Предмет психологии

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность

Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Словарь

Трансперсональная психология — направление в психологии XX в., основанное американским психологом С. Грофом и рассматривающее человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, а его сознание как часть мировой информационной сети.

Советская психология — период в развитии отечественной психологии, когда мировоззренческой основой психологических исследований служила марксистско-ленинская философия.

Духовно ориентированная психология — направление в современной отечественной психологии, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.

Психология

Место психологии в системе наук

В силу своих особенностей психология тесно связана с естественными науками и социогуманитарными. Более того, превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX века (внедрение в психологию экспериментального метода Г. Фехнера).

Огромную роль в развитии психологии сыграли работы И.М. Сеченова (психологические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, они результат рефлекторной деятельности нервной системы.) Рефлекторная теория Сеченова получила дальнейшее развитие в работах И. Павлова, А. Ухтомского и др., составивших естественнонаучную основу психологических знаний. К примеру, одно из направлений современной биологии этология, изучающая поведение животных, рассматривает соотношение врожденного инстинктивного поведения и влияния среды. В то же время проблема соотношения врожденного и приобретенного — одна из важных проблем психологии. Среди биологических дисциплин прикладного характера выделяется медицина, прежде всего неврология и психиатрия.

Психология связана и с социогуманитарными науками. Это относится особенно к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью. Например, с историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах; с социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Долгое время психология развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии (гуманистическая психология основана на принципах экзистенционализма).

Непосредственна связь психологии с педагогикой. Психология выявляет психологические механизмы, лежащие в основе педагоги-ческих взаимодействий, изучает закономерности педагогического процесса. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли в историю психологии (И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушин-ский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

2 стр., 720 слов

Метод эксперимента. Виды эксперимента

… которых познается предмет науки. В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование. Наблюдение. … » личные отношения от содержания беседы. Методы диагностики. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех …

Многие выдающиеся ученые были и психологами, и педагогами (Л.С. Выготский, П. Блон-ский, Л.В. Занков и др.) На рубеже XIX—XX вв. появилось комплексное направление, пытавшееся охватить психологические и педагогические аспекты отношения к ребенку, — педология (наука о ребенке).

Таким образом, в психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации.

Основными задачами психологии являются, с одной стороны, познание психической реальности как таковой, а с другой стороны, на основании этого знания выработка средств практической помощи людям в самых разнообразных областях — в организации оптимальных условий труда, воспитании, облегчении тягостных жизненных переживаний и т. д. Психология просто полезна человеку, чтобы понимать состояние своей души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения, чтобы понять свои возможности, достоинства и недостатки, то есть психологически-достоверно охарактеризовать самого себя как личность; психология необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

В силу своих особенностей психология тесно связана с естественными науками и социогуманитарными. Более того, превращению психологии в… Психология связана и с социогуманитарными науками. Это относится особенно к… Таким образом, в психологии, не являющейся единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, представлены…