«неправильного воспитания не бывает»

Воспитание «золушки»

Характерно для многодетных семей. Взрослые в силу занятости и кучи обязанностей не справляются с тяжелой ношей и ищут подходящий вариант для помощи. Чаще всего таким помощником становится один из детей, наиболее робкий, ответственный и нелюбимый. На него сбрасываются обязанности взрослых. Такой малыш искренне считает, что его помощь позволит родителям увидеть, какой он замечательный и хороший.

Причиной такого воспитания в семье является неспособность взрослых брать на себя ответственность, поэтому в таких семьях взрослые роли играют дети.

Как проявляется

  • Родители относятся к ребенку как к взрослому и требуют выполнения “взрослых” дел;
  • Отсутствие у ребенка его времени, пространства и детства;
  • Постоянная занятость ребенка по хозяйству или уходу за другими детьми;
  • Отсутствие близости с родителями, доверительных разговоров, нежности;
  • Нежелание взрослых нести ответственность: не сбрасывайте родительские обязанности на детей. Попросить о помощи ребенка – это одно, а “одеть” малыша в несвойственную роль взрослого – другое;
  • Ощущение одиночества в кругу семьи, потерянность, ревность к другим детям, уныние, плаксивость.

«неправильного воспитания не бывает»

К чему приводит

  • Психосоматическим заболеваниям;
  • желанию угождать всем;
  • неспособности отстоять свои интересы в будущем;
  • брать на себя больше, чем можно вынести;
  • роль жертвы или спасателя;
  • неудовлетворенность жизнью и непонимание себя.

Как исправить ситуацию

  1. Избавьте ребенка от взрослых обязанностей;
  2. Не требуйте непосильного. Не справляетесь сами – просите помощи взрослых, но не детей;
  3. Организуйте личное пространство ребенка. Главное, что это принадлежит только ему;
  4. Позволяйте дурачиться и проводить время по своему усмотрению;

Цените и благодарите малыша за помощь. Он родился не для помощи взрослым, поэтому его труд не обязанность, а дар.

Восемь поцелуев в день

Есть одно удивительно простое правило, которому столь же неизменно следуют эти хитроумные «неправильные» родители: общение с ребенком будет плодотворнее, если обнимать его 4, а лучше 8 раз в день.

Чтобы выявить глубинные причины детского гнева, злобы, зависти, следует помнить, что они вторичны по отношению к чувствам боли, обиды, страха, которые в свою очередь возникают от неудовлетворенной потребности в любви, признании, уважении. В основе последних лежат базисные стремления, выраженные словами «я — хороший» (самооценка), «я — любим», «я — могу». Фундаментом всей этой пирамиды является чувство внутреннего благополучия (или неблагополучия), формирующееся у ребенка в результате нашего обращения с ним.

Чувство неблагополучия — корень всех детских аномалий и трагедий. Будем помнить, что наказание или самонаказание ребенка лишь усугубляют его, а помочь может только неусыпное пестование в нем чувства самоценности. «Пестовать» — очень хорошее, очень точное слово. Это значит — любить, понимая и уважая, и — требовать, восхищаясь и любя.

В своей статье мы широко использовали материалы книги Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» — М.: ЧеРо, 1997.

Умный — не значит взрослый

Все родители, бабушки и дедушки считают, что их малыш — самых умный, одаренный и талантливый. Это может быть и действительно правдой, однако не стоит путать умного ребенка с ребенком взрослым. Если он с легкостью осваивает новое, это совсем не означает, что он способен самостоятельно доехать на другой конец города или приготовить обед. Будьте честны с собой и соразмеряйте свои желания с действительностью.

Но и в противоположную крайность нельзя пускаться, ведь чрезмерная опека не принесет ничего хорошего крохе.Лучший вариант — это внимательно следить за сверстниками ребенка. И если однажды вы увидите, что они гораздо самостоятельнее вашего малыша, это и будет верным знаком, что вы даете ему недостаточно свободы.

«неправильного воспитания не бывает»

Симбиотическое

Данный тип распространен среди неполных семей «мама-ребенок».

Симбиоз – это взаимоотношения, при которых взрослый не отделяет себя от ребенка и наоборот. Создается впечатление, что мама и малыш – одно целое.

Мы пошли на улицуМы сделали уроки

Чем грозит воспитание

  1. Неспособность принимать решения;
  2. Отсутствие самостоятельности;
  3. Зависимость от мнения, пожеланий, взглядов матери и других людей;
  4. Неуверенность в себе;
  5. Апатия к жизни.

