«психологическое общество» и социально-политические перемены в россии

Направление используют

Организаторы

  Проект «Старший друг»  (Москва),    Центр интерактивного обучения Gepardia  (Москва),   Центральная школа плейбэк-театра (Москва),   Компания «Блис» (Москва),    Московский институт психоанализа  (Москва),    Проект Soul Harmony  (Москва),    Проект Strata.concept  (Москва),    Социальный проект «Педагогическое сердце России»  (Москва),    Школа осознанного здоровья BodyBrand  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Высшая школа психосоциальных технологий управления НОУ ДПО  (Санкт-Петербург),   Тренинг-студия «Альва»  (Новосибирск),   Центр Красноречия Марии Гайн  (Казань),    Центр личностных стратегий «Инициатива» Сергей Еманов (Тольятти),    Леонид Викторов (Санкт-Петербург),    Международный Центр Развития Человека Saina (Санкт-Петербург),    Центр ментальной генетики Натальи и Геннадия Гуры  (Киев),    Центр переподготовки и повышения квалификации Института педагогики, психологии и социологии СФУ  (Красноярск),    Центр позитивной психологии «Радость»  (Чебоксары),    Центр помощи «Тур доброй воли»  (Челябинск).

Ещё организаторы 22

Тренеры

  Анетта Орлова  (Москва),    Евгения Ряснова  (Москва),    Елена Олеговна Фарба  (Москва),    Каринэ Арташесовна Серебрякова  (Москва),    Любовь Михайловна Стрекозова  (Москва),   Наталья Ароновна Хаймовская  (Москва),   Татьяна Анатольевна Зезюлина  (Москва),    Александр Кузьмин  (Москва),    Алексей Марченко  (Москва),    Алина Борисовна Токарева  (Москва),    Анастасия Бадурина  (Москва),    Андрей Викторович Старцев  (Москва),    Анжела Эсер  (Москва),    Анна Шалимова  (Москва),    Арье Готсданкер  (Москва),    Виктор Кибалов  (Москва),    Вячеслава Михайлова  (Москва),   Евгений Баранов  (Москва),    Евгения Хамуляк  (Москва),    Елена Юрьевна Полетаева  (Москва).

Ещё тренеры 79

Консультанты

  Анетта Орлова  (Москва),    Евгения Ряснова  (Москва),    Елена Олеговна Фарба  (Москва),    Каринэ Арташесовна Серебрякова  (Москва),   Татьяна Анатольевна Зезюлина  (Москва),    Алексей Марченко  (Москва),    Андрей Викторович Старцев  (Москва),    Арье Готсданкер  (Москва),    Виктор Кибалов  (Москва),    Вячеслава Михайлова  (Москва),    Елена Юрьевна Полетаева  (Москва),   Ирина Владимировна Балута  (Москва),    Ирина Ивановна Бердина  (Москва),    Ирина Малиборская  (Москва),    Лилия Любимова  (Москва),    Максим Александрович Коваленко  (Москва),    Мария Алексеевна Тихонова  (Москва),    Мария Анатольевна Груздева  (Москва),    Михаил Дербасов  (Москва),    Надежда Двоскина  (Москва).

Ещё консультанты 49

Социальная психология
в других городах

Воронеж,  
Санкт-Петербург,  
Казань,  
Киев,  
Волгоград,  
Калининград,  
Крым,  
Краснодар,  
Черноморское побережье,  
Екатеринбург,  
Тюмень,  
Омск,  
Новосибирск,  
Красноярск,  
Хабаровск,  
Владивосток,  
Южно-Сахалинск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Социальная психология»!

Психологические феномены массового (общественного) сознания

«психологическое общество» и социально-политические перемены в россии

У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.

  • Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
  • Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
  • Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
  • Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
  • Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.

Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.

История

Общество берёт своё начало в 1885 году и в его истории можно выделить три периода:

Основная статья: Московское психологическое общество

Устав Психологического общества, состоящего при Императорском Московском Университете (1885)

24 января (5 февраля)  года по инициативе профессора М. М. Троицкого при Императорском Московском университете было организовано Психологическое общество, более известное как Московское психологическое общество. М. М. Троицкий стал первым председателем общества (1885—1887).

