, может в некоторых характеристиках отличаться от реального внешнего вида женщины.

Внимание! В результате работы образного мышления человек формулирует субъективное умозаключение о предметах или явлениях действительности. Это объясняется индивидуальными особенностями работы органов чувств, разной восприимчивостью людей

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным  ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Почему важно?

Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На данном этапе происходит накопление различных зрительных, осязательных, звуковых отображений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с внешним миром. При мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценивание ситуации. Ребёнок развивает способность представлять объект без наличия его в поле зрения.

Психологи рекомендуют уделять большое внимание развитию наглядно-образного мыслительного акта, потому что этот процесс помогает ребёнку осваивать трёхмерное отображение, пространственное мышление

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Как люди используют образное мышление

Образное мышление помогает человеку. С помощью него он может:

  • Ориентироваться в экстремальных и непредвиденных ситуациях. Представляя проблему в виде визуального образа, человек видит решение.
  • Защитить себя от стресса с помощью релаксации. Чтобы справиться с плохим настроением, можно использовать самый простой способ: закрыть глаза, расслабиться, воскресить в памяти приятные события, помечтать.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Релаксация

  • Жизнь в обществе не может протекать без общения с неприятными людьми. Чтобы не впадать в депрессию после необоснованных обвинений, не расстраиваться из-за чрезмерно придирчивого начальства, существует такой способ: после общения с неприятным человеком надо представить его в нелепой позе или образе какого-то животного. Искусство мысленной трансформации грозного обидчика превращает его в забавного персонажа, так негативные эмоции замещаются снисходительной улыбкой.
  • Визуализированные мечты имеют свойство сбываться. Если индивид четко представил желаемый объект, он будет усердно стараться заполучить его. Визуализированная цель рождает конкретный план по ее достижению.

Важно! Образное мышление наполняет жизнь человека смыслом, яркими красками. Оно становится двигателем самореализации и саморазвития

Значение во взрослом возрасте

Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат. Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.

И в заключение

В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.

В психологии выделяют три этапа формирования мыслительной деятельности, посредством которых решаются основные возрастные задачи, такие как: выполнение практических действий, создание в воображении плана достижения результата и становление понятийного аппарата — это действенное, образное и понятийное виды мышления.

В начальный период обучения (младший и средний школьный возраст) большое значение имеет степень сформированности образного мыслительного процесса – ведь именно он отвечает за создание в голове способов решения задач и плана действий. Однако этот вид мышления не формируется самостоятельно – его основой является активная предметная деятельность, которая реализуется в конструировании, рисовании, сборе-разборе разнообразных предметов и т.п. в младенческом и раннем дошкольном возрасте. В связи с этим, задача родителей проводить со своими детьми различные игры, направленные на развитие наглядно-действенного и впоследствии образного . 

Оцените эту статью:

  • 4.26

Всего голосов: 122

Формирование

Основным видом мозговой деятельности ребёнка является исследование предметов через прикосновение к ним. Малыш тянет к себе игрушку, вертит в руках, пытается раскрыть её, отрывает отдельные детали. В детстве люди считают, что не существует понятий, которые невозможно почувствовать, пощупать, услышать или увидеть. Закрыв ладошками глаза, малыш думает, что он стал незаметен для окружающих.

При обучении счёту в уме ребёнку необходимо использование реальных палочек. Познание окружающей среды осуществляется посредством задействования тонкой моторики. Формирование умения мыслить наглядно-действенно у детей начинается с практических действий, ещё не подчиненных планомерности.

Существует немало интересных методов диагностики такого мышления. Например, методика «Доски Сегена» подходит для маленьких детей. Двухлетним малышам предлагают дощечки с 4 вкладками. Доски из 10 вкладок предназначены для детей более старшего возраста.

Сначала малышу предлагают рассмотреть собранный вариант. Потом вкладки убирают, а ребёнок должен вернуть их на место. Затруднения при выполнении упражнения свидетельствует о невысоком уровне развития данного типа мыслительной деятельности.

Особым достижением младенца является освоение возможности перемещения. Дети овладевают ходьбой и начинают ориентироваться в пространстве. Сразу же расширяется кругозор малыша благодаря знакомству с новыми предметами. Накопленные в этом процессе впечатления являются основой для развития речи малыша. Ребёнок начинает понимать, что у любой вещи есть своё имя.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышленияСодержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления

Наглядно-действенное мышление имеет некоторые возрастные различия.

В младенчестве

Мозговая деятельность младенца напрямую связана с реально-осязаемыми предметами, взаимодействием с ними. До трёх лет мыслительный наглядно-действенный акт является основным типом детского мышления. Формирование способности мыслить происходит через стремление потрогать вещь, лизнуть её, разобрать, соединить детали. В ходе исследовательского акта малыш ломает игрушки и другие предметы. Он хочет понять устройство окружающего мира и его объектов.

В раннем возрасте

Трёхлетний малыш при невозможности достать предмет руками способен залезть на стоящий рядом стул. Опытным путём устанавливаются нежелательные последствия. Формирование умения мысленного решения задач осуществляется с 3 до 5 лет. Таким образом, малыш начинает осваивать наглядно-образное мышление.

У дошкольников

Ребёнок более старшего возраста опирается на собственный опыт и может сконструировать в воображении предварительную картину последствий своих действий. Это означает, что у дошкольников постепенно развивается понятийное восприятие мира.

Содержание понятия «мышление» в психологической науке. наглядно–образное мышление как вид мышления