Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Чувства.

Чувство — это довольно устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам и явлениям. Роль чувств в жизни человека очень велика. Известно, что основу психической жизни составляет триада: ум, чувство и воля.

Познание мира сопровождается формированием у человека личного отношения к познаваемому. При этом у него возникают различные психические состояния. Сменяя друг друга, эти состояния образуют психический процесс. В этой связи чувства можно рассматривать и как состояние и как процесс.

Чувства субъективны. Они показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека. Неудовлетворенные потребности вызывают отрицательные переживаемые чувства (обиды, мести).

Чувства социально детерминированы. Они вырастают из практики взаимоотношений людей и определенных социальных отношений между ними. «Наши чувства — это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа» (Д. Дидро).

8 стр., 3793 слов

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

… и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. По ответственно-великодушному признаку учащиеся ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям … 4. Умеет настоять на своём 24. Ищущий одобрения 5. Обладает чувством собственного достоинства 25. Способен к сотрудничеству 6. Независимый 26. Стремиться …

Чувства — это высший продукт культурного развития человека.

Чувства выполняют регулятивную функцию в жизни человека. Они информируют его о том, как удовлетворяются его жизненные потребности, какие препятствия встречаются на пути, а также заставляют искать пути их преодоления.

Виды чувств:

— нравственные (моральные), выражающие отношения человека к человеку, обществу и природе (любовь, сострадание, доброжелательность);

— интеллектуальные, выражающие отношения человека к познанию (интерес, удивление, любознательность, сомнение);

— собственно эмоциональные, выражающие страсть, любовь, страх;

— эстетические, отражающие отношение субъекта к различным фактам жизни как к чему-то прекрасному или безобразному, изящному или грубому.

Сильными чувствами являются страсть, любовь, убежденность. К сильным чувствам относится и зависть, эта «коррозия судьбы человеческой». У соседа сдохла корова? Этого мало, надо, чтобы она еще придавила хозяина! Завистливый человек легче переносит свои неудачи, чем успехи других.

Убежденность как осознанная потребность имеет огромную побудительную силу, пренебрегающую порой даже инстинктом самосохранения.

Страсть — это стойкое, глубокое чувство, захватывающе мысли и действия человека. Страсть может стать постоянно действующей силой человека, отодвигающей на задний план многие интересы, которые имели ранее какую-то значимость для него.

Любовь. Попытка дать академически точное определение любви, этому высокому, сильному и одновременно хрупкому чувству, порождает какой-то внутренний протест. Сразу всплывает аналогия с проблемами вирусологии, где обнаружение вируса означает полную и окончательную победу над эпидемией.

7 стр., 3476 слов

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

… новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина … общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и … в восприятии так на­зываемых аффективных комплексов, выражающих собой цело­стность восприятия определенных ситуаций. Развитие …

И все-таки имеется несколько трактовок любви в психологии:

— это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и ставящего его в центр главных интересов и помыслов субъекта (любовь к Родине, к матери, к науке, к живописи и др.);

— это интенсивное, психологически напряженное относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное духовными и сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть позитивно воспринятым другим (любовь к мужчине, женщине).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Невербальные признаки доверие — недоверие

№ п/п

Признаки
доверия

Признаки
недоверия

1

Стоящая
на локте рука подпирает ще­ку, но не
подбородок.

Сцепление
пальцев рук.

2

Наклон
вперед к собеседнику, разо­мкнутые
руки.

Скрещение
рук на груди или зажима­ние ладоней
скрещенных рук подмышками,

3

Одна
нога слегка отставлена назад, другая
— чуть впереди, носок ее указы­вает
на собеседника.

Прикрытие
области рта ладонью, паль­цами.

4

Утвердительные
кивки головой.

Прикосновение
пальцем к носу, угол­кам губ,

5

Наклон
головы набок.

Потирание
или прикосновения к уху. потягивание
мочки уха,

6

Прямой
взгляд не ниже уровня подбо­родка,

Почесывание
боковой поверхности шеи (ниже уха).

7

Заитересованный
взгляд искоса, под­нятые брови,
расширенные зрачки, легкая улыбка,

Подпирание
ладонью подбородка.

8

Собеседник
копирует позу партнера.

Закидывание
ноги на ногу.

9

Сокращение
угла между корпусами партнеров,
разворот друг к другу,

Большой
палец подпирает или потира­ет
подбородок, указательный на щеке
направлен к виску.

10

У
сидящих рядом скрещенные в коле­нях
ноги направлены друг к другу.

Прижатые
друг к другу лодыжки ног,

11

Одобрительная
улыбка.

Собирание
несуществующих ворсинок с одежды.

12

Для
женщин: поправление причесок,
демонстрация внутренних поверхно­стей
запястий.

Отрицательные
покачивания головой, наклон головы
вниз.

13

Взгляд
искоса с нахмуренными бровя­ми и
опущенными уголками губ.

14

Прикрытые
веки, откинутая голова, долгий взгляд
не моргая (вгляд свысо­ка).

15

Взгляд
сверху очков,

16

Сверхраскованная
поза(ноги на столе, на ручке кресла).

17

Кривая
ухмылка, натянутая улыбка.

18

Отворачивание
от собеседника,зани­мание «стартовой
позиции» (готовность уйти).

Для чего нужны чувства

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Положительный настрой на активное общение.

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Ладони
открыты навстречу партнеру и движутся
вперед и вверх-вниз.

Верхняя
часть тела подается слегка вперед (в
положении сидя).

