Потребности

Введение

Экономическая деятельность любого общества основана на произ­водстве товаров и оказании услуг. Товар или услуга ориентированы на удовлетворение потребностей не самого производителя, а других людей — потребителей. Предметы и действия, не удовлетворяющие этим потребностям, не пользуются спросом и перестают быть това­рами и услугами. Поэтому никакая сервисная деятельность — то есть деятельность по оказанию услуг — невозможна без знания человече­ских потребностей и понимания способов их удовлетворения.

В современном обществе накоплен большой опыт организации конкретных сервисных программ в сфере торгового, бытового, ин­формационного, медицинского, образовательного, туристического, анимационного и других видов сервиса.

Анализ этого опыта показы­вает, что любая сервисная деятельность основывается не только на умении найти удачные технические решения конкретных проблем, но и на глубоких стратегических концепциях, определяющих общие направления работы. Для планирования сервисной деятельности и ее совершенствования необходимо представлять, какова природа че­ловеческих потребностей, как они формируются и взаимодействуют друг с другом, каким образом влияют на поведение человека, какие способы удовлетворения этих потребностей использовались в про­шлом, существуют в настоящее время и могут быть предложены в будущем.

Сейчас, в эпоху формирования сервисной экономики, уже недостаточно отвечать на эти вопросы, опираясь только на здравый смысл и личный опыт того или иного менеджера или сервисолога.

Учебное пособие «Человек и его потребности» знакомит с представ­лениями о человеке и развитии человеческих потребностей, которые выработаны в современной науке — прежде всего в философии, со­циологии, психологии и экономике. Пособие ориентировано на сту­дентов, имеющих хотя бы базовые представления во всех перечислен­ных областях знания. Использование этого комплекса знаний позво­ляет на серьезном теоретическом уровне анализировать потребности человека и формировать стратегические направления развития сер­виса. Более того, представляется, что в условиях современной эконо­мики никакой вид деятельности вообще не может быть успешным, конкурентоспособным и максимально продуктивным без ясной, осо­знанно сформулированной общей концепции человека и человече­ских потребностей.

Виды потребностей

Исходя из всего этого, потребности раскладываются на три неравные части.

1. Витальные потребности помогают сохранять живой организм в целости и сохранности (потребность в кислороде, воде, еде, сне, температурном режиме, экономии сил и т.п.). У них два отличительных признака. Во-первых, если их не удовлетворить, организм погибнет. Во-вторых, их организм может удовлетворить самостоятельно, без помощи сородичей (если летучая мышь ловит мошку и съедает её, это она делает одна, без помощи сородичей и самой мошки).

2. Социальные потребности помогают размножаться и сохраняться (например, зубрам в стаде легче отбиться от волков, а волкам в стае легче затравить одинокого зубра). Неудовлетворение этих потребности, во-первых, не ведёт напрямую к смерти, однако сильно подрывает здоровье (человек в камере-одиночке без общения не умрёт, но может сойти с ума). Во-вторых, их невозможно удовлетворить самостоятельно, обязательно нужен сородич.

Сила этого типа потребностей так велика, что собаку можно дрессировать только с помощью ласки, без всякого пищевого подкрепления (настолько у домашних собак сильны социальные потребности).

Другой пример на ту же тему — когда крысам давали на выбор трудный и лёгкий способ получения пищи, они выбирали лёгкий (см. потребность в экономии усилий). Но когда лёгкий способ приводил к проблемам у другой крысы (её били током), 80% крыс переходили на трудный способ получения пищи. Лишь бы товарищу не было плохо. Социальные потребности делятся на две категории — «для себя» и «для других». Как видим, даже у крыс благополучие другого зачастую важнее собственных мелких подробностей.

3. Идеальные потребности помогают живому существу осваивать среду (это исследовательская потребность, игровая, потребность в свободе). Коты, попав в новую квартиру, тщательно её осматривают, хотя им это не приносит ни еды, ни секса. Люди по той же причине хотят поехать в новую страну или узнать что-нибудь интересное. Главный признак таких потребностей — они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее.

Например, когда щенок гоняется за мухой, ему от этого здорово и приятно, но поимка мухи его не накормит. Зато позволит отточить разные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Исследование возникает даже тогда, когда животное сыто, — ему просто интересно изучать всё, до чего удаётся дотянуться. Идеальные потребности можно удовлетворять и самостоятельно, и вместе с сородичами.

Эти группы потребностей живут отдельно. Они могут смешиваться в конкретной деятельности, но не выводятся друг из друга. Если хотите, это как три ствола дерева из одного корня.

