Образ запланированного результата

Единый госэкзамен — акт доверия

Или взять такой показатель: количество выпускников, сдававших и базовый, и профильный экзамен по математике, существенно сократилось. Это результат не столько динамики увлеченности математикой в стране, сколько рост доверия к экзамену, к школе, веры в себя. Ведь многие сдавали и базовую, и профильную на всякий случай. Впрочем, есть еще один фактор влияния: значительное число старшеклассников сдавали базовую математику в 10-м классе, до завершения школьного курса. Этот показатель в своей количественной интерпретации свидетельствует о том, что большая когорта российских школьников планирует свой образовательный маршрут, избавляется от патерналистского крыла привычных для их родителей линейных решений. Прорастает одна из ключевых компетенций: научаться делать выбор и принимать решения. Это о том, как нормативные предлагаемые обстоятельства, сфокусированные в количественных показателях, влияют на формирование личности, образ которой мы, директора школ, пытаемся сформулировать в наших миссиях и целеполаганиях.

Лидеры любой социальной группы, независимо от ее масштаба, политической значимости и харизматичности, становятся таковыми в зависимости от того образа результата, достижение которого они своей группе обеспечивают. Или аргументированно обещают обеспечить.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» — предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» — использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» — представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. https://www.behavioranalysiseducation.com
  3. https://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Миссия школы как образ, или Вопросы целеполагания

Независимо от того, работаем ли мы в гигантском комплексе или в крошечной сельской школе, в которой бывает порой счастье почти родственных отношений между участниками образования, мы держим в сознании цель своей работы.

Мы можем сделать случайную выборку нескольких десятков школ, она будет весьма оптимистичной в постановке целей и формулировке миссии. Это однообразие радует, а те, кто пытается привнести что-нибудь неожиданное, все равно исходят из того, что «миссия — это основная общая цель организации, ее предназначение». Самые распространенные варианты содержат в себе такие привычные знаки, как «формирование», «создание условий», «воспитание гражданина», «воспитание полноценного члена общества», «максимально полное удовлетворение запросов социальных заказчиков» (уже не так часто встречается), «конкурентоспособный ученик», «разностороннее развитие», «способствовать самореализации каждого», «творчески мыслящая личность», «личностно ориентированное образование», «формирование ключевых компетенций XXI века», «создание оптимальной образовательной среды», «каждый ребенок — личность». Перечень будет бесконечным, большого разнообразия в нем нет, и это хорошо, потому что мы все хотим, чтобы было «хорошо». И если обобщить все намерения школ, то их можно было бы свести к этой универсальной формуле: «Чтобы было хорошо».

Наука Старая и Наука Новая

Итак, наука старая и наука новая… Чем же они отличаются? Всё очень просто, запомнить это легко:
Старая наука — воспринимает мир (и нас с Вами) как ОБЪЕКТЫ. Она имеет своей целью сделать так, чтобы эти объекты можно было:

  • описать,
  • предсказать и
  • контролировать.

Новая наука — по самой своей природе стремится помочь человеку:

  • осознать себя Неизвестного,
  • развиваться в Неизвестном направлении,
  • быть автономным.

Новая наука имеет дело с СУБЪЕКТАМИ. Объект — это неживое, статичное, изученное. Субъект — это живое, свободное и непредсказуемое.

Долгое время мы думали, что планета Земля — это ОБЪЕКТ, что он уже изучен, понят и неинтересен.

Оказалось — не совсем так. С этого всё и началось.

Но мы всё-таки продолжаем жить в мире, где нас хотят превратить в объекты, в вещи.

И наука, и культура и общество оказывают давление. Они хотят, чтобы мы отказались от нашей СУБЪЕКТИВНОСТИ, от нашей суверенности и пошли предсказанными, популярными, одобряемыми тропами.

Как Вы знаете — самая широкая и удобная дорога ведёт — в ад, а дорога в рай — терниста и извилиста.

Если рассуждать в терминах философа Блэза Паскаля, то от нас хотят, чтобы мы СДАЛИСЬ СВОЕЙ НИЗОСТИ, и стали никем иным как — животными.

