Номинализация

Банды гипнотизеров-мошенников атакуют Алматы

10:47 11.03.2016

Алматы захлестнули слухи о шайке заезжих гипнотизеров. От их действий пострадали сотрудники нескольких крупных торговых центров. Мошенники действуют по одной и той же схеме: заходят в бутик – и через несколько минут продавцы сами отдают им всю выручку из кассы. Счет идет на миллионы тенге.

Точное количество потерпевших неизвестно. По нашей информации, полиции пока удалось задержать двух членов банды. Ими оказались… пожилые женщины! Они передвигались по городу в арендованном автомобиле, водитель которого целыми днями возил их по крупным торговым центрам.

Операция «гипноз» дала сбой благодаря тому, что один из потерпевших слишком быстро пришел в себя, проверил кассу и выяснил, что стал жертвой мошенниц. Он сразу же сообщил в полицию и описал их внешность.

Сотрудники дорожно-патрульной полиции прибыли быстро и успели надеть наручники в тот момент, когда дамы забрались в машину и готовились дать деру. У них была обнаружена крупная сумма денег, но обе заявили, будто занимаются сетевым маркетингом.

Необходимо отметить, что доказать факт применения подозреваемыми внушения будет весьма непросто. Сотрудники полиции не исключают, что эти дамы работали в группе с задержанными в конце февраля гражданами Румынии. Напомним, те также передвигались по Алматы в арендованных авто и предлагали гражданам посуду якобы известных брендов. Так они обманули сотни граждан на сотни тысяч тенге, продав им обычные низкокачественные подделки. Что касается внушения, то почти все потерпевшие – продавцы и покупатели – описывают происшедшее практически одинаково.

Манипуляция сознанием

С этим приемом очень многие из нас хорошо знакомы хотя бы заочно. Обычно его применяет для «облапошивания» своей жертвы толпа цыганок. Кто знаком с деятельностью правоохранительных органов, наверняка слышал о понятии «перекрестный допрос». Разновидность приема часто используется и в практике ведения переговоров.

Номинализация

Существует миф о том, что римский император Юлий Цезарь был способен делать одновременно несколько дел

Было ли это правдой или вымыслом историков – не столь важно

Важно то, что нормальный человек без специальной подготовки не способен распределять свое внимание на несколько тем одновременно. Этот психологический феномен мы сегодня и будем учиться использовать в своих интересах

Когда человек ведет разговор по какому-то конкретному вопросу, значимому для него, его сознание соответствующим образом настраивается – входит в контекст беседы. Такая настройка не происходит мгновенно. На нее обычно уходит 5-15 минут. Если меняется обсуждаемый вопрос, то собеседнику на перенастройку также требуется время. В ситуации, когда человеку, настроившемуся на определенную тему разговора, задают вопрос совершенно на другую тему, у него происходит распределение психических ресурсов сознания между двумя темами. Это распределение чревато резким снижением уровня психической деятельности лица. Другими словами – человек в условиях, когда вынужден вести разговор сразу по двум и более темам, глупеет на глазах. Это состояние представляет собой неглубокий транс. А следствием наступления такого транса является практически полная неспособность собеседника эффективно защищаться против других психологических приемов.

Внушение с использованием скрытых цитат

Скрытые цитаты являются одной из наиболее эффективных техник скрытого гипноза, основанных на высказывании собеседнику мыслей постороннего человека или создании искусственной ситуации, используемой в качестве повода для психологического воздействия. При этом, даже если вы говорите от лица другого человека, подсознание собеседника воспринимает ситуацию непосредственно, будто вы обращаетесь именно к нему. За счет такого построения внушения, вы достигаете сразу нескольких целей: скрываете свои намерения от сознания собеседника, понижаете тонус самого сознания за счет рассказа мини-истории, а также получаете возможность использовать самый сложный диапазон средств воздействия.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести шоу Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо человеку в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот Вы, к примеру, на какой станции выходите?».

Типы субстантивации

Субстантивация бывает полная и частичная.

О полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое).

При частичной (неполной) субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные, русский народ и русский).

Можно выделить ещё окказиональную субстантивацию, при которой переход происходит только контекстно. Пример — название рассказа А. П. Чехова — «Толстый и тонкий». Окказиональной субстантивации противопоставляют узуальную, при которой образовавшееся существительное становится общеупотребимым и понятным вне конкретного контекста.

Выделяют также эл­лип­ти­че­скую субстантивацию, которая происходит из сло­во­со­че­та­ний в ре­зуль­та­те опу­ще­ния су­ще­ст­ви­тель­ных, определяемых прилагательными или причастиями; полученные субстантиваты синонимичны этим словосочетаниям: док­лад­ная (запис­ка), вы­ход­ной (день). Та­кие суб­стан­ти­ва­ты ха­рак­тер­ны для разговорной ре­чи: «Ку­пи­ли би­ле­ты в Ма­лый».

К эллиптической субстантивации относят собственные имена: топонимы, названия станций, улиц и пр.: Звездный (городок), Пушкинская (улица), Невский (проспект), Большой (театр), Спортивная (станция), Песчаная (бухта), «Игнатьевская» (шахта), «Молодежное» (кафе), «Решительный» (миноносец) и т. п.

Этап № 3. Замораживание новой личности

После того, как в сознание человека введена требуемая система убеждений, новой личности необходимо придать устойчивость. С этой целью, перед человеком ставится новая жизненная цель и дается новое дело.Первая и основная задача «нового человека» состоит в том, чтобы отказаться от «прежней личности», которой приписываются всевозможные грехи и пороки. Эффективно отдаляют от прошлого и одновременно укрепляют чувство принадлежности к секте исповеди, в ходе которых воспоминания новообращенного целенаправленно искажаются, а полученный им в прошлом положительный опыт, нивелируется.На данном этапе основным методом подачи информации является подражание. Новичков попарно объединяют с опытными сектантами, которые должны восприниматься ими как образец поведения. Такой принцип, с одной стороны, льстит эго «ветеранов» и заставляет их всегда быть на высоте, с другой же стороны – у новичка пробуждается желание в будущем самому стать образцом для подражания.Укреплению новой личности способствует наделение новобранца новым именем, смена одежды, прически, языка общения (использование в секте особой терминологии для обозначения тех или иных явлений).На неофита зачастую оказывают сильное психологическое воздействие, вынуждая его отдать секте все свои денежные сбережения и имущество, что способствует обогащению группы и формирует материальную зависимость от нее ее членов. Каждого новичка стремятся как можно скорее подключить к вербовочной работе. Исследования в области социальной психологии свидетельствуют, что ничто так сильно не укрепляет человека в собственных убеждениях, как попытка навязать их другим людям. Своего рода это является образцом самовнушением.В отдельных группах самофинансирование происходит за счет торговли. Когда последователи бегают под проливным дождем, продавая по диким ценам букетики на улице, они действительно начинают верить, что делают святое дело, что еще больше привязывает их к группе.Со временем членам секты доверяют обучение новичков. Таким образом, жертва сама становится палачом, увековечивая систему организации.

Техника скрытого гипноза. Разрыв шаблона

НоминализацияШаблон – это некоторая последовательность действий, которая настолько прочно закреплена в нашем сознании, что практически не требует обдумывания для воспроизведения.

Когда нам протягивают руку, мы совершенно не задумываясь, автоматически протягиваем свою. Когда раздается телефонный звонок, мы автоматически снимаем трубку и говорим «алло». Когда протягивают деловой документ, мы берем его и начинаем читать. Когда с нами здороваются и кивают нам головой, мы тоже здороваемся и киваем.

Если по тем или иным причинам автоматическая реакция изменяется, к примеру, если мы протягиваем руку, а в ответ руку не дают, это вызывает в первый момент легкий психологический шок – программа подсознания уже не работает, а сознание еще не включилось. Попросите пpи проведении пеpеговоpов секретаря принести вам кофе, но не предлагайте его вашим гостям, даже если их десять, а вы один – все они впадут в замешательство.

