Психологически не готов к школе

Ты что, тупая?

Беседую с дочкой подруги, ученицей 7 класса.
— Настя, тебе нравится учиться в школе?
— Нет, — поморщив очаровательный носик, ответила умная девочка, с хорошим ученическим потенциалом.
— Почему? Неужели тебе не нравится узнавать что-то новое? Ведь это интересно.
— Нам мало рассказывают нового. Только то, что написано в учебнике.

Если задаешь вопрос по новому материалу, отказываются повторно объяснить, если мы не поняли. Они сразу  говорят : «Ты что тупая?» Поэтому мы не понимаем материал и дома либо занимаемся с репетиторами, либо получаем за контрольные двойки. Я хочу уйти в другую школу, где училась мама. Там не обзывают учеников. 
В разговор вступает мама: 
— Когда я рассказала коллегам на работе, что учителя оскорбляют детей, они удивленно посмотрели на меня и сказали: «И что такого? Это нормально. Это везде так». Я была удивлена.

Не нравится учитель

Личность педагога, его стиль общения сильно влияет на отношение ребенка к школе

Вряд ли школьник будет с желанием идти на урок, если там директивный преподаватель, который любит заострять внимание на недостатках и слабостях детей, если оценивает не поступок, а личность. Сравните: можно сказать ученику: «Ты невнимательный, несобранный, болтливый»

А можно сделать замечание в другой форме: «Ты сегодня допустил много ошибок». Преподаватель не должен сравнивать детей, быть непоследовательным в своих действиях. Кроме того, педагогические ошибки могут отразиться на психологическом состоянии впечатлительного ребенка: появится неуверенность в себе, страх публичных выступлений.

Что делать? Своего ребенка слушать внимательно и узнать мнение учителя

Важно быть объективным в этот момент, потому что дети могут приукрасить ситуацию или подать ее с учетом своей выгоды. А низвергнув авторитет педагога, родители окажут медвежью услугу своему отпрыску

Поэтому будьте аккуратным с выводами.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Уважение в студию

В одной из статей Педсовета обсуждали «домашний климат в школе».  И я подумала, а что это такое по своей сути? Дом – это то место, где мы чувствуем себя защищенным, любимым. Я думаю, что домашний климат  человек должен ощущать везде, потому что это чувство душевного комфорта, безопасности , уважения. Мы все этого заслуживаем в любом месте, где бы мы ни находились. Именно поэтому, когда мы посещаем места типа ЖКХ, где нам могут нахамить, мы подсознательно уже не любим эти походы. 

Но ЖКХ — это мой выбор: хочу — иду сам, хочу — кого-то отправлю. А вот школа — это учреждение,  обязательное для посещения всеми с 7 лет и до получения среднего образования. Дети оказываются заложниками всех экспериментов сверху и всех, под чье «крыло» они попадают.
Неоднократно я слышала от коллег слова: «За мою зарплату я вообще ничего не должен». И  агрессия, рожденная недовольством государственной политикой в сфере образования, перебрасывается на учеников. 

Да, наша зарплата нас не особо радует, но в отличие от детей, которые вынуждены посещать эти стены, работа в школе —  наш выбор. Если нас не устраивает зарплата, то мы в любой момент можем  уволиться. Но коль мы здесь, то наше право и обязанность — уважительно относиться к тем, кого мы учим «разумному, доброму, вечному».

Можно долго и безрезультатно обсуждать все проблемы, связанные с образованием. Но они ничего не стоят, если наши ученики, придя в школу, не получают  радости  если не познания, то хотя бы от процесса общения с умными, интересными, воспитанными взрослыми людьми, которые могут научить не только предмету, но и жизни.

7 важных признаков, при которых нужно обращаться к специалистам

  • Расстройство питания. Проблемы с пищеварением. Ребенок ничего не ест или, наоборот, ест очень много, не чувствует насыщения. Ребенок испытывает боли в животе.
  • Расстройство сна, когда ребенок по непонятной причине долго не может уснуть, не спит полночи, боится засыпать, не выключает свет, просыпается посреди ночи, не высыпается, кричит, плачет во сне.
  • Ребенок постоянно устает, жалуется на физическое состояние, головную боль.
  • Ребенок никуда не хочет, не получает удовольствия от тех занятий, которые раньше приносили радость, замыкается в себе при том, что обычно он общителен.
  • Ребенок начинает пренебрежительно относиться к своей внешности: неопрятность в одежде в течение нескольких дней, особенно у подростков.
  • У ребенка наблюдается ухудшение концентрации внимания в школе, и дома он не может начать делать уроки.
  • Ребенок становится вспыльчивым и раздражительным без причины, у него появляются частые гневные реакции по незначительным поводам.