Сделать так, означает — предать своё наследие, свой потенциал, свою природу и будущее своего Рода.

Итак. У нас есть выбор: остаться СУБЪЕКТОМ или стать ОБЪЕКТОМ (через тернии — к звёздам).

Однако, делая выбор, помните слова Пауля Тиллиха:
«Всё человеческое сопротивляется ОБЪЕКТИВАЦИИ. И если сопротивление человеческое всё-таки подавляется, то само человеческое подавляется тоже».

Другими словами, когда в человеке задушен субъект, задушен и сам человек. И некому уже тогда «радоваться жизни» в популярных и одобряемых обществом направлениях.
Новая наука сформулировала на сегодняшний день четыре новых постулата, четыре положения, которые разбивают в пух и прах старую картину мира, основанную на

  • обывательщине,
  • литературных мифах,
  • религиозной жестокости,
  • науке без Бога.

Таким образом, позвольте представить Вашему вниманию

Четыре направления, следуя которым мы должны изменить свой образ «Я»

Эти четыре направления в общем виде были впервые сформулированы знаменитым психологом-мэтром Джеймсом Бьюдженталем в лекции, которая называлась очень выразительно: «Предательство человечности. Миссия психотерапии по восстановлению утраченного».

Кто-то называет это «новой, субъектной психотерапией». Кто-то увидит в этом модную «мифологию нью-эйдж». Однако, это та новая парадигма, которая идёт на смену старой. И в ней, в новой, дышится гораздо легче.
Итак,

ЕГЭ как измеритель качества образования

Привычной, но по-прежнему взвешенно тревожной процедурой остается ЕГЭ. Можем ли мы считать баллы, полученные на ЕГЭ, результатом долгого, 11-летнего учения? И является ли этот результат перспективным измерителем качества образования? Да, до тех пор, пока гарантированная конституцией возможность не станет органической потребностью всех. Идеологические баталии о вреде и целесообразности ЕГЭ пошли на убыль. Они именно идеологические, от педагогики в них мало что есть. Вспомним, какие были предпосылки этой процедуры? В основе были сомнения в честности и объективности тех, кто учит, тех, кто учится, и тех, кто принимает результаты учебы при зачислении в вузы. И сомнения небезосновательные.

Мы с вами понимаем иллюзорность эффективности вербального воспитания, в основе которого призывы к честности. Увы, но жесткие предлагаемые обстоятельства в виде прозрачных процедур, однозначных запретов, равных условий участия в контексте неподкупной информационной платформы могут в ближней перспективе сформировать честность как привычку. Попробуйте в 2018 году в Москве увидеть выброшенную из окна автомобиля пустую пачку сигарет, пересечение сплошной линии на дороге, припаркованную на тротуаре машину. Не увидите. Штрафы выработали рефлекс самосохранения, иллюстрирующий великую категорию диалектики о свободе и необходимости.

Интересная деталь рефлексивного поведения: в выходные дни можно спокойно ехать по выделенной для общественного транспорта полосе, но редко кто из водителей пользуется этой опцией. И уже не из страха наказания, — привычка. Убежден, что ЕГЭ также способен влиять на формирование условного рефлекса к честности.

Одно интересное наблюдение недавнего прошлого. До 2012 года к совокупному успеху региона в сфере приращения производительности труда, снижения преступности и демографического роста учитывался показатель результативности ЕГЭ. Соответственно губернаторы требовали хороший результат от глав муниципалитетов, а директора, дорожащие своим местом, с не меньшим трепетом, нежели губернаторы, пытались ваять их вместе с учителями. Не все, разумеется, в основном те, кто больше дорожил местом, нежели репутацией. Это, к счастью, прекратилось. Появились в стране честные двоечники, не получившие ни аттестаты, ни место в медицинском вузе. А результаты в стране в целом стали выше, и добавились неколичественные показатели самоуважения.

