Психология научная и житейская: в чем разница?

Соционика и психология

До сих пор ученые не пришли к единому мнению: стоит ли считать соционику отдельной наукой, вышедшей из психологии, или отнести ее к разделам психологии личности. Многие фундаментальные ученые считают соционику антинаучной дисциплиной. В то же время практикующие психологи все чаще применяют методы соционики в своей работе.

Соционика и психология имеют общую цель – помочь личности найти свое место в жизни путем познания психики человека. Достигают они этой цели, основываясь на разные методологии и инструменты. Но, несмотря на это, они могут дополнять друг друга и стать единой системой.

Соционика основывается на теории Юнга о психотипах личности, но обработав и систематизировав психологические знания, она совершенно по-новому дает возможность взглянуть на проявление социально-психологических явлений. Соционика так же, как и психология, имеет свою теорию, которая нашла подтверждение на практике.

Если в психологии психическое состояние человека рассматривается в зависимости от внешних обстоятельств, индивидуальности, особенностей характера в определенный период жизни, то соционика помогает объяснить, почему человек стал таким и как вернуть ему гармонию. Зная соционический тип личности, можно помочь узнать человеку его сильные и слабые черты, дать возможность использовать их при принятии важных решений, построении межличностных отношений, предотвращении неприятных жизненных ситуаций.

Психологи помогают развить психические качества, которые необходимы для деятельности личности в данный период. Соционики же, наоборот: с помощью своих методик раскрывают качества, заложенные в человеке от рождения, и помогают их применить в жизни. Показывая слабые качества психики, соционика помогает избежать ситуации, приводящие к разрушению целостности восприятия мира.

Практикующий психолог старается избавить пациента от неприятностей, негативных эмоций, давая стандартные рекомендации, при этом практически не учитывается индивидуальность личности. Он рассматривает конкретную ситуацию, помогает найти выход из нее, при этом не учит, как избежать других неприятных ситуаций. Таким образом, столкнувшись с проблемой, люди вынуждены опять обращаться к психологу.

Практик-соционик, проведя типирование человека, помогает ему самостоятельно использовать характерные особенности восприятия, находить выход в любых ситуациях. Он лишь направляет его в нужном направлении, раскрывает его суть, дает возможность выбрать подходящий именно ему круг общения, работу, увлечение. Психология использует достижения соционики, может еще глубже изучить психику личности, а соционика сможет, основываясь на базовых знаниях психологии, повысить профессионализм своих специалистов. От сближения соционики и психологии выиграет человек и общество.

Индивидуально психологические различия | Мир Психологии

Психология научная и житейская: в чем разница?

Индивидуально-психологические различия (англ. individual differences in behavior) — особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии.

Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр.

, индивидуальные пороги ощущения, Время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т.п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер).

При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т.п. Индивидуально-психологические различия м

б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

Индивидуально психологические различия связаны не только с количественными показателями, т.е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений.

Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А. Бине. В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудно перечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А.М. Джордан); рационалисты и эмпирики (В.

Джемс); «глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты (К.Г. Юнг) и др. В психологическом словаре А.

Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес. В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. — изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р.

Подлинные мастера своего дела с необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробные исследования И.-п. р.

в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

Индивидуально психологические различия, имея своей природной предпосылкой особенности н. с.

, мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации. См. Изобразительные способности, Индивидуальность.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Индивидуальные различия — название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами. Также называется дифференциальная психология

предметная область термина

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ — словообразование, происходит от лат. indiduum — неделимое.

Категория Характеристики памяти. Специфика Преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается.

Наиболее развит оказывается тот вид памяти, который наиболее часто используется.

Для некоторых людей информация, существующая в виде текста, лучше запоминается при его зрительном восприятии, для других — при восприятии на слух.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Психологические особенности человека отличают нас друг от друга

Психология научная и житейская: в чем разница?

Психика каждого из нас имеет индивидуальную «начинку». Это и есть психологические особенности человека, отличающие нас друг от друга.

По большому счету, все психологические особенности человека можно разделить на несколько групп:

  • биологически обусловленные (природные, естественные) — темперамент, характер, задатки, инстинкты, простейшие потребности;
  • социально обусловленные, выработанные в результате взаимодействия с обществом стремления, моральные качества, нравственность, мировоззрение, политические, культурные и общественные взгляды;
  • индивидуальные характеристики психических процессов: скорость реакций, логическое мышление, сообразительность, интеллектуальное развитие, способность к обучению, восприятию информации, умение делать правильные выводы;
  • опыт (объем, качество имеющихся навыков, знаний, умений, привычек).

В зависимости от количества, объемов, степени развития указанных психологических особенностей человек будет обладать индивидуальным набором личностных качеств.

Это не только делает нас непохожими друг на друга по своему содержимому, но и позволяет существовать многообразию в нашем мире. Потому что, по сути, окружающий мир — это мы с вами, и мы сами его творим.

Уникальность психологических особенностей человека состоит в том, что они в большинстве своем поддаются корректировке. Их можно при желании изменять, дополнять, улучшать, модернизировать.

Даже природные психологические особенности человека можно обуздать, если на то будут веские причины.

Если работа требует от нас быть спокойными, внимательными, сосредоточенными, то хотим мы этого или нет, но для того чтобы удержаться на рабочем месте, мы будем делать то, что потребуется. В противном случае мы просто потеряем работу.

Человек должен адаптироваться (приспосабливаться) к любым новым условиям. Иначе ему будет сложно выживать в изменяющейся среде и конкурировать с более приспособленными людьми.

Этому во многом способствуют психологические особенности человека и их эффективное, выгодное использование.

Клинический психолог

Специализация в области психологии, подразумевающая дополнительную медицинскую подготовку. Необходима для работы с психосоматикой (взаимовлияние физических болезней на психику и наоборот, психологических проблем на телесные заболевания) и просто психологической помощи больными физическими болезнями людьми. Также клинический психолог имеет серьёзную подготовку в области патопсихологии, то есть выявления умственных, когнитивных и прочих, скажем так,механических расстройств психики. Интересен факт, что врачи-психиатры при постановке диагнозов могут обращаться к клиническим психологам для уточнения характера нарушений, на основании которого уже дают свой диагноз. 

В случае с консультированием практически здорового человека клинический психолог не имеет явных преимуществ перед психологом-консультантом, не имеющим клинической специализации.

Виды психологической совместимости

Психологическая совместимость имеет свои разновидности в зависимости от категорий, главенствующих в обеспечении комфортного совместного нахождения при определенном виде взаимодействия.

Базисный уровень (врожденные показатели, присущие человеческому существу) совместимости – психофизиологическая. Данная категория основывается на сходстве в механизме возникновения и проживания эмоций (тип, сила и возбудимость нервной системы), уровне интеллектуального развития (способности к развитию, познанию нового). К элементам психофизиологической совместимости относится механизм волевого проявления, способности к достижению и контролю эмоциональных проявлений. Так, люди с примерно одинаковым уровнем интеллекта на психофизиологическом уровне сойдутся быстрее, точно также как и люди со схожими проявлениями эмоционально-волевой сферы. При серьезных различиях начнут возникать сложности и непонимания, когда один человек уже отреагировал и побежал действовать, а другой все еще анализирует ситуацию.

Способность к синхронизированию и схожесть внутренних ритмов и темпов влияют на слаженность работы, например на конвейерном предприятии, где от возможности синхронизировать свою деятельность с другими участниками процесса является приоритетной задачей. Но также очень важны при построении личных отношений, поскольку биоритмы и цикличность активности у каждого различна, если она совпала изначально, значит, люди совместимы по темповой характеристике, но если не совпала, на помощь приходит способность к синхронизации. Невозможность достигнуть синхроничности действий и жизни приводит к конфликтам (не совпадают фазы сна и бодрствования, когда одному хочется отдыха, другой тянет к активному времяпровождению и пр.).