Другие примеры

«Я о непонятном много знаю; если говорить об этом внятно, мне понятно – я не понимаю, что из непонятного понятно». Данная фраза имеет смысл, но сознание до него может дойти не сразу. Пока оно ищет ответ, нужно делать внушение.

Психологическое воздействие становится сильнее, когда задействуются все каналы восприятия. «И, видимо, слушая меня, Вы, легко понимаете то, о чем я говорю, так как говорю я Вам, видимо, о том, что Вам легко понять». Информации в этой фразе – ноль, но скажите это многозначительно – и ваш партнер уже в легком трансе. И, что самое интересное, он действительно посчитает, что понял то, что услышал от вас.

«Я не уверен, выйдет что-нибудь полезное из этой затеи, или не выйдет, а собственно говоря, какая разница. Ведь ясно – или выйдет или не выйдет, но тем не менее, что-то обязательно получится, даже если и не совсем то, на что мы рассчитывали. И Вы, видимо, легко понимаете это, и именно поэтому готовы мне помочь».

«Да, я понимаю, что Вы очень заняты, именно поэтому я приглашаю Вас на нашу презентацию, поскольку на ней Вы узнаете, как…»

«Итак, мы здесь собрались для решения важной проблемы, которая позволит каждому из нас проявить предельную активность и внимание. Если Вы будете серьезными и настроитесь на деловой лад, то, я думаю, мы сможем интенсивно и эффективно проработать содержание нашей задачи»

Этап № 1. Размораживание личности

Чтобы подготовить чНоминализацияеловека к полному изменению личности, нужно «взорвать» ту реальность, в которой человек привык жить. Потеряв систему отсчета, объект утратит свои жизненные ориентиры. Когда рушатся представления человека о том, что есть реальность, отключаются и защитные механизмы его психики.Разрушение реальности сознания может осуществляться по-разному. К примеру, для оказания мощного психологического воздействия человека можно дезориентировать физиологически: лишить сна, изменить рацион питания и распорядок приема пищи (в отдельных сектах последователей держат на питании с малым содержанием белков и значительным содержанием сахаров, их также могут принуждать к регулярным постам). Разрушению защитных механизмов психики способствует и отрыв человека от привычной обстановки, в частности, помещение в загородные «учебные центры».Каждый испытывает растерянность и утрачивает привычные ориентиры, когда его бомбардируют противоречивой информацией. Так, «учитель» может заявлять: «Чем больше Вы надеетесь понять, что я говорю, тем меньше фактически Вы понимаете. Это ясно?». Пытаясь понять, в чем смысл того что он услышал, человек запутывается. Прочтя данный вопрос в книге пару раз, у читателя имеется возможность понять его. Но когда личность находится в ситуации постоянной контролируемой дезориентации, ее критические способности снижаются. Почувствовав растерянность, человек начинает сомневаться в себе, и это заставляет его искать опору в группе. Объекту кажется, что другие члены группы на происходящее реагируют нормально, и он также стремится скорее адаптироваться к ситуации. Чем меньше объект уверен в себе и своих взглядах, тем более восприимчив он к влиянию группы. Полагаясь на мнение окружения, объект проявляет групповой конформизм, и подчиняется правилам игры.Внушаемость психики также можно повысить через сенсорную депривацию (помещение в абсолютно темную и звукоизолированную комнату) либо наоборот, перегрузку (скоростное бомбардирование потоками эмоционально выраженной информации, которую человек не в состоянии переварить, а потому перестает ее анализировать).