Общество имело целью разработку психологической науки и распространение психологических знаний; оно проводило регулярные заседания и имело два печатных органа — «Труды Московского психологического общества» и ежемесячный журнал «Вопросы философии и психологии». После смерти Троицкого председателями общества были поочерёдно профессора Н. Я. Грот (1888—1899), Л. М. Лопатин (1899—1920) и И. А. Ильин (1920—1922).

Несмотря на название, Психологическое общество создавалась не только как психологическое, но и как философское, а ключевую роль в его деятельности играли философы-идеалисты. С приходом Советской власти общество стало испытывать материальные и организационные трудности, а после высылки за границу ряда его членов во главе с председателем Ильиным оно прекратило своё существование.

Общество психологов СССР (1957—1994)

С 1914 года Психологическое общество при Московском университете получило помещение в стенах Психологического института МГУ, который основал и возглавлял товарищ председателя Общества Г. И. Челпанов. В годы Советской власти многие члены общества продолжили работу в Психологическом институте и после формального прекращения существования общества. С 1922 года в Психологическом институте стал работать А. А. Смирнов, который в 1945 году стал директором института. В 1950 году прошла знаменитая «павловская сессия», в ходе которой звучали призывы «перестроить» психологию исключительно в рамках учения И. П. Павлова, то есть фактически её ликвидировать. В 1952 году по решению «павловской сессии» состоялось первое Всесоюзное совещание по психологии, цель которого заключалось, в частности, в том, чтобы «вскрыть ошибки отдельных психологов». А. А. Смирнов выступил на совещании, пытаясь отстоять само право психологии на существование и уберечь учёных-психологов от репрессий. Мало того, Смирнов предпринял шаги, которые для того времени были исключительны по смелости, он поставил на съезде вопрос о возрождении в СССР такой отрасли как социальная психология. В 1954 году А. А. Смирнов выступил с докладом перед Президиумом Академии педагогических наук РСФСР, после которого было принято решение открыть первый после долгого перерыва научный журнал по психологии «Вопросы психологии». В 1957 году по инициативе А. А. Смирнова решением Президиума АПН РСФСР было возрождено Психологическое общество, которое стало Обществом психологов СССР, а А. А. Смирнов был избран его первым президентом (1957—1963).

На 1 сентября 1958 ᴦода в составе Общества психологов СССР было уже 22 отделения в разных областях и республиках СССР и примерно 1000 членов. Центральным стало московское отделение, которое располагалось в том же Психологическом институте, что и Психологическое общество, состоящее при Императорском Московском университете. Вновь воссозданное общество возобновило свою деятельность, опираясь на сложившиеся направления, формы работы и традиции.

29 июня 1959 года открылся I Съезд Общества психологов. II Всесоюзный Съезд Общества психологов СССР прошёл в 1963 году, а далее съезды проводились уже регулярно примерно каждые пять лет: III-й (1968), IV-й (1973), V-й (1978), VI-й (1983), VII (1989). Во многом именно на этих съездах и определялись направления развития советской психологии.

Российское психологическое общество (РПО) (с 1994)

После распада СССР преемником Общества психологов СССР стало образованное 22 ноября 1994 года Российское психологическое общество. На 2017 год численность членов РПО составляет около 5000 человек В структуру РПО входят 62 региональных отделения и 16 научных секций.

РПО входит в состав IUPsyS — Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA).

Общество как система социальных групп

«психологическое общество» и социально-политические перемены в россии

Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:

  • Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
  • Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
  • Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.

Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:

  • рабочие;
  • крестьяне;
  • буржуазия (предприниматели).

Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.

Типы общества

Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.

Традиционное общество

Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:

  • патриархальность;
  • преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
  • сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
  • сильное влияние религиозных идей и культов.

Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.

Индустриальное общество

«психологическое общество» и социально-политические перемены в россии

Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.

Для индустриального общества характерны следующие особенности:

  • преобладание технологичного производства;
  • большая роль науки, которая становится общественным институтом;
  • появление и развитие массовой культуры;
  • классовый строй;
  • создание четкой правовой основы гражданского общества.

На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.

Постиндустриальное (информационное) общество

Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:

  • высокая ценность информации, знание становится товаром;
  • процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
  • научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
  • единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.

Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.

Общество как система отношений

Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.

Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:

  1. Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
  2. Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.

Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.

Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.

Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.

В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.

Взгляд психологии на общество

Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:

  1. Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
  2. Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
  3. Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.

Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.

В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.

Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.