Навык

Психологическая установка на успех

Еще один из важных факторов успешного обучения – программирование себя на успех. Без этого условия обучение может растянуться на неопределенный срок. Например, вы можете услышать байку от старого спортсмена, который пытался выучить прием, повторяя его 99 раз, и лишь на сотый раз ему удалось выполнить его правильно. Мы говорим о том, что длительная тренировка ведет к успеху. Однако в действительности цель повторений – это закрепление навыка. Во время тренировки происходит заучивание нужных навыков для того, чтобы при выступлении они выполнялись на автомате. Именно поэтому важнейшей ее частью является программирование (или создание психологической установки) на успех.

Идеализация неудач – не самый лучший помощник в этом деле. Возможно, этот старый спортсмен мог потратить на заучивание нового приема в два раза меньше времени, и посвятить остаток дня чему-то еще. Говорят, что постоянные неудачи и способствуют выработке устойчивости к ним и железной воли. Это так, однако выработать нужный навык поражению не под силу. Показатель успеха не может быть стопроцентным, однако он должен быть достаточно высоким. Если выполнить упражнение не получается с нескольких попыток, необходимо снижать темп и отрабатывать этот момент еще раз более детально.

При этом необходимо учитывать уровень сложности задания. Выработать навык можно начиная с более легких упражнений. Учеными установлено, что работа над небольшими заданиями, которые под силу ученикам, способствует более быстрому и эффективному обучению. Когда задание слишком сложное, то процесс обучения становится медленнее.

Автоматизмы и навыки

Действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений, называются навыками. Навыки – вид автоматизмов.

НавыкНо кроме навыков, умений, привычек есть и другие автоматизмы, те, которые даны от рождения или возникают непреднамеренно, как бы сами собой в результате того, что человек постоянно, изо дня в день делает что-то, без чего не может обойтись. Это безусловные и условные рефлексы, умения, сформированные в первый год жизни и очень простые действия.

Навык же это действие, которое из разряда сознательных (требующих участия сознания), переведено в разряд бессознательных (тех, которые выполняются без участия воли, внимания, мышления, памяти).

Действие, первоначально требовавшее усилий и воспринимавшееся как сложное, в результате тренировок и повторений превращается в настолько простое, что его можно делать «на автопилоте», параллельно занимаясь чем-то другим. Сложное, требующее значительных затрат времени и умственных усилий действие, превращается в простое и быстрое. Поэтому люди и стремятся обучиться чему-то настолько хорошо, чтобы выработать навык.

Доведенные до автоматизма действия, первоначально требовавшие сознательных усилий, не только облегчают жизнь человека и экономят его время, но и освобождают сознание для другой полезной или развивающей сознание мыслительной деятельности. Но, к сожалению, возможность наполнять образовывающуюся «пустоту», люди часто не используют.

Так, девушка в совершенстве овладевшая навыком мытья посуды, беседует с сестрой, которая мастерски нарезает овощи, при этом от многозадачности не ухудшится качество ни одного действия, так как на уровне сознания оно только одно – общение, а нарезка овощей и мытье посуды осуществляется автоматически.

Совершенствовать достигнутое

НавыкKaz / Pixabay

Одной из распространённых ошибок многих обучающихся является концентрация всех усилий только на пробелах в знаниях и недочетах

Исследователи в области когнитивистики утверждают: обращать внимание на неудачи гораздо легче, чем концентрироваться на достоинствах

Чтобы достичь успеха на избранном поприще, важно, наоборот, помнить о своих плюсах и меньше думать о недостатках. Тренировать нужно не только новые навыки, но и уже приобретенные – отшлифовка поможет довести их до совершенства

Тренировать нужно не только новые навыки, но и уже приобретенные – отшлифовка поможет довести их до совершенства.

Каждому из нас известны люди, которые делают свое дело с полной отдачей и увлечением. Представьте себе талантливую портниху, которая в течение нескольких дней способна сшить для вас роскошное коктейльное платье. Она работает над своим проектом настолько вдохновенно, что забывает купить несколько метров оборок в магазине, и ей приходится передать это поручение курьеру. Конечно, забывчивость – не лучшее качество, однако, если эта женщина способна создать для вас настоящий шедевр для предстоящего торжества, вряд ли этот недостаток будет существенным.

Помните о том, что есть большая разница между понятиями «хорошая работа» и «верх совершенства». Чтобы достичь высот в своем деле, занимайтесь не только отработкой недочетов, но и шлифовкой уже приобретенных навыков.

Взрослые люди практикуются в чем-либо каждый день. Другой вопрос, приносит ли эта практика результат, делает ли она их жизнь лучше, насыщеннее, результативнее. Не бойтесь внедрять высокие стандарты в свою жизнь – тот, кто пользуется правильными методами и умеет ставить перед собой нужные задачи, непременно вскоре пожнет плоды своей работы.

Еще:

Как справиться с токсичными мыслями?

Как мысли определяют нашу жизнь?

Давайте спорить! Не ради истины, а ради победы! Часть 1.

Про «хочу», «нужно», «должен», или первые шаги к власти над собой

Коротко и по существу — расставляем приоритеты

Как справиться с ударами судьбы: семь правил

5 очевидных истин, раскрывающих наш потенциал

Как избавиться от сожалений?

2 514

Как формируется навык

Навык никогда не бывает врожденным! Он формируется, вырабатывается, отрабатывается в процессе научения, прежде чем превратится в автоматизм.

Человек старательно и зная, зачем ему это нужно, на протяжении длительного времени выполняет одно и то же действие, доводя его до автоматизма – только так формируется навык.