Для разрушения чувства реальности активно используются техники скрытого гипноза, к примеру, ограничение выбора. Указанная техника навязывает подчинение правилам игры, сохраняя иллюзию свободы выбора. Так, лидер секты может сказать: «Тем, кто сомневается в истинности нашего учения, нужно знать, что такие сомнения закладываю в Вас именно я, для того, чтобы Вы поняли, что я – Ваш учитель». Вербовщик говорит очередной жертве: «Если ты осознаешь, что твоя жизнь складывается как-то не так, то, отказываясь от участия в семинаре, ты позволяешь этому разладу управлять тобой».Повышению внушаемости также весьма способствуют отрабатываемые в группе медитации, различные исповеди, групповые молитвы, сеансы психодрамы, психогимнастики, танцы под ритмичную музыку, хоровое пение. На начальных стадиях такие сеансы вполне безобидны. Вместе с тем, по мере развития семинара либо тренинга, их интенсивность непрерывно растет. Они всегда проводятся в группе, что усиливает в участниках групповой конформизм, и лишает людей возможности уединиться и проанализировать ситуацию.Когда жертвы психологически слабеют, начинается внушением им мыслей об их некомпетентности, замусоренности мозгов, порочности, духовном падении. Все проблемы человека, будь то сложности в семейной жизни, конфликты с начальством на работе, избыточный вес, используются для доказательства того, насколько человек слаб и порочен. В его сознание внедряются установки, что он сам виноват в том, что запутался в этой жизни, и без помощи секты самостоятельно ему уже не выпутаться. Для усиления эффекта может применяться публичное унижение человека перед группой.Как только жертва сломлена, она готова к следующему этапу.

Почему вам нужно овладеть скрытым гипнозом

Если вы стремитесь к финансовому и карьерному успеху, признанию в обществе, вам просто необходимо уметь эффективно общаться. То есть — грамотно влиять на людей и защищаться от их влияния.

Сегодня искусству общения посвящены много курсов и тренингов. Вы можете записаться в школу эффективных переговоров, пойти на тренинги публичной речи, мастерства продаж и т.д., в зависимости от своих целей.

НоминализацияНо у этих курсов есть недостаток: на них учат в основном давить собеседника аргументами, чтобы у человека не осталось возможности отказать вам.

Это полезный навык. Но часто бывают ситуации, когда вы аргументами буквально припираете человека к стенке, а он все равно «сквозь зубы» продолжает настаивать на своем.

Почему так происходит?

Когда сталкиваются амбиции, диалогу нет места. Уязвленное самолюбие оппонента приказывает ему продолжать сопротивление.

Даже если человек уступит вам в споре, для себя он решит, что просто не сумел правильно сформулировать свою позицию. И внешне выразив согласие с вами, внутри оставит свою точку зрения.

Знакомая ситуация, не правда?

Чтобы человек действительно принял ваши идеи, он должен поверить, что они явились плодом его собственных наблюдений и размышлений.

Классификация существительных

Существительные, образованные в результате субстантивации прилагательных в русском языке, классифицируются следующим образом.

  • Сушествительные мужского рода

    • Существительные со значением лица:
      • названия лица по характерному признаку (больной, взрослый, слепой, старший, левый);
      • названия лица по предмету или явлению, к которому оно имеет отношение (рулевой, участковый, военный, ротный, коридорный);
      • названия лица по характерному действию (встречный, ссыльный, ездовой).
    • Существительные — названия животных:
      • клички (Серый, Вороной, Гнедой, Верный);
      • нарицательные наименования: косой (заяц), косолапый (медведь).
  • Существительные женского рода

    • Существительные со значением помещения:
      • по действию (моечная, сварочная, перевязочная, приемная, операционная);
      • по лицу, для которого помещение предназначено (учительская, диспетчерская, детская, парикмахерская);
      • по характерному для помещения предмету, находящемуся или производимому в нем (душевая, ванная, бильярдная, булочная, чайная, пельменная);
      • по характерному признаку (холодная, тёмная).
    • Существительные со значением документа (накладная, сопроводительная, похоронная, купчая, челобитная).
    • Существительные со значением части от целого (пятая, седьмая, сотая, тысячная, миллионная).
  • Существительные среднего рода

