Облагается ли налогами обучение сотрудника за счет работодателя и как

Если ваш бизнес стремится в гору, и вы чувствуете, что растет конкуренция, вам необходимо предпринимать меры, позволяющие сохранять  конкурентоспособность вашей организации. Для развития любого бизнеса необходимо иметь в арсенале опытных и квалифицированных специалистов. С учетом того, что ежедневно возникают различные новшества, появляются законы и передовые технологии, сотрудники фирмы должны быть в курсе дел и уметь ориентироваться в любой профессиональной ситуации.

Педагог обязан получать дополнительное профессиональное образование?

Да, в законе «Об образовании» сказано, что педагог должен постоянно развиваться, это его обязанность. Правда, его нельзя заставить и наказать: педагога нельзя увольнять, если он отказывается от получения дополнительного образования. Аттестационная комиссия не может отказать ему в аттестации, даже если он принципиально не ходит на курсы повышения квалификации.

➤ Обучение персонала: способы развития подчиненных Когда работодатель рискует не вернуть расходы на обучение сотрудника | НОЧУ ДО Учебный центр «ОЛИВИН» ➤ Обучение персонала: способы развития подчиненных

Но если педагог хочет дополнительно учиться, то образовательная организация должна ему только помогать. По закону «Об образовании» педагог имеет право проходить курсы не реже, чем раз в три года.

Основная информация

Все нюансы обучения сотрудника прописаны в Трудовом кодексе РФ ст. 196. Обучение сотрудника за счет работодателя должен принимать непосредственный начальник. Все нюансы и элементы обучения должны четко быть прописаны в договоре и актах.

Руководитель организации имеет право отказаться от оплаты за обучения персонала. Но, как и в каждой статье законодательства, есть исключения. Согласно ст. 196 ТК, работодатель обязан предоставить профессиональную подготовку следующей категории персонала:

1. Медицинский сотрудник. Согласно ст. 79 п. 8 Федерального закона, «должны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации». 2. Педагоги. Согласно ст. 48 п. 7 ФЗ, «систематически повышать профессиональный уровень». 3. Нотариусы и помощники. Согласно ст. 30, знание основ закона. 4. Аудиторы. Ст. 11 п. 9 ФЗ, «…обязан проходить обучение по программам повышения квалификации».

Непосредственное начальство обязано предоставить обучение, если это влияет на продолжительность деятельности сотрудника.

Платные курсы при приеме на работу

Для меня это было так, на почтовый ящик, электронную почту пришло странное письмо с указанием моего имени и отчества и предложением работы. Точное название вакансии не уточнялось, как и название фирмы. Просто предложение о том, что во мне заинтересованы и номер телефона по которому надо позвонить.

Если человек сидит без работы и долго не может найти, то такое предложение выглядит привлекательно и может заинтересовать.

У меня на тот момент была работа, я просто искал возможность зарабатывать больше и вакансии с зарплатой по больше. Никаких платных курсов я проходить не планировал.

По телефону мне сказали, что изучили мое резюме и предложили приехать в офис. На все мои вопросы про оклад, график работы, название вакансии сказали, что ответят в офисе и это не телефонный разговор. Ну ок, я решил съездить и проверить работодателя.

Офис находился в каком-то небольшом помещении и сразу было видно, что это контора рога и копыта. Миловидная девушка сообщила мне, что готовы предложить вакансию помощника руководителя с окладом 90000 рублей на испытательный срок, а далее 150000. От таких денег мозг затуманился и сразу замаячили радужные перспективы в жизни. Я представил, как куплю новую машину, буду питаться в ресторанах, покупать дорогие вещи.

Дальше началось самое интересное. Так как опыта у меня не было в подобной работе, но я подхожу, даже без образования и необходимых навыков!!! Мне надо пройти платное обучение у них. Для этого мне выдадут материалы, стоимость которых 5000 рублей. То есть мне выдадут 20-30 листов текста информационных материалов, я должен прочитать и буду готов для этой вакансии. Это такие платные курсы у них.

Денег с собой у меня не было, карточки тоже не было. Я сказал, что надо сходить за деньгами. Тогда Девушка предложила оставить ей залог в 1000 рублей, чтобы место осталось за мной. Я сказал и таких нет, она предложила дать ей 500, потом 300 рублей. Я ничего не дал и она меня записала на прием через 2 часа.

То есть, чтобы получить работу мне надо пройти платное обучение за 5000 рублей.

На выходе из офиса я с толкнулся со своим знакомым, который тоже идеально подходил на эту должность и шел на собеседование. Мы постояли на крыльце, пообщались и пришли к выводу, что это не настоящая фирма, а развод на деньги. Лучше поехать на работу в Израиль.

Вакансия помощник руководителя развод

Возможно и есть настоящие вакансии помощник руководителя, но если с вас просят деньги за обучение, то это скорее всего обман.

Работают такие фирмы недолго, максимум пару месяцев. На них начинают сыпаться жалобы и они исчезают.

Схема работы нечестных работодателей:

  • 1. Ищут резюме и работников в определенном городе
  • 2. Отправляют на почту письма с телефоном, сами редко звонят первые (дорого)
  • 3. Предлагают внести деньги в качестве залога, заплатить за обучение, заплатить за оформление и канцелярские материалы
  • 4. Вы подписываете договор на обучение вакансии помощник руководителя, где нет ни слова, что вас трудоустроят
  • 5. Вам читают лекцию пару часов или выдают материалы для самообучения, после получения денег
  • 6. Говорят, что вы не подходите или тянут время, придумываю новые требования или документы от вас, чтобы вы от них отстали.
  • 7. Смысл таких работодателей продать вам какие-то курсы, скачанные из интернета за большие деньги и заработать на вас

Обучение помощника руководителя в таких фирмах может проходить небольшими группами до 5 человек. Людям говорят, что компания большая и надо много помощников. Обычно это курс из 2-х 3-х занятий и нудная лекция по 1-2 часа, где обучающий будет нести чушь. В Молдове много таких предложений.

Часто вообще выдают напечатанные на принтере листы, которые вы должны чуть ли не выучить. В них описывается суть работы помощник руководителя. Такие предложения работы можно часто встретить в Казани.

После обучения вам могут выдать справку с печатью и сказать, чтобы вы ожидали. На ваши звонки будут отвечать, что еще идет организация фирмы и приема пока нет, но как только прием начнется, вам сразу позвонят.

Редко говорят, что на вакансию помощник руководителя уже приняли другого человека, а вас взяли в резерв и позвонят на следующей неделе. Так длится бесконечно. За это время фирма будет набирать и учить других кандидатов и брать с них деньги. Предложение платных курсов и платного обучения при приеме это обман.

Зачем нужна оценка эффективности обучения персонала

Каждый работодатель должен вкладывать средства предприятия на обучение персонала. Экономическая эффективность подобных инвестиций с лихвой окупается, если обучение было качественным.

У работодателя появляется возможность сформировать команду, состоящую из профессионалов, готовую к выполнению задачи любой сложности. Управленческое решение по поводу распределения обязанностей становится более обоснованным и мотивируемым.

Затраты работодателя включают в себя:

  • приобретение программ;
  • создание условий для их изучения;
  • последующую оценку качества полученных знаний персоналом.

Экономическая отдача от обучения становится тем более полной, чем более объективной является картина оценки обучения.

От трудового потенциала зависит, будет ли развиваться бизнес дальше, каковы его профессиональные горизонты, и будет ли вообще будущее у предприятия. Эффективность обучения персонала определяется также степенью увеличения эффективности работы сотрудника после прохождения курсов или изучения программ.

То есть, работодатель может определить целесообразность обучения по тому, насколько практически оно выгодно и применимо вообще при решении производственных задач.

Методы проведения тренинга на работе

Методы проведения тренинга на рабочем месте предполагают, что сотрудник получает инструкции от руководителя или опытного коллеги. Данные виды тренинга особенно применимы в малом бизнесе из-за их низкой стоимости. Однако, тренинг на рабочем месте – это не только наиболее распространенный подход к обучению персонала, но и наименее правильно используемый.

Существует несколько причин, почему обучение на рабочем месте проводятся неправильно. Во-первых, тренинг на рабочем месте обычно плохо спланирован и структурирован. Во-вторых, большинство сотрудников, назначенных тренеровать новичков, не проходили тренерское обучение.

Таким образом, они не знакомы с важными принципами обучения, такими как практика, обратная связь и закрепление изученных поведений. В-третьих, сотрудники, плохо справляющиеся с работой, могут передать новому сотруднику нежелательные и неэффективные навыки выполнения работы, а также неправильное отношение к работе.

Некоторые такие «тренеры» злоупотребляют своей позицией и заставляют сотрудников, которых они обучают, делать за них всю грязную работу. В-четвертых, обучение других сотрудников занимает время, которое «тренер» не сможет вложить в выполнение первоочередных должностных обязанностей.

Однако, когда система обучения на работе разработана профессионалами, тщательно спланирована и структурирована, данный вид тренинга является высокоэффективным.

Job instruction training – формализованный, структурированный и систематический подход к обучению на работе, который состоит из четырех этапов:

  1. подготовка. Тренер разбивает работу на много небольших заданий, готовит рабочее место. Необходимо предварительно выяснить уровень знаний и способностей обучающихся, их отношение к работе.

    Затем идет установление контакта с обучающимся, внушается вера в успешное завершение обучения, создается интерес к обучению.