Это наиболее заметные нарушения в состоянии и поведении ребенка, которые могут вызывать тревогу у родителей. Но внимательные родители настроены на своего ребенка. Они сразу видят отклонения в его обычном поведении и состоянии. Ко мне нередко приходят родители просто с рассказом: «С моим ребенком что-то не так. Он как-то изменился». То есть родители чувствуют неблагополучие на интуитивном уровне, пусть даже не могут сформулировать, объяснить, в чем дело.

Если психолог говорит, что стоит показаться невропатологу или психиатру, не надо паниковать, игнорировать рекомендацию специалиста. В этом вопросе лучше перестраховаться, пойти на прием к врачу и исключить заболевание или вовремя начать лечение. В случае, если проблема психологического характера, то стоит пройти весь курс консультаций психолога, не ограничиваясь одним посещением для спокойствия родителя. Это банальная, всем известная истина, но здоровье и благополучие наших детей зависит от нас, родителей, пока они не могут позаботиться о себе сами. Никакой специалист, учитель, воспитатель, врач, психолог не сможет помочь нашему ребенку справиться с проблемой, если мы сами будем бездействовать.

Травля и буллинг

К сожалению, всегда есть ученики, отвергаемые классом. Детский коллектив довольно категоричный и жестокий. Если кто-то выделяется и не такой, как все остальные (замкнутый, имеет выраженные проблемы со здоровьем), его могут невзлюбить. Иногда ребенка не замечают, а иногда объявляют бойкот, показывая негативное враждебное отношение. Это «изгою» тяжело переносить, каждый день приходится решать коммуникативные задачи, которые в силу возраста подросткам не под силу. Учителя частенько предпочитают ситуацию игнорировать, делая вид, что проблемы не существует. А в самых тяжелых случая — поддерживать травлю.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3

Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение»

Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

Беатрис Коппер-Руае (Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Ребенку скучно

Это огромная проблема современных детей. Когда малыш знакомится с окружающим его миром, им подсознательно движет познавательная мотивация. Вспомните, с каким любопытством дети изучают все вокруг: рассматривают, примеряют на себя, трогают, пробуют на вкус. Но с началом школьного обучения природное любопытство, как правило, снижается. Влияет и выбор учебных дисциплин, и методика преподавания. Например, в начальной школе дети легче воспринимают информацию в игровой форме, а традиционные 40-минутные уроки им скучны. Поэтому ребятишки начинают отвлекаться, хуже усваивают материал. Еще один фактор — в школах нет индивидуального подхода к ребенку, программа рассчитана на среднего ученика. Поэтому на уроках кто-то скучает, а кто-то не успевает.

Конфликты с учителями

Не всегда детское хамство и наглость могут служить поводом для ненависти со стороны преподавателей. К сожалению, дети имеют право на выражение своего мнения в стенах школы, что нередко проявляется обычным хамством. Бывают сложности в отношениях с преподавателями. Есть учителя, которые готовы исправлять свои ошибки и общаться с детьми, но встречаются и другие, старающиеся максимально испортить жизнь смелому умнику

Здесь важно помнить одно золотое правило: если вы не доверяете вашему ребенку и не прислушиваетесь к нему, то никто этого делать не будет. Прежде чем обвинять чадо в нежелании посещать школу, попробуйте узнать его точку зрения, предварительно выслушав

Психологически не готов к школе

Разбираемся в причинах

Участвуйте в жизни вашего малыша до тех пор, пока он не научится принимать самостоятельные решения. Умейте дружить, но оставайтесь в первую очередь отцом или матерью. Если ваше чадо не хочет идти в школу, то не стоит закрывать на это глаза и обвинять в этом малыша: нужно найти проблему и искоренить ее.

  • Во-первых, говорите с ребенком. Обсуждайте, как прошел его день, расспросите о новых друзьях и об учителях. Ваша задача — следить за реакцией малыша: блеск в глазах, радостная улыбка, уставший вид, уклончивые ответы — каждая деталь важна, ведь она скрывает душевное состояние ребенка. Это правило касается не только первоклассников. Внимательный родитель проявляет инициативу и участвует в жизни своего чада с раннего детства и тогда не сталкивается с обманом или скрытным поведением ребенка-подростка.
  • Во-вторых, проанализируйте учебный день ребенка. Причина отказа от школы может лежать на поверхности: у малыша слишком много занятий и плотный график. Не старайтесь записать ваше чадо во всевозможные кружки и курсы. Если он не будет посещать хореографию или учить третий иностранный язык, то это вовсе не означает, что ребенок вырастет глупым и неразвитым. Запомните! Дети всегда выбирают занятия им по душе, иногда за ними достаточно лишь наблюдать и помочь им направить свою энергию в нужное русло.

Психологически не готов к школе

Перезагрузка от перегрузки

Вторая возможная причина, с которой сталкиваются родители и дети — перегрузки в школах, связанные с усложнением программ, переизбытком заданий и высокими требованиями даже к поступлению в школу. За последние примерно 17 лет в школьной системе многое изменилось, учебные планы в разных школах стали сильно отличаться. Появилось много частных школ, гимназий со специализированными программами

Если для родителей очень важно, чтобы ребенок учился именно в этой школе, например, потому, что она считается лучшей и вызывает уважение значимого для родителей социального окружения, то фраза, с которой они обращаются к психологу, звучит примерно так: «Мы менять школу точно не будем, и не уговаривайте — сделайте что-нибудь с ребенком, чтобы он успевал здесь». В этом случае можно выяснить, почему важна именно эта школа, какие там нагрузки и с чем не справляется ребенок

Задача психолога — помочь родителям увидеть и принять своего ребенка со всеми его возможностями и ограничениями. Для этого может понадобиться комплексная работа: нейропсихолога, психолога, также могут быть необходимы консультации невролога и психиатра. Все это создаст полную картину происходящего и позволит родителям, уже владея информацией, принимать решение.

Подростковый возраст

Самый сложный период взросления. Родителям можно пожелать только терпения и мудрости, потому что привычные методы воспитания в это время окажутся бесполезными. В один прекрасный день мама вдруг узнает, что ее прилежная дочь или послушный сын в школу пошел, но на уроках не был. Или утром ребенок спит, объясняя, что уроки отменили (перенесли на другой час или день, наступили каникулы). Подросток стал взрослым, а значит, решения принимает сам и взрослые ему не указ — это логика подростка. Еще один показатель, довольно естественный, — снижается успеваемость. Бывает от того, что в классе не принято учиться хорошо, активно работать на уроке, быть «ботаником», и ведомые дети следуют этому «правилу».

Поговори с ним

Подростковый возраст называют переходным, и это неслучайно: происходит переход от детства к юности и затем к этапу взросления. А тут еще окончание школы, выбор профессии… Потому-то уровень тревоги на этом этапе и у подростка, и у родителей повышается. И вот до выпуска всего ничего, а великовозрастное чадо в ус не дует и школу прогуливает. Или посещает, но без энтузиазма — просто отбывает часы.

Нежелание учиться — проверенное средство заставить родителей обратить внимание на подростка. Иногда он так выражает свой протест против того, что папа и мама говорят с ним только об учебе, как будто в жизни ничего другого нет

В психологической группе для подростков 13–14 лет, которую я вела, я задала одному юноше вопрос: «Говорят ли с тобой родители не только об учебе, а еще о том, о чем ты думаешь, размышляешь, что для тебя важно?» Он ответил: «Да, этот вопрос они часто задают, только другим тоном: о чем ты вообще думаешь?! На носу экзамены!»

Родителям страшно. Ребенку плохо. Помощь нужна и ему, и взрослым. Им нужно справиться с вполне обоснованными тревогами по поводу экзаменов и будущего своего ребенка. А ему — постепенно отделяться от родителей и брать на себя ответственность за свою учебу. Чтобы наладить диалог и понимание, психологам придется работать с обеими сторонами параллельно и лишь потом устраивать им встречу.

Когда нужен психиатр

Если мы говорим о нарушениях в поведении, в школьной успеваемости ребенка, существуют проблемы у детей, разрешение которых – уже в компетенции не психолога, а психиатра. Особенно внимательными нужно быть тем родителям, у которых в роду, в семье есть психические заболевания, в кризисные периоды развития личности ребенка: в семь лет, в начале подросткового возраста, когда с детьми в их физическом и психическом развитии происходят значительные изменения.

