Лекторий для родителей «опасные игры социальных сетей»

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Внешние признаки, изменений поведения вашего ребенка:

  • Необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей.
  • Увлечение кофе, ранний утренний подъем (если за подростком такого раньше не наблюдалось).
  • Выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью.
  • Внезапное изменение внешности: выбривание висков, окрашивание волос в неестественные тона.
  • Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства (шрамы, ямы на теле, порезы, проколы).
  • Постоянная вовлеченность в виртуальный мир, увлеченная переписка в сети (часто с малознакомыми людьми).
  • Необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался.
  • Закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц.
  • Пристрастие к мобильным приложениям с внутренними чатами.
  • Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
  • Появление идеи установить в спальне зеркало напротив кровати.
  • Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
  • Неожиданное желание сделать татуировку со странными символами.
  • Отказ от общения с родителями и маскировка своих проблем и переживаний.

Подростковый возраст — это период, когда требования к человеку уже очень высоки, как ко взрослому, но радости у него все еще детские. Взрослые люди совершают суицид потому, что дальше так жить невыносимо. Подростковый же суицид — это своеобразное убеждение в собственной избранности и желание достичь чего-то лучшего. На самом деле, подросток не хочет уходить из жизни, ему нужно раскаяние со стороны близких — не так себя вели, неправильно его понимали… Несовершеннолетний самоубийца просто не может осознать до конца, что не получит раскаяние и вторую попытку выстроить отношения с родителями.

ВАЖНО:

Если вы обнаружили у своего ребенка хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, если вы подозреваете, что он состоит в «группе смерти», не кричите и не требуйте от него «срочно прекратить». Любой конфликт может спровоцировать осуществление задуманного. Главное — незамедлительно обратитесь к специалисту с ребенком или же самостоятельно.

*Имя героини изменено.

КТО И ЗАЧЕМ ТОЛКАЕТ ДЕТЕЙ НА СМЕРТЬ?

Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть – заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"Задержание Филиппа Бутейкина / lentka.com

Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег – около 130.

И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов – тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

Кто это делает и зачем – ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

Искаженное мировосприятие – беда современных детей

Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.

СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детской жестокости. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу.

У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:

  • ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
  • ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
  • за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»?

Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?

Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.

Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!

——
Автор – Пушистая, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕРТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

«Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» — подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов – девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

«Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, — написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. – Ты уверен, что хочешь умереть?».

После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание – вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

«Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, — заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. – Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"Второй куратор потребовал у нашего журналиста записать видео

«Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

«Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

«Квест пройден, — написала девушка на своей страничке. – Остался один шаг».

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"Последнее сообщение 15-летней мариупольчанки в соцсети

Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа – эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России – незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

Свой последний шаг – с 13 этажа в вечность —  она сделала 8 декабря.

Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

«8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины. 

Зависимость от игры

”В своей работе я сталкивалась конкретно с двумя играми, которые вызывали проблемы в нарушении психики и развитии у детей. Это игра ”Minecraft” и ”5 Night at Freddy’s”, — рассказывает психолог.

В случае с первой игрой быстро возникает зависимость, у ребенка за несколько сеансов игры появляется устойчивое желание снова поиграть.

”Я пришла к выводу, что эту игру разрабатывают и психологи в том числе. Они цепляют двадцать пятым кадром какие-то кнопочки, значки, которые внушают ребенку мысль о том, что ты должен играть в игру вечно, купить новый уровень”, — добавляет Лариса.

В случае со второй игрой у детей возникали различные страхи, они плохо спали по ночам, им снились разные ужастики, герои из игры.

”Ко мне обращаются с компьютерной зависимостью довольно часто. В течение этого года я работала с 25 детьми. Сколько времени уйдет на восстановление нервной системы ребенка — зависит не только от работы психолога, но и от родителей, которые должны суметь организовать свободное время”, — комментирует специалист.

«Аплодисменты» — для неуверенных детей

Тревожным, неуверенным в себе, испытывающим проблемы в общении детям будет очень полезна следующая игра. Она очень проста, но при этом имеет большой энергетический и психотерапевтический потенциал. Игру желательно проводить в компании сверстников ребенка или тех людей, с которыми он много общается. Играющие встают в круг. Ведущий объявляет, что сейчас всем представится замечательная возможность поприветствовать великого ученого (актера, художника, педагога и т. д.), и называет имя ребенка, которого просит выйти в центр круга. Все остальные встречают «знаменитость» громкими аплодисментами, улыбками и дружескими рукопожатиями.

Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?

1. Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

2. Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

К чему приводит?

К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.

3. Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

К чему приводит?

Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).

4. Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А

Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших

К чему приводит?

Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).

5. Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

К чему приводит?

Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.

6. Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

К чему приводит?

К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).

7. Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

К чему приводит?

К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.

Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.

Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».

Бунт «хороших детей»

– Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием…

– Когда начинают играть в нашем социальном понимании хорошие дети – это реакция протеста. Не секрет, что родители часто за детей принимают решения даже в ситуации выбора профессии.

Нередко родители решают за ребенка, куда он пойдет учиться. Я очень часто сталкиваюсь в своей практике с ситуацией, когда у ребенка, может быть, еще нет четкого определения, кем бы он хотел стать, но ему тяжело, допустим, дается математика. Но родители решили, что он пойдет в технический вуз (династия, смогли договориться, есть военная кафедра и тому подобное). Они видят в нем инженера, к примеру, и настаивают.

