Методические рекомендации «психологические причины трудностей и ошибок при обучении письму и чтению»

«У меня нет способностей»

Неправда! Для изучения иностранного языка нужна не одна какая-то способность, а целая группа способностей. Можно смело сказать, что какая-то из них у каждого есть, и никто не обладает всеми.

Это значит, что вам что-то будет даваться легко, а в чем-то другом придется потрудиться.

Вы грамотно пишете на родном языке? Если вам хорошо дается грамотность на родном языке, вам и на иностранном языке будет не слишком трудно стать грамотным, так как востребованы одни и те же способности.

Если у вас хороший музыкальный слух, интонации иностранного языка вам будут даваться без большого труда. Вы можете чувствовать красоту звучания языка, начать с удовольствием красиво говорить сами. Если у вас хорошее логическое мышление, тогда вам будут интересны закономерности в употреблении правил грамматики, выстраивании слов в предложения. Все изучающие иностранный язык продвигаются с разной скоростью. Это нормально.

Ошибка №3. Растворяться в проблемах клиента

Большинство студентов психологических факультетов после обучения излишне заботятся о клиентах. Такая «гиперопека» дает противоположный результат.

  • Специалист настолько погружается в проблему, что рискует забыть о собственной жизни и других клиентах.
  • Чрезмерная опека делает человека инфантильным и зависимым от психолога. Проще раз за разом бегать к мудрому «советчику», чем учиться решать проблемы.

Научитесь максимально прорабатывать проблему вместе с клиентом во время консультации и переключаться сразу после его ухода.

Оксана Королович: Ваша задача не привязать к себе клиента, а помочь ему раскрыть собственный ресурс для преодоления проблемы и гармонизации жизни.

Методические рекомендации "психологические причины трудностей и ошибок при обучении письму и чтению"

Как правильно относиться к неудачам

1. Стараться делать «умные» ошибки

Порой неудача ― это просто неудача, с какой стороны на нее ни посмотри. И в ней виноваты мы сами, потому что совершили глупую ошибку. Ее причиной стала наша беспечность, халатность, невнимательность, несерьезность и пр.

Бывают ошибки «умные». Мы шли к намеченной цели, работали над собой, проводили эксперименты, старались, рисковали, но ошиблись.

В качестве примера можно привести американского изобретателя Томаса Эдисона. Его современники говорили о нем, как о человеке, имеющем необычайно положительное мировосприятие.

В то время многие занимались разработкой электрического источника света, но после неудач попытки прекращались. Эдисон же рассматривал очередную неудачу как ступеньку, позволяющую подняться выше и приблизиться к цели. Неудача означала, что устранено еще одно неправильное решение.

Он провел 10 тысяч неудачных экспериментов, прежде чем добился успеха. По его словам: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашел 10 тысяч путей, которые не работают».

Таким образом, совершая «умные» ошибки, мы делаем шаги на пути к успеху. Тот, кто избегает неудач, избегает и успехов.

2. Извлекать из ошибок уроки

Проще говоря, не наступать дважды на те же грабли. Нужно помнить, что нет человека, который бы не совершал ошибок. Причем успешные люди совершают их даже больше, чем неудачники, потому что в случае неудачи они не опускают руки, а действуют. Этим они и отличаются от остальных: анализируют ситуацию, делают выводы и работают над ошибками, стараясь их больше не повторить, воспринимая неудачу как урок.

Ведь потерпеть неудачу еще не означает стать неудачником. Говорят, что настоящий неудачник не тот, кто упал, а тот, кто, упав, даже не пытается подняться.

3. Не перекладывать вину на других

Многие люди ни за что не признаются, что в неудаче виноваты они сами. В их неудачах всегда виноват кто-то другой: погода, обстоятельства, плохой начальник, злой родственник и пр. О таких людях хочется сказать: «Плохому танцору и ноги мешают».

Существует закономерность, что именно такие люди и становятся неудачниками. И они останутся таковыми до тех пор, пока не поймут, что причину неудачи прежде всего нужно поискать в своих действиях. Именно анализ своих действий позволит в будущем избежать подобной ошибки.

4. Не заниматься самобичеванием

Другая крайность ― «убиваться» по поводу совершенной ошибки, приведшей к неудаче. Гиперболизированное чувство вины ― неконструктивное чувство. Кроме заниженной оценки, состояния подавленности оно ни к чему не приводит. Человек вместо того, чтобы сосредоточиться на причине неудачи и поиске решения, как выйти из сложившейся ситуации, копается в прошлом и загоняет себя в тупик бесконечными размышлениями, как бы все хорошо сложилось, поступи он иначе.