Крайне важна психофизиологическая совместимость в супружеской жизни, поскольку она будет влиять не только на процессы отдыха (биоритмы), его качество (активный и пассивный виды), но и на бытовое устройство (потребность в определенном количестве пищи и света), а также половую сферу, одну из главных в стабилизации семейных отношений. При этом психофизиологическая совместимость может быть практически нулевой у сотрудников интеллектуального и творческого направления. В исследовательском институте не имеет значения скорость выполнения вами мелкомоторных задач, а также способность осуществлять это совместно, тут на первый план выступает способность к аналитическому мышлению и умению общаться с большим количеством людей.

Второй вид – социально-психологическая совместимость, наличие и формирование которой напрямую обусловлено развитием социального общества. Сюда входят характеристики, формирующиеся под влиянием ближайшего окружения, кумиров и господствующих идеологий, при этом не имеют никакого отношения к врожденным характеристикам личности. Сюда относятся социальные установки относительно установленных порядков и восприятия моральных норм, заложенное на подсознательный уровень отношение к вещам или явлениям.

Социально-психологическая совместимость построена на учете ценностей, потребностей, стремлений и интересов людей, при этом главенствующую роль имеет внутренняя мотивация деятельности, а не ее проявление. Оба человека могут стремиться заработать много денег, но один для покупки второго особняка, а второй для пожертвования в детский дом, где вырос, и эти люди вряд ли найдут много общих точек соприкосновения.

Социально-психологическая совместимость актуальна при тех видах деятельности, где присутствует общение и взаимодействие на личностном уровне. Она мало влияет на выполнением механической работы или при курьерской доставке, но колоссально влияет на микроклимат при обсуждении общих проектов или в семейной жизни.

Отличительные особенности социальной психологии | Горизонты

Психология научная и житейская: в чем разница?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: По Г.М. Андреевой социальная психология — это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп.

Аспекты этого предмета:

— социальный аспект — социальность, обращенность в общество;

— психологический аспект — обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.

Отсюда и проблема: что должно исследоваться — внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) — изучает социология.

Почему же необходима еще и отдельная наука — социальная психология? В чем отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии и социологии?

Отличия от предмета общей психологии

  1. В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения по своей внутренней структуре и как механизмы.

    В социальной же психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-социальным содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как мыслительные операции, но и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия с людьми)

  2. В общей психологии не рассматривается такое явление как общение и взаимодействие. А ведь человек всегда с кем-то взаимодействует, общается. Законы взаимодействия необходимо отдельно исследовать. И в этом необходимость в другой науке, но не в общей психологии.

Отличия общей и социальной психологии в объектах и предметах исследований:

Общая психология

Объект    — индивидуальное поведение и деятельность человека.

Предмет  — психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность.

Социальная психология

Объект    — взаимодействие и общение человека.

Предмет — психические механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения и взаимодействия.

Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

 Отличие социологического и социально-психологического подхода к исследованию явлений

Социолог любые явления объясняет объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием отношений между социальными группами.

Социальный психолог видит личность не только как социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми — это не только отношения общественных позиций, ролей, но и индивидуализированное психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание, сочувствие и т.п.). Здесь важен иной уровень обобщения.

Конечно, социальный психолог учитывает, что общественные отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия. Но для социолога — это безлично-типологический подход. А для социального психолога — это конкретно-личностный подход.

Проблема предмета социальной психологии являлась темой для обсуждения в науке на протяжении всего 20-го века. В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

— 20-е гг. и

— конец 50-х — начало 60-х гг.

Первый подход, получивший распространение среди социологов, понимал Социальная психология как науку о «массовых явлениях психики». В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии — личность

Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения

Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. Социальная психология рассматривается здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика социальной психологии представляется достаточно широко.

В рамках последнего подхода. рассмотрим схему проблем к которым адресуется социальная психология:

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. 

