Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Причины появления

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы. 

Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки. 
Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения. 
Соответствие интересам

Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.  
Влияние раздражителей на чувства

Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования. 

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться

Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.  . Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив. 

Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Причины возникновения непроизвольного внимания

Рассматриваемую вариацию внимания зачастую именуют пассивной либо вынужденной, поскольку зарождается и поддерживается автономно от человеческого сознания

Обычно самопроизвольное внимание возникает вследствие комплекса причин, включающего многообразие факторов физического и психофизиологического характера, а также психические корни. Все причины взаимообусловлены

При этом их можно условно подразделить на нижеприведённые категории.

Первая обусловлена характером стимула извне. Здесь учитывается, перво-наперво, сила либо интенсивность раздражителя

Любое достаточно мощное раздражение спровоцированное, например, громкими звуками, интенсивным светом, резким запахом, сильным толчком, непроизвольно привлекает внимание. Однако наиболее существенным значением обладает не абсолютная интенсивность раздражителя, а относительная сила стимула

К примеру, когда индивид чрезмерно чем-то увлекся, то слабых «импульсов» он не замечает. Потому что интенсивность их не слишком велика в сравнении с интенсивностью стимулов, составляющих предмет либо условия деятельности индивида. При этом в иных обстоятельствах, например, при блуждании в Морфеевом царстве, реакции человека на всевозможные шелесты, скрипы, голоса становятся достаточно чуткими.

Считается, что возникновение непроизвольного внимания связано с совпадением раздражителей извне с душевным состоянием индивидов, в частности с имеющимися у них потребностями. Например, человек, испытывающий чувство голода, будет иначе реагировать на упоминание в беседе еды, нежели сытый

Голодный субъект на болтовню, в котором ведется речь о пище, непроизвольно обратит внимание. Данная особенность являет собой вторую категорию факторов, вызывающих рассматриваемый вариант внимания

Третья категория обусловлена общей устремлённостью личности. Сфера интересов людей включает предметы и области наиболее их интересующие (в частности и профессиональные интересы). Поэтому внезапное «столкновение» с интересующим предметом порождает рассматриваемый феномен

Поэтому архитектор, прогуливаясь тесными улочками незнакомого городка невольно обращает внимание на изящество старинных построек

Следовательно, общая устремлённость личности и присутствие предшествующего опыта оказывают непосредственное воздействие на формирование самопроизвольного внимания.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Стало быть, рассматриваемый феномен возникает при наличии одного из нижеприведенных условий: неожиданности импульса, интенсивности раздражителя и новизны, контрастности явлений или предметов. Также на появление данной вариации внимания оказывает влияние и внутренний настрой человека.

Т

Рибо французский психолог выдвинул гипотезу, что несознательное внимание обусловлено глубокими тайниками человеческого существа. Направление описываемой разновидности внимания конкретного индивида демонстрирует его характер либо его устремления

Исходя из данной характеристики, можно сделать заключение относительно этого индивида, например, что ему присуща легкомысленность, простота, ограниченность либо наоборот, глубина, чистосердечность

Красивый вид приковывает внимание художника, воздействуя на его врождённое эстетическое чувство прекрасного, тогда как человек, ежедневно следующий данным маршрутом, видит в таком пейзаже лишь обыденность

Послепроизвольное внимание

Например, школьник заставил себя сесть за выполнение домашнего задания

Сначала он прилагал усилия для этого, но потом, постепенно втянувшись, ему стало интересно, и его внимание перестало отвлекаться на посторонние раздражители. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное остается тесно связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами

В следующий раз школьнику придется опять «втягиваться» в выполнение домашнего задания, хотя это ему будет уже легче (что тоже не факт).

Послепроизвольное внимание имеет огромное значение для педагогики. По сути, все педагогические приемы направлены именно на то, чтобы ввести школьников в состояние послепроизвольного внимания, дать почувствовать тем самым удовлетворение от самого процесса выполнения задания.

Непроизвольное внимание

Та или иная деятельность захватывает человека как бы сама по себе, в силу своей значимости, увлекательности, занимательности или неожиданности. Причин этой значимости-занимательности несколько.

Характер внешнего раздражителя

Значима не абсолютная сила раздражителя, а относительная. Днём можно полностью игнорировать сильный шум (например автомобильного транспорта за окном). Ночью же, когда мы отдыхаем, можем очень чутко реагировать на малейшие шорохи и скрипы, раздающиеся в ночной тишине.

Привычность раздражителя тоже имеет большое значение

Слабый, но незнакомый звук может привлечь наше внимание, в то время как сильный, но привычный грохот даже не заметим. Известно, что во время войны солдаты способны спать под грохот рядом стоящей стреляющей пушки.

Большое значение имеет контраст между отдельными раздражителями, между величиной, формой, цветом, длительностью и иными параметрами этих раздражителей.

Привлекают внимание эстетические особенности объекта, например необычные дизайнерские (оформительские) решения в одежде, архитектуре, интерьере и т.п. Здесь важен не факт наличия отдельных раздражителей или физических свойств, сколько умелое сочетание их.

Соответствие внутреннему состоянию человека

Если человек находится в состоянии сильного утомления, его внимание будет чаще останавливаться на объектах, так или иначе ассоциирующихся с отдыхом: на кроватях, подушках, мягких креслах, уютных кафе и даже гостиницах.

В отечественной психологии и психофизиологии довольно подробно исследованы вопросы доминанты (Ухтомский) и установки (Узнадзе), хорошо описывающие и то, почему потребность человека управляет его внимание.

Общая направленность личности

Автолюбитель волей-неволей обращает внимание на неправильно припаркованную машину. Архитектор или художник любуется красотой старинного здания, дизайнер — удачным сочетанием цветовых пятен

Преподаватель русского языка обращает внимание на ошибки в речи окружающих, а учитель физкультуры — на объем бицепсов. Футбольный болельщик не может оставить незамеченным плакат с изображением известного футболиста.

Отношение к раздражителю

Приятные раздражители способны надолго приковать внимание человека: интересная книга, фильм, компьютерная игра, приятный собеседник. В этом случае не надо заставлять себя концентрировать свое внимание на этих объектах, это происходит само собой.. Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание

В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки). В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Следует заметить, что неприятные раздражители тоже привлекают внимание. В некоторых случаях это связано с возможной угрозой, исходящей от неприятного раздражителя (например от лая собаки)

В некоторых случаях это связано с тем, что раздражитель вызывает смешанные эмоции. Вид дерущихся людей может вызвать одновременно и неприятные чувства, и любопытство, и легкую радость, что ты сам не участвуешь в драке.

Нейтральные раздражители значительно реже привлекают внимание, чем приятные и неприятные.

Второй тип внимания: ад для работников с комплексом отличницы

Внимание произвольное – оно же – внимание волевое, это когда мы напрягаемся усилием своей разумной воли, «характера», для того, чтобы заставить себя заниматься ненужным нам лично и нелюбимым нами делом. И потому – мучаемся

Второй тип внимания – волевое (или произвольное) внимание – пожирает все ресурсы нашего организма, истощая физические и нервные силы. Соотношение цена-качество – вопиющее

Чтобы решить плёвую задачу по алгебре, дитя усидело за письменным столом столько сил, сколько впору потратить десяти взрослым академикам на разработку плана запуска АЭС.

Надо отметить, что второй тип внимания такой же затратный для психики, такой же короткий и такой же поверхностный как и первый. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Только в отличие от первого – второй тип внимания человек может сам удерживать волевым усилием дольше, чем организм выдерживает – например, заряжая себя кофеином. Из-за своей глупости и неверно понятого долга перед обществом.

И вот, наконец, третий тип внимания – мечта всех вменяемых родителей и учителей

Особенности человеческого реагирования

На нашу внимательность влияют разнообразные характеристики и особенности, которые имеют связь с нашей деятельностью, увлечениям. Я перечислю несколько характерных черт.

