Принцип «не навреди» в психиатрии

Не навреди гиппократ латынь. Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» — описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы — косская и книдская

Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома , в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания

Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения « Не навреди ».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи ( греч. χολή , холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком .
  • Преобладание слизи ( греч. φλέγμα , флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком .
  • Преобладание крови ( лат.   sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи ( греч. μέλαινα χολή , мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом .

Primum non nocere

Non-maleficence , which is derived from the maxim, is one of the principal precepts of bioethics that all medical students are taught in school and is a fundamental principle throughout the world. Another way to state it is that, «given an existing problem, it may be better not to do something, or even to do nothing, than to risk causing more harm than good.» It reminds physicians to consider the possible harm that any intervention might do. It is invoked when debating the use of an intervention that carries an obvious risk of harm but a less certain chance of benefit.

Non-maleficence is often contrasted with its corollary , beneficence .

Origin

The origin of the phrase is uncertain. The Hippocratic Oath includes the promise «to abstain from doing harm» ( Greek : ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν ) but does not include the precise phrase. Perhaps the closest approximation in the Hippocratic Corpus is in Epidemics :»The physician must … have two special objects in view with regard to disease, namely, to do good or to do no harm» (book I, sect. 11, trans. Adams, Greek : ἀσκέειν, περὶ τὰ νουσήματα, δύο, ὠφελέειν, ἢ μὴ βλάπτειν ).

According to Gonzalo Herranz, Professor of Medical Ethics at the University of Navarre, Primum non nocere was introduced into American and British medical culture by Worthington Hooker in his 1847 book Physician and Patient . Hooker attributed it to the Parisian pathologist and clinician Auguste François Chomel (1788–1858), the successor of Laennec in the chair of medical pathology, and the preceptor of Pierre Louis . Apparently, the axiom was part of Chomel’s oral teaching. who, on pages 288-289, says «The golden axiom of Chomel, that it is only the second law of therapeutics to do good, its first law being this – not to do harm – is gradually finding its way into the medical mind, preventing an incalculable amount of positive ill.”

However, Hooker used neither the specific expression, nor the traditional Latin phrase. A detailed investigation of the origins of the aphorism was reported by the clinical pharmacologist Cedric M. Smith in the April 2005 issue of The Journal of Clinical Pharmacology .It addresses the questions of the origin and chronology of appearance of the maxim. Rather than being of ancient origin as usually assumed, the specific expression, and its even more distinctive associated Latin phrase, has been traced back to an attribution to Thomas Sydenham (1624–1689) in a book by Thomas Inman (1860), Foundation for a New Theory and Practice of Medicine . Inman’s book and his attribution wereby an author who signed simply as «H. H.» in The American Journal of the Medical Sciences , also in 1860.An American surgeon, L. A. Stimson, used the expression in 1879 and again in 1906 (in the same journal). That it was in common use by the 20th century is apparent from later mentions, such as by the prominent obstetrician J. Whitridge Williams in 1911, as well as detailed discussion of its use in a popular book authored by Dr. Morris Fishbein , editor of The Journal of the American Medical Association in 1930.

Предисловие

Серьезно заболев и очутившись в больнице, мы, терзаемые страхом за свое будущее в ожидании пугающей операции, вынуждены полностью довериться лечащим врачам – по крайней мере, если этого не сделать, жить станет намного сложнее. Неудивительно, что мы нередко верим в сверхчеловеческие способности медиков: это отличный способ преодолеть страхи. Если операция проходит успешно, то хирург – настоящий герой, если же нет – то он преступник.

Действительность, разумеется, совершенно отличается от подобных представлений. Врачи – обычные люди, такие же как и все остальные. Многое из того, что происходит в больницах, зависит от случайностей – как счастливых, так и не очень. Будет ли исход операции удачным или нет, зачастую мало зависит от врачей

Знать, когда операцию проводить не стоит, не менее важно, чем уметь оперировать, и приобрести этот навык гораздо сложнее

Жизнь нейрохирурга нельзя назвать скучной, и порой она приносит глубочайшее внутреннее удовлетворение, однако за это надо платить. Никто не застрахован от ошибок, и в конечном счете приходится жить с осознанием их последствий. Нужно учиться объективно оценивать то, что видишь, стараясь при этом не потерять человечность. В историях, приведенных в данной книге, рассказывается о моих попытках – иногда неудачных – найти золотую середину между необходимой отчужденностью и эмпатией, которой требует профессия хирурга, золотую середину между надеждой и реалистичным взглядом на вещи. Я ни в коем случае не хочу подорвать веру людей в нейрохирургов или, если уж на то пошло, во врачей в целом, но надеюсь, что моя книга поможет понять, с какими трудностями – зачастую не технического характера, а связанными с человеческим фактором – нам приходится сталкиваться.

Цена ошибки

В позиции пристального внимания к каждой своей профессиональной ошибке содержится глубочайший духовный и этический смысл. Эгоистические стремления скрыть, утаить, оправдать себя в каждом конкретном случае попирают совесть, что влечет за собой потерю ориентации в том, что мы должны делать, но не делаем, в том, что мы не должны делать, но делаем. Именно поэтому эгоистические инстинкты должны оцениваться ниже морально-нравственной целесообразности. Такая этическая позиция, с точки зрения Пирогова, может в какой-то степени искупить случающиеся просчеты в медицинской работе, ведь иногда ценой врачебной ошибки бывает человеческая жизнь.

Признавая врачебные ошибки, Н.И.Пирогов выступал против этической капитуляции, против признания безысходности последствий этих ошибок, считая это безнравственным и недостойным высокого призвания врача. «Пусть же каждый из нас решит с убеждением этот столбовой вопрос жизни: жить совершенствуясь». Оптимистическая, жизнеутверждающая этика Пирогова не примиряется со злом врачебных ошибок. Врач, и как человек, и как профессионал, призван к совершенствованию, он должен извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая свой собственный профессиональный опыт и совокупный опыт медицины. Лишь такая жизненная позиция может возместить (искупить) «зло врачебных ошибок». Способность жертвовать своими эгоистическими интересами, быть честным перед самим собой и людьми Пирогов рассматривал не как героизм и исключительность, а как профессиональную этическую норму врача. Только беспристрастная самокритика, раскаяние и борьба со своими ошибками могут стать адекватной расплатой за их высокую цену.

Не навреди… Не навреди этой книгой. Книга-изнанка

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    500 рублей

Привет всем читателям IRека! А также книголюбом.

Справка обо мне. Из книжной литературы я предпочитаю научпоп, поэтому в моей библиотеке книги нельзя найти женских дорожных романов)

Нашумевшую книгу Генри Марша «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии» я приобрела далеко не сразу, несмотря на восторженные отзывы и медицинскую тематику, которая меня особенно цепляет. Почему? -На обложке фото нейрохирурга такое уставше-мысляще-извиняюще-смиренное, такое нешаблонное (холенное с голивудской улыбкой), но однако человечное, жизненное. Видно сразу — этот человек не станет привирать и его книга может оказаться тяжелым профессиональным откровением. Так оно и оказалось.

Генри Марш «Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии»

Покупая эту книгу, к ней надо быть морально готовым.

И вот основные три аргумента почему:

1) Это не вечернее легкое чтиво

2) В книге каждая глава посвящена тому или иному заболеванию

3) Нейрохирургия самая сложная отрасль медицины

А теперь кратко об авторе и о самой книге.

Генри Марш является ведущим британским нейрохирургом. Он помогает развитию нейрохирургической помощи в Украине и Непале. Получил награду Королевской медицинской школы.

Как я ранее упомянула, в книге каждая глава посвящена тому или иному заболеванию.

Но несмотря на такие отталкивающие названия диагнозов, книга написана доступным человеческим языком и не является медицинским пособием. Это книга-откровение человека, который прошел такой огромный путь в наисложнейшей отрасли медицины. В ней нейрохирург позволяет себе свободно говорить о наболевшем, говорить то, что непозволительно для врача, но о чем трудно молчать человеку.

Эта книга о том, как сложно быть врачом и человеком одновременно, ведь пациенты ошибочно и слепо видят (хотят видеть) во враче всемогущего бога.