Психология и современная наука

Психология делится на фундаментальную, прикладную и практическую. Фундаментальная направлена на изучение законов, механизмов и фактов. Прикладная изучает связь психических явлений и естественных наук, при этом она основывается на фундаментальную. Соответственно с помощью практической психологии все эти знания применяются на практике.

Психологию трудно отнести к какому-либо виду науки. Она сочетает в себе черты гуманитарных и естественных наук. Как и естественные науки, она изучает биологическую основу человека.

Взаимодействие медицины и психологии является примером такой связи. Многие заболевания оказывают влияние на психологическое состояние человека, в связи, с чем оно может стать причиной определенных заболеваний.

Психология долгое время рассматривалась как часть философии. Но, даже когда она стала отдельной наукой, связь с ней осталась достаточно тесной. Многое связывает психологию с такими естественными науками, как история, социология.

В настоящее время появилось много новых отраслей, которые связывают психологию и:

  • астрономию (психология личности);
  • лингвистикой (психолингвистика);
  • юриспруденцией (патопсихология, судебная, криминалистическая);
  • педагогикой (педагогическая психология).

Она тесно связана также и с современными исследованиями и направлениями в изучении психотипа личности человека. Наиболее явственно такая связь просматривается между психологий и соционикой.

Психологическая совместимость и срабатываемость в группе

Способность членов малой группы к качественному взаимодействию, передаче информации, возможность найти оптимальное сочетание для применения навыков каждого характеризует психологическая совместимость в коллективе. Вид деятельности группы не важен для формирования достойной сплоченности, но каждый из видов деятельности имеет свою специфику, благодаря которой черты, способствующие установлению наиболее благоприятного климата, будут различными.

Совместимость для коллектива не означает равность или похожесть людей и их умений, скорее здесь работает принцип дополняемости качеств и умений. Творческому художнику в издательстве не справиться без технического верстальщика, а успеть они могут с выполнением сроков благодаря пунктуальному менеджеру. Эти люди имеют различную направленность в деятельности, способностях, характере, но именно совместно налаженное их взаимодействие дает наиболее лучший результат.

Рассматривать группу как совокупность отдельных личностей не имеет никакого смысла, необходим подход, при котором производится оценка ее деятельности как одного живого организма, с различными системами органов. Именно психологическая совместимость в коллективе дает возможность повышению эффективности и выполнению таких поставленных задач, которые без совместного взаимодействия не имели бы шанса на осуществление. Таким образом, степень психологической совместимости является прямым показателем срабатываемости группы.

Срабатываемость коллектива определяется несколькими моментами – результатами деятельности, удовлетворенностью этим результатом самих участников работы, а также затраченными усилиями и эмоциональным вкладом группы. Влиять на возникновение хорошей срабатываемости может правильный подбор людей для командной работы, осуществляющийся на анализе их характеро-психологических особенностей (акцентуации, темперамент, сила НС), социальных параметров (пол, возраст, образование, ценностные установки), а также профессиональных качеств. Например, ремонтная бригада, должна включать специалистов, обладающих различной специализацией (чтобы справиться с любой задачей), быть подобрана по одинаковому уровню развития (для обеспечения легкости в общении и дружественной обстановки), сочетаться по темпераментным характеристикам (чтобы кто-то мог нести ответственность, а кто-то мог быстро реагировать), при этом ошибочно было бы допустить участие в такой работе одной женщины среди остальных мужчин (риск конкурирования, а соответственно и срыв процесса работы повышается).

Психологическая совместимость и эффективность работы могут включать показатели, как психофизиологической, так и психосоциальной подходящести, в зависимости от выполняемой деятельности. При некоторых процессах актуален вопрос наличия хорошей слаженности по обоим этим направлениям, чаще всего это работа в системах закрытого типа (космодромы, заводы, лаборатории).

