Психологос. энциклопедия практической психологии (6 стр.)

Уровень пробуждения

Это этап, на котором происходит выход за пределы ума и постигается истинное положение дел в этом мире. Внутренняя работа выполняемая на этом уровне абсолютно не похожа на все то, что приходилось делать до этого. Она не представляет из себя ничего такого сверхсложного, но большое затруднение вызывает первичное понимание ментального кульбита, который здесь требуется совершить. Именно это первичное понимание новой задачи отнимает больше всего времени и усилий, а дальше все уже проясняется само собой.

Ни психология, ни философия на этом уровне уже не работают, если только не приходится подчистить какие-то хвосты оставшиеся с предыдущих этапов. Основная же цель и суть совершаемого здесь маневра академической психологией не исследуется вообще. Попытки систематического изучения возникающих на этом этапе вопросов присутствуют только в пограничных дисциплинах, относящихся к сфере трансперсональной психологии — это Гроф, Уилбер, Уилсон, Волински и иже с ними.

Но правят бал на этом уровне, конечно же, всевозможные духовные традиции, и прежде всего это эзотерические (в правильном смысле этого слова) течения основных мировых религий — дзэн, адвайта, суфизм, каббала, исихазм и некоторые другие им подобные. Общая характерная черта этих учений в концентрации на той специфической практике, которая целиком и полностью направлена на выход за пределы ума и прямое постижение природы реальности или Бога.

Йога в этот список не попадает, поскольку представляет собой комплексную систему, ведущую человека от самых азов самопознания до окончательного прозрения. И йоговские практики тоже можно было бы разбить на примерно те же самые уровни работы — общее становление личности, обретение мудрости и окончательное пробуждение от всех иллюзий, как вершина этого пути.

Специфика используемых на этом этапе практик в том, что они не имеют никакого фактического воздействия на предыдущие уровни развития, и если человек не прошел должным образом начальные этапы психологической работы, то попытки использовать техники выхода за пределы ума ведут не к развитию, а, скорее, к деградации. Именно эта закономерность приводит к возникновению распространенного типажа — йогнутых, адвайтнутых и прочих духовно помешанных.

Чем именно завершается этот этап, описывать нет никакого смысла. Если понятна метафора Дао, то здесь происходит прямое постижение этого Дао, если понятна метафора Бога, то здесь происходит прямое постижение Бога, если понятна идея недвойственности, то здесь происходит прямое постижение этой самой недвойственности. Как это ни называй, это конец пути развития, потому что итогом всех усилий здесь оказывается осознание того, что нет никакого развития и развиваться все это время было некому. Игра в развитие окончена. Game over. Дальше остается одна только жизнь, но теперь уже на полфута над землей.

Уровень философии

Это этап обретения мудрости. Здесь происходит осознанное столкновение с экзистенциальными и философскими проблемами, происходит переоценка своей системы координат и всей прожитой жизни. При естественном течении событий, наступление этого этапа совпадает с тем, что в психологии называется кризисом середины жизни, когда завершается фаза свершений и завоеваний и начинается фаза осмысления и интеграции жизненного опыта. Но если человек интересуется вопросами сознания и ведет целенаправленную психологическую работу, этот этап может наступать гораздо раньше. Суть, однако, от этого не меняется.

В психологии проблемы этого этапа тоже достаточно подробно изучаются, но в этой сфере гораздо меньше серьезных специалистов, в том числе и потому, что на них не такой уж большой спрос. Очень глубоко и подробно проблемы этого уровня рассматривает Юнг — он посвятил этому вопросу всю свою жизнь и работу. Психологи-экзистенциалисты тоже касаются возникающих здесь проблем, но в общем-то лишь скребут по самой их поверхности, не предпринимая серьезных попыток проникнуть к их сердцевине.

К философскому уровню прежде всего относятся темы смысла жизни, относительности любых ценностей и страха смерти. И именно на данном этапе развития сознания эти вопросы становятся для человека понятными и осязаемыми. На более раннем психологическом уровне они кажутся далекими и абстрактными, а здесь вдруг обретают плоть и становятся предметом искренней личной заинтересованности.

И на каждый из возникающих здесь вопросов человек должен найти свой собственный тщательно взвешенный и выверенный ответ. Причем должен произойти переход от опоры на чужие мнения и представления об устройстве бытия к тому, чтобы целиком и полностью опереться в поисках ответов на самого себя. Без принятия на себя ответственности за то, чтобы вычислить свои собственные ответы на все уравнения жизни, этот этап не может быть по-настоящему завершен. Невозможно достичь собственной мудрости, продолжая опираться на чужую.

К концу данного этапа развития у человека происходит глобальная трансформация взглядов на себя, свою систему ценностей и окружающую действительность в целом. Он лишается всяких опор и привычных границ, он обнаруживает, что жизнь загадочна и таинственна, и начинает интуитивно предчувствовать, что мир устроен совсем не так, как всегда казалось. Ему наконец-то становятся понятны причины, которые влекут людей к поиску Бога и центрального принципа мироздания, потому что он и сам теперь тоже слышит этот внутренний зов к поиску Истины.

Концом этого этапа можно считать ясное осознание собственного «незнания», преодоление страха смерти и внутреннее смирение перед тем фактом, что окружающая действительность абсолютно непостижима и неконтролируема, и потому все личные амбиции в этом мире абсолютно тщетны и бессмысленны. Происходит естественное самоотречение — добровольный отказ от собственной воли в пользу того самого центрального принципа бытия, каким бы он ни представлялся данному конкретному человеку. Это и можно считать наступлением мудрости… хотя бы в самом ее зачатке.