    • Существительные, обобщенно называющие явление по признаку (новое, близкое, прекрасное, трагическое, бессознательное).
    • Существительные, называющие вид одежды (штатское, зимнее, летнее, серое).
    • Существительные, называющие блюда, лекарства и т.п. (сладкое, мучное, мороженое, спиртное, горячительное, первое, второе, снотворное, жаропонижающее, наружное).
    • Единицы классификации растительного и животного мира, чаще употребляются в форме множественного числа (цитрусовые, хоботные, сумчатые, иглокожие, пернатые).
    • Названия населенных пунктов негородского типа (Новое, Глубокое, Отрадное, Изобильное, Дачное, Ягодное).
    • Названия пошлин и платежей (в основном устаревшие: отступное, подушное, поземельное, подворное, выкупное). Тип непродуктивен.
  • Pluralia tantum

    Названия видов денег и платежей (суточные, наличные, отпускные, подъемные, премиальные, авторские).

При эллиптической субстантивации субстантиват получает род и число существительного, которое определялось прилагательным.

Перегрузка по ориентации в пространстве

При ее использовании можно сыграть на категориях «здесь» и «там».

«Вот, Петр Петрович, теперь мы здесь, в моем кабинете, а там мы были в зале для презентаций, но здесь нас никто не будет беспокоить, и мы сможем великолепно поговорить обо всех нюансах и деталях нашего сотрудничества, и к тому же и Вы, наверное заметили, что когда мы были там, и я показывал некоторые образцы того, чем мы занимаемся, я не говорил о самом главном, о наших партнерах, об этом мы сможем поговорить здесь, из-за того, что все-таки там шумно, а здесь нам никто не мешает, и я еще не хотел говорить с Вами об этом там, потому что здесь я смогу показать Вам наглядно, как мы работаем, и если Вы внимательно слушали меня там, то Вы сможете увидеть здесь тот материал, который я хочу, чтобы Вы увидели, и тогда все, что Вы видели здесь, и все, что я показывал Вам там, поможет Вам хорошо почувствовать позитивность этого момента для решения наших задач».

Сразу, как вы заметите наступившие признаки транса, следует давать четкую и простую команду. К примеру: «Разумеется, для Вас выгоднее…»

Обратите внимание, вы должны выделить голосом три компонента этого сообщения для введения в замешательство вашего собеседника: пару, на которую вы опираетесь (в данном случае это «здесь» и «там») и формулу внушения («сможете увидеть то, что я хочу» и «поможет Вам почувствовать позитивность этого момента»)

Погружение в образ

Когда люди что-либо воображают, они находятся в таком состоянии, когда все, что говорит собеседник, кажется правдой. Пусть они представляют не только желаемый для вас результат, но и приятные чувства, связанные с ним.

Примеры

Представьте себе на минуту, что полученные в результате тренировки навыки останутся с Вами на всю жизнь. Они помогут Вам, какую бы Вы профессию не выбрали в будущем. И Вы знаете, что обязательно этого добьетесь. Только представьте, какое у Вас возникнет чувство удовлетворения и уверенности в себе. Ведь Вы будете точно знать, что благодаря полученной подготовке справитесь с любой ситуацией. Звучит не плохо, Вы согласны?

– Чем ты занимался сегодня?

– Я работал.

– Ну и как дела?

– Как обычно.

– Да, интересно, как это бывает – всегда кажется, что происходит одно и то же каждый день, но однажды, в один прекрасный момент… может, это как раз твой день, когда все идет по-твоему… может быть, ты получаешь повышение или начальник объявит тебя лучшим работником месяца… и время летит, как на крыльях… Твой день проходит замечательно. Ты не можешь не улыбаться и чувствуешь себя замечательно, потому что у тебя прекрасное настроение. Ты мчишься домой. Рассказываешь жене. Вы празднуете это событие, и тебя все поздравляют. Ты как в раю, и испытываешь восторг. Каждый день может быть таким, и сейчас, я уверен, ты можешь с этим согласиться, не так ли?

Романтик обещает женщине сказку: «Я увезу тебя в дальние страны, мы построим дом, и у нас будет много маленьких детей…»

Волосы: – Я увидел твои волосы и был изумлен! Цвет твоих волос похож на цвет солнца, когда оно прорывается сквозь тучи! Манящий цвет, от которого нельзя оторвать взгляда, и хочется только смотреть не отрываясь!

Руки: – Твои нежные руки уже на расстоянии метра видит каждый мужчина, и каждый мечтает дотронуться до них хоть раз, чтобы ощутить их тепло, их чувственность и нежность! Их внутреннюю красоту. Руки – это отражение твоей души, и если бы я мог забрать себе одну руку на память, я бы никогда ее не отпускал!

Сумочка: – Какая красивая у тебя сумочка! Это отражение твоей жизни, она с тобой постоянно, она сопровождает тебя в любой ситуации, она твоя лучшая подруга, которая тебя никогда не предаст! Она знает все твои секреты, она разделяет с тобой счастье и невзгоды! Дай я прикоснусь к ней… Какая нежная на ощупь кожа. Я чувствую, как я прикасаюсь к твоей жизни!

Глаза: про глубину и отражение сущности и т. п.

– Только представьте себе, что Вы используете эти фразы на ком-либо, насколько сильный восторг Вы испытаете, осознав, что они действуют?

– Представьте себе, что вы пользуетесь…, что об этом скажут Ваши друзья?

– Три месяца спустя Вы стоите, смотрите на этого человека и думаете, а стоит ли…

– Как думаете, изменится ли Ваша жизнь в лучшую сторону, если Вы…

– Как Вы поймете, что приняли правильное решение, совершив…

Что такое метамодель?

Метамодель языка – это НЛП-техника, при помощи которой, используя особые уточняющие вопросы, можно лучше понимать своего собеседника.

Основной , т.е. тем, что не подлежит обсуждению и воспринимается как истинное, в НЛП является принцип «». Под территорией здесь понимается метафора понятия «истина», или понятия «объективная реальность», а картой служит человеческое восприятие этой реальности. Какой бы искусной не была карта, она никогда не достигнет истинности. У каждого человека есть своя карта, а метамодель показывает, каким образом карту каждого человека можно читать, а иногда даже менять.

Учитывая то, что мы взаимодействуем с окружающим миром непосредственно, можно заметить, что мы создаём модели (карты) мира, которыми пользуемся для того, чтобы управлять своим поведением. Одному человеку довольно сложно понять карту мира другого. А само поведение другого человека имеет смысл, когда мы рассматриваем его в контексте тех выборов, которые делает возможным для него его карта. Модели, создаваемые нами, дают нам возможность осмыслить и наш собственный опыт. Их не нужно оценивать как хорошие или плохие и т.п., но стоит оценивать с позиции полезности для более успешного и эффективного взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

Можно сказать, что метамодель даёт нам особый инструмент, используя который мы можем добраться до опыта, на котором основываются слова других людей. Когда мы ведём беседу и что-то произносим, мы никогда не делаем полного описания всех тех мыслей, которые стоят за словами. А если бы мы и предприняли попытку сделать это, то наш монолог не имел бы конца. Причиной этому служит то, что какое бы вербальное описание мы ни использовали, оно не сможет полностью отобразить наш опыт. Повествуя о чём-либо, мы, в любом случае, будем обладать более полным внутренним отображением того, о чём говорим, чем сможем объяснить словами. Таким образом, наше описание неизбежно сокращается. И здесь мы подходим к вопросу о глубинных и поверхностных структурах.