Недавно в прессе сетовали по поводу итогов ЕГЭ по математике в 2018 году. Приращение среднего балла по базовой математике было незначительным: если в 2017 году — 4,24 балла, то в 2018‑м — 4,29. У меня есть некоторые сомнения в корректности этих сожалений. Если сравнить рост ВВП молодой развивающейся экономики стран Азии или Африки с седыми демократиями Европы, темпы последней также незначительны.

Развитие масштабного социального проекта никогда не изобилует результатами в режиме ускорения, наоборот, после достижения определенной точки роста начинается период стабилизации. ЕГЭ — гигантский гуманитарный проект, а учить правильно математике — это вам не угольные разрезы осваивать. Полагаю, что надо рассматривать другой результат: насколько изменился, вырос показатель тех, кто преодолел минимальную планку экзамена. Профильная математика, 2017: не сдали ЕГЭ 14,34%; 2018: не сдали 7%. Базовая математика, 2017: не сдали 3,4%; 2018: 3,1%. Ведь этот показатель указывает на преодоление барьера потенциальной маргинальности, возможность получить пропуск к дальнейшей социализации. Образование — один из самых существенных факторов влияния на социальную дифференциацию. Школьный период проживания вносит серьезный вклад в воспроизводство бедности, безработицы, социальной напряженности.

Качественный процесс не всегда гарантия хорошего результата

Относительная значимость проектируемых достижений может быть различной: для кого-то — водопровод к маленькому деревенскому дому. Для кого-то — результативный массовый спорт, или рост пенсионного обеспечения, или качественные дороги, или сокращение правонарушений, или равные стартовые возможности в образовании, или преодоление бедности. Помню образ результата, сложившийся в моем сознании третьеклассника, когда на XXII съезде КПСС было объявлено, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, в основе которого лежал принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». У большинства моих одноклассников образ результата «по потребностям» сложился конкретно: вдоволь бесплатного мороженого и неограниченное посещение кинотеатра.

Нет такого учителя, который бы хоть раз не услышал грустное «Я учил…». Но мы это слышим не только от пятиклассников, иногда нечто подобное произносит и учитель, и даже завуч, глава города или района, или отрасли. Речь идет о процессе, качество которого определяется усилиями, затратностью и старанием, но не эффективностью. Всегда ли предпосылкой хорошего результата является качественный процесс? Возможно, в сталелитейной промышленности — да, но в системе, состоящей исключительно из субъектов, наделенных волей и сознанием, — нет. Полагаю, что многим из нас встречались школы, украшенные обезличенным счастьем в виде роскошных актовых и спортивных залов, полным отсутствием травматизма, отягощенных званиями и регалиями педагогов, но где учат и учатся посредственно. Несмотря на идеальный процесс функционирования.

Попытаемся представить структуру субъектов, влияющих на результат образования. Каждый на своем месте — государство или социум, школа или родители, сам ученик (выпускник), информационное пространство, наконец, случай — играют свою роль в этом многомерном, сложноизмеримом процессе, который приближает нас к образу результата образования каждого конкретного ребенка. При этом условимся, что результат образования не измеряется количеством баллов, отметкой в дневнике, результатом ВПР или данными ВШК. Этот результат проявляется за пределами системы и измеряется очень по-разному, чаще всего личным или совокупным социальным эффектом успешности.

Образование — процесс и результат

В статье «Сельский учитель» Лев Толстой писал: «Образование есть потребность всякого человека». Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается.

Один из матчей чемпионата мира по футболу – 2018, Дания — Франция. Французы изощренно атакуют, показывая искусство и напористость, датчане жестко и линейно обороняются. Комментатор: команда Дании работает на результат. А французы красиво и азартно играют. А зрители? Зрители пришли смотреть красивый футбол, который им показывают французы. А датские футболисты выполняют результат — не пропустить ни одного мяча. Не бесспорный пример, согласен, но ключевое слово «результат» не характеризует это противостояние, за которым непременно должно следовать развитие, должна следовать драматургия процесса. Процесс не развивался. В итоге — ничья.

