Нестандартное мышление

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности

Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и  по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения

В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Нестандартное мышление

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

Нестандартное мышление

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Нестандартное мышление

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Что такое креатив

Креативность – навык создания чего-то нового, не используя
шаблоны и общепринятые схемы. Без него невозможно появление новых ярких идей, судьбоносных
открытий, действий, предметов и многого другого. Считается
парадоксально-загадочным феноменом и может выражаться в качестве постоянной
характерной черты или проявляться в определенных ситуациях.  

Наличие креативного мышления позволяет человеку:

  • находить выход из многих щекотливых ситуаций;
  • успешнее других развивать бизнес, обходя
    соперников;
  • раскрыть свой внутренний потенциал.

Креативные личности не умеют быть нудными и банальными. Это делает их собеседниками, с которыми приятно общаться. Кроме того, они уравновешенные и оставляют право за каждым человеком на индивидуальное видение мира.

Безусловно, между креативностью и творчеством много общего, но все же это различные понятия.

Так, к творческим людям относят художников, писателей модельеров, фотографов, которые реализуют себя посредством занятия творческой деятельностью.

Креативность является более материальным понятием и в большей степени присуща дизайнерам, рекламщикам, маркетологам, бренд-менеджерам.

Понятия творчества и креативности неразрывно связаны, ведь они включают в себя процесс творения, но с использованием различных инструментов для выражения.

Развитие детей

Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:

  • дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
  • перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
  • дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
  • не давить на ребенка.  Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
  • не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.

Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.

Логика это вкусняшка для ума

Именно так написали на доске ученики перед началом одного из занятий нашего кружка по логике. В чём же прелесть логических задач?

  • они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
  • многие из них не требуют знаний школьной программы;
  • их может решать даже дошкольник без навыков чтения (например, судоку, ребусы, головоломки со спичками, «шестерёнки» и другие задачи в картинках).

Только системный и комплексный подход создаёт благоприятные предпосылки для формирования нестандартного мышления. «Пища для ума» тоже должна быть сбалансированной и разнообразной. Попробуйте сами и предложите вашим детям решить именно такую подборку задач. Это поможет выявить те звенья в логике, над которыми стоит поработать усерднее.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Фото: Lillian Vasquez

Мыслите творчески

Что же это такое? Это означает, что Вы должны уметь придумывать что-то новое, включайте фантазию, воображение и творите: придумывайте рассказы, сочиняйте стихи, пишите музыку – выбор огромный. Здесь те же правила – не бойтесь пробовать: мастерство приходит с опытом. Чем больше Вы будете заниматься по развитию своего творческого дара, который есть у всех людей, просто некоторые его реализуют, а некоторые – нет, так вот, чем больше Вы будете работать, используя свое воображение, тем лучше Вы будете его использовать. Не прекращайте работать над этим и в скором времени Вы увидите результат. Помните, что если Вы хотите начать свой бизнес – то нужно творчески мыслить, если Вы хотите составить план, допустим расписание на день – точно так же – нужно творчески мыслить, даже когда Вы готовите себе обед – это тоже творчество. Осознайте это, поймите и примите и начинайте работать над развитием этого таланта в себе.

Дискутируйте с друзьями

Соберите друзей и проведите групповое обсуждение — своеобразный кружок. Можете говорить о чём угодно, лимита тем не существует. Вы можете перейти от политики, спорта и здоровья к воспитанию детей, работе, личной жизни и многому другому. Группа должна быть примерно из 6 человек. Разбейте группу на 2 части. Одна должна говорить в пользу темы, а вторая – против неё. Дайте каждому человеку 3 минуты на высказывание. После того, как все высказались, дайте друг другу возможность задать вопросы и поддержать свои точки зрения. Подобного рода дружеское мероприятие помогает не только формировать своё мнение, но и убедительно и лаконично выражать его.

Поставьте себе рамки

Исследование показывает, что одна из главных проблем, которая стоит на пути к большей креативности – стремление людей передвигаться по пути «наименьшего умственного сопротивления», опираясь на идеи, которые у них уже есть или стараясь использовать все имеющиеся ресурсы.

Ученые предполагают, что установление добровольных ограничений может повысить креативность, потому что это заставляет даже творческих людей работать за пределами своей зоны комфорта.

К примеру, если вам нужно описать что-либо в 1000 словах, попробуйте сделать то же самое с помощью 500 слов. Вам придется искать обходные пути, чтобы вместить максимум информации в минимум слов.

Применить эту идею на практике можно с помощью креативной техники «100 идей». Вы должны придумать 100 каких-угодно идей для решения вашей проблемы. Даже самых сумасшедших и фантастических. Эта методика просто заставит вас выйти за пределы привычного.

2

Развиваем креативность мышления

Наверняка вы знаете, что мозг человека разделен на два полушария: левое и правое. Левое полушарие соотносится с правой рукой, отвечает за анализ информации и логику, а правое – координируется с левой рукой, руководит нашей интуицией, творческими способностями. Вы замечали, что все левши несколько иные? Все потому, что у них правополушарное мышление более развито. Конечно, я не имею в виду, что левое у них не работает вовсе. Старайтесь стремиться к тому, чтобы ваш мозг работал более гармонично. То есть, если вы правша, пытайтесь совершать элементарные действия левой рукой, и наоборот.

