Психология поведения школьников

Немотивированная агрессия у взрослых

Психология поведения школьников

Неконтролируемые приступы агрессии у взрослых чаще всего вызваны постоянными стрессами, недосыпом, усталостью. Организм постоянно испытывает эмоциональную и физическую нагрузку. Растёт раздражительность, появляется вспыльчивость, неуравновешенность. Зачастую эти эмоции остаются неосознанными, и когда накопленное раздражение превращается в приступ агрессии, человек не понимает, почему так остро отреагировал.

Вспышки ярости могут быть обратной стороной воспитанности. С детства всем рассказывают о том, как должны вести себя культурные люди, учат быть послушными и спокойными «У меня забирают машинку, с которой я играю? Я должен её отдать. Ведь нужно делиться!». Такой ребёнок превращается во взрослого с твёрдым убеждением, что кричать и ругаться плохо. Когда ущемляют его права, он не может дать отпор, но неприятный осадок на душе остаётся. Недовольство растёт. В итоге оно неожиданно прорывается наружу в виде необъяснимой и неконтролируемой агрессии.

Считается, что ярость и депрессия – противоположные, взаимоисключающие понятия. Однако, на самом деле, в таком состоянии человек, наоборот, становится более восприимчивым. Эти эмоции остаются внутри, что провоцирует у человека повышенную агрессивность после выхода из депрессии.

Мотив власти

Г. Мюррей: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Д. Верофф считал, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Признаками наличия у человека мотива, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другой признак мотива власти — удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи.

Ряд учёных полагают, что человек с выраженным мотивом власти испытывает нежелание подчиняться другим. Однако с этим можно поспорить: жизнь показывает, что люди с ярко выраженными мотивами власти легко организуются в иерархии между собой (типичный пример — армия). Человеку с выраженным мотивом власти оной никогда не бывает мало, он всегда готов подняться на следующую ступень, но при этом он может весьма охотно подчиняться другому лидеру, на чьё место претендует.

Некоторыми последователями З. Фрейда мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Э. Фромм как представитель неофрейдизма сформулировал, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами:

— возможностью награждать людей,

— возможностью наказывать людей,

— способностью принуждать их к совершению определённых действий,

— способностью устанавливать собственные правила поведения.

Мотив власти имеет и биологический смысл, то есть он может основываться на врождённом инстинкте поведения вожака стаи. Наличие вожака в стае — сильное конкурентное преимущество, поэтому имеет биологическое значение. Стая как боевая единица под руководством вожака имела больше шансов выжить, чем стая без вожака или со слабым лидером. Вожак организует, планирует, распределяет роли.

Немотивированное поведение

Если человек делает нечто бездумно, например по привычке — в таком поведении непосредственно мотива нет (хотя можно придумать и истолковать поведение как в некотором смысле мотивированное).

Немотивированное поведение

Немотивированное поведение.

Немотивированное поведение — поведение, за которым нет ни выбора, ни потребности, поведение без мотива.

Если человек делает нечто бездумно, например по привычке — в таком поведении непосредственно мотива нет (хотя можно придумать и истолковать поведение как в некотором смысле мотивированное).

Если человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живующий бездумно, по шаблону (нулевая позиция восприятия) живет и действует без мотивов

Если человек делает нечто по принуждению (заключенный в тюрьме шьет рукавицы), у него нет ни выбора, ни потребности, и в этом случае шитье рукавиц не мотивировано, не имеет мотива. Ты шьешь потому, что тебе сказано. Тебя заставили.

А. Маслоу о немотивированном поведении

Зная наперед, что большинство психологов не согласятся со мной, я, тем не менее, убежден, что далеко не все человеческое поведение, далеко не все человеческие реакции мотивированы, по крайней мере, в расхожем смысле термина «мотивация». Обычно этим термином обозначают побуждение к удовлетворению потребности, стремление восполнить некую насущную необходимость. Однако такие феномены, как психологическое созревание, самовыражение, Личностный рост или самоактуализация, по моему глубокому убеждению, не подчиняются общему правилу универсальности мотивации, и потому обсуждать их нужно не в терминах преодоления, а в терминах экспрессии. Мы еще вернемся к анализу этих феноменов по ходу этой книги, особенно детально они будут рассмотрены в главах 10 и 14.

Норман Майер (284) обратил внимание на удивительный критерий, которым часто пользуются теоретики фрейдизма, никогда, впрочем, не формулируя его явно. В основе большей части невротических симптомов, или невротических тенденций, лежат импульсы к удовлетворению базовых потребностей, импульсы, подавленные в силу каких-то причин, или получившие неверное направление, или перепутанные с другими потребностями, или избравшие для своего осуществления неверные средства

Вся остальная симптоматика не связана с поиском удовлетворения, а носит чисто защитный характер. Симптомы этой категории не имеют иной цели, кроме предотвращения ситуаций, угрожающих индивидууму фрустрацией. Разница же между названными категориями симптомов подобна различию между двумя борцами: первый еще надеется победить, тогда как второй уже оставил все надежды и все свои усилия направил на то, чтобы избежать травм и позора.