Эта книга о тяжелых буднях нейрохирурга, его внутренних переживаниях, мыслях, проблемах, работе и семье.

Эта книга, где Марш не дает нам точного описания операций, но четко дает понять, что исход даже самых простых из них, зависит не только от профессионализма хирурга, но и от банального случая.

Эта книга, как бы не хотелось читателю, населена плачевными и фатальными историями, тем самым раскрывая правду жизни и ужасающую статистику неудачных операций.

Эта книга о тяжелом грузе врачебного выбора. Ведь операция — не всегда правильное решение. И порой, лучше дать человеку спокойно умереть, чем оставить жить, уподобив растению.

Эта книга об ошибках. О поломанных судьбах. О невозможности что-либо исправить. О тяжком моральном грузе, который лишь тяготеет с годами.

Эта книга о том, как сложно вновь поверить в себя и продолжать деятельность после профессиональных ошибок.

Эта книга о том, как несовершенна нейрохирургия на сегодняшний момент и медицинское обслуживание в целом.

Эта книга о смерти. Особенно о смерти.

Книга достаточно тяжелая. Морально. Читать такое на вечер не рекомендую. Особенно впечатлительным людям. Не рекомендую читать эту людям, которые имеют заболевания мозга, поскольку эта книга не только не несет поддержки, она убивает надежду. После прочтения остается долгий-долгий неприятный осадок. Второй раз взять в руки нет желания. Разве чтобы для того, чтобы спрятать от глаз подальше дабы по прежнему верить розовым очкам и в светлую медицину. Да, правда режет глаза, но все же лучше ее знать, чем быть в шорах. Книга двоякая. С одной стороны возникает эффект лопнувшего мыльного пузыря, с другой — благодарность. Благодарность за такое откровение.

А вот несколько цитат из книги.

Читать или нет — конечно решать только вам. Но все же назову эту книгу сложным, шикарным, жизненным, тяжелым бестселлером 18 года, режущим сердце без ножа.

Что касается самой книги, ее исполнения, то тут все на 5+: и твердая обложка, белоснежные плотные листы, читабельный шрифт, приятный запах.

÷÷÷÷÷ ПОСЛЕСЛОВИЕ÷÷÷÷÷÷

Если вам был полезен мой отзыв или просто понравился — поставьте Лайк

Читайте еще:

Достоинства

  • имеет реальные события в основе
  • интересная
  • легко читается
  • развивающая и глубокая
  • содержит размышления о жизни и смерти

Недостатки

  • не подходит мнительным людям или ипохондрикам
  • недостаточно подробностей
  • раскрыта довольно тяжёлая тема
  • тематика может отпугнуть

Генриетта Нарышкинарекомендует

Цель книг учения

Цель таких книг, как книги Алисы Бейли или учения «Агни Йога», состоит не только в том, чтобы послужить академическими учебниками по взаимосвязям и структурам, которые многим людям очень трудно понять и запомнить (хотя знать их — важно). Мастер ДК книгами Алисы Бейли пытается пробудить интуицию

Он старается донести до наших умов те идеи, что над нами как Душами есть сферы бытия, знания, понимания, которых мы пока еще не осознаем. С помощью этих идей Мастер ДК старается пробудить нашу интуицию, наше вдохновение, дар нашего стремления к идеалу. И эти идеи действительно вдохновляют нас.

В процессе развития побуждается стремление к более высоким уровням понимания. Если мы оглянемся назад, на другие стадии своего Просвещения, мы увидим, что именно это и происходит. После того, как мы прочли много произведений Мастера ДК, нас наполнило чувство просветления. Мы внутренне выросли. Стало, в полном смысле слова, больше света, расширился окружающий мир, шире стала космическая перспектива. Мы осознали, что в космосе существует гораздо больше возможностей, в том числе — для нас как части космоса. Прежде всего, применяя нижний ум, мы сложили все эти явления вместе. Мы обдумали их с помощью чистого разума. Именно тем путем, каким они были написаны, на основе указанного ДК факта, что нижний ум на самом деле не может это ухватить и осмыслить. Он призывал к интуиции. Путь общения между Душами — интуиция. Она просветляет, и мы внезапно осознаем то, чего раньше никак не могли понять.

Сознание растет стремлением к тому, что находится за его пределами. Но мы слишком ленивы. Это трудный путь, вот почему путь эволюции долгий, медленный, требующий напряжения. Путь вперед — поистине путь самоотречения. Самоотречение — синоним отстраненности. Майтрейя применяет слово «отстраненность». Я еще ни разу не заметил, чтобы Он применял слово «отречение», всегда только «отстраненность». Но это одно и то же. Путь эволюции есть путь отречения, путь отстранения себя от смертной личности. Сам процесс, метод отречения — отстраненность. Как мы развиваемся? Какова подлинная сущность пути? Мы не можем просто сидеть и внушать самому себе: «Сегодня я собираюсь победить эмоциональное тело. Я собираюсь продемонстрировать свою власть над умственным телом. Как мне это сделать? Ах да, дэвы! Я должен подчинить дэвов! Где моя плетка?» В прежние времена так и поступали. Добропорядочные семьянины, христиане, во время каждого поста доставали свои плети и маршировали через город, хлеща ими сами себя. То, что они на самом деле пытались сделать — это подчинить своей воле физических элементалов. Мало кто из них знал, что всякий раз, как они поражают одного элементала, на его месте вырастают два новых! Существует более быстрый путь, путь отстраненности.

Принцип не навреди кратко. Модель Гиппократа. Принцип «Не навреди»

Гиппократа называют «отцом медицины» неслучайно: моральные принципы врачевания Гиппократа, изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», были исторически первой формой врачебной этики.

Принцип «Не навреди» зафиксирован в «Клятве Гиппократа» (см. приложение). Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом медицинской деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.

В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическом (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом и правовом (неразглашение врачебной тайны), нравственном (уважение и благодарность своим учителям, коллегам).

Тем не менее, риск ошибки существует всегда. Вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника, может быть намеренным и ненамеренным. О намеренном вреде говорят в случаях как преступного (со злым умыслом) причинения вреда, так и тогда, когда по медицинским показаниям вред объективно необходим (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы.

Но как определить, что является вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника? В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту:

1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Этот вид вреда относится к наиболее тяжким проступкам медицинского работника и влечет за собой не только моральное осуждение, но и административный санкции, а в ряде случаев и уголовное наказание.

2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания.

3. Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания.

4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания.

Информация о прогнозе заболевания может выступать в качестве источника вреда. В данном случае вред может быть причинен как утаиванием информации, так и правдивым ее сообщением.

С одной стороны, обманывая кого-либо, мы тем самым наносим ему вред, поскольку унижаем его достоинство. С другой стороны, человек, обладающий недостаточной или неверной информацией, может невольно причинить ущерб и себе, и окружающим. Кроме этого, правдивая информация без учета эмоционального состояния больного, также может принести ему вред, особенно в случае диагнозов смертельно опасного заболевания.

Соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики.

В соответствии с этим принципом сформировали представления о враче как человеке, который в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских работников.

Биоэтика, возникшая около 20 лет назад, явилась ответом на так называемые “проблемные ситуации” в современной клинической практике. Широкое обсуждение “проблемных ситуаций” в современном обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине. В связи с последним обстоятельством некоторые основополагающие проблемы биоэтики оказались исключительно близки по содержанию морально-этическим дилеммам, возникающим при оказании медицинской помощи.

Прежде всего не навреди

Прежде всего не навреди

Медики знали о ятрогении по меньшей мере с IV века до н. э. Primum non nocere – «прежде всего не навреди» – это первый принцип медицины, приписываемый Гиппократу и включенный в текст так называемой клятвы Гиппократа, которую любой врач дает в день получения диплома. Понадобилось 2400 лет, чтобы медицина начала должным образом проводить эту блестящую идею в жизнь. Несмотря на бесконечные причитания «non nocere», термин «ятрогения» вошел в обиход очень, очень поздно, всего несколько десятков лет назад, – после того, как врачи нанесли миру огромный ущерб. Я сам не знал, что это явление называется особым словом, пока меня не просветил писатель Брайан Эпплярд (до того я говорил о «вредных ненамеренных побочных эффектах»). Давайте теперь оставим медицину (чтобы вернуться к ней через десяток глав) и перенесем концепцию ятрогении на другие сферы жизни. Так как невмешательство не влечет за собой никакой ятрогении, источник вреда – это отрицание антихрупкости вплоть до теории, по которой без нас, людей, мир не будет вертеться так, как должен.