5. Учиться на чужих ошибках

Говорят, что «мудрый учится на ошибках других, умный ― на своих, а дурака и свои ошибки ничему не учат». Мы можем воспользоваться опытом мудрецов, философов, да и просто успешных людей для того, чтобы не совершить ошибки, которых можем избежать с их помощью.

6. Верить в себя

Авраама Линкольна называли великим неудачником. Его детство прошло в бедности ― его родители имели весьма скудные доходы. Он был 7-летним ребенком, когда за неуплату семье пришлось оставить свое жилье. В школе он учился не больше года, поскольку в этом же возрасте начал работать.

В 9-летнем возрасте он потерял мать. На юридическое образование, о котором он мечтал, у него не было денег. Занявшись бизнесом, он не раз становился банкротом. В частности, когда ему было 26 лет, на нем повис большой долг, оставленный его умершим деловым партнером. Этот долг он выплачивал много лет.

В 28 лет он получил отказ, сделав предложение подруге, с которой долго встречался. Он трижды терпел поражения на выборах в Конгресс США, дважды в Сенат, а также как кандидат на пост вице-президента США. Из-за неудач ему случилось пережить нервный срыв, но ни одна из них не помешала ему достичь заветной цели ― в 50 лет он стал 16-м президентом США.

Еще один пример того, как стоит относиться к неудачам ― все тот же Томас Эдисон. Он считал, что невезучих людей не бывает ― есть люди, которые слишком быстро смиряются с неудачами. С ним же произошла еще одна ситуация, в которой у большинства людей опустились бы руки.

В 1914 г. на его фабрике ― деле всей его жизни ― произошел пожар, в котором она сгорела чуть ли не до фундамента. Убытки были огромны, а страховка покрывала всего лишь третью их часть. Впору стреляться, но Эдисон сказал себе: «Мне 67, но я еще не слишком стар, чтобы начать все с нуля». Он взялся за ее восстановление, увидев в случившейся катастрофе новую возможность полностью изменить дизайн фабрики.

Тимошенко Елена

Извлечённые из ошибок уроки нужно обязательно применять на практике

Любая ошибка как таковая должна быть совершена только единожды, т.к. один лишь её факт уже должен был чему-то научить. А это означает, что если действие было совершено неправильно, то нужно сделать какие-либо изменения

Но чтобы эти изменения вступили в силу и произвели новый эффект, нужно брать во внимание прошлый опыт – только так происходит обучение. Есть даже такие уроки, получить которые никаким другим способом, кроме совершения ошибки, вообще не представляется возможным

Поэтому, если рассматривать ошибки и неудачи с позиции обучения, то они являются превосходными «учителями».

Очень важным является также и то, что совершение ошибок должно оказывать непосредственное влияние на выработку нового плана действий. Но огромное количество людей просто забывает об извлечённых уроках. И далеко не все строят всю свою дальнейшую деятельность с их учётом. И, несмотря на то, что это кажется вполне логичным (извлекать уроки и совершать новые действия) и адекватным, в большинстве случаев люди лишь индульгируют, занимаются самобичеванием и «планируют» заняться разбором своих же полётов когда-нибудь потом. Это и является прекрасным объяснением тому, что многие так ни чему и не научаются на своих ошибках.

В дополнение к этому можно сказать, что если попросить человека объяснить, какой урок он вынес из своей ошибки, то, вполне вероятно, он сможет сделать это с завидным задором. Но вот если попросить его уже о том, чтобы он предоставил новый план действий, основанный на извлечённых из своих неудач уроках, то, скорее всего, он просто округлит глаза и пожмёт плечами. Далеко нередки случаи, когда люди разглагольствуют о том, как можно легко и просто изменить сложившееся положение вещей, но все слова так и остаются лишь словами, ведь новые знания просто не используются.

И ещё одним серьёзным моментом является то, что у некоторых людей есть склонность к тому, чтобы закрывать на ошибки глаза или просто перекладывать вину за их совершение на других

И здесь важно понять, что такое поведение хуже всего воздействует, в первую очередь, на самого его инициатора. Закрывать на ошибки глаза значит осознанно стоять на одном и том же месте, совершенно не продвигаясь вперёд

А перекладывать вину на других – это аналогичное стояние на месте, дополненное неумением или нежеланием быть ответственным за себя, свои поступки и, в конце концов, за свою жизнь.