Как ни странно, но даже такой пустяк как смена рабочей руки в момент, когда вы чистите зубы, поможет активизировать работу мозга и думать нестандартно!

Можно начать с решения детских задачек. Нестандартному мышлению способствуют головоломки, загадки, ребусы. Когда не хватает свободного времени, пробуйте заниматься между делом:

Пока едете на общественном транспорте размышляйте над тем, куда, зачем едут окружающие вас люди

Придумывайте целые истории о них.
Если вы передвигаетесь на автобусе или ходите пешком, обращайте внимание на вывески, читайте их наоборот. Иногда получается очень смешно.
Когда читаете по дороге с работы, почитайте не сверху вниз, как обычно, а наоборот

Получится, что персонажи выполняют действия в обратном порядке, как при медленной перемотке ленты.
Придумывайте новые забавные имена.
Рисуйте забавные карикатуры или несуществующих животных, абстракции или просто каляки-маляки. Ваша картина не должна быть красивой, так что не ставьте перед собой ограничений. Будет здорово, если вы еще подберете необычное название своему рисунку.
Отдыхая от работы, придумывайте сочетания несочетаемых слов. Например, соленый мед, лживая правда и т.д.
Представьте, что любое слово – аббревиатура. Попробуйте расшифровать его. К примеру, слово «КЛАД»: классное, любимое, абсурдное дело.
Придумывайте необычные применения обычных предметов.

Напоследок хочу предложить вам несколько вопросов для нестандартного мышления. Помните, что, как и во всем творческом, здесь нет единственно правильного ответа.

  • Почему журчит ручей?
  • Представьте, что вас уменьшили в размерах и бросили на дно блендера. Он включится через 30 секунд. Что сделать, чтобы выбраться?
  • Почему все люки круглые?

Ответы на эти вопросы тоже можно кидать к комментариям, посмотрим, что получится.

Способность нестандартно мыслить – это готовность взглянуть на ситуацию под новым углом, увидеть скрытые возможности обычных жизненных явлений. Чем старательнее вы будете улучшать это умение, тем интереснее и ярче окажется ваша жизнь.

До новых встреч, с уважением Александр Фадеев. Творческих вам открытий и нестандартных ситуаций из разряда: чем дальше, тем чудесатее.

Моя работа не имеет никакого значения

Нестандартное мышлениеФото: pixabay.com

Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.

Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.

Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.

Узнавайте что-то новое

Для сознания и для воображения всегда нужна подпитка. Что может быть лучше знаний? Нужно заставлять свой мозг работать постоянно. Тогда он будет в форме. Тот же принцип, что и в занятиях спортом: чем больше мы занимаемся – тем больше мы можем и тем лучше результат. Поэтому, нужно всегда стараться узнавать что-то новое, постигать и разбираться в чем-то. Так, мы сможем постоянно держать себя в форме, а это, в свою очередь, даст и «пищу» для работы нашего воображения. А потому учиться, учиться и еще раз учиться – Вперед! К знаниям!

Итак, следуя этим несложным советам Вы сможете развить в себе то самое загадочное и притягательное «нестандартное мышление». Постоянно удивлять окружающих своим остроумием, способностью творчески мыслить. Такие люди умеют общаться, их интересно слушать, они хорошие собеседники.

Всяческих успехов Вам, а особенно творческих!

Засучите рукава и потрудитесь, прежде чем предаваться мечтаниям

Хоть исследование за исследованием и подтверждает, что мечтательное состояние и дремота могут помочь в творческом процессе, существует еще один аспект, который обычно опускают.

Одно из исследований , в частности, показывает, что чем меньше вы потрудились над проблемой, тем меньше вам помогут отвлеченные мечтания. То есть мечтательность и инкубация наиболее эффективны в проекте, в который вы уже вложили много творческих усилий.

Поэтому, прежде чем лениво предаваться умственным блужданиям, убедитесь, что вы уже хорошенько пропотели над творческой задачей. Только тогда вы получите максимальный эффект.

5

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развить латеральное мышление

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

05/04/2018  |  andrewРазвитие мышления и памяти

Добавить комментарий

Что такое латеральное мышление

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Креативность в бизнесе

Креативное мышление в бизнесе необходимо
для:

  • реализации новых оригинальных идей;
  • расширения сознания, выхода за пределы
    обыденного;
  • развития, масштабирования, совершенствования
    собственного дела;
  • успешной борьбы с конкурентами.

Существует несколько техник, которым можно
обучиться вместе со своими коллегами. 

Метод мозгового штурма

Метод Мозгового штурма позволяет оперативно решить проблему
путем коллективной генерации идей и ее решений.

Создается группа, в состав которой входят сотрудники,
генерирующие идеи, и эксперты, оценивающие их.

Идеи принимают абсолютно все, включая самые абсурдные. Чем
их больше, тем выше шансы на нахождение среди них стоящих.

Далее все идеи оцениваются экспертами, выбираются из них
наиболее подходящие.

Ежедневные идеи   

Придумывайте ежедневно не менее десяти идей. Они могут быть
различной тематики и не отличаться оригинальностью, но способствуют раскрытию
творческого потенциала и развитию мозговой деятельности. Записывайте их и в
дальнейшем будете удивлены, насколько слабые и безжизненные были первые
зафиксированные на бумаге мысли.

Креативность Уолта Диснея 

Данная тактика привела известного мультипликатора к
известности и успеху.

Он все ситуации рассматривал с точки зрения различных групп
людей мечтателей, реалистов, строгих критиков. 

Представьте, что вы собираетесь заняться продажей нового
товара и необходимо продумать реакцию целевой аудитории. Используя внутреннего
мечтателя, рисуется идеальная картина задуманного. Конструктивные мысли
реалиста необходимы для выявления возможных рисков, перспектив. Критик все
подвергает сомнению.

Такой подход позволяет лучше предусмотреть развитие событий,
продумать детальный план действий.   

Главное, постоянно развиваться, и через некоторое время вы
почувствуете, что больше не мыслите шаблонами, не боитесь чужого мнения, полны
креативных идей, выходите победителем из сложных ситуаций, приобретаете
уверенность в себе и становитесь успешным.

pikacho

Создаю для вас уникальный и качественный контент.

  • Следующая публикация Как научиться ничего не бояться
  • Предыдущая публикация Почему отличники работают на троечников

Следите за нами:

Что такое креативное мышление

Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.

Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.

Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.

За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:

  • восприятие;
  • воображение;
  • память.

Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии

Важно использовать аргументы.
Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
Организационный этап

Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Напишите стихотворение

Мы привыкли воспринимать решение проблем с чисто рациональной точки зрения. Мы пишем списки «за и против», ведем подсчеты, ищем способы выгодного решения и пытаемся предугадать развитие событий. Все это логично и совершенно не обладает ни намеком на творческий подход. Поэзия способна соединить рациональное правое полушарие мозга с творческим левым. Попробуйте описать свою проблему в стихотворной форме. Целью этого упражнения не является найти решение в одной из строк, вам нужно просто сместить часть «груза проблемы» с логического мышления, на творческое.

Третий Ефремов: как Никита относится к своей фамилии, и почему не помнит дедушку

Вкусно и оригинально: салат из яиц с зеленью в горчично-майонезном соусе

Самые свежие киноработы Джуда Лоу, включая его будущие фильмы

Информация о статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Категории: Личное развитие

На других языках:

English: Think ‘Outside of the Box’, Español: pensar fuera de la caja, Português: Pensar «Fora da Caixa», Italiano: Pensare al di Fuori degli Schemi, 中文: 跳出思维定式, Bahasa Indonesia: Berpikir Kreatif, Čeština: Jak myslet kreativně, Nederlands: Buiten het kader denken, العربية: التفكير «خارج الصندوق», Deutsch: Unkonventionell denken, हिन्दी: ‘सीमा से परे’ सोचें, Tiếng Việt: Suy nghĩ Vượt Khuôn khổ

Эту страницу просматривали 18 790 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

 

Рекомендации от методистов и учителей LogicLike:

Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.

Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!

Материал подготовлен при поддержке

LogicLike

В системе уже более 2 500 логических задач с комментариями и пояснениями, видеоуроками и теоретическими блоками. И эта учебная база еженедельно пополняется.
Сайт партнёра

Как убить креативность

Креативность – это врожденный навык. Все дети – творческие
гении, но уже к 3–4 классу, благодаря взрослым, эта способность постепенно
исчезает, вследствие:

  1. Получения наград. Именно они препятствуют развитию фантазии и изучению окружающего мира. Во время конкурсов дети редко увлекаются процессом творения, в их задачу входит получение приза. 
  2. Помощь наставников. Все задумки детей, даже мелочи, контролируются взрослыми. Ребенок не учится риску и не проходит через ошибки, польза от которых несомненна. 
  3. Отсутствие выбора. Все взрослые знают, как надо делать правильно. Они навязывают свое мнение детям, не давая им мыслить. При этом исключается возможность нескольких верных ответов или альтернативных решений.
  4. Планы. Наличие расписания, обязательное посещение кружков, дополнительных занятий не дают детям скучать и прекрасно дисциплинируют. При этом у ребенка просто не остается времени на самого себя, свои фантазии и идеи.

Начиная с детского сада, детей приучают к шаблонному мышлению и поведению, что подавляет их личность, индивидуальные особенности. Их учат одинаковой оценке ситуаций, поведению. 

В результате вырастают люди, мыслящие стереотипами. Лишь немногие способны не поддаться влиянию системы и не подвергнуться шаблонному мышлению.

Следует прислушаться к словам французского социолога и
криминолога Габриеля Тарда о том, что все значительное в истории человечества –
результат индивидуального творческого гения. Массы способны лишь к повторению.