Однажды я был в гостях в одной английской школе в Бристоле. Школа — ультрасовременная, гигантская, с умной логистикой и каким-то футурологическим оборудованием, около трех тысяч разных, в основном не титульной нации, учеников. Мы с директором состояли в переписке около года. На мой вопрос, каковы итоги года, он с воодушевлением и гордостью сказал: «Представляешь, ни один не сел в тюрьму, и я очень доволен этим результатом».

Образ, результат и образ результата

Интересно, что этимология слова «результат» не является основой для определения понятия. Слово «результат» происходит от лат. resultare — «отскакивать; отражать». Сегодня «результат» — это скорее то, что осталось в сухом остатке деятельности, процесса.

Почему мы говорим об образе результата?

Школа обращена не просто в будущее, а в неопределенное будущее. Причем с каждым десятилетием (если не годом) горизонт неопределенности все ближе к настоящему. Как мы писали в прошлом номере нашего журнала, «Поколения: смена чаще, пропасть глубже». С каждым годом все менее стандартны ситуации и все менее эффективны стандартные рецепты действий.

В ситуации неопределенности флюгером для принятия стратегических управленческих решений становится «образ результата», который на всех уровнях (даже на невербальном) задает маршрут преодоления неопределенности будущего для действия здесь и сейчас. А школа — это всегда здесь и сейчас. Рост ребенка всегда здесь и сейчас.

Образ результата позволяет организовать общее действие команды школы на перевод неопределенного будущего в конкретный результат в виде успешности каждого ученика.

«Школы больше не могут уклоняться от ответственности за плохое качество работы». Я немного перефразировал слова К. Шваба из книги-манифеста «Четвертая промышленная революция». А когда-то могли? Так же, как когда-то в период глубокой античности жрецы были вне критики, их прямая связь с божественным не подвергалась сомнению, а любая альтернативная позиция становилась ересью с риском для жизни, так школы до недавнего времени были вне критики, вне подозрений, вне сомнений.

Но времена изменились.

Первый постулат новой психологии Джеймса Бьюдженталя

Нам нужно осознать, что мы представляем из себя нечто большее, нежели просто пассивных получателей того, что в нас вливается извне.

Много веков подряд считалось, что человек рождается неким «чистым листом бумаги» (по латыни — «табула раса»), на которым только «опыт пишет свои письмена».

Другими словами, в этой теории — человек унижался. «Он, рождённый дураком, может лишь впитать то, о чём ему расскажут (или не расскажут) другие». Никаких дополнительных источников Знания в этой теории не предполагалось.

Таким образом, человеком можно было манипулировать. Если все знания — в руках горстки земных негодяев (знания — это те же ресурсы), то Вам их могут и не дать. Но только как-то так получалось, что человек брал Знание в самый нужный для себя экстремальный момент — Откуда-то ещё..

Как будто кто-то приходил к нему во сне и делился Мудростью, которую не стяжаешь сидя за учебниками и выпрашивая милостыню у надутых от важности «хранителей информации». А всё потому что человек — это не табула раса

У него есть Род и память Рода. Человек — это лист на дереве своего Рода, и он питается мудростью предшествующих поколений, ему буквально «шепчут в уши» деды и прадеды, бабушки и прабабушки, с ним говорят камни его настоящей родины, стены его Дома.

А кроме Рода у человека есть ещё и коллективное бессознательное, куда каждый из нас имеет доступ. Это тоже — дерево, но дерево — «пограндиознее», чем просто Род. Это — Мировое Древо.

Ещё в древности философ Платон разделял два вида знания (низшее и высшее):

  • (низшее) приобретённое на земле, «усвоенное» знание,
  • «знание как припоминание».

Этот второй, высший тип знания по Платону, наша душа знала ещё до рождения, когда пребывала на своей родине — в Мире Идей, но потом — забыла, проходя через плотные слои материи — в земной мир.

Знание как припоминание — высшее, потому что это припоминание Подлинного.

Судя по всему, сегодня мы возвращаемся к Платону.
(окончание следует)

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…