Ребенок сдает экзамены и идет учиться. Обычно такое обучение заканчивается через три-четыре месяца, но он по-прежнему ходит в институт, а на самом деле – начинает играть. Он уходит из реальности, выражая так внутренний протест. Протест – это же не всегда, когда ребенок топает ногами и ругается.

Внутренний протест страшнее, его внешне можно не увидеть.

– Вы упоминали о том, что зависимость может передаться от родителей. То есть папа играет, и сын станет играть?

– Не обязательно папа именно игроман. Есть неблагополучные семьи, где отец сильно злоупотребляет алкоголем, и тогда мама говорит: «Сынок, ты видишь, что происходит? Ты должен это запомнить, тебе нельзя употреблять алкоголь ни в каком виде, потому что у папы зависимость и, не дай Бог, ты тоже станешь зависимым». Ребенок понимает, что ему нельзя это делать – употреблять алкоголь.

А зависимость никуда не делась, она есть в генах. Если ему на пути встретилась компьютерная игра, то его ген зависимости нехимически проявится в игре. Поэтому нужно настраивать ребенка иначе: «Папа слабый, у папы слабая воля, поэтому, чтобы с тобой не случилось такого, сынок, давай с тобой займемся спортом, займемся общественным трудом, волонтерством, чтобы стать сильным, благородным, научиться помогать себе и другим людям».

– Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр?

– Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она.

Отправили на танцы, образно говоря, для того, чтобы у него была хорошая походка, хорошая осанка, чувство ритма, которые ему в жизни пригодятся. Если его отправили на иностранный язык, он должен понимать, для чего ему нужен этот иностранный язык. Когда это просто цепь обучений и развлечений без всякой цели, то все равно человек задается вопросом: «Для чего я все это делаю?» И в этом графике в любом случае должны быть два часа, если он хочет, на какие-то занятия на компьютере. Понятно, что речь о школьниках.

Ведь сегодня дети даже задания друг другу отправляют с помощью социальных сетей.  

Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: «Если ты получил двойку, ты сегодня не будешь играть на компьютере». Это вызовет как раз протест.

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

Как определить, кто попадает в группу риска

Всем нужно быть внимательными к проблемам и потребностям детей

Старайтесь их слышать, им нужно кому-то доверять, им важно, чтобы их поддерживали. Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребенке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода

Поэтому в группе риска дети, которых не обучили или не создали достаточно условий для самореализации, творчества, озорства.

Кроме того, суицидальным мыслям в большей мере подвержены дети, у которых отсутствует навык обращения за помощью. Для них сложно признаться, что у них что-то не вышло. Тем более, от них везде и много требуют – в школе заданий, дома оценок, в спортивной секции – результатов. Да, возможно, как минимум родители просто обязаны прекратить требовать, а начать прислушиваться к детям. Рассказывайте детям истории о том, как вам приходилось обращаться за помощью, о том, как это было среди ваших друзей. Чем больше историй – тем больше вариантов и моделей. В конце концов не только рассказывайте, но и показывайте это в семье. Дайте понять, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные.

Очень важно говорить с ребенком не только о его действиях, но о его переживаниях, о том, что он чувствует. К сожалению, у нас многие взрослые не умеют называть и определять свои чувства

Особенно это касается мальчиков и мужчин, которые с детства получают запрет на выражения чувств и эмоций. Важно объяснить, что это нормально — жить с таким переживаниям, как смятение, печаль, одиночество. Нужно дать понять, что все люди время от времени испытывают такие чувства и рассказать, что вы делали, когда попадали в такие ситуации. Помните, ребенку важно знать, что в центре внимания родителя его личность,  его переживания, а оценки, социальные успехи, внешний вид, вкусы — второстепенны.

Пугалки и стрелялки на переменке

Если дома проследить за тем, во что играет ребенок и сколько времени этому уделяет, довольно просто, то уберечь ребенка от негативного воздействия компьютерных игр в школе очень сложно.

Сейчас ведется борьба с использованием мобильных телефонов в учебных заведениях.

”Когда мой старший сын учился в начальной школе, то по приходу в класс клал свой телефон в специальную корзинку. Там он лежал до окончания уроков. В средней школе тоже есть такое правило. Однако его не все школьники соблюдают. Не хотят отдавать телефоны, знают, что это личное имущество и забрать его насильно учитель не может”, — рассказывает Татьяна, мама двух школьников.

Действительно, на уроке учитель может запретить ребенку использовать телефон. Однако на перемене или в продленке за всеми не уследишь.

”Мы можем играть в телефон на перемене или в продленке, когда закончим приготовления к уроку или закончим делать уроки. Нам никто не запрещает. В основном играем в телефон. Планшеты в школу приносят нечасто, так как их могут разбить или даже украсть”, — рассказывает пятиклассник Андрей.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Sims

Лекторий для родителей "опасные игры социальных сетей"

Это очень старая компьютерная игра, в которой нет пропаганды убийств и насилия. Большинство геймеров не понимают, как она попала в список опасных. Но опытные психологи утверждают, что такой симулятор настоящей жизни, где можно купить жилье, завести семью, пойти учиться, рожать детей, сильно захватывает игроков. Они настолько проникаются игрой, что реальность оказывается попросту ненужной. В ней даже можно быстро заработать немалые деньги, применять запрещенные коды, которые не научат подростка общепринятым ценностям.

Рекомендуем ознакомиться

  • 10 Dendy-игр, которые можно установить на своем ПК или на смартфоне
  • 9 самых популярных проигрывателей музыки для Windows: что же выбрать для своего компьютера
  • Как в «Голодных играх»: 10 игрушек на ПК, в которых должен выжить только один герой