Как проявляется

  • Указания, что делать и когда;
  • Контроль над жизнью чада;
  • Преуменьшение способностей ребенка;
  • Высмеивание проявлений самостоятельности или создание условий, при которых невозможно ее проявить в принципе;
  • Замещение потребностей ребенка своими.

Такой способ воспитания возникает по причине неспособности родителя дать свободу ребенку и увидеть в нем отдельную личность. Взрослый уже определил, каким вырастет его ребенок, чем тот должен заниматься и чего хотеть. Шансов проявить инакомыслие или несогласие с матерью у малыша нет.

«неправильного воспитания не бывает»

При таком подходе важно обратиться за помощью к профессиональному психологу, который поможет докопаться до истинных причин необходимости симбиоза с ребенком

Гипоопека

Это система внутрисемейных отношений, при которой ребенок чувствует себя нелюбимым и одиноким.

Как проявляется

  • Отсутствует интерес к жизни малыша;
  • Ребенка не обнимают, не целуют, нет тактильного контакта;
  • Малыш предоставлен сам себе, о нем не заботятся;
  • Проблемы и трудности решает сам;
  • Не тратится время на игры, разговоры, совместный отдых;
  • Взрослые не владеют информацией о ребенке: любимый цвет, мечты, страхи, достижения.

К чему приводит

  1. Формирование комплекса ненужности;
  2. Неуверенность в себе;
  3. Замкнутость;
  4. Тревожность и страх перед будущим;
  5. Потребность доказывать окружающим свою значимость и существование, часто деструктивными методами: конфликтность, агрессивность;
  6. Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий: наркотики, алкоголь, игромания;
  7. Сложности в построении отношений с людьми: уход от ответственности, принятия решений, неспособность поддерживать и сочувствовать другим или позиция «делаю, что хочу, и вы мне не указ».

«неправильного воспитания не бывает»
Гипоопека формирует в ребенке стойкое ощущение своей незначительности, которую он впоследствии стремится компенсировать за счет других людей, выбирая неверные методы.

Как исправить ситуацию

  • Время только для ребенка, когда взрослые играют только с малышом, не отвлекаясь на другие дела;
  • Искренний интерес к жизни: как дела в школе, какие друзья и почему, проблемы и тревоги, необходимая помощь или совет;
  • Говорить о теплых чувствах к ребенку каждый день и обнимать (прикасаться) как можно чаще;
  • Не отмахиваться от вопросов или проблем, не смеяться над незначительными, с вашей точки зрения;
  • Хвалить и подбадривать, создавая ощущение значимости и успешности;
  • Составить список четких правил и регламентов для ребенка (распорядок дня, обязанности по дому и т.д.). Это формирует дисциплинированность и ответственность.

Нехватка времени, усталость, проблемы и взрослые конфликты – это не оправдание, а лишь указание на то, что нужно принимать решение и расставить верно приоритеты. Ваши проблемы рано или поздно решатся, а последствия гипопротекции будут сопровождать ребенка всю жизнь.

Еще по теме «»Неправильные» родители»:

Как мы стали плохими родителями

Оно началось… Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые — вызывает у окружающих…

вопрос к родителям правильных детей

Но у меня » не правильный » ребенок. Родители были не особо рады. Смирились. Когда я сказала, что поеду в консерваторию — это был новый шок.

сгораю

Все время мучает вопрос-вот мы такие неправильные родители, неправильно воспитывали детей,КАК нам доверили усыновить дите?Это было давно…

Влияние родителей на выбор профессии

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно

На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом

Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» — и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться…

Как общаться с дочерью-подростком

Дети растут, да, но я по своему опыту вижу, что подросток требует не меньше заботы, чем малыш – хотя кажется, ну что здесь такого, большая уже

Да, 12-летнему ребенку не нужны сюси-пуси, но нужно поговорить, поделиться своими секретами – они стопроцентно есть, и для меня очень важно, чтобы Любаша рассказывала это мне, а не кому-то еще. С подружками она будет делиться, естественно, тоже — и всего маме не расскажет

Но хотя бы большую часть я должна знать. Первый год, пока Саша была совсем…

Ювенальные технологии — «Немножко плохие родители». Юридическое расследование-1.

