Образ (в психологии)
Понятие и структура
Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.
На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.
Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.
Когнитивная
Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.
Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость
Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная
Она может изменяться с этапами взросления, воздействием социума, социальным статусом.
Оценочная
Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:
- определением эффективности собственной деятельности;
- сравнением действующего социального статуса;
- сопоставлением представления об идеальном Я.
Поведенческая
Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.
Почему создавать образ себя — тяжело и бессмысленно?
Потому что ваш образ себя не соответствует реальности. Ни старый, ни новый.
Возьмём мой пример. Четыре года назад я переехал жить на Карибы. Я просто пищал от восторга и выгружал в Фейсбук десятки фотографий с морем, пальмами и кокосами. Я писал посты о том, как это круто, и снисходительно жалел тех, кто сидит в унылых зимних городах. Я был уверен, что наконец-то нашёл идеальное место для жизни. Я старательно поддерживал в себе убеждение о том, что жить на Карибах — это круто; я старался общаться с людьми, которые разделяют это убеждение; я выстроил всю свою жизнь вокруг этого факта. В общем: я создал себе образ Андрея-который-живёт-на-Карибах.
И, как вы думаете, что я сделал, когда мне надоело целыми днями пить кокосы, есть бананы и ходить из бунгало на пляж и обратно? Правильно: ничего. Потому что предпринять что-то означало бы разрушить образ Андрея-который-живёт-на-Карибах. Несмотря на то, что реально я уже не хотел жить на Карибах, я сначала заставлял себя на них жить, а потом просто впал в апатию и не хотел жить уже нигде.
Что мне следовало сделать (и что я, в итоге, и сделал)? Просто поднять свою задницу и куда-то поехать. Вместо этого я пытался создать новый образ себя. Я думал, что, перед тем, как куда-то ехать, мне нужно решить: я, чёрт возьми, Андрей-который-живёт-на-Карибах или Андрей-который-больше-не-живёт-на-Карибах?
В итоге я плюнул и сказал себе: хрен с ним, разберусь потом. И купил билеты. И знаете что? Это было моё лучшее решение за эти четыре года.
Механизм формирования
Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:
- Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
- Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
- Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
- Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
- Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
- Смысловая интеграция.
Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:
- агармоничный;
- дисгармоничный;
- смешанный;
- оптимальный;
- гармоничный.
При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.
Эмоциональный all-in
All-in — это покерный термин, обозначающий ситуацию, когда игрок ставит все свои фишки. По-русски это ещё называют ва-банк. Чаще всего это происходит тогда, когда игрок уверен, что у него лучшая комбинация из всех возможных при данном раскладе (не будем сейчас рассматривать тонкости стратегии и случаи блефа).
Но иногда (обычно в онлайн-играх) можно наблюдать игроков, которые — чаще всего, после очередного проигрыша — начинают идти all-in при каждой раздаче, независимо от того, какие им выпали карты. Практика показывает, что, несмотря на то, что такая тактика иногда позволяет не только отыграть проигранное, но и выиграть в несколько раз больше изначального, заканчивается эта история всегда одинаково: такие игроки проигрывают всё до последней фишки. Всегда. Без исключений.
И то же самое происходит с вашим образом себя. Создавая образ себя, вы вкладываете в него свои эмоции. Иными словами, вы делаете огромную эмоциональную ставку на то, чтобы соответствовать этому образу. Каждый раз, когда вам нужно сделать что-то, что затрагивает ваш образ себя, вы идёте all-in. Проблема заключается в том, что ваш образ себя обычно включает всё, что вы делаете более-менее постоянно. Он включает в себя место вашего проживания, вашу работу и ваше хобби, ваши привычки и социальные связи. И поэтому вы поступаете, как тот психованный игрок в покер. И получаете тот же результат: фрустрацию, гнев и едкую горечь разочарования.
У вас закончились фишки. Освободите место за столом, пожалуйста.
Вы не привязаны ни к чему, кроме своего образа самих себя
Если вернуться к моему примеру, то в реальности никакого Андрея-который-живёт-на-Карибах не существовало. Был Андрей, который выбирал жить на Карибах. А если быть точнее, был Андрей, который каждый день выбирал ничего не делать в отношении смены места проживания, потому что однажды он себе сказал, что уже нашёл идеальное место для жизни.
Я не был привязан к своему месту проживания. Я был привязан к своему образу себя. И это не позволяло мне изменить свой ежедневный выбор.
Когда я прекратил пытаться определить свой образ себя — всё оказалось очень просто. Да, пришлось много чего делать, но я получал удовольствие, делая это. Я получал удовольствие даже от десятичасового перелёта через Атлантику.
Возможно, вы сейчас думаете, что мне хорошо рассуждать, и что я вообще уже задолбал со своими Карибами. Вот проблема у человека — Карибы ему, мать его, надоели!
На самом деле, я мог бы рассказать вам о том, как я наступал на эти же грабли с работой, хобби, отношениями, режимом дня и питанием. Но я намеренно выбрал пример с Карибами именно потому, что я знаю, что многие люди мечтают уволиться с работы и уехать жить в тропики; потому что я знаю, насколько круто это может выглядеть как часть образа.
А ещё потому, что это был чуть ли не самый большой эмоциональный all-in в моей жизни. И закончился он для меня затяжной депрессией. Так это работает: чем больше вы вкладываете эмоций в образ себя, тем сильнее эмоциональный заряд. А долбанёт этот заряд в итоге вам по лбу. И это будет больно.
История изучения и исследователи
Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата
Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.
Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.
Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Ежедневный выбор действий
Вспоминая всю свою жизнь, я понимаю, что все мои удачные начинания (в широком смысле) развивались из того, что я просто решил попробовать что-то делать.
Я никогда не собирался становиться разработчиком сайтов. Просто мне в какой-то момент стало интересно, как работают сайты, и захотелось попробовать сделать свой (и, поверьте, первые мои двадцать сайтов были ужасны). Я никогда не собирался стать владельцем бизнеса в сфере продаж. Просто я увидел нишу в интересной для меня сфере, в которой не было качественного сервиса, и мне захотелось попробовать создать удобную площадку (и за первый месяц я заработал 4 доллара). И так далее.
И, что интересно, когда я изучал биографии людей, чьи жизненные истории меня вдохновляют, я видел там то же самое: все они просто решили что-то попробовать делать.
И практически всегда это начиналось с чего-то малого.
Привычка же мыслить категориями «образа себя» заставляет хотеть получить всё сразу. Бросить работу и начать зарабатывать миллионы на своём хобби. Уехать из своего Мухосранска и жить на вилле в Майами. В общем, изменить свою жизнь одномоментно и кардинально.
Я вас разочарую: вы не можете этого сделать.
Зато вы можете начать ежедневно делать выбор в пользу тех действий, которые вам интересны. Вы можете начать ежедневно заниматься вашим хобби параллельно с работой вместо того, чтобы заниматься самобичеванием по поводу невозможности изменить образ себя-который-занимается-ненавистной-работой на образ себя-который-занимается-любимым-делом. Это принесёт намного больше пользы. И кто знает, что из этого получится через какое-то время? Может быть, и ничего — но, по крайней мере, вы будете заниматься тем, что приносит вам удовольствие.
Не думайте о том, соответствует ли то или иное действие тому или иному образу себя. Спросите себя, интересно ли вам попробовать это сделать? Если да — делайте. Если нет — не делайте. И прекратите, наконец, считать это действие или его отсутствие каким-то образом определяющим вас.
Просто делайте.
Факторы влияния
На формирование, развитие Я-концепции влияет:
- адекватное выражение самосознания;
- ясность сознания;
- наличие угроза (ее быть не должно);
- личная адекватность.
Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.
Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:
- постоянные требования послушания;
- безразличие со стороны родственников;
- конфликты в семье;
- повторный брак, развод родителей.
Средняя самооценка развивается в том случае, если:
- Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
- Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
- Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.
Высокая самооценка развивается у детей, которые:
Получают заботу и внимание.
Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
Видят солидарность, сплоченность родителей.
Ощущают атмосферу взаимного доверия.
Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.
В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.