Во
время высказывания ладонь поднята вверх
на уровне лица, пальцы сжаты в щепоть,
рука совершает частые движения от себя
и к себе (так человек подчеркивает
важность излагаемой информации). Ладони
с раскрытыми пальцами прижаты к груди
(это очень «сильный жест, выражающий
либо горячую заинтересованность, либо
неискренность, если другие части тела
отражают другое эмоциональное состояние)

Ладони
с раскрытыми пальцами прижаты к груди
(это очень «сильный жест, выражающий
либо горячую заинтересованность, либо
неискренность, если другие части тела
отражают другое эмоциональное состояние).

Эмоции определение в психологии

Данное определение в психологии отвечает на вопрос что такое эмоции, беря во внимание субъективную оценку, отношение индивида к миру. Обратите внимание! Определенное эмоциональное состояние может возникать не только, как ответная реакция на реальные существующие события, но и на воображаемом уровне

Обратите внимание! Определенное эмоциональное состояние может возникать не только, как ответная реакция на реальные существующие события, но и на воображаемом уровне. Понятие эмоции – это в психологии описание реакции человека на события, происходящие вокруг, психический процесс, характеризующийся субъективным оценочным отношением к реальным или предполагаемым явлениям и объектам

Эмоции – это процесс, происходящий в разных системах жизнедеятельности человека (эндокринная, нервная, дыхательная и т.д.)

Понятие эмоции – это в психологии описание реакции человека на события, происходящие вокруг, психический процесс, характеризующийся субъективным оценочным отношением к реальным или предполагаемым явлениям и объектам. Эмоции – это процесс, происходящий в разных системах жизнедеятельности человека (эндокринная, нервная, дыхательная и т.д.).

Иными словами, дурной сон или негативные ожидания от встречи, которая еще не произошла, могут испортить настроение. Это может сказаться на общении, когда индивид «ни с чего» злится на близких, на работе, на которой он не может сосредоточиться. Наоборот, когда человек мечтает о хороших вещах, которые вселяют ему надежду, это способствует доброму настрою, повышению работоспособности и т.д.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление внутреннего психического состояния происходит за счет жестов, мимики, а также изменения работы разных систем организма (дыхательная, кровообращения и т. д.)

Поэтому берется во внимание психология вербальных и невербальных эмоций

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Настроение можно определить по мимике

Вербальное выражение эмоций

Вербальное, как известно, означает речевое общение. Речь бывает эмоциональной, меняется интонация, повышается голос. Например, при удовольствии скорость и амплитуда дыхания увеличиваются; при неудовольствии они уменьшаются; возбуждение сопровождается глубоким и частым дыханием, при страхе оно сильно замедляется. По тому, как человек дышит, можно определить его эмоции, направив беседу в то или иное русло.

Невербальное выражение эмоций

Невербальные эмоции проявляются в жестах, мимике, что хорошо прослеживается у ребенка, в то время, как взрослый человек иногда способен их контролировать. Однако индивиду удается взять под контроль далеко не все, например, он не властен над кровообращением. При страхе заметно ускоряется пульс, так же, как и при напряжении, ожидании, смущении и т.д. Единственное отличие – в объекте, провоцирующем эмоции, например, при ожидании экзамена у индивида дрожат руки, но хорошо функционирует мозг.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
Проксемические:

  • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
  • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Рисунок 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

  1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
  2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
  3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
  4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
  5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вывод

Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

1 Индивидуальные различия человеческого поведения

(Капкан Брокау — игнорирование индивидуальных различий человеческого поведения).

«Ни один признак обмана, будь то лицо, тело, голос или слова, не является доказательством обмана, как не является им и изменение активности ВНС, фиксируемое детектором лжи.» (Экман П., 2007) Опасность ошибки здесь состоит в том, что есть люди которые вообще не допускают ошибок, когда лгут. Это не только те у кого имеются психические отклонения, но также прирожденные лжецы и люди использующие систему Станиславского, и те, кто сам искренне верит в свою ложь. «отсутствие признаков обмана еще не есть доказательство правдивости.» (Экман П., 2007)

Чем чувства отличаются от эмоций

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
КатегорияПодкатегорияПроявленияХарактеристика
НравственныеМоральныеГуманностьВзаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
АморальныеЖестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
ИнтеллектуальныеСпецифическиеВдохновениеОпределяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
НеспецифическиеЛюбопытство
Удивление
Юмор
Ирония
ПраксическиеВыбор деятельностиПрофессияОпределяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
ЭстетическиеУдовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушиванияЛюбовь к природеОпределяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Различии в характере взгляда.

Длительность взгляда является главным межнациональным различием. Южные европейские народы, такие как испанцы и итальянцы, считают совершенно естественным долгим и прямой взгляд, в то время, как северные европейцы, такие как англичане или немцы, считают подобное поведение бесцеремонным и даже оскорбительным. В этих странах не принято открыто рассматривать окружающих людей и долго, пристально смотреть в глаза собеседнику. Для японцев прямой взгляд считается совершенно неприемлемым. При общении с собеседником они смотрят в область шеи, мужчины не смотрят в глаза женщинам и наоборот. Из — за этого, когда европеец разговаривает с японцем у первого возникает ощущение отсутствия контакта. А японец чувствует себя крайне не комфортно, когда европеец смотрит ему в глаза. Если не учитывать таких культурных особенностей при общении с представителями других национальностей, то с большой вероятностью оно вызовет обоюдное раздражение, возможно даже неприязнь, что не лучшим образом скажется на дальнейших взаимодействиях (если они предусматриваются)

Мимика и особенности эмоционального состояния человека

Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.

В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями.

Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения.

Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений.

Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.

Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения.

Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций — горя, радости и удивления. По мнению Н.

Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой.

Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К.

Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы.

Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора.

Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным.

Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека.

Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение — презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К.

Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий.

Виды эмоций и чувств человека

В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакцияРасширенное понятиеПроявления
РадостьОживлениеБлеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
СтрахИспугМурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
ГрустьТоскаПотухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
ГневЗлостьЛадони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.