«НЕМНОЖКО ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ, или внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции» Юридическое расследование – 1. Цитата: Далее Егорова М.О. утверждает, что: 1.А этот закон даёт им в руки ещё одну меру – период, когда можно работать с семьёй, и в эту работу включаются не чиновники, в законе чётко написано, включаются учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты…

Проблемы в школе, 1 класс будь он неладен. Длинно-предлинно

Родители должны быть АДВОКАТАМИ ребенка, а не спрашивать учителя, лишний раз, «что он там опять неправильно сделал».

Что подарить на девочке 10 лет на ДР

ну, «это неправильные родители » 🙂 Тогда прям не знаю, купила б что то символическое, «лишь бы не с пустыми руками прийти» (очередную книжку/бижутерию и т п) и не парилась…

Заявление на школьного хулигана

Над ребенком в классе издевается одноклассник. Мальчик с явными психическими отклонениями. Издевается он не только над моим сыном, но и другим ребятами тоже. Кроме того, много чего в самой школе делает нехорошего, ломает мебель, портит приборы и т. д.
Классная по просьбе директора попросила меня написать на этого мальчика ей заявление, в котором изложить все его «подвиги» в отношении моего ребенка.

Ребенок обзывается

Когда-то её родители «согнули» свою линию, причем следелали это на дурном месте: детей Ну там ещё очень неправильные установки…типа, она принцесса и все обязаны ей восхищаться.

Нежелание жить с мамой, это нормально?

А занимать позицию, что дети должны на старости развлекать родителей ,- неправильно. Родители должен понимать, что детей рожают не для себя…

Помогите в ситуации советом -как действовать

Родители мальчика вроде бы пока не против его забрать

Учитель говорит, что надо от она сидит с ним на уроке, значит, внимание к нуждам ребёнка есть, просто вектор неправильный

Срочно — про подростка и наказание?

Раздел: Отношения с родителями ( правильно ли в наказание забирать телефон). Требовать благаговейного отношения к подобным предметам, ИМХО, неправильно, если подросток…

Посоветуйте, как сказать родителям..

А слишком — да какая разница, что за девушка — он всё равно с ней будет встречаться, да и неправильно родителям решать за их детей кто кому больше подходит.

Гиперопека

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

К чему приводит

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

Как избежать последствий

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Я не вправе отчаиваться

Свой подход у «неправильных» родителей и к поведению детей. Причины дерзкого поведения видятся им не в природной испорченности или чьем-то дурном влиянии, а в нереализованной потребности ребенка во внимании. Нужно помнить, что в число «трудных» попадают обычно не худшие, а наиболее чувствительные и ранимые дети, те, которые острее нуждаются в помощи и внимании. Обычно родители реагируют на негативное поведение ребенка раздражением, обидой, гневом или чувством отчаяния, то есть так, как и предполагает ребенок. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно сознательно и умно переключить свои отрицательные эмоции на конструктивные действия

«Неправильные» родители и следуют этим сверхтрудным путем, неизменно, вопреки всему оказывая ребенку внимание

Повышенная моральная ответственность

Предполагает требования родителей от детей невыполнимого: вести себя как взрослый

Важно быть самостоятельным, решительным, ответственным, воспитанным и радовать родителей.. Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся

Для малыша это непосильная ноша, которая не соответствует ни его психологическим особенностям, ни возрасту

Личность самого ребенка и его потребности в расчет не берутся. Для малыша это непосильная ноша, которая не соответствует ни его психологическим особенностям, ни возрасту.

Такое воспитание похоже на гиперсоциальное, когда требуют идеального соответствия с правилами и нормами общества.

Чем грозит

  • Эмоциональной нестабильностью ребенка: плач, истерики, неконтролируемая агрессия. Малыш просто не справляется с высокими требованиями и его мозг «перегревается»;
  • Обида или даже ненависть к тем, перед кем «нужно выглядеть достойно»;
  • Подмена ролей: например, в неполных семьях матери и сына, ребенок выступает в роли мужчины, но не маленького мальчика, и должен проявлять мужественность и заботиться о матери;
  • Нежеланием заводить семью и рожать детей в будущем, ибо это слишком тяжело;
  • Непонимание своего внутреннего мира и потребностей;
  • Двуличность.

Родители используют такой тип воспитания потому, что им важна «картинка» хорошей семьи. Это желание казаться благополучными, успешными, идеальными родителями, у которых должен расти идеальный ребенок: честный, сдержанный, пунктуальный, никогда не пачкающийся и не желающий ничего.