Способность переключиться

Это умение целенаправленно менять градус своей сосредоточенности с одного предмета на другой
Такая способность зависит исключительно от внешних факторов, так как человек может резко переключить свое внимание на иного наиболее важного объекта – это обычная отвлекаемость. Однако бывают случаи, когда человеку тяжело поменять предмет сосредоточения из-за сильно вовлеченности, так как при переходе он может думать о предыдущей деятельности и тем самым сосредотачиваться только на ней. 
Способность концентрации
Человек должен задерживать свой интерес на одном каком-либо деле или объекте на конкретное время

Чем сильнее концентрирование, тем лучше результат. Личность может концентрироваться на определенном предмете в течение получаса. Если же стараться усерднее, вы быстрее добьетесь успеха в работе и покажете отличные знания. 
Устойчивость. Данное понятие приблизительно схоже с предыдущим. Устойчивое психическое состояние – это умение человека на долгое время концентрироваться на конкретной деятельности, не меняя при этом ориентир. Благодаря такому качеству личность восполняет все свои пробелы в знаниях. 
Распыление. Способность правильно распределять свое время и фокусироваться сразу на нескольких делах. Порой такое распределение быстрее лишает сил, так как при решении одной какой-либо задачи, индивид в этот же момент должен думать и о другой. Если уровень развития человека высокий, значит, продуктивность будет максимальная. 
Объемность. Это количество предметов, задач, работы, которое может одновременно поместиться в сознании. Если индивид умеет в равной степени уделять время нескольким вещам, значит, он обладает очень высоким объемом внимательности. 

Помимо всех факторов, на возникновение своевременного сосредоточения влияет и настроение. В различные моменты именно оно определяет, на что отреагирует личность. 

Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Особенности непроизвольного внимания

Рассматриваемое явление характеризуется отсутствием целенаправленности в процессе фиксации сознания на конкретном раздражителе. Данная разновидность внимания считается его первичным видом, вырабатывающимся в процессе онтогенеза на дошкольном этапе. Особенность описываемой вариации внимания состоит в отсутствии волевой регуляции.

Таким образом, самопроизвольно внимание являет собой первичную его форму, обусловленную рефлекторными установками. Возникает оно по причине воздействия внешних импульсов

Поддерживается без сознательного желания или намерения индивида. Свойство воздействующих стимулов, их эмоциональная окрашенность, сила или новизна, связанность с потребностями обуславливают захват и приковывание внимания к отдельным явлениям, предметам, лицам.

Физиологический базис самопроизвольного внимания составляет безусловно-рефлекторную направляющую деятельность. Нейрофизиологическим её приспособлением являются возбуждения, поступающие из подкорковых зон полушарий мозга в его кору.

Главное условие возникновения непроизвольного внимания заключается в отсутствии противоборства мотивов, борьбы интересов, присущих произвольному его виду, где индивида могут «разрывать» соперничающие побуждения, имеющие различные направленности, но которые могут притянуть и удержать сознание личности.

Таким образом, особенность рассматриваемого феномена заключается в его зарождении при преобладании силы сторонних раздражителей над силой произвольно действующих импульсов, когда субдоминантные стимулы при некоторых условиях и обстоятельствах делаются более интенсивными в сравнении с лидирующими на данный момент.

Катализаторами рассматриваемой вариации внимания являются не всегда лишь внешние объекты, условия, но и потребности, желания, эмоциональные состояния, то есть всё волнующее или интересующее человека.

Зачастую оно возникает, когда индивид устал на фоне неблагоприятных условий (жарко или холодно, душно, затхлый воздух) либо, когда работа, которой занят индивид, его не занимает, не требует активной умственной деятельности.

Пассивное внимание характеризуется кратковременным течением, однако при ряде условий в соответствии с силой сторонних раздражителей, влияющих на индивида, оно может появляться достаточно часто, препятствуя ведущей деятельности. Рассматриваемая вариация внимания разнится от своего произвольного собрата наличием обязательного компонента – воли

Непассивное внимание характеризуется сознательной концентрацией личности на определённых явлениях или объектах окружающего мира

Рассматриваемая вариация внимания разнится от своего произвольного собрата наличием обязательного компонента – воли

Непассивное внимание характеризуется сознательной концентрацией личности на определённых явлениях или объектах окружающего мира

Что такое произвольное внимание у детей

Несмотря на то что длительный интерес не доступен для малышей до их поступления в школу, где начинается серьезная подготовка, уже в младенчестве можно увидеть зачатки познавательного процесса. Например, в тот момент, когда взрослые показывают ребенку яркую игрушку, он внимательно следит за ней взглядом. Этот показатель является одним из ключевых в определении степени психического развития в первые месяцы жизни.