    Важно показать сотруднику, что обучение приведет к большей уверенности в собственных силах, облегчению выполнения работы, более высокому уровню продуктивности;

  2. инструктаж. Рассказать, показать, объяснить и продемонстрировать выполнение задания сотруднику.

    Разбить работу на легко выполняемые задания, предоставлять лишь то количество информации, которое сотрудник может воспринять за раз. Объяснить, почему задания должны выполняться именно таким образом.

    Показать, как данная работа встраивается в систему бизнеса. Задать вопросы, чтобы определить уровень понимания;

  3. выполнение работы. Под присмотром тренера,сотрудник сначала выполняет каждый этап задания отдельно, а затем все задание от начала и до конца. Затем тренер предоставляет обратную связь и поощрение. Оптимальный вариант, когда на данном этапе тренер не говорит, как выполнять работу, а задает вопросы, чтобы сотрудник сам вспомнил как правильно;

  4. фоллоу-ап. Тренер наблюдает, как сотрудник выполняет работу. Затем тренер оставляет сотрудника выполнять работу самостоятельно, но рассказывает, где его можно найти в случае, если понадобится помощь.

Подсказки (performance aid) – пошаговые указания по выполнению определенного задания.

При использовании хирургами перед операциями, количество успешных операций повысилось на 30%! Теперь использование таких подсказок и чек-листов перед проведением операций является обязательным во всех госпиталях Северной Америки.

Подсказки также полезны при выполнения редко встречающихся заданий, так как сотрудники могут не помнить точный алгоритм выполнения задания.

При осуществлении продаж, пошаговые указания используются, чтобы менеджеры выполняли весь бизнес-процесс продаж и не забывали например, о подготовке важной документации для клиента.

Ротация работы – тренинговый метод, в котором обучающиеся стажируются в нескольких отделах компании. Таким образом, обучающиеся приобретают большее количество навыков и знаний о функционировании организации. Данный метод обучения часто используется для участников кросс-функциональных команд, а также для подготовки к выполнению будущих должностных обязанностей.

Коучинг – тренинговый метод, в котором коуч помогает сотруднику осознал свои сильные стороны и определить курс дальнейшего профессионального развития. Коуч также помогает найти экспертов и ресурсы для обучения и развития.

Коучинг используется для развития межличностных навыков, навыков коммуникации, лидерства, когнитивных навыков. Коуч и сотрудник совместно ставят цели для развития.

Затем, путем изучения рабочего окружения, идентифицируются возможности для развития – трансферы, специальные задания, конференции. Долгосрочный план включает в себя измерение успехов сотрудника.

Коучинг улучшает отношения на работе, повышает скорость карьерного роста и увеличения зарплаты. Преимущества проведения коучинга для организаций состоят в увеличении продуктивности, улучшении качества продукции и сервиса.

Менторство – метод, в котором один из руководителей становится наставником для определенного сотрудника. Менторы играют две важные роли: карьерная поддержка и психосоциальная поддержка.

Карьерная поддержка включает в себя коучинг, спонсорство, защиту, повышенную видимость сотрудника, а также предоставление интересных заданий.

Психосоциальная поддержка означает, что ментор является другом, который может выслушать и проконсультировать, кто принимает и предоставляет обратную связь, является ролевой моделью для успеха

Плюсы обучения на рабочем месте:

  • сравнительно небольшая стоимость;
  • при обучении на рабочем месте, трансфер обучения более вероятен.

Минусы обучения на рабочем месте:

  • меньший ассортимент тренинговых методов;
  • наличие отвлекающих факторов, таких как телефонные звонки, сроки по проектам, и так далее;
  • обучение производится индивидуально, таким образом время на обучение всех сотрудников существенно возрастает.

Как получить максимум

  • Для выявления потребностей персонала в дополнительном обучении необходимо общаться с сотрудниками, узнавать об их проблемах и о том, какие задачи и проекты им интересны.
  • Важно оценивать как работу отдельных специалистов, так и деятельность компании в целом — как бизнеса и участника рынка. Понимая, куда движется индустрия и чего не хватает компании для лидерства, можно выявить направления обучения.
  • При организации образовательного процесса стоит четко сформировать для сотрудников их цель, чтобы дополнительно мотивировать. При этом перед началом обучения полезно провести первичное тестирование знаний.
  • Во время учебы важно давать персоналу возможность практиковать полученные навыки на текущих рабочих задачах. Таким образом работодатель сможет оценить успехи сотрудников еще в процессе обучения.
  • И конечно, важно оценить результаты дополнительного образования: как изменился процесс работы и какова динамика бизнес-показателей, напрямую связанных с работой сотрудника, и косвенных показателей влияющих на развитие компании в целом.