Воспитание по типу «глава семьи»

Присуще неполным семьям, где мама осталась с сыном после ухода мужчины. Мать бессознательно перекладывает на мальчика все функции мужчины, требует и ведет себя соответственно.

Как проявляется

Контроль над личной жизнью мальчика, его времяпровождением на предмет других девочек;
Чрезмерное внимание к мальчику;
Требования внимания и нежности к себе;
Возложение обязанности материально обеспечивать семью, нести ответственность.

Замещение приводит к печальным последствиям, когда мужчина впоследствии не может построить свою личную жизнь и создать семью, ибо маме никто не нравится. На уровне подсознания мама не хочет потерять «мужчину» в своей жизни.

Всем разведенным мамам следует помнить: рядом с вами сын, а не мужчина. Нужно заботиться, оберегать, направлять, но не привязывать к себе.

Тревожно-мнительный тип

Тревожно-мнительное воспитание – это постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Как проявляется

  • Контроль за каждым шагом ребенка;
  • Необходимость отчитываться перед взрослыми за действия и время, проведенное вне дома;
  • Согласование с родителями своей жизни и планов;
  • Выбор за ребенка: с кем дружить, где и чему учиться, что одевать, какую прическу носить.

Часто родители не осознают, какой урон наносят психике маленькой личности. И ребенок впоследствии вырастает с такими характеристиками:

  1. Мнительным;
  2. Тревожным;
  3. Не доверяет миру и окружающим;
  4. С низкой самооценкой и неуверенностью в себе;
  5. Боится проявить инициативу и рисковать.

Тревога за здоровье и будущее ребенка возникает на почве того, что малыш достался большой ценой (долгие годы не получалось, неудачные беременности до его рождения и т.д.) или у зрелых родителей, понимающих скорый уход. Беспокойство проявляется чрезмерностью и так, что ребенок не имеет ресурсов научиться справляться с трудностями: его либо оберегают, либо предостерегают, либо решают за него.

«неправильного воспитания не бывает»

Как исправить ситуацию

  1. Отпустите чадо. Это не значит, что конец заботе и переживаниям, но позвольте ему ошибаться и решать проблемы.
  2. Не следите за ребенком, дайте право выбора и принятия решений.
  3. Не лезьте в душу, у каждого человека есть секреты. Ваш ребенок – не исключение.

Примите тот факт, что от всего не убережете и это не нужно. Ваша задача – научить самостоятельности путем проб и ошибок, а не растить взаперти.

Влияние неправильного воспитания на психическое и физическое здоровье

Воспитание оказывает большое влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Но поскольку каждый малыш уникален, то родители не сразу понимают, как себя с ним вести.

Существуют десятки ошибок, которые портят воспитательный процесс. Однако все их объединяет одно и то же – они негативным образом сказываются на здоровье.

В результате неправильной модели поведения родителей дети вырастают неуверенными в себе и чересчур избалованными, упрямыми или замкнутыми, отвергающими помощь или несамостоятельными.

У таких детей не получается завести друзей, ладить с семьей и быть успешными. Поэтому не бывает маленьких или больших ошибок. Все они приводят к одному плачевному результату.

Подростковый возраст

Чаще всего, неправильное воспитание в семье складывается из нескольких типов. Все эти перекосы в воспитании дадут свои первые всходы в подростковом возрасте. Так что, думайте о своих детках. Побеспокойтесь об их благополучии заранее, пока вы для них авторитет. В подростковом возрасте авторитетом становятся друзья. И тогда уже повлиять на ребенка очень трудно, особенно если вы не заложили фундамент ваших доверительных отношений заранее.

Расширение сферы родительских чувств. Этот тип неправильного воспитания ребенка характеризуется назойливым стремлением родителей знать о ребенке абсолютно все. Не оставляя ему ничего личного, тайного. Докучая ему указаниями и советами в делах, которые ребенок может и должен решить сам.

Следующий тип неправильного воспитания: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родители ругают ребенка, утверждая, что они знают, о чем он думает и чего хочет. Заявляют, что не допустят проявления дурных привычек или качеств. При этом самих таких проявлений у ребенка нет и не было.

Иногда, неправильное воспитание проявляется при повышенном страхе утраты ребенка. Всеми действиями родителей в таком случае руководит повышенная тревога за здоровье и жизнь ребенка. В крайних случаях, ребенку даже не разрешают выйти на улицу без сопровождения в подростковом возрасте.