Показать, что явление ятрогении универсально, – задача непростая. Понятие «ятрогения» никогда не употребляется вне медицинского контекста (а медицина, повторю, оказалась не самым способным учеником). Однако, как и в случае с синим цветом, когда появляется слово для обозначения чего-либо, указать на явление уже легче. Мы внедрим понятие ятрогении в политологию, экономику, градостроительство, образование и другие области. Я пытался дискутировать с консультантами и учеными, специалистами в этих областях, и никто из них не понимал, о чем я говорю, и не считал, что сам он может быть потенциальным источником опасности. Когда вы относитесь к таким людям со скепсисом, они обычно говорят, что вы – «противник научного прогресса».

При всем при том понимание ятрогении прослеживается в некоторых религиозных текстах. Коран упоминает «тех, что неправедны, но при этом считают себя праведниками».

Подытожим: если мы видим наивное вмешательство, да и любое вмешательство, без ятрогении не обойдется.

Моральные принципы и неизбежная реальность

К сожалению, обязательство «не навреди» в клятве Гиппократа носило характер короткой декларации и не содержало теоретического обоснования и объяснения его сути. Эту задачу в свое время решает Н.И.Пирогов. Он раскрывает сущность принципа «не навреди» через анализ такого феномена медицинской практики, как «врачебная ошибка» Знаменитый хирург вскрывает непосредственную связь моральных оснований принципа «не навреди» с такой неизбежной реальностью медицинской практики, как «врачебная ошибка».

Докторская диссертация Пирогова «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством», подготовленная им в 1831 году, была посвящена разбору операции с летальным исходом, описанной знаменитым английским врачом Астли Купером. В диссертации были приведены доказательства того, что смерть пациента в ходе операции была следствием не болезни, а результатом самой операции, неверно проведенной хирургом. Купер по принятой тогда методике пережал один из сосудов, чтобы прекратить кровоснабжение злокачественного образования. Пирогов на основе проведенных многочисленных экспериментов на животных доказал, что по этому сосуду кровь поступала в жизненно важные органы и зажим надо было делать в другом месте.

Ошибка Астли Купера стала для Пирогова научным фактом-признанием необходимости методологического разбора и анализа ошибок для развития медицинской науки, доказательством необходимости не только «обучения на чужих ошибках», но и признания каждым врачом своих ошибок.

Пирогов последовательно реализует свою этическую позицию в статьях журнала «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» — в 1837 г. в первом издании, в 1839 г. во втором издании. Они произвели огромное впечатление на врачей и получили широкий общественный резонанс, в том числе и потому, что автор проводил честный анализ своих профессиональных ошибок.

В предисловии к первому тому «Анналов» он писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений». Критический подход к собственной работе и анализ ошибок Пирогов рассматривал как важнейшее условие успешного развития медицинской науки и практики.

Он пытается в корне изменить общепринятое отношение к профессиональным ошибкам, которое на современном языке можно определить как форму своеобразной «моральной коррупции» в медицине. Врачебный кодекс тех лет включал негласное правило: «ошибки и смертельные случаи скрывай». Во время учебы и практики за границей Пирогов убедился, что выявление научной истины далеко не всегда является главной целью даже известных клиницистов и хирургов. Нередко знаменитые клинические заведения Европы принимали меры не для открытия, а, наоборот, для скрытия научной истины с целью утаить свои оплошности и грубые ошибки и публично сообщать только об успехах и достижениях.