Феномен психологической капитуляции, утраты надежд непосредственно связан с проблемой прогноза успешности Психотерапии и обучения, и даже имеет некоторое отношение к вопросу долголетия, и потому критерию, обнаруженному Майером и позднее детально исследованному Клием (233), обязательно должно найтись место в теории мотивации.

Метки: психология, психотерапия, личность, мотивация

Похожие материалы:

  • Психология отношений в коллективе
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Как бороться с приступами агрессии

Психология поведения школьников

Нужно уметь избавляться от агрессии мирными способами. Следует порвать бумагу, побить подушку, сделать несколько приседаний или отжиманий, даже разбить чашку, которую не жалко. Главное, избавиться от гнева, никому не навредив.

Очень хорошо снимает раздражительность вода. Можно принять душ или помыть посуду. Гнев и ярость станут отличными помощниками во время уборки. Эти эмоции помогут безжалостно выкинуть ненужный, годами хранимый хлам.

Можно сходить на стадион и поболеть за любимую команду. Главное, делать это очень активно, громко и эмоционально.

Спорт хорошо помогает избавиться от накопленного раздражения. Одним подходят активные занятия (бег, танцы, футбол,), другим – спокойные и умиротворяющие (йога, гимнастика)

С осторожностью следует относиться к различным видам борьбы. У одних таким образом выходят негативные эмоции, у других, наоборот, закрепляется модель поведения «злость – физическая агрессия»

Полезно освоить несколько приёмов расслабления: медитации, дыхательные упражнения, визуализации.

Если вы чувствуете, что не можете контролировать свое поведение, то не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Возможно, вспышки агрессии являются симптомом заболевания, требующего серьёзного лечения.

Выдержка из текста

Актуальность. В современных условиях проблема человеческой ак-тивности занимает особое место. Становление личности, способной осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способной брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время. Ведь любое изменение поведения невозможно без понимания психологических механизмов ее регуляции. Определяющим фактором изменения поведения является структура и динамика его мотивационных факторов, начиная с особенностей уровня нейрофизиологической и формально-динамической организации психических процессов и заканчивая качеством смысловых отношений и духовных ценностей человека.

Мотивация — это психологический процесс, заключающийся в побуж-дении человека к тому или иному действию, это то, что лежит в основе поведения человека, то, что заставляет его что-то делать. Порождают мотивацию потребности, и она, в свою очередь, толкает индивида на определенное поведение, связанное с удовлетворением потребностей. Однако часто наблюдается немотивированное, бесцельное поведение и за немотивированным поведением все равно стоит какое-то побуждение, но не осознаваемое личностью.

Поскольку первичные цели человека не часто можно обнаружить непосредственно в сознании, то появляется проблема неосознанной мотивации. Взаимосвязь между сознательным желанием и первичной подсознательной целью, лежащей в его основе, далеко не всегда должна быть непосредственной. В действительности эта взаимосвязь может быть и негативной, как при формировании реакции. Хотя немотивированное, неосознанное или автоматическое поведение бывает полезным, поскольку оно освобождает наше сознание для того, чтобы мы могли думать о других, более важных вещах, нередко это значит, что у человека накопилось много проблем и конфликтов, которые необходимо разрешить. Ведь когда мы становимся более «осознанными», то обретаем силу что-то менять и чем-то управлять

Способность управлять или просто вера в то, что мы можем управлять своей судьбой, — важное условие физического и психологического здоровья

Цель данного исследования — изучение немотивированного поведения.

Объект исследования — мотивационно-потребностная и поведенческая сфера личности.

Предмет исследования — немотивированное поведение.

Задачи исследования:

1) Проанализировать поведенческие особенности личности.

2) Раскрыть понятие мотивов, мотивации поведения.

3) Рассмотреть особенности немотивированного поведения.

4) Изучить виды немотивированного поведения.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы.

Агрессивное поведение в послеродовой период

Психология поведения школьников

У женщин неконтролируемая агрессия может быть вызвана послеродовой депрессией. Появление ребёнка очень сильно меняет жизнь всех членов семьи, но больший груз забот и ответственности ложится на маму.

С одной стороны, в организме родившей женщины идет активная гормональная перестройка. Она становится более уязвимой, чувствительной, не всегда может контролировать свои эмоции. С другой стороны, её жизнь кардинально меняется: работа остаётся в прошлом, резко увеличивается количество домашних дел, на прежние увлечения не остаётся сил и времени. Жизнь превращается в сплошной «день сурка», состоящий из кормлений, переодеваний, стирки, уборки… Всё это вызывает отчаяние, нервозность и ярость, которые вымещаются не только на взрослых, но и на беззащитном малыше.