Существуют различия между проявлениями психического заболевания и реакцией психики и организма ребенка на стресс, сверхнагрузки, последствия соматических заболеваний. Но не всегда это могут увидеть и понять родители, и, если что-то их тревожит в состоянии, поведении ребенка, надо обращаться и к психологу и к психиатру.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент.  В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.Решение: Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием.  Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение: Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы. При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь. Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Чем занимаются школьные психологи

Для разрешения конфликтных, проблемных школьных ситуаций между детьми, между учителем и учеником, учителем и родителями нужен психолог. Школьный психолог не должен заниматься бесконечной диагностикой, которую от него требуют из года в год, он должен заниматься именно разрешением подобных проблем.

Точнее, нужен консультационный кабинет в школе, в который мог бы прийти ребенок и рассказать о своей проблеме. Если у ребенка не хватает решительности, храбрости для того, чтобы пойти к психологу, а проблема очевидна, его к нему может направить учитель или родители могут записаться с ребенком на консультацию. Ребенок должен быть в поле зрения не только учителя, не только классного руководителя, но и школьного психолога. Психолог – это посредник и между учителями и родителями, который в школе мог бы помогать разрешать проблемные ситуации.

Но сейчас школьных психологов, наоборот, сокращают.

Один-два психолога на целое объединение – на несколько школ, детских садов. В таких условиях специалист вообще не может консультировать, он успевает только бумажки писать.

А работать надо и с детьми, и с родителями. Хотя с потенциальными родителями надо начинать работать еще до того, как у них родились дети.

Ребенок не хочет в школу: что делать

Прежде всего, разговаривать. Вы должны проявлять интерес не ради «галочки», а ради понимания вашего чада. Дети чувствуют безразличие со стороны родителей, и чем старше они становятся, тем сложнее получить их доверие. Как правило, они закрываются в своем внутреннем мире, ограждая себя от проблем. Справиться в одиночку со сложностями невозможно, поэтому проявляется агрессия, злоба и апатия. Отталкивая ребенка от себя, вы показываете ему дорогу в мир ненависти и недопонимания.
Устали слышать привычную фразу — «не хочу в школу»? Поменяйте режим вашего ребенка
Обратите внимание на его питание, состояние здоровья, на количество учебных часов и дополнительных кружков. Иногда ваш ребенок может банально устать, переутомиться
В этом случае несколько лишних выходных не помешают.
Будьте терпимее. Не давите на своего ребенка, не стройте на него планы и не возлагайте ложных надежд, не пытайтесь его равнять под свой статус и положение

Сын или дочка — неважно, ведь все дети уникальны по-своему. Манипуляциями и унижениями вы сможете нанести вред психике ребенка и подавить его развивающуюся личность.
Мотивируйте и стимулируйте

«Не хочу идти в школу, потому что там скучно,» — это одна из распространенных причин отказа. Вы — родитель и как никто должны обращать внимание на современную систему образования. Мнения детей не учитываются, их заставляют выучивать наизусть целые страницы, содержания которых они даже не понимают. Вы как главенствующий член семьи, мудрый и рассудительный, должны объяснить ребенку, что школа — это не каторга, и она необходима в рамках закона, но не более. Расспросите, какие предметы интересны вашему чаду, а какие вызывают недоумение и отвращение. Если нужна помощь, то смело нанимайте репетитора и помогайте подтянуть знания малыша.

Если ребенок не проявляет математических способностей, но с радостью читает литературу на трех языках, то перестаньте оказывать давление и дайте возможность направить энергию в нужное русло. Оценки — это не главное, потому не стоит наказывать детей из-за плохих отметок. А от лишней «тройки» еще ни один человек не пострадал. Интересный факт, но даже Альберт Эйнштейн и Чарльз Дарвин не были круглыми отличниками, а некоторые предметы для них были безразличны.

Психологически не готов к школе

Давая свободу ребенку, вы перестанете слышать ненавистную фразу «не хочу в школу!». Запомните! Мышление, характер и поведение чада формируются только исходя из окружающей обстановки, атмосферы в семье и инициативы родителей. Вы не должны стремиться сделать из вашего ребенка того, кем не стали вы. Главная задача — помочь ему взрастить в себе развитую личность. Выполняя все вышеперечисленные правила, вы заметите, как малыш перестал кричать о том, что он не хочет ходить в школу.