Жанры

  • Карьера, кадры
  • Деловая литература
  • Маркетинг, PR
  • Экономика
  • Детективы
  • Триллер
  • Шпионский детектив
  • Боевик
  • Классический детектив
  • Исторический детектив
  • Иронический детектив, дамский детективный роман
  • Полицейский детектив
  • Криминальный детектив
  • Политический детектив
  • Про маньяков
  • Крутой детектив
  • Советский детектив
  • Публицистика
  • Биографии и Мемуары
  • Документальная литература
  • Военное дело
  • Военная документалистика и аналитика
  • География, путевые заметки
  • Семейные отношения, секс
  • Домашние животные
  • Здоровье
  • Педагогика, воспитание детей, литература для родителей
  • Кулинария
  • Боевые искусства, спорт
  • Хобби и ремесла
  • Развлечения
  • Домоводство
  • Семейные отношения
  • Сад и огород
  • Драматургия
  • Драма
  • Комедия
  • Сценарий
  • Критика
  • Культурология
  • Искусство и Дизайн
  • Скульптура и архитектура
  • Кино
  • Музыка

Зарубежная компьютерная, околокомпьютерная литература

  • Сказки народов мира
  • Проза для детей
  • Фантастика для детей
  • Детская литература
  • Детская образовательная литература
  • Стихи для детей
  • Зарубежная литература для детей
  • Детская остросюжетная литература
  • Русские сказки
  • Классическая детская литература
  • Короткие любовные романы
  • Современные любовные романы
  • Любовное фэнтези, любовно-фантастические романы
  • Исторические любовные романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Эротическая литература
  • Любовные романы
  • Порно
  • История
  • Психология и психотерапия
  • Зарубежная образовательная литература, зарубежная прикладная, научно-популярная литература
  • Философия
  • Политика
  • Научная литература
  • Языкознание, иностранные языки
  • Биология, биофизика, биохимия
  • Медицина
  • Военная история
  • Литературоведение
  • Физика
  • Обществознание, социология
  • Математика
  • Зоология
  • Юриспруденция
  • Астрономия и Космос
  • Геология и география
  • Альтернативные науки и научные теории
  • Химия
  • Экономика
  • Альтернативная медицина
  • Государство и право
  • Поэзия
  • Юмористические стихи, басни
  • Лирика
  • Классическая зарубежная поэзия
  • Исторические приключения
  • Приключения
  • Приключения для детей и подростков
  • Путешествия и география
  • Морские приключения
  • Природа и животные
  • Вестерн, про индейцев
  • Приключения в современном мире
  • Русская классическая проза
  • Классическая проза
  • Современная русская и зарубежная проза
  • Историческая проза
  • Советская классическая проза
  • Проза о войне
  • Классическая проза ХIX века
  • Классическая проза ХX века
  • Проза
  • Малые литературные формы прозы: рассказы, эссе, новеллы, феерия
  • Зарубежная классическая проза
  • Контркультура
  • Роман, повесть
  • Магический реализм
  • Средневековая классическая проза
  • Классическая проза XVII-XVIII веков
  • Готический роман
  • Афоризмы, цитаты
  • Фантасмагория, абсурдистская проза
  • Эпистолярная проза
  • Экспериментальная, неформатная проза
  • Самиздат, сетевая литература
  • Фанфик
  • Журналы, газеты
  • Незавершенное
  • Неотсортированное
  • Религия, религиозная литература
  • Самосовершенствование
  • Религиоведение
  • Православие
  • Христианство
  • Эзотерика, эзотерическая литература
  • Руководства
  • Энциклопедии
  • Путеводители, карты, атласы
  • Справочная литература
  • Справочники
  • Словари
  • antique
  • Европейская старинная литература
  • Древнерусская литература
  • Древневосточная литература
  • Античная литература
  • Военное дело, военная техника и вооружение
  • Технические науки
  • Металлургия
  • Фэнтези
  • Научная Фантастика
  • Боевая фантастика
  • Альтернативная история
  • Юмористическая фантастика
  • Ужасы
  • Космическая фантастика
  • Социально-психологическая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Киберпанк
  • Детективная фантастика
  • Эпическая фантастика
  • Фантастика
  • Городское фэнтези
  • Мистика
  • Постапокалипсис
  • Славянское фэнтези
  • Книги о вампирах
  • Мифологическое фэнтези
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Современная сказка
  • Хроноопера
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Фольклор, загадки folklore
  • Народные сказки
  • Былины, эпопея
  • Юмористическая проза
  • Юмор
  • Анекдоты
  • Сатира