И последний тип неправильного воспитания: предпочтение в подростке детских качеств. Родители игнорируют, не замечают черты взрослости в ребенке. Запрещают ему занятия и увлечения, характерные для подростка. Культивируют детские виды деятельности.

Надеюсь эта информация была полезна родителям. Ведь наши детки очень зависят от нас, взрослых. Мы закладываем фундамент будущей личности наших детей. И всегда будем в их подсознании самыми значимыми людьми. Поэтому дорогие мамы и папы берите ответственность за характер, счастье и будущее своих детей. Если ребенок ведет себя неправильно, это в первую очередь сигнал для вас. Успехов вам в воспитании и счастья вашим деткам!

Психолог Наталья

Нарочитое лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви. «Ты плохой мальчик, я тебя не люблю такого» – часто говорят родители, использующие лишение любви в наказание за проступок. К сожалению, родители совершают две ошибки:

  1. Не удовлетворяют базовую потребность малыша в любви, что приводит к ощущению беспомощности, неуверенности в себе, тревожности перед миром и людьми.
  2. Не разделяют личность и действия, когда автоматически неправильный поступок предполагает плохую характеристику ребенка в общем.

Понимание, что за плохое поведение родители перестанут любить, ведет к эмоциональной нестабильности и постоянном страхе эту любовь потерять.

Малыш изо всех сил старается понравиться и сделать так, как велят, часто переступая через себя.

девиантное поведение

Типичные ошибки в воспитании

Люди, у которых есть дети, знают, что есть разница в том, как воспитывать девочку или мальчика. Но иногда взрослые забывают это учитывать.

Мальчики

Воспитывая мальчика, родители растят будущего мужчину. Поэтому старайтесь всеми силами избегать тех ошибок, которые этому мешают.

  • Чрезмерная опека. Часто матери не понимают, что ребенок – это отдельная личность, а не их собственность. Но такая модель поведения особенно опасна для воспитания мальчика, поскольку он вырастет безвольным и неуверенным в себе. Во взрослом такая личность превратится вмаминого сынка, который не может самостоятельно принимать решения и заботиться о своей семье.
  • Подмена. Поскольку в основном воспитанием детей занимаются мамы, они зачастую стараются стать для них и отцом. Но мальчик должен различать, что такое материнская, а что такое отцовская любовь.
  • Наказания. Нет в мире мальчиков, которым бы не хотелось хулиганить. Именно поэтому бесполезно отчитывать сына за каждую провинность.
  • Запреты. Не запрещайте мальчику самовыражаться. Пускай он чувствует ответственность за свой выбор и за свои поступки.
  • Правильный пример. Если мать не уважает отца, сын тоже будет чувствовать себя никчемным. Если же отец поднимает руку на мать, мальчик вырастет тираном. Начинайте изменения с себя.

О других особенностях воспитания мальчика читайте здесь.

Девочки

Дочь – это радость и для матери, и для отца. И чтобы такая идиллия длилась дольше, не допускайте типичных родительских ошибок.

  • Подавайте правильный пример. Родители, которые не хотят, чтобы дочь курила, должны сами забыть о сигаретах.
  • Не нужно взращивать в девочке ненависть к мужчинам, даже если у мамы не сложились личные отношения. В этом случае всю жизнь она будет искать в окружающих подвох.
  • Давайте девочке больше свободы. Если она захочет помочь с уборкой, стиркой, приготовлением еды разрешите ей.
  • Девочки склонны к взращиванию комплексов. Поэтому родители не должны говорить, что у нее есть какие-то проблемы с внешностью или талантами.
  • Родители часто загоняют дочерей в рамки, говоря, что им нужно вести себя как девочкам. Навязывание стандартов пагубно сказывается на формировании личности.

Подростки

Подростковый возраст считается самым трудным периодом в воспитании. Именно поэтому большинство родителей совершает следующие ошибки.

  • Настаивают на откровенности.
  • Нарушают личное пространство.
  • Игнорируют мнение подростка.
  • Предъявляют необоснованные требования.
  • Обесценивают чувства и забывают о последовательности.
  • Много поучают и не позволяют жить своей жизнью.
  • Постоянно критикуют и не интересуются его жизнью.
  • Уделяют мало внимания.
  • Негативно отзываются о друзьях.