Через пару лет формирование навыка становится более активным, а к 4-5 годам малыш может выполнять инструкции воспитателя или родителя во время обучения. На этом этапе важным остается поддержание интереса ребенка и вовлечение этого процесса в игровую деятельность. К моменту поступления в школу волевые навыки развиваются достаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно определять для себя цель, давать инструкцию к ее достижению и составлять некую программу.

Временной промежуток, на протяжении которого дети способны удерживать сосредоточенность на конкретном деле, гораздо меньше, чем у взрослых

Поэтому крайне важно учитывать возрастные особенности и не предъявлять слишком высокие требования. Даже самая увлекающая игра не заинтересует трехлетку больше, чем на 20 минут, как и занимательный урок не удержит ребенка за партой дольше, чем на 45 минут

Формирование 

Чтобы научиться сосредотачиваться на чем-либо, недостаточно одних желаний или талантов –  если речь идет о маленьком ребенке

Гораздо более важной оказывается подготовительная работа, проводимая взрослыми. Помочь быстрее освоить новый навык могут несколько ключевых факторов:

  1. Умение группировать по виду, цвету, форме, другим показателям (они зависят от возраста).
  2. Четкое обозначение правил игр, а также ее начала и завершения.
  3. Последовательные инструкции, даваемые воспитателем или родителем.
  4. Дозирование нагрузок с учетом возрастных особенностей психики.

Важно также правильно организовать тренировочный процесс, особенно если он строится одновременно с группой детей, как происходит в детском саду. Педагог должен быть не только настойчивым в своем стремлении обучить, но и последовательным, логичным, гибким

Индивидуальный подход – вот залог успешного усвоения предлагаемого материала.

Развитию волевых качеств способствует также физическое воспитание. Именно спортивные занятия и игры впервые учат детей целеустремленности, следованию правилам, воспитывают самостоятельность и активность. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право совершать ошибки, отвлекаться. Процесс должен быть постепенным и аккуратным, а не жестким и агрессивным. Ощутимые плоды приносят регулярные занятия и совместная работа воспитателей и родителей.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе

Первый тип внимания: рай для рекламистов

Ещё даосы ведь сказали: «Пять звуков портят уши, пять цветов – истощают глаз». Поэтому в городе жить так трудно…

Правда, в утешение человекам, следует заметить: чтобы организму нашему не умереть, он хитро сделал этот самый первый и самый примитивный тип внимания – самым же непродолжительным по времени и по глубине остаточных воспоминаний – в одно ухо влетело, в другое вылетело

Мы включаемся на секунду и тут же «выключаемся», когда видим перед собой объект, будоражащий наше непроизвольное внимание. «Ту мач» – говорим мы и запираем на засов наши воспринимающие органы чувств

Поэтому в городе так трудно встретить сочувствие, внимание. Все отключены, чтобы не умереть от рекламы.

Произвольное внимание

Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, поставив определенную цель или задачу, мы вырабатываем некоторый план этой деятельности

Явно или неявно мы в этот план включаем и внимание тоже: «Обратить внимание на настроение шефа… Прочитать книгу по теории межгалактической квинтэссенции..

Досмотреть сериал до конца…»

В некотором смысле произвольное внимание это подавление, это борьба с непроизвольным вниманием. Возможно, нам было бы приятнее и комфортабельнее слушать шум ветра за окном, просто глазеть по сторонам

Но, сознательно мобилизуясь, мы обращаем свое внимание более полезные, как считаем своим разумом, вещи.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов

Не только воля управляет произвольным вниманием, но и, обращая внимание на те или иные аспекты своего поведения и деятельности, мы регулируем влияем на волевые процессы. Мы думаем не над тем, что нам хочется, а над тем, на что обращаем свое внимание

С помощью внимания мы можем даже менять свое эмоциональное состояние: сознательно обратив внимание, например, на тот или иной сайт в интернете, мы можем вызвать у себя хорошее настроение, злость или раздражение.