НавыкНавыки бывают разными:

  • двигательными,
  • речевыми,
  • мнемическими,
  • перцептивными (подробнее о навыках восприятия читайте в статье https://ourmind.ru/avtomatizm-vospriyatiya),
  • мыслительными и так далее.

Также навыки различаются по критерию сложности:

  • простые, состоящие из одного действия,
  • сложные, состоящие из нескольких простых.

Чтобы научиться делать что-то на автомате, очень важно понять, что навык – это одно из звеньев цепочки формирования потребности:

интерес –> вера –> знание –> умение –> навык –> привычка –> потребность

Итак, чтобы сформировался навык, нужно:

  1. Заинтересоваться новым действием. Интерес и желание научиться самому у человека чаще всего рождается, когда он видит, что кто-то другой уже обладает неким навыком.
  2. Поверить в себя. Без внутреннего ощущения и понимания того, что получится достичь цели и чему-либо научиться, что это реально и достижимо, не бывает успешного обучения.
  3. Узнать в подробностях как выполняется то или иное действие, сохранить в памяти эту информацию и суметь ее воспроизвести, то есть суметь пересказать как следует выполнять действие.

После того, как человек уверенно сможет сказать: «Я знаю, как это делается, но пока что не умею делать», хорошо бы еще и некоторое время пофантазировать, представляя себя выполняющим действие, прежде чем приступить к практическим упражнениям.

  1. Научиться выполнять действие сознательно. Это наиболее продолжительный этап, собственно обучение, состоящее в основном из продолжительных тренировок.

НавыкНа этом этапе поначалу действие совершается медленно, с большим трудом, неоднократно случаются различные ошибки, человеку нужно постоянно и внимательно следить за всеми своими действиями и контролировать их. Если формируемый навык сложный, без помощи учителя или наставника не обойтись.

Постоянные тренировки, повторения и исправления ошибок со временем приводят к тому, что действие начинает выполняться все увереннее, быстрее и правильнее, а память, внимание и мышление задействуются все реже. Позже начинает получаться не только в заданной изначально и уже привычной ситуации, но и в нестандартной, новой

И наконец, однажды человек понимает, что научился и перевел сознательное действие в разряд автоматизмов.

Итак, чтобы сформировать навык, нужно прилежно тренироваться в выполнении действия или действий, его составляющих. Главное проявить настойчивость, выдержку, силу воли, чтобы не остановиться на полпути и не оставить обучение.

Как правило, простые навыки формируются в течение двух-трех недель ежедневных тренировок.

Главными критериями успешно сформированного навыка являются:

  • высокая скорость выполнения действия/действий,
  • отсутствие постоянного и интенсивного контроля со стороны сознания.

Далее, если навык со временем закрепляется, то превращается в привычку, а привычка при определенных обстоятельствах становится потребностью.

Отработка до автоматизма

Конфуций утверждал, что обучиться чему-либо можно посредством двух способов: понимания смысла, или же многократного повторения. Последний принцип нередко используется в боевых искусствах. Повторение – это самый известный способ запоминания информации. Сюда относится не только заучивание математической формулы или стихотворения. Набор движений, печать «вслепую», и даже уместная эмоциональная реакция – каждый из этих навыков может быть заучен до автоматизма. Считается, что для запоминания простого действия (например, положения клавиш на компьютере), необходимо от 4 до 8 повторов. Чтобы довести движение до автоматизма, требуется до 300 подходов.

Этот принцип известен каждому профессиональному музыканту или спортсмену. Например, в процессе игры в бейсбол мяч достигает базы за ничтожный интервал времени – всего лишь 0,4 сек. Поэтому игрок физически не имеет возможности долго размышлять. Он совершает нужные движения неосознанно, и качественная игра всегда базируется на уже приобретенных привычках. При этом сознательное творчество в процессе игры также возможно лишь в том случае, если уже наработана база автоматических навыков. Действия в процессе исполнения диктуются не только теми автоматизмами, которые уже укоренились в бессознательных слоях психики, но и при помощи развитого умения размышлять и анализировать ситуацию «в полевых условиях». В то время как спортсмен выполняет заученные ранее движения, его мозг имеет возможность свободно анализировать текущую ситуацию, принимать более верное решение.

Данный метод полезен не только для музыкантов, спортсменов, художников или представителей других профессий, в которых требуется развитие определенного навыка. Менеджер по продажам или врач может каждый день уделять время на развитие невозмутимости и спокойствия. Такая реакция будет успокаивать разбушевавшихся клиентов или испуганных услышанным диагнозом больных, а также поможет самому специалисту принять правильное решение в той или иной ситуации.

Итак, подытожим принципы, по которым работает метод повторения:

НавыкDasWortgewand / Pixabay

  • Упорно отрабатывайте навыки до такого уровня, когда вы сможете пользоваться ими автоматически и одновременно оценивать текущую ситуацию. Главный принцип заключается в повторениях и попутной коррекции при необходимости;
  • Постепенно наслаивайте одни заученные навыки на другие;
  • Используйте позитивное подкрепление при правильно выполненном повторении. Например, хвалите сами себя, когда у вас получается запомнить употребление падежа в иностранном языке, или необходимую последовательность движений танца;
  • Существует ошибочное мнение о том, что до автоматизма может быть заучен только простой навык. Сначала посвятите время тренировке простых навыков, а затем начните отрабатывать усложненные.

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

НавыкНавыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать — ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние, такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

НавыкКогда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным.

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует, превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

Ждем Вашей оценки