Внушение, заражение и убеждение — как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов

ВОПРОСНАЯ СУГГЕСТИЯ 4 января, 2009

Posted by Alex Kozloff in Внушение.

Tags: Суггестия

Она основана на том, что каждый ответ человека на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает объекту вопросы и, получая ответы на них, подводит дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии, т.е. суггестор вопросами «подбрасывает идею» человеку. Общение с помощью вопросов во много раз эффективнее, чем попытки заставить людей думать так же, как Вы. С помощью умелых вопросов Сократ добивался того, что было не под силу многим за всю историю человечества: он радикально менял мышление людей.РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 
Вопросы, не требующие ответа. Их цель – служить более глубокому анализу проблемы, вызывать новые вопросы, указывать на нерешенные проблемы или обеспечивать поддержку Вашей точки зрения со стороны участников беседы путем их молчаливого одобрения.

ВОПРОСЫ СКРЫТЫЕ КОМАНДЫ

Вопросы, требующие не столько ответа, сколько определенного действия, например: «Не мог бы ты сделать ?» Данный тип вопросов более подробно рассмотрен в разделе «Оперативное гипновоздействие».

ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ 
  Это вопросы, на которые можно дать лишь ответ «да» или «нет».

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ 
На вопросы этой многочисленной группы невозможно ответить «да» или «нет»; они требуют какого-то разъяснения, развернутого ответа

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 
  Мастерски поставленный вопрос является неплохим стартом. У слушателя появляется интерес и состояние положительного ожидания. Например: «Если я предложу Вам решение Вашего вопроса, Вы можете найти для меня несколько минут?» Даже если на такой вопрос односложно ответить «да», все равно создается плацдарм для дальнейшей беседы.

ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОПРОСЫ 
Их задают с целью найти взаимопонимание, например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что…?»; «Если я не ошибаюсь, Вы считаете, что…?»

ГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ ВНУШЕНИЕ 4 января, 2009

Posted by Alex Kozloff in Внушение.

В этом случае Вы косвенно предлагаете объекту напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта Вашего внушения. В следующих примерах – монологи жены, призывающей мужа сделать ремонт: 
*         Посмотри, какие здесь могут быть антресоли. Вот представь: к нам приезжает моя мама и привозит с дачи четыре ведра огурчиков. Естественно, стихийное бедствие – закрутка. И, конечно, банка за банкой, банка за банкой! И куда их столько? Да на антресоли! Приходишь ты зимой, и с морозца-то я тебе сама рюмочку налью, а за закуской и бежать не надо – хвать ее с антресолей, и вот они, хрустящие, уже сами в рот просятся… 
*         Пройдись по комнате и вообрази: долгожданные выходные или твой день рождения. Утро. Ты блаженно почиваешь. Я хочу сделать тебе сюрприз: пока ты спишь, приготовить тебе чашечку кофе. Встаю с кровати… Я тебе скажу – со скрипучими полами у меня такой сюрприз получится!… 
   Главное в таком внушении – не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия, но так «нарисовать» ему «картину», так очаровать и словно заворожить, чтобы казалось, что он забыл про свой мир и полностью живет в Вашем. Это и не удивительно: ведь в полной мере эта методика внушения раскрывает себя в эриксонианском гипнозе и нейро-лингвистическом программировании

Если внимание приковано к какому- нибудь одному представлению, то ничто не проникает в сознание извне, кроме того, что прочно ассоциировано с этим представлением. Поэтому внушение может вызывать особые состояния сознания или определенные изменения в организме объекта

Так как эффективное внушение действует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, который при этом так погружается в себя, что грани между подсознанием и сознанием стираются, весьма перспективны. Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленное лицо суггеренда с отрешенным и остановившимся взглядом. 
   Но об этом речь еще впереди. Здесь же мы говорим именно о внушении без введения в транс. Если Вы сможете освоить эти методики, то считайте, что смогли подготовить себя к более сложным методам воздействия на подсознание человека.

Определение

Техника гипноз – это состояние измененной действительности. Гипнотизер, вводящий личность в транс, проводит определенные манипуляции: он воздействует на психику и заставляет личность отключиться от внешнего мира. Для введения в гипноз необходимо занять определенное положение и выполнить последовательные действия. Это не магические ритуалы, а научный подход.

В таком состоянии пациент беззащитен — он податливый и ему можно внушить любую установку. Очнувшись после внушения, он не ставит под сомнения новые установки. Подсознательно такая установка не является неестественной. Поэтому гипноз помогает избавиться от вредных привычек (бросить пить или курить).

Внушение, заражение и убеждение - как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов

Гипноз помогает избавиться от курения

СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЯМОГО ВНУШЕНИЯ 3 января, 2009

Posted by Alex Kozloff in Внушение.

Tags: Внушение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУГГЕСТИИ 
Эффективность суггестии определяется: 
1.   Качествами суггестора: 
*         социальный статус; 
*         обаяние; 
*         волевое превосходство; 
*         интеллектуальное превосходство; 
*         характерологическое и волевое превосходство. 
2.   Степенью внушаемости суггеренда. 
3.   Отношениями между суггестором и суггерендом: 
*         доверие; 
*         авторитарность; 
*         зависимость. 
4.   Методикой конструирования сообщений: 
*         уровень аргументированности; 
*         характер сочетаний логических и эмоциональных компонентов; 
*         подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.).ОСОБЕННОСТИ ПРЯМОГО ВНУШЕНИЯ 
1.   Для воздействия на лиц со слабым интеллектом нужное прямое внушение лучше сочетать с усиленными отрицательными эмоциями; иногда сопровождать криком и соответствующей жестикуляцией. Содержание внушения, например, может быть таким: «Если это не сделаешь – вот это потеряешь!» Прямое «отцовское» внушение эффективнее, когда имеет эмоционально–смысловую насыщенность и сопровождается соответствующей мимикой, жестами и интонацией. Причем «ключевые» слова внушающий должен произносить четко, резко, напряженно, эмоционально насыщенно и обязательно повелительным тоном. 
2.   Если же данное лицо вполне интеллектуально или же заведомо внушаемо, то следует использовать положительные эмоции. Содержание внушения, например, может быть таким: «Если вот это сделаешь – вот это приобретешь!». В случае, когда объект воздействия подавлен или слишком неуверен в себе, должное прямое внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с привлечением мимики и жестов, оформляющих неоднократно повторяемые резкие, громкие, короткие, как бы вколачиваемые фразы. 
3.   Если объект воздействия излишне возбужден и значительно обеспокоен, то внушают успокаивающим «материнским» тоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих длинных фраз. 
4.   Одним из дополнительных методов прямого внушения является специальная «неопределенность» построения фраз. Старайтесь строить эти неопределенные фразы так, чтобы объекту казалось, что это он сам думает, т. е. не «Мне кажется, что сейчас очень холодно на улице», а «Господи, как холодно! Очень морозно на улице! Совсем зябко! Очень студеный день! Прямо ледяные мурашки по коже от мороза бегут!».

ВЫБОР ПРИМЕНЯЕМОГО ВИДА ВНУШЕНИЯ 
Выбор применяемого вида внушения зависит от: 
*         Психологической уязвимости объекта (здесь и далее слово «объект» будет означать объект суггестивного воздействия), его волевых характеристик, черт характера, рода занятий, известных фактов биографии, реальной ситуации. 
*         Цели планируемого воздействия (корректировка образа мышления, привлечение к сотрудничеству, вытягивание информации, одноразовое содействие или помощь, воспитующее порицание или наказание, возмездие). 
*         Личных возможностей суггестора (наличие необходимого времени, знание приемов, тренированность, компетентные помощники). 
*         Уровня моральной допустимости суггестора. 
   Ведущими принципами суггестии в состоянии бодрствования являются, во-первых, убежденность самого суггестора в целесообразности и правильности того, что он делает, и, во-вторых, учет акцентуированных (выделенных, усиленных, «выпуклых») черт характера объекта воздействия.

ВНУШЕНИЕ С ОТРИЦАНИЕМ 4 января, 2009

Posted by Alex Kozloff in Внушение.

Термин «внушение с отрицанием» подразумевает подачу информации с использованием частицы «не». 
   Данный вид внушения используется также и в техниках нейро-лингвистического программирования, о которых речь еще впереди, но имеет и большое самостоятельное значение. 
   Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу «не» как бы отбрасывают. Суггестивный прием с использованием этой частицы основан на том, что человеку для того, чтобы представить, что не надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает. Отрицания с частицей «не» существуют в речи, но их нет в подсознании: если мы скажем «Компьютер не стоит на столе», то сознанию надо сначала представить, что компьютер стоит на столе, а уж потом заставить эту картинку исчезнуть. Компьютер в мышлении человека не может «не стоять на столе». Он может стоять где-то в другом месте, может лежать на боку, но «не стоять где- то» он не может! А раз так, то этот парадокс можно использовать и в суггестивных инструкциях. 
   Чем в более сложной ситуации находится человек, тем беззащитней он перед своими автоматизмами мышления. Если человеку, впервые вставшему на коньки или севшему на велосипед, крикнуть: «Не упади!», – он вполне может потерять равновесие. Нет ничего удивительного в том, что человек, которому Вы сказали: «Не расстраивайся!», – в ответ расплачется. Вы ведь этой фразой разбудили его воспоминание об этом состоянии и, таким образом, дали ему команду расстраиваться. 
   Но самое смешное, что при помощи частицы «не» люди сами создают себе препятствия в достижении чего-либо. Исследования показали, что около 70% внутренних мысленных планов, самоприказов и даже похвал, адресованных себе, формулируются россиянами через самоотрицание («Не медлить!»; «Не беспокоиться!»; «Я не такой придурок, как Пупкин!»; «Не обращать внимания!» и т. п.)

Строя фразы по этому типу, люди подталкивают себя именно к тому, чтобы медлить, беспокоиться, обращать внимание, делать глупости и быть «придурком». Мысли-отрицанию в такой форме очень легко подменить мысль-утверждение

Она вытесняет ее и именно так воплощается в жизнь. Добровольные жертвы постоянных тревог и того, что называется «невезением», сами программируют себе эти кошмары, сбывающиеся затем с неизбежностью пророчества. Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего не хотели. Понимание этого и тренировки в формулировании своих целей в позитивных терминах, употреблении утвердительных выражений, прямой формы глаголов и существительных без отрицаний («Поторопиться»; «Быть спокойным и хладнокровным»; «