Формирование произвольного внимания тесно связано с формированием сознания

У маленького ребенка 1-2 лет сознание еще не сформировано, и произвольное внимание также находится еще в зачаточном состоянии.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное

Я опишу три основных разновидностей внимательности. С первой вы уже успели познакомиться: 

Непроизвольное. Это невольная концентрация сознания на каком-либо объекте. Возникновению такого реагирования способствуют эстетические, моральные и интеллектуальные чувства. Это кратковременный отклик на какое-либо обстоятельство.
Произвольное. Это сознательная сосредоточенность на объекте, который интересен или приятен для личности. Эта разновидность тесно связана с силой воли

Если человек сосредотачивается на предмете, он прикладывает волевое усилие, которое поддерживает непрерывное внимание. Чтобы индивид обладал силой воли, ему необходимо иметь устойчивое психическое состояние

В период утомленности личности сложно сконцентрироваться. 
Послепроизвольное. Оно наступает после преодоления трудностей предыдущей разновидности. Человек привыкает ко всем сложностям объекта или деятельности, которые постепенно уже начинают вызывать у индивида интерес. 

Третий тип внимания: Внимание послепроизвольное

Это внимание «на мотивации», как говорят психологи. Вещь может быть неяркой, но мы будем изучать её до глубокой ночи, без кофеина и мук

Даже спина и шея не заболят – как они обычно болят при включении внимания второго типа.

Послепроизвольное внимание – это очень долго и очень легко удерживаемое внимание, направленное на некий объект изучения, результатом которого будут – прочные и глубокие по объёму знания, результаты. Сидел долго, устал при этом мало, всё – сам, без понуканий – кнутов и пряников, запомнил на всю жизнь, запомнил почти всё, что прочитал, и ещё сам кое-что вывел, сообразил, додумался на основе прочитанного

Сидел долго, устал при этом мало, всё – сам, без понуканий – кнутов и пряников, запомнил на всю жизнь, запомнил почти всё, что прочитал, и ещё сам кое-что вывел, сообразил, додумался на основе прочитанного.

Цель любого педагога и родителя, найти, подобрать ребёнку ту деятельность, тот предмет для изучения, к которому ребёнок будет проявлять послепроизвольное внимание

И неважно, что это будет за деятельность, что за предмет

И неважно, что это будет за деятельность, что за предмет. Как сказал один великий педагог: «За долгие годы преподавания я пришел к странному убеждению: более или менее всё равно чему учить

Важно – как – учить и – кто – учит. Увлечённость, любовь преподавателя к своему предмету воспитывает больше, чем любая сообщаемая им информация»

Как сказал один великий педагог: «За долгие годы преподавания я пришел к странному убеждению: более или менее всё равно чему учить

Важно – как – учить и – кто – учит. Увлечённость, любовь преподавателя к своему предмету воспитывает больше, чем любая сообщаемая им информация»

В этой моей любимой цитате из моего любимого романа «Кафедра» и заключён ответ на последний возможный вопрос: «А откуда же берётся третий тип внимания – послепроизвольное внимание?».. Любовь

Всё та же – любовь

Любовь. Всё та же – любовь.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Развитие внимание

Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность человека. При этом рекомендуется создавать для него условия, способствующие формированию:

интеллектуальная работа в условиях отвлекающих факторов, при этом, добиваясь того, чтобы человек на них не отвлекался;
добиться от человека того, чтобы он осознал, что осваиваемый им труд имеет общественное значение, и он должен нести ответственность за выполненную им работу;
распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает

Таким способом развивают, например, зрительное внимание. Присутствует и классификация по степени сложности различных методик.

Устойчивость внимательности можно обеспечивать развитием волевых качеств индивида. Переключение развивается подбором специальных упражнений

Метод нередко применяется, когда важно развитие произвольного внимания. Единственное условие обучения – это делать любую работу качественно

Заключение

Произвольное и послепроизвольное сосредоточение одинаково важны для человека. Первое служит основой всего обучения, изучения мира, второе – позволяет задействовать максимальный физические и психические ресурсы, а значит достичь лучшего результата за минимально возможный срок.

Задача родителей, воспитателей и педагогов – вовремя развить в ребенке потенциал

При этом делать это нужно таким образом, чтобы не оттолкнуть скучными занятиями, книгами, играми.В этой статье я рассказала о произвольности интереса, описала, что это такое, и объяснила, в каком возрасте у личности начинает складываться произвольное внимание. Если вы не можете найти свое любимое дело, не знаете, что делать дальше, запишитесь на мою консультацию

Вместе мы решим все ваши проблемы. Увлеченный человек становится более успешным в профессиональной деятельности. Если все время приходится прилагать слишком много усилий, наступает усталость, а значит, отрицается сама необходимость что-либо делать.