Все это способствует тому, что подросток замыкается в себе и отдаляется, проявляя агрессивное поведение.

Дети-инвалиды

Воспитывать детей – это всегда сложно. Но когда речь идет о ребенке-инвалиде, становится еще тяжелее. Главное, избегать следующих ошибок.

Снижение требований и акцентирование внимания на заболевании.
Чрезмерная жалость на людях.
Перекладывание ответственности на нянь и другой персонал.
Повышенное внимание по сравнению с остальными детьми в семье.

Неправильное воспитание: основные типы

«неправильного воспитания не бывает» Условно поведение родителей и их позиции, связанные с неправильным воспитанием, можно разделить на следующие типы.

Холодное равнодушие

«неправильного воспитания не бывает»В этом случае родители уделяют ребенку слишком мало времени. Недостаток ласки и любви — самое худшее, что может произойти с ребенком, а еще хуже то, что родители зачастую сами не замечают, что их дети испытывают недостаток внимания.

Чрезмерная забота

«неправильного воспитания не бывает»Из-за своей любви взрослые готовы буквально на все, только чтобы их ребенок чувствовал себя хорошо.

Дети не могут принимать сложные самостоятельные решения, они просто не умеют. В результате ребенок становится слишком зависим от взрослых, даже когда достигает совершеннолетия.

Чрезмерная свобода

«неправильного воспитания не бывает»Еще одна популярная крайность. Неправильное воспитание детей без каких-либо ограничений приводит к тому, что ребенок начинает творить все, что ему вздумается и родители утрачивают свой авторитет. С другой стороны, это довольно удобная позиция — ребенок всему учится сам, без чьей-либо помощи. Однако из-за этого дети ощущают себя брошенными и незащищенными.

Подавление авторитетом

В подобных семьях с детьми часто общаются на повышенных тонах и критикуют почти каждое их действие. Пережить такое довольно тяжело. Родители должны осознавать происходящее и осуществлять свои попытки ободрить малыша, даже в том случае, когда у него не получается сделать что-нибудь

Но при этом важно оставлять хоть немного личной свободы

Воспитание гения

«неправильного воспитания не бывает»Отдельная категория современных родителей считает, что если загрузить ребенка различными кружками, школами и занятиями, то он не только правильно усвоит весь материал, но и будет прекрасно разбираться во всем, что не соответствует возрасту. Это провоцирует только одно — падение успеваемости. Также постепенно начнет ухудшаться его характер.

Слишком высокая физическая и умственная нагрузка негативно повлияет на любого взрослого, а для детей такое становится невыносимым испытанием, особенно на фоне резвящихся одноклассников.

На самом деле, типов родительских ошибок намного больше. Научиться воспитанию ребенка очень сложно, на это, порой, уходит вся жизнь.

Принципы, которых должна придерживаться семья сформулировал еще П. Ф. Лесгафт:

  1. На первом месте идет правильное психическое развитие ребенка.
  2. На втором — отсутствие произвола в действиях воспитателя.
  3. Третье — слова должны подкрепляться делом, поскольку дети воспринимают именно дела и поступки родителей, а только потом их слова. Всегда следует показывать собственный пример.

Расширение сферы родительских чувств

Такой источник нарушения воспитания может возникнуть тогда, когда супружеские отношения между мужем и женой оказываются нарушенными. Родители хоть этого и не осознают, но для них ребенок становится в этой ситуации чем-то большим, нежели просто малышом.

Мама и папа хотят, чтобы крошка удовлетворял хотя бы какую-то часть их потребностей, то есть тех, которые раньше в семье должны были быть удовлетворены в ходе самих супружеских отношений. Например, в случае развода, мама может осознано отказаться от повторного замужества. Она хочет отдать сыночку «всю любовь». После — такие мамы ревнуют сыночка к его подругам, так возникает масса многочисленных придирок к ним.

Культ болезни

Эта модель характеризуется возведением на пьедестал болезни ребенка. Если малыш родился больным или с отклонениями, его состояние ставится во главу и все семейные взаимоотношения основываются на этом. Родители работают, живут и дышат только для излечения больного. При этом улучшение состояния часто игнорируется или бессознательно отвергается как возможное, ибо это приведет к краху целостности семьи.

Как проявляется

  • Все силы и ресурсы семьи вкладываются в излечение болезни;
  • Отсутствие иных аспектов семейной жизни: походы к друзьям, веселое времяпровождение;
  • Жертвенность родителей во имя ребенка;
  • Болезнь малыша – единственное, что связывает семью.

Чем грозит такое воспитание

  1. Ребенок чувствует себя в болезни самым значимым в семье;
  2. Учится манипулировать состоянием и получать желаемое;
  3. Ощущает непосильную ответственность за сохранение мира в семье;
  4. Проявляет инфантилизм, робость, тревога перед самостоятельностью и здоровым образом жизни (болеть удобно и привычно).

Такой человек вырастает неприспособленным к нормальной жизни, полной радости, препятствий, иных форм взаимодействия кроме недуга.

Эгоцентрическое воспитание

Проявляется в отношении к ребенку как к маленькому божеству. Родители всячески потворствуют, потакают, уверяют малыша в его сверхзначимости. Дитя занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых.

Последствия воспитания

  1. Неумение ребенка справляться с ришениями и принимать отказ;
  2. Манипуляции, чтобы получить желаемое;
  3. Концентрация на себе и своей исключительности;
  4. Неумение коммуницировать и выстраивать отношения с окружающими людьми;
  5. Черствость, личностные акцентуации, проявление нарциссизма;
  6. Неумение преодолевать трудности.

Причиной выбора именно такой модели часто служит долгое ожидание рождения ребенка или неготовность родителей к появлению малыша, педагогическая необразованность.

Рекомендации психологов

«неправильного воспитания не бывает»Стремление заработать как можно больше денег, постоянная работа и домашние дела могут стать источником неправильного воспитания ребенка и последующего стресса родителей. Вполне возможно, сказывается усталость. В этом случае может помочь отдых и опытный психолог, который, выступая в качестве третьей стороны, даст возможность преодолеть кризис и восстановить отношения с ребенком. Непредвзятый взгляд — вот что нередко требуется в подобных ситуациях.

Желательно покопаться в воспоминаниях и определить момент, когда неприязнь возникла впервые. Иногда это помогает найти корень проблемы.

Еще несколько советов:

  • нужно любить ребенка вне зависимости от его капризов, злости и других негативных эмоций;
  • нельзя ругать его, когда он устал, все ссоры необходимо решать до сна;
  • периодически с малышом надо разговаривать и уметь слышать то, о чем он боится говорить;
  • не стоит опускаться до угроз, крика, телесных наказаний, даже если очень хочется, сначала надо стараться повлиять с помощью разговоров.

Каждый ребенок — отдельная, вполне сформированная личность. Родители могут лишь указать малышу правильные модели поведения и наполнить его голову нужными знаниями для предстоящей взрослой жизни.

Важно найти баланс между опекой, критикой и свободой

Типы воспитания

Воспитание по типу Золушки. Ребенок воспитывается в особо деспотичных условиях, не получает в семье поддержки и поощрения. По любому поводу следует критика, за любой просчет – наказание или угрозы. В будущем любо ребенок станет слишком агрессивным, либо совсем забитым.

Гиперопека. Родители считают, что они лучше ребенка знают жизнь, а поэтому предоставляют готовые “наилучшие” решения любых проблем. Берут на себя все трудности и лишают ребенка права выбора. В будущем ребенок будет всегда нерешительным и ведомым.

Гипоопека – родители считают, что ребенок может вырасти сам по себе. Воспитание, по их мнению, можно переложить на детские учреждения, ТВ, радио и т.п. В такой семье считается, что все хорошее и злое само проявится в ребенке, нет смысла прилагать усилия. По данным статистики на воспитание ребенка влияют: на 50%-семья, 10% -школа, 10%-социальное окружение, 30%-СМИ.

Попустительско-снисходительный тип воспитания. Родители снисходительно смотрят на все поступки ребенка, утверждая, что они в детстве тоже были такими.

Позиция круговой обороны. В ответ на любые замечания, советы, претензии в адрес ребенка со стороны других людей, родители сердятся, конфликтуют, утверждают, что их ребенок всегда прав.

Демонстративный тип. Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на маленького разбойника. Утверждают, что не знают, как его воспитывать. Но при этом, не принимают каких-либо рекомендаций и советов. Жалуясь, они лишь показывают окружающим нестандартность своего ребенка и свою обеспокоенность его поведением.

Жестко-авторитарный тип. Ребенок лишен права голоса. Не имеет права обсуждать семейные проблемы, тем более возражать. Любые отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и наказываются.

Увещевательный тип воспитания. Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо. Но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.