Философия

Диалектический материализм

Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности.
Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.
Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века.
П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.
Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.
Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

Автором первой классификации потребностей принято считать Эпикура, которые еще в 3 тыс. до н.э. поделил желания (или потребности) человека на такие группы:

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом. Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности);
  • по объекту потребности могут быть  биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека);
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности), которые описаны ниже в таблице. Основные виды потребностей человека

Основные виды потребностей человека

Виды потребностей Описание
материальные являются основой жизнедеятельности человека
духовные присущи только человеку и характеризуют уровень его развития
социальные являются отражением общественной природы человека, среди которых наиболее значимыми считаются потребности в труде и общении

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности

Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Физические потребности человека

Мы живем, руководствуясь главным инстинктом – инстинктом самосохранения. Чем опасней для жизни ситуация, в которую мы попадаем, тем больший дискомфорт она будет нам причинять. Так что, что касается наших физиологических потребностей, тут природа расставила приоритеты за нас.

1. Физический комфорт

Отсутствие кислорода убьет человека за секунды, поэтому дышать нам хочется больше всего. Экстремальный холод может уничтожить нас за несколько часов. Жажда займет немного дольше. Чуть “поприятней” в этом списке человеческих потребностей будет голод…

Физический комфорт настолько запрограммирован в человеческие потребности, что даже когда все наши базовые нужды удовлетворены, мы все еще будем стараться их улучшать. Люди будут “по инерции” переезжать в большие дома, даже когда в этом нет необходимости. Мы будем есть задолго до наступления голода и некоторые из нас до сих пор проводят по 4 часа в день на загазованных трассах, возвращаясь с работы на дачу, думая что так лучше для их организма – на даче воздух чище…

Вывод: Зная как гипертрофирован в нашем понимании комфорт, вы сможете перестать улучшать то, что уже хорошо (комфортность вашей жизни) и обратить внимание на другие потребности, которые у вас еще абсолютно не удовлетворены. Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали

Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали

Психологические потребности

Выше были, если так можно выразиться, неспецифические потребности, они есть у каждого живого существа. Можно назвать их биологическими. У человека же можно выделить и дополнительные, психологические потребности.

Здесь я опираюсь на работы Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана и их теорию самодетерминации. Они выделяли потребности в компетентности, причастности и автономности.

Потребность в компетентности — это стремление наращивать мастерство и уметь всё больше и больше. Если шире, то знать, что можешь справиться с любыми проблемами. Нетрудно увидеть, что это психологическое измерение витальных потребностей. Чем больше человек умеет, тем легче ему обеспечить себе еду и воду (Симонов, кстати, называл это потребностью в вооружённости и указывал, что у животных она тоже есть — например, цыплята учатся клевать просто на камушках, развивая точность).

Потребность в причастности — это стремление взаимодействовать с людьми, заботиться и получать заботу, находиться в связи с кем-то. Это, как легко догадаться, вариант социальной потребности.

Потребность в автономии — это стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу. Тут мы видим психологический вариант потребности в свободе, которая относится к идеальным потребностям

Эту потребность ещё называют потребностью в контроле — в контроле собственной жизни (а не чужой, это важно!)

Здесь тоже работает эмоциональная окраска — отрицательные эмоции побуждают человека, например, работать, чтобы не умереть от голода, а положительные помогают развиваться в профессии, ставя перед собой всё более трудные задачи. И деятельность, вроде бы, одна и та же, а окрас разный.

Человек, у которого удовлетворены все эти потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью — ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!

Как работают потребности

Надо отметить, что человеческое поведение всегда полимотивировано — например, человек может поехать в путешествие не только для получения новых впечатлений или увеличения собственной автономности, но и чтобы сделать много фоточек, которые можно выставить в Инстаграме и получить много-много лайков.

Другой пример — альтруизм. Человек может прыгнуть в огонь за чужими детьми потому лишь, что это нормально в его культуре и потому, что это поможет устранить эмоциональный негатив детей и их родителей, а может хотеть спасти детёнышей для продолжения вида, похвастаться своей смелостью, испробовать себя на прочность и доказать окружающим, что он может сам решать, как ему распоряжаться своей жизнью. Подчеркну — это всё может быть одновременно.

Потребности всегда «борются» друг с другом, стремясь стать доминантной, при этом психологические потребности зачастую могут побеждать биологические, особенно если речь идёт о потребности в причастности или в автономии. Человек может насколько хочет быть автономным, что преодолеет даже химическую зависимость (да, и такое бывает).

Надо ещё отметить, что Симонов отдельно выделял психологическую потребность в воле, которую выводил из потребности в преодолении препятствий. На мой вкус, это производное от потребности в компетенции и автономии, но в подходе Симонова есть один важный момент — очень практичный.

Если воля «выросла» из стремления преодолеть препятствие, то всё, что вам нужно, для её «включения» — это увидеть что-либо в виде препятствия. Например, если вы хотите отвлечься от работы на игру в телефоне, можно представить эту игру в виде препятствия — и тогда вам захочется его преодолеть (ведь оно, во-первых, ущемляет вашу автономию, а во-вторых, преодоление этого препятствия сделает вас более компетентным).

Ну и чтобы два раза не вставать. Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».

Соответственно, личность определяется тем, какие именно потребности и как долго доминируют у данного человека. Всё это может перестраиваться под воздействием разных факторов — и внешних (например, мода) и внутренних (например, выводы, сделанные в какой-либо ситуации).опубликовано econet.ru.

Павел Зыгмантович

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet