Оперантное поведение

Голодный голубь

Оперантное поведениеНа примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Традиционная психология: зарубеж

Андерсон Джил. Думай, пытайся, развивайся
Атватер И. Я вас слушаю
Бандура Альберт. Теория социального научения
Берковиц Леонард. Агрессия: причины, последствия и контроль
Берн Эрик. Секс в человеческой любви
Биркенбил Вера. Язык интонации, мимики, жестов
Бишоп Сью. Как делать все по-своему
Боно Эдвард. Я прав — вы заблуждаетесь
Бурбо Лиз. Ответственность, обязательство, чувство вины
Вацлавик Пол. Как стать несчастным без посторонней помощи
Витакер Карл, Вильям Бамберри. Танцы с семьей: символический подход основанный на личностном опыте
Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта
Гирш Вильям. Гениальность и вырождение
Джус Е.А. Битая фишка, или Игра которая играет меня
Добсон Терри, Миллер Виктор. Айки-тактика в повседневной жизни
Каппони Вера, Новак Томас. Сам себе психолог
Карнеги Дейл. Как преодолеть чувство беспокойства
Кволс Кэт и Билл. Пойми себя и других
Корнелиус Хелена и Фэйр Шошана. Выиграть может каждый
Кюблер-Росс Элизабет. О смерти и умирании
Лангмейер Йозеф, Матейчек Зденек. Психическая депривация в детском возрасте
Лоуэн Александр. Любовь и оргазм
Лоуэн Александр. Радость
Лоуэн Александр. Удовольствие: творческий подход к жизни
Лоуэн Александр. Физическая динамика структуры характера
Майерс Дэвид. Социальная психология
Мольц Максвелл. Я — это Я, или Как стать Счастливым
Олпорт Гордон. Становление личности
Перлз Фредерик. Практика гештальтерапии
Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии
Рейнхард Люк. Трансформация
Роббинс Энтони. Удача и успех — ежедневно
Роджер Джон, МакВильямс Питер. Жизнь 101
Роллс Джефф. Классические случаи в психологии
Росс Ли, Нисбетт Ричард. Человек и ситуация (уроки социальной психологии)
Сартр Жан-Поль. Очерк теории эмоций
Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью
Сатир Вирджиния. Почему семейная терапия?
Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи
Скиннер Беррес Фредерик. Оперантное поведение
Уолен Сюзан, ДиГусепп Раймонд, Уэсслер Ричард. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход
Фишер Роджер, Юри Уилльям. Путь к согласию, или Переговоры без поражения
Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать?
Фрейджер Роберт, Фэйдимен Джеймс. Теории личности и личностный рост
Харрис Томас. Я — О’Кей, ты — О’Кей
Шихи Гейл. Возрастные кризисы
Шрефлер Марк. Шкала тонов
Эллис Альберт. Психотренинг по методу Альберта Эллиса
Энрайт Джон. Гештальт, ведущий к просветлению.
Эриксон Эрик. Детство и общество

Типы поведения

Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение

Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.

Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.

Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.

Респондентное поведение делится на два вида:

  1. Условно рефлекторное, привитое извне.
  2. Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.

В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия. 

Оперантное поведение

По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.

Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения

По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека

В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.

Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.

Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.

В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:

  1. Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
  2. Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.

Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.

Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.

Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.

Список использованных источников:
  • 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
  • 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
  • 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
  • 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
  • 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.

Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Примеры оперантного научения

Как пример, можно рассмотреть катание на доске, метание дротиков, игру на фортепиано или написание своего же имени – это считается образцами оперантной реакции, результаты, которые возможно контролировать, следующем за поведением. Это самостоятельно приобретённые реакции, для них не может существовать стимул, который мы могли бы распознать.

Скиннер не отрицал, что рассуждать о возникновении оперантный метод поведения – бессмысленно. Ведь нам не могут быть известны стимулы или внутренние причины, что ответственны за появление его. То есть, оно возникло спонтанно.

В случаях, когда последствия благоприятно отражаются на организме, вероятность повторения в дальнейшем операнта будет усиливаться. Когда это происходит – любые последствия подпитываются, и оперантное обусловливание, получены благодаря подкреплению – обусловливаются. Величина стимула позитивного подкрепления определяется соответственно воздействию на последующую частоту реакции, что ранее ему предшествовали. Таким образом, теория действует и противоположно, в случаи, когда реакция неблагоприятно и не имеет подкрепления, вероятность получения операнта значительно уменьшается.

Бихевиоризм в «Поведении организмов»

Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:

  • окружение;
  • внешняя среда.

Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.

Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.

Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.

Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.

Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.

Краткая биография Скиннера

Американский ученый, лидер современного бихевиоризма, БерресФредерикСкиннер (1904–1990) до избрания научной стезипробовал свои силы в писательском деле. Со временемон понимает, что раскрыть свой потенциал и тягу к знаниям он сможет на научном поприще. Оканчивает Гарвардский университет с дипломом психолога. Большое влияние на нового специалиста оказал У. Крозье, ученый-бихевиорист, благодаря которому Скиннер стал приверженцем этого направления.В 1948 году Беррес Фредерик издал роман «Уолден-два», который описывает утопическое общество.

Скиннер работал до конца жизни. Став профессором Гарварда в области психологии, читал лекции в крупнейших университетах США. Отмечен Президентской медалью за науку, Беррес Фредерик Скиннер – признанный лидер необихевиоризма.

Примеры основ научения

Оперантное поведениеЕсли только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Ящик Скиннера

Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.

Эксперимент Берреса Скиннера

  1. Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
  2. Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
  3. Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.

Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.

В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.

Традиционная психология: Россия

Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения
Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров
Аутогенная тренировка
Барлас Татьяна. Психологический практикум для «чайников»
Березкина-Орлова В.Б., М.А. Баскакова. Телесно-ориентированная психотехника актера
Бондаренко Александр. Психологическая помощь: теория и практика
Вагин Игорь, Глущай Антонина. Основной инстинкт: психология интимных отношений
Вагин Игорь. Заяц, стань тигром
Вагин Юрий. Креативные и примитивные
Васильчишин Иван. Что такое тренинг и как его выбирают
Василюк Ф. Е. Психология переживания
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии
Василюк Ф.Е. Переживание и молитва
Василюк Ф.Е. Пережить горе
Вахромов Евгений. Разработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века
Вачков Игорь. Психология тренинговой работы
Гавердовская Полина. Прощай, Карлсон! (осторожно, манипулятор!) Статья
Гармаев Анатолий. Культура семейных отношений
Гармаев Анатолий. Обрести себя
Гармаев Анатолий. От зачатия до рождения
Гармаев Анатолий. Психопатический круг в семье
Гармаев Анатолий. Этапы нравственного развития ребенка
Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Введение в общую психологию
Гиппенрейтор Ю. Неосознаваемые процессы
Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия
Грачев Георгий, Игорь Мельник. Манипулирование личностью
Доктор «КЛЮЧ»
Егидес А. П. Синтоны и конфликтогены
Егидес А.П. Психотехника синтонного общения
Егидес А.П. Реклама книг
Егидес Аркадий Петрович. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми
Ермолин А.А. Школа жизни
Калинаускас Игорь. Игры, в которые играет Я
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
Касаткин Сергей. Мастер общения. Советы практикующего психолога
Кипнис Михаил. Тренинг лидерства
Козлов Н.И. Истинная правда
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям
Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравиться жить
Козлов Н.И. Простая правильная жизнь. Как соединить в жизни радость, смысл и эффективность
Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
Козлов Н.И. Философские сказки
Козлов Н.И. Формула личности
Козлов Н.И. Формула успеха
Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы
Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины
Криксунова Инна. Госпожа Удача
Леви Владимир Львович. Искусство быть собой
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы
Литвак Михаил. Как узнать и изменить свою судьбу
Литвак Михаил. Командовать или подчиняться?
Литвак Михаил. Психологический вампиризм
Литвак Михаил. Психологическое айкидо
Любимов Александр. Двести процентов уверенности
Мамонтов Сергей. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе
Михайлова Екатерина. Я у себя одна, или веретено Василисы
Мотков О.И. Интегральная модель личности
Мотков О.И. Природная и гармоничная личность
Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация
Пахомов Юрий. Занимательный аутотренинг
Петров Н.Н. Аутогенная тренировка
Практическая психология. Учебник
Психогимнастика в тренинге
Рогов Евгений. Настольная книга практического психолога в образовании
Самоукина Наталья. О психологии и психологах
Сидоренко Елена. Мотивационный тренинг
Тарас Анатолий. Боевая машина
Цзен Николай, Пахомов Юрий. Психотренинг: игры и упражнения
Эльконин Даниил Борисович. Психология игры

Гуманистическая психология

Братченко Сергей. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
Маслоу Абрахам. Мотивация и личность
Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы
Маслоу Абрахам. Пиковые переживания
Маслоу Абрахам. Психология Бытия.
Миф о недирективности: сеанс с Джилл
Роджерс Карл. Что значит становиться человеком
Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе
Франкл Виктор. Логотерапия
Франкл Виктор. Психотерапия на практике
Франкл Виктор. Сказать жизни — «Да»
Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности
Фромм Эрих. Бегство от свободы
Фромм Эрих. Иметь или быть?
Фромм Эрих. Искусство любви
Фромм Эрих. Кредо
Фромм Эрих. Психоанализ и этика
Фромм Эрих. Человек для себя

Формы научения

Оперантное поведениеСкиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями. Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения. Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений

Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача. Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх. В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат. То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Психоанализ

Адлер Альфред. Биография
Адлер Альфред. Наука жить
Адлер Альфред. Понять природу человека
Адлер Альфред. Практика и теория индивидуальной психологи
Боулби Джон. Привязанность
Вагин Юрий. Тифоанализ
Каган В. Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы
Курпатов Андрей. 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы
Курпатов Андрей. Средство от депрессии
Курпатов Андрей. Средство от страха
Курпатов Андрей. Средство от усталости
Милютина Екатерина. Психотерапевтические рецепты на каждый день
Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования
Полеев Александр. Ревность глазами психотерапевта
Райх Вильгельм. Анализ личности
Решетников Михаил. Психодинамика и психотерапия депрессий
Решетников Михаил. Элементарный психоанализ
Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика
Соколов Дмитрий. Сказки и сказкотерапия
Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа
Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ
Фрейд Зигмунд. Достоевский и отцеубийство
Фрейд Зигмунд. Краткая биография
Фрейд Зигмунд. О сновидении
Фрейд Зигмунд. Печаль и меланхолия
Фрейд Зигмунд. Психология масс и анализ человеческого «Я»
Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений
Хорни Карен. Наши внутренние конфликты
Хорни Карен. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление
Хорни Карен. Самоанализ
Юнг Карл Густав. Воспоминания, сноведения, размышления
Юнг Карл Густав. Психологические типы
Ялом Ирвин. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы

Способ формирования

Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.

Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.

Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия. Нередко оперантное научение называют методом Скиннера — в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно

По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей

Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.

НЛП

Алмана Б. и Ламбру П. Самогипноз
Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП
Бейтсон Грегори, Мэри Кэтерин Бейтсон. Ангелы страшатся
Гагин Тимур. Новый код НЛП, или Великий Канцлер желает познакомиться.
Горин Сергей, Александр Котлячков. Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью Главы из книги
Горин Сергей. А вы пробовали гипноз?
Грей Джон. Практическое пособие по исполнению желаний. Как получить то, что хочешь, и полюбить то, что имеешь
Гриндер Д., Бендлер Р. Рефрейминг
Гриндер Д., Бендлер Р. Формирование транса
Гриндер Джон, Делозье Джудит. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
Гурангов В.А., Долохов В.А. Сам себе волшебник
Джеффри К. Зейг. Испытание Эриксоном
Дилтц Роберт. Изменение убеждений с помощью НЛП
Дилтц Роберт. Стратегии гениев
Долохов В., Гурангов В. Фейерверк волшебства
Камерон-Бандлер Лесли. Дэвид Гордон. Майкл Либо. Эмпринт — метод. Руководство по воспроизведению способностей
Камерон-Бэндлер Лесли, Дэвид Гордон, Майкл Лебо. НОУ-ХАУ. Руководство по исправлению своей жизни
Кехо Джон. Подсознание может все!
Котлячков Александр, Горин Сергей. Оружие – Слово: гипноз для обороны и нападения
Куэ Эмиль. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой
Лермонтов Владимир. Молодость – это естественно
Медведева И., Медведев А. Технология счастья
Медисон Грегори. Как затащить в постель женщину своей мечты
Миншулл Рут. Как выбирать своих людей
Огурцов Сергей, Горин Сергей. Соблазнение
Прайер Робин, Джозеф О Коннор. НЛП и личные отношения
Харский Константин. Практическое применение Эриксоновского гипноза в бизнесе, проведении переговоров, общении.
Хейвенс Рональд. Мудрость Милтона Эриксона
Цветков Э.А. В поисках утраченного «Я»
Цветков Эрнест. Великий Менеджер или Мастер Влияния
Цветков Эрнест. Мастер самопознания
Чепмен Э. Хочешь быть счастливым? Будь им!
Шереметьев Константин. Полноприводной мозг
Эриксон Милтон, Эрнест Росси, Шейла Росси. Гипнотические реальности
Эриксон Милтон. Биография
Эриксон Милтон. Мой голос останется с вами
Эриксон Милтон. Стратегия психотерапии