Бороться с приступами злости в послеродовой период можно очень простым способом: разделить домашние обязанности на всех членов семьи, чтобы дать маме возможность отдохнуть от рутинных забот и малыша, выйти из дома погулять.

Немотивированная агрессия: меры профилактики

Для профилактики беспричинной агрессии необходимо установить чёткий режим дня, хорошо питаться, отдыхать и спать достаточное количество времени. Не забывайте время от времени баловать себя, хотя бы полчаса в день заниматься любимым делом.

Важно разобраться в своих чувствах, научиться понимать их. Иногда реальная причина злости может «прятаться», а само чувство переноситься на другой объект

Например, вы не можете понять, почему вас так раздражает медлительность напарника. Истинная картина выглядит иначе: начальник взвалил на вас слишком много работы. Выразить начальнику своё недовольство вы не можете и подсознательно переносите эту злость на коллегу, обвиняя его в медлительности. Эта психологическая уловка поможет вам сохранить хорошие отношения с руководством, но пагубно скажется на психическом здоровье.

Не следует подавлять и прятать негативные эмоции. Если ситуация позволяет, то необходимо озвучить свои чувства, используя «я-выражения». Например, «У меня появляется желание ударить тебя, когда ты так разговариваешь со мной».

Полезно уметь грамотно и конструктивно конфликтовать с людьми. Это поможет урегулировать проблемную ситуацию, не доводя её до скандала.

Причины внезапных вспышек агрессии

Психология поведения школьников

Немотивированная агрессия может возникать по ряду психологических причин, а также являться симптомом серьёзного заболевания.

К психологическим факторам относят:

  • Быстрый темп жизни;
  • Большое количество обязанностей;
  • Профессиональное выгорание, серьёзные проблемы на работе;
  • Недосып, сильная усталость;
  • Неправильное воспитание.

Вспышки агрессии могут быть симптомом таких заболеваний, как:

  • Опухоль мозга;
  • Гормональный сбой, нарушения в работе щитовидной железы;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство;

Психические расстройства, сопровождаемые неуравновешенностью и внезапными актами насилия:

  • Диссоциальное расстройство личности (социопатия, психопатия);
  • Эмоциональное неустойчивое расстройство личности;
  • Шизофрения;
  • Алкоголизм и наркомания;
  • Психозы.

Виды агрессии

Психология девиантного поведения – относительно новый раздел психологии, занимающийся изучением поведения, не вписывающегося в рамки закона, морали и этики. Именно под её компетенцию попадает агрессивность.

Психолог Э. Басс составил расширенную классификацию агрессии. Он указывал, что по целенаправленности враждебность делится на 2 вида:

  1. Инструментальная агрессия. Она служит инструментом для достижения какой-либо цели. Например, у меня цель сесть в автобусе, но все места заняты, я могу поругаться с кем-то, чтобы он уступил мне своё. Это спонтанный приступ враждебности, направленный на случайного человека;
  2. Целевая (мотивированная) агрессия – заранее спланированные действия, направленные на конкретный объект (отомстить партнёру за измену; подкараулить обидчика после школы, чтобы дать сдачи; специально унизить, оскорбить человека, который неприятен агрессору). Цель такого поступка – нанести физический или моральный вред. Мотивированную агрессию чаще проявляют люди, выросшие в неблагоприятной социальной среде, лишенные нормального воспитания, внимания и заботы родителей.

Список источников информации

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М. — 1979.

2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. — 458 с.

3. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 — 1008 с

4. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.

5. Занюк С. С. Психология мотивации. — М.: Эксмо, 2011. — 280с.

6. Зарубаева Е.Ю. Мотивация и установка как психолого-правовые факторы правомерного поведения личности // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 4. — С. 16- 21.

7. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер 2000.

8. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

9. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 176 с.

10. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М., 1991.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 3-е издание, 2009. — 352 с.

12. Первин Л.А. Психология личности: теория и исследование / Л.А. Первин, О.П. Джон. — М.: Аспект Пресс, 2001.

13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Книга по требованию, 2013.

14. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. — Хилсдейл, 1984. — С. 57−63.

15. Романова Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи: Талант, 1990. — 144 с.

16. Северухина Д.Д. Мотивация политического участия в связи с политическими убеждениями электората вестник удмуртского университета. — Т.

24. Вып. 2. — 2014. — С. 5 — 10.

17. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб, 2013. — 243с.

18. Чхартишвили Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.

19. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб.пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 186 с.

20. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.

список литературы