Перегрузка по времени

Производится с помощью использования временных категорий. К примеру, возьмем дни недели. Вы позвонили и договариваетесь с собеседником о встрече:

«Петр Иванович, мы могли бы с Вами встретиться на следующей неделе. Я думаю, когда Вам будет удобно, вполне возможно, что это будет четверг, хотя, может быть, это могла бы быть и пятница, так как она после четверга и это – конец недели, хотя мы могли бы договориться и на среду, все-таки пятница – это конец рабочей недели, а среда – середина, и перед ней кстати есть вторник, и, может быть, нам нет необходимости встречаться в среду, если мы можем встретиться во вторник, и это будет раньше пятницы и четверга, то есть вторник вместо среды – это тоже решение… Поэтому я пока не знаю, когда мы можем встретиться, но я точно знаю, что наша встреча будет очень успешной для нас обоих».

Данный текст, достаточно бессвязный, если его читать, может великолепно использоваться при оказании психологического воздействия путем создания перегрузки.

Другой пример внушающей фразы: «И поэтому, Петр Иванович, Вы можете подписать этот контракт завтра или через неделю, но Вы, может быть, захотите вернуться сюда, воспользоваться моментом и подписать его сейчас».

Вот пример использования техники речевого забалтывания для наведения транса.

Глубинные и поверхностные структуры

Глубинная структура — это полное внутреннее переживание того, что мы пытаемся донести до другого человека. Основная её часть не осознаваема, т.к. одна половина находится на уровнях, которые предшествуют словам, а другая находится вообще за пределами того, что мы можем описать при помощи слов.

Поверхностная структура – это те слова, формулировки и высказывания, при помощи которых мы пытаемся выразить то, что находится на более глубоких уровнях. Она возникает тогда, когда мы ставим перед собой задачу как-то представить, отобразить и пояснить наш опыт.

В процессе своих исследований Гриндер и Бэндлер заметили, что во время процесса перехода от глубинных структур, находящихся в нервной системе человека, к поверхностным, исходящим из его сознания в виде речи, он проделывает три вещи, называемые «процессами моделирования». Причём, по большей части, они осуществляются человеком неосознанно. Итак, три процесса моделирования.

  • Опущение. При выражении опыта и получении информации человек склонен опускать довольно большую часть данных, находящихся в глубинной структуре. Так устроен человеческий мозг: ежесекундно в него поступает около 2 млн. единиц информации, и обработать весь этот объём для него проблематично, поэтому часть его просто опускается.
  • Искажение. При описании опыта человек непроизвольно искажает структуру и значение информации, меняет своё восприятие. Такая способность позволяет человеку получать удовольствие от таких вещей, как, например, музыка, литература, живопись, а также даёт возможность мечтать и фантазировать.
  • Обобщение. При поступлении новой информации человеческий мозг сравнивает её с уже имеющейся подобной, и обобщает. Данный процесс позволяет человеку быстро обучаться и систематизировать знания, а также группировать их, противопоставлять, сравнивать и т.п. А это, в свою очередь, способствует обработке всё большего объёма данных на различных уровнях и переходу на более абстрактные уровни реальности.

В основном, в метамодели используются только эти процессы моделирования, хотя есть и другие. Но эти три процесса детально описывают то, как происходит перемещение человека от глубинных структур в глубинах сознания к поверхностным структурам, которые отражаются в языке и речи. Те лингвистические признаки и вопросы, которые мы будем рассматривать ниже, научат вас анализировать поверхностные структуры и восстанавливать опущенную, искажённую и обобщённую информацию, т.к. они направляют процесс перехода не от глубинных структур к поверхностным, а наоборот. Таким образом, восприятию становится открыта скрытая информация, которой нам порой так часто не хватает для понимания окружающих людей.

Если же у вас возникло желание поближе познакомиться с понятиями «глубинные структуры» и «поверхностные структуры», то сделать это вы можете здесь:

  • Глубинные структуры в Википедии.
  • Поверхностные структуры в Википедии.

Итак, мы переходим к основной части представленного урока — языковой репрезентации опыта.

Обобщение

Кванторы общности

Кванторами общности называют наборы слов, с помощью которых делаются универсальные обобщения. В них подразумевается определённая безусловность. Используя такие обобщения, человек может сделать какую-то одну категорию отражением большой группы, хотя эти обобщения заранее неопределённы и не имеют никаких оснований.

ПРИМЕР:

  • Слова: «все», «каждый», «никто», «всегда» и т.п.
  • Высказывания: «Люди находятся в массовом трансе», «Все, кто не верит в бога – пропащие люди», «Все фотомодели глупы» и т.п.
  • Выявить предпосылки кванторов общности, и узнать особенности личности человека можно при помощи специальных вопросов: «Почему ты считаешь, что люди находятся в трансе? Ты тоже в трансе? Что это за транс?», «Встречал ли ты хоть раз хорошего, но не верующего человека? А верующий не может быть пропащим? Что значит пропащий?», «Проводил ли ты большой тест на эрудицию среди фотомоделей? По-твоему, умной может быть только не очень симпатичная девушка?» и т.п.

Модальные операторы

Модальные операторы оказывают определяющее воздействие на модель мира человека, его ход мыслей и образ жизни. По большей части, этот моделирующий процесс отражается в действиях и поступках человека. Таким образом, с помощью выявления модальных операторов люди могут выявлять в речи других людей их убеждения и установки.

ПРИМЕР:

  • Слова: «должен», «надо», «обязан», «хочу», «могу», «следует» и т.п.
  • Высказывания: «Мне нужно срочно получить второе высшее образование», «Я должен успеть на встречу», «Тебе не следует делать этого» и т.п.
  • Проникнуть в глубинную суть слов собеседника и выявить его убеждения и установки возможно с помощью специальных вопросов: «Что произойдёт, если ты не получишь второе высшее образование?», «Как может пройти встреча, если ты вдруг опоздаешь? Что ты будешь чувствовать?», «Почему ты уверен в том, что мне не нужно этого делать?» и т.п.

Утраченный перформатив

Перформативом называется речевой акт, эквивалентный поступку. Главным образом, утраченный перформатив касается оценочных суждений, высказываемых человеком по поводу тех ценностей, в которых он твёрдо убеждён. Но высказывая оценочные суждения, человек не говорит об их источнике.

ПРИМЕР:

  • Высказывания: «Настоящий мужчина должен отслужить в армии», «То, что ты говоришь, полный абсурд», «Семеро одного не ждут» и т.п.
  • Выяснить конкретные причины, по которым человек высказывает те или иные оценочные суждения, и, возможно даже, дать понять человеку, что его убеждения не имеют основы и, соответственно, могут быть ложными, можно при помощи наводящих вопросов. К этим вопросам можно отнести следующие: «Кто сказал, что настоящий мужчина должен обязательно отслужить в армии?», «Кто именно определил, что мои слова абсурдны?», «Почему семеро не могут подождать одного? Кто это придумал? Почему ты в это веришь?» и т.п.

Подводя итог рассмотренным нами процессам языковой репрезентации опыта, можно сказать, что наша речь наполнена огромным количеством процессов моделирования, искажающих опыт. Всякий раз, когда вы беседуете с кем-то, попробуйте начать выявлять в речи собеседника, в первую очередь, искажения. После этого можно постараться найти обобщения. И только потом следует переходить к исключениям. Всё дело в том, что именно искажения более явно проявляют себя в поверхностных структурах. Именно по этой причине, выявляя первыми искажения, мы способны оказать более серьёзное воздействие на глубинные структуры человека.

Теперь, владея новой информацией, вы можете постепенно внедрять её применение в свою жизнь для того, чтобы получать информацию о людях, с которыми общаетесь, из их глубинных структур. Те вопросы, которые мы рассмотрели, делают возможным «разглядеть» любого человека детально и определить многие особенности его личности. Всё, рассмотренное нами выше, так же можно успешно применять и в отношении самих себя. Такая практика позволит вам глубже понимать и себя и других людей, а, следовательно, окажет исключительно благотворное влияние на общение с окружающими и жизнь в целом.

И напоследок, в качестве прекрасного логического завершения, нам следует затронуть вопрос непосредственного использования метамодели в повседневной жизни.