Психологическая совместимость супругов

Полагать, что наличие сильных чувств, привязанности, любви и интимного желания приведут к счастливому браку, является прекрасной и распространенной ошибкой. Пока кажется, что этот человек самый лучший, а скачущий гормональный фон позволяет вашей психике и изобретательности творить поистине невероятные вещи, то кажется, что со всем можно смириться, притереться и договориться, только спустя годы оказывается, что не то что договориться, а вообще говорить с этим человеком не о чем, и идете вы в разные стороны. Такое происходит из-за отсутствия совместимости, и в чем-то холодный расчет (не тот который материальный, а анализ ваших психологических особенностей) может быть более продуктивным и принести больше счастья, чем слепая страсть (свахи в древние времени что-то действительно знали).

Психологическая совместимость супругов во многом определяется тем, насколько были похожи их условия воспитания. Это закладывающийся уровень культуры, развития и стремления к расширению кругозора, особенности общения с людьми, построения связей, взаимодействия с деньгами. Истории, где принцесса сбегает с сельским парнем на то и сказочные, что в реальной жизни, он начнет на рассвете воскресного утра гнать ее на огород, когда она понятия не имеет что там делать, а она ему читать на память отрывки из произведений Сартра, где он не поймет ни слова.

Схожесть социального положения, образования и родительских семей способны обеспечить минимальный уровень совпадения. Если будут одинаковые представления о распределении обязанностей в семье, полоролевых ожиданиях друг от друга, то совместимость в своих гендерных проявлениях будет налажена, хуже, когда оба супруга считают, что второй должен бегать вокруг.

Психофизиологическая совместимость играет значительную роль в семейной жизни, проявляясь особенностями темперамента, сочетание которых напрямую влияет на количество и глубину ссор, способ свободного времяпровождения и реакцию на жизненные события. Сюда же относится половая совместимость, причем не только по наличию притяжения, но по частоте потребности, времени, которое каждый хочет посвящать интимному общению, степени открытости и экспериментаторства.

Самый высший уровень супружеской совместимости – духовная, включающая ценностные ориентиры, моральные аспекты, поставленные цели, интересы. Браки могут существовать при наличии только пары компонентов совместимости, но тогда за удовлетворением понимания других изголодавшихся потребностей человек будет уходить в другое место. И если обсудить особенности химической реакции в ядре клетки глубоководного моллюска можно с друзьями-биологами, то разный взгляд на проблематику ценностей может разрушить брак, когда выяснится принципиально разное отношение супругов, например, к убийству.

Психологическая совместимость супругов не имеет незначительных моментов, поскольку каждый может оказаться болезненным или сверхзначимым для другого, при этом количество факторов, учитывающихся при этих отношениях наиболее высок. С друзьями можно встречаться каждый день, а можно болтать раз в год по телефону, рабочие отношения ограничены определенным временем и кругом задач, из которого выстраиваются точки соприкосновения, а брак это та система, где люди находятся рядом в практически любых ситуациях и постоянное время. Одного общего интереса к байкам тут не хватит.

Задачи и методы

В процессе развития психологии, как науки, происходили изменения предметов изучения

Если в начале своего становления она изучала душу человека, его сознание и бессознательные действия, то теперь современная психология уделяет больше внимание свойству личности, состоянию, как проявлению психических процессов. В последнее время появился новый подход к предмету изучения

В нем, главным образом, рассматриваются психологические законы и механизмы психической жизнедеятельности человека. Она помогает индивидууму понять сущность происходящих явлений, учит методам управления ими. Она дает возможность использовать эти знания для самосовершенствования и повышения эффективности жизни.

Существуют определенные методы, помогающие достижению целей:

  • Сбор информации. Для этого проводятся опросы, тесты, самонаблюдение, изучение биографии.
  • Обработка данных.
  • Психологическое воздействие. Проведение дискуссии, тренингов, семинаров. Обучение способам релаксации.

Обращаясь к психологу, человек стремится познать причины тех или иных поступков, узнать себя, выстроить гармоничные отношения с окружающим миром.