Обвинение

Повторная виктимизация

Повторная виктимизация — это ретравматизация жертвы сексуального или иного насилия, выражающаяся в реакции отдельных людей или институтов. Обвинение жертвы является одной из форм повторной виктимизации. Другие возможные её формы — это, в частности, неуместное поведение окружающих после насилия, некорректные высказывания медицинских работников или других людей, с которыми контактирует жертва.

В культурах с жёсткими обычаями и табу по отношению к сексу и сексуальности жертвы изнасилований особенно сильно стигматизируются. Например, общество может рассматривать жертву изнасилования (особенно если до этого она была девственницей) как «испорченную». В таких культурах повторная виктимизация может принимать формы общественного отвержения, изоляции или даже институционального наказания жертвы, например, запрета на брак, принудительного развода (в случае, если жертва уже состояла в браке) или убийства.

Что делать?

Как видим, оба варианта — заниматься излишним самоедством или винить окружающих — неудачны и ни к чему не приводят. Как найти золотую середину и обрести гармонию?

1. Если вы склонны чрезмерно обвинять себя и переживать по поводу ошибок, попробуйте представить, что человеком, совершившим эту ошибку, оказались не вы, а кто-то, кого вы действительно уважаете и любите, ваш хороший друг. Что бы вы сказали ему? Попробуйте относиться к себе как к другу. Не будьте к себе слишком строги.

Старайтесь подходить к ситуациям конструктивно: вопрос «Что делать?» обычно полезнее, чем вопрос «Кто виноват?», ведь поиски виновного не решают проблему.

2. Если вы чаще обвиняете других, то выполните эти три действия.

— Обратите внимание, как ведете себя в ситуациях, когда хочется обвинять (себя или других). — Честно признайтесь себе, к какому из типов вы принадлежите

— Честно признайтесь себе, к какому из типов вы принадлежите.

— В следующий раз, попадая в подобную ситуацию, постарайтесь сдержать первую реакцию и разобраться в вопросе: «Чья все-таки ответственность?», и затем самостоятельно разрешить вопрос. Тренируйтесь регулярно, и степень осознанности возрастет, а вместе с ней и уровень внутренней гармонии.

Признайте любое зерно истины в обвинении

Возможно, у вас нет романа на стороне. Но возможно, есть что-то, что ваш партнер уловил правильно, просто неточно выразился. Может быть, тот человек в ресторане и не привлекает вас в сексуальном плане, но тем не менее кажется вам интересным. Это само по себе совершенно безобидно, но все-таки стоит обсудить, как обсуждают два взрослых человека.

Или возможно, между вами и другим человеком возникла эмоциональная связь, и это влияет на ваши отношения с партнером. В таком случае совершенно понятно, почему ваш партнер может сделать неверный вывод из своих наблюдений. И тем не менее в его беспокойстве есть рациональное зерно. Возможно, вам поможет терапия, в ходе которой вы получите более четкое представление о собственных приоритетах в отношениях.

Если вас ложно обвиняют в том, что у вас есть роман, возможно ваш партнер не знает, как правильно выразить, что он или она чувствует некоторое отдаление, отчуждение в отношениях. Возможно, зерно истины в том, что партнерство действительно находится под угрозой из-за отсутствия контакта и общения. В таком случае, вероятно, вам нужно признать, что некоторое время вы были недостаточно внимательны к отношениям.

Ты начнешь расти только тогда, когда научишься принимать критику

Обвинение

Объективность в признании собственной вины и собственных ошибок — это первый шаг к развитию и самосовершенствованию. Ты должен научиться адекватно реагировать как на победы, так и на неудачи. Когда ты научишься анализировать те причины, которые привели к неблагоприятному результату, ты поймешь, где скрыты твои слабые стороны и над чем необходимо поработать. Обычно перекладывают вину на других люди с низкой самооценкой, которые боятся критики и всячески оберегают свою уязвимую личность.

На самом же деле нет ничего постыдного в том, чтобы признать свою вину или неудачу. Спросить совет, поговорить с более опытным человеком станет единственно верным решением, которое в будущем сыграет тебе на руку. Помни: не работая над собой, не анализируя ошибки, ты не сможешь расти как личность и как профессионал.

Примечания

  1. Gregory Meyerson and Michael Joseph Roberto
  2. Lorraine Wolhuter, Neil Olley, David Denham. Victimology: Victimisation and Victims’ Rights. Taylor & Francis US, 2009.
  3. Bonnie S. Fisher, Steven P. Lab (eds.) Encyclopedia of Victimology and Crime Prevention. Vol. 1. Sage, 2010.
  4. Irina Anderson,Kathy Doherty. Accounting for Rape: Psychology, Feminism and Discourse Analysis in the Study If Sexual Violence. Routledge, 2008.
  5. Lerner, M. J., & Miller, D. T. (1978). Just world research and the attribution process: Looking back and ahead. Psychological Bulletin, 85(5), 1030—1051
  6. William Ryan. Blaming the Victim. Pantheon Books, 1971. ISBN 978-0-394-41726-4
  7. Cole, Alyson Manda. The cult of true victimhood: from the war on welfare to the war on terror. 2007. pp.111, 149, 213
  8. Downs, Donald Alexander More Than Victims: Battered Women, the Syndrome Society, and the Law. 1998. p.24
  9. ↑ Kirkpatrick, George R. and Katsiaficas, George N. and Kirkpatrick, Robert George and Emery, Mary Lou (1987) Introduction to critical sociology. 1987. p.219
  10. Kent (2003)
  11. Ryan, William. Blaming the Victim. — Vintage, 1976. — ISBN 0-394-72226-4.
  12. ↑ Robinson, Daniel N. (2002) Praise And Blame: Moral Realism and Its Applications. p.141
  13. Adorno, TW (1947) Wagner, Nietzsche and Hitler in Kenyan Review Vol.ix (1), p. 158
  14. James Martin Harding (1997) Adorno and «A writing of the ruins»: essays on modern aesthetics and Anglo-American literature and culture, p.143
  15. Espen Hammer. Adorno and the political. p.63
  16. Kriss Ravetto The unmaking of fascist aesthetics. Minneapolis, University of Minnesota Press, 2001, ISBN 978-0-8166-3743-0[]
  17. Mendelsohn, B. Une Novelle Branche de la Science Bio-Psycho-Sociale: La Victimologie. In: Revue Internationale de Criminologie et de Police Technique, 1956.
  18. ↑ Jan J.M. van Dijk. Introducing Victimology, in The Ninth International Symposium of the World Society of Victimology, Free University of Amsterdam, 1997.
  19. ↑ Menachem Amir. Patterns in Forcible Rape. University of Chicago Press, 1971.
  20. Pamela Lakes Wood. The Victim in a Forcible Rape Case: A Feminist View (англ.) // American Criminal Law Review. — 1972. — Vol. 11, no. 1. — P. 335.
  21. Kurt Weis, Sandra Borges. Victimology and rape — the case of the ligitimate victim (англ.) // Issues in criminology. — 1973. — Vol. 8, no. 2. — P. 71-115.
  22. Elias, R. Transcending our Social Reality of Victimization: Toward a New Victimology of Human Rights. In Victimology: An International Journal, 10, 1-4, 1985. (pp. 6-25).

Прислушайтесь к страхам и неуверенности

У вас нет романа, но, возможно, ваш партнер чувствует себя неуверенно в отношениях.

  • Одним из возможных ответов может быть что-то вроде: «Мне кажется, я понимаю, что ты боишься, что у меня есть роман. Я хочу заверить тебя, что это не так… И мне интересно, есть ли что-то, что тебе нужно от меня, чтобы чувствовать себя более уверенно в отношениях».
  • Или, может быть: «Я думаю, ты улавливаешь мою отстраненность в последнее время. Ты в чем-то прав».

Затем поделитесь тем, что вас беспокоит или тревожит, и заверьте своего партнера, что вы любите его или ее и хотите приложить больше усилий, чтобы показать это. И действуйте.

Обвинение жертвы, феминизм и виктимология

Интенцию защиты преступника и возложения частичной ответственности за преступление на его жертву можно обнаружить уже в первых работах по интеракционистской, или позитивистской виктимологии, например, в классической работе Б. Мендельсона «Новая ветвь био-психо-социальной науки: виктимология» (1956). Наиболее последовательную критику применения виктимологических понятий для обвинения жертвы высказывали феминистские исследователи — в первую очередь, в отношении жертв гендерного насилия.

В 1971 году виктимолог-позитивист Менахем Амир опубликовал своё исследование об изнасилованиях «Паттерны в изнасилованиях с применением физической силы» (Patterns in Forcible Rape), в котором выдвинул понятие «изнасилования, спровоцированного жертвой» (victim-precipitated rape). Согласно определению Амира, «провокацию» можно обнаружить в случаях, когда жертва, с точки зрения насильника, дала неявное согласие на секс или позволила поместить себя в опасную или уязвимую ситуацию. В частности, исследователь предложил относить к «провокациям» употребление алкоголя, согласие сесть в машину незнакомого мужчины, согласие на ту или иную форму сексуального взаимодействия, а также недостаточно решительное сопротивление насильнику. Амир заключил, что «так или иначе, жертва всегда является причиной преступления».

С критикой работы Амира с феминистских позиций выступила Памела Лейкс Вуд. В статье, опубликованной в American Criminal Law Review, она отмечает, что единственная возможность для женщины-жертвы избежать обвинений — это жить в постоянном страхе, что каждый мужчина может оказаться насильником. Схожие возражения были высказаны Куртом Вайсом и Сандрой Борхес, заявившими, что из предложенной Амиром концепции изнасилования в действительности следует, что «единственный нужный ингредиент для изнасилования, спровоцированного жертвой, — это воображение насильника».

Как отмечает криминолог и президент Всемирного виктимологического общества Ян ван Дейк, обобщая работы феминистских исследователей, представление о том, что жертвы домашнего и сексуального насилия «провоцируют» мужчин на совершение насилия, то есть, фактически, заслуживают своей виктимизации, принадлежит к патриархальному менталитету, который в действительности и лежит в основе таких преступлений

Обсуждение роли жертвы в совершённом в отношении неё насилии отвлекает внимание от структурных причин насилия над женщинами. Дискуссии о проблеме обвинения жертвы помогли специалистам по гендерным исследованиям повысить чувствительность виктимологов к неравному распределению власти в целом и гендерному неравенству в частности.

Психология обвинения жертвы

С точки зрения социальной психологии, обвинение жертвы основано на так называемой вере в справедливый мир. Вера в справедливый мир — это когнитивное искажение, при котором человек верит в то, что любое действие вызывает закономерные и предсказуемые последствия. Для такого человека невыносима мысль о том, что несчастье может произойти с кем-либо совершенно случайно. Как показал первооткрыватель феномена веры в справедливый мир Мелвин Лернер, чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира, люди реинтерпретируют несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы, и тем самым одновременно обвиняют и принижают её.

Ищи причину в себе, а не в окружающих

Некоторые люди испытывают удовольствие, когда отзываются о других негативно и критикуют их слабые стороны. Тем не менее, психологи утверждают, что тот, с кем ты ведешь дискуссию, скорее сложит негативное мнение о тебе, нежели о том, кого ты хочешь очернить. Мало кто станет доверять любителю перемывать косточки. Лишь зрелый человек сумеет взять ответственность за свои действия. Ведь признание вины и работа над ошибками — удел сильной и самодостаточной личности. Конечно же, ты не должен отвечать за ошибки и проступки других людей. Но и выгораживать себя за счет других тоже не следует.

Когда ты осознаешь, что можешь ошибаться, что узко смотришь на определенные вещи и явления — в этот момент и начнется твой личностный рост. Избегая ответственности и не признавая собственную вину, ты лишь усугубляешь положение, подставляешь других людей и отказываешься работать над собой, потому что боишься признать собственные недостатки. Поиск виноватых не принесет результатов, когда единственная причина твоих бед — это ты сам.

Когда вы молоды, вам легко расстраиваться и жаловаться на многие вещи. Но с возрастом вы понимаете, чего можно добиться, научившись управлять собой и решать собственные проблемы. – Нацумэ Сосэки –

Почему мы так себя ведем

Обвинение

Неопределенность — это чувство, которое ненавидят абсолютно все люди. Ведь из-за него ты перестаешь чувствовать почву под ногами и теряешь ощущение контроля. Но мы нуждаемся в контроле. Человек по своей природе стремится к нему. И тогда, чтобы оправдать свой провал, мы просто перекладываем вину на другого, превращая свою ошибку в чужую. А раз ошибка не твоя, то и последствия разгребать не тебе.

Когда мы находим виновного, то испытываем чувство, будто проблема решена. К сожалению, в этот момент мы хотим скорее избавиться от груза ответственности, нежели разобраться в причинах и подумать о том, как не допустить повторение подобной ситуации. Позиция трусливая и не мужественная.

История понятия

Термин «обвинение жертвы» (victim blaming) впервые использовал Уильям Райан в одноимённой книге (Blaming the Victim), опубликованной в 1971 году. Райан описывает обвинение жертвы как идеологию, применяемую для оправдания расизма и социальной несправедливости в отношении чернокожего населения США. Книга была написана в качестве реакции на книгу Патрика Мойнигана «Негритянская семья: за вмешательство государства» (The Negro Family: The Case for National Action), вышедшую в 1965 году и известную в США как «отчёт Мойнигана» (the Moynihan Report).

Мойниган считал непосредственной причиной тяжёлого положения афроамериканцев семейную структуру с преимущественно или постоянно отсутствующим отцом и матерью, которая зависит от государственной поддержки в обеспечении детей питанием, одеждой и медицинской помощью. По мнению Мойнигана, чтобы изменить ситуацию, требовались государственные меры по укреплению нуклеарной семьи среди чернокожего населения. По мнению Райана, теории Мойнигана были попытками преуменьшить роль социально-структурных факторов в существовании бедности и возложить ответственность на самих бедных, их поведение и культурные паттерны. Книгу Райана называют «сокрушительной критикой ментальности, обвиняющей бедных в их бедности, а слабых — в их слабости».

Хотя именно Райан популяризировал термин «обвинение жертвы», само явление хорошо известно в человеческой психологии и истории. В частности, множество примеров обвинения жертвы можно найти в Ветхом Завете, где трагедии и катастрофы оправдываются предшествующим поведением и грехами жертв.

В 1947 году Теодор Адорно описал явление, которое позже было названо обвинением жертвы, как «одно из самых пагубных свойств фашистского характера». Немногим позже Адорно и его коллеги по исследовательской группе Беркли разработали свою знаменитую F-шкалу (где F означает «фашизм»), которая включала среди прочих фашистских черт «презрение ко всему дискриминируемому или слабому». После Адорно некоторые другие авторы также относили обвинение жертвы к типичным фашистским чертам.

«Нам психологически тяжело осознать свое чувство вины»

Евгений Осин, экзистенциальный психолог:

Чувство вины — одна из самых неприятных эмоций. Но принятие ответственности за свои ошибки не всегда и не у всех вызывает чувство вины. Одни склонны оценивать ситуацию трезво и спрашивать себя, можно ли было предвидеть и предупредить свой промах, прежде чем винить себя в нем. И даже если ошибки можно было бы избежать, эти люди не особенно предаются чувству вины, а скорее задумываются о том, какой опыт можно извлечь из этой ситуации и как не совершить подобной ошибки в будущем.

Другие, напротив, совершив ошибку, склонны предаваться самобичеванию и наказывать себя, вне зависимости от того, совершили ли они ошибку нарочно или случайно. Чувство вины, которое они испытывают, оказывается настолько сильным, что с ним часто не удается справиться. В этом случае работают защитные механизмы, один из которых — проекция.

Когда нам психологически слишком тяжело осознать свое чувство вины и принять на себя ответственность за совершенный проступок, мы можем, даже сами того не желая и не задумываясь об этом, искать внешние причины своих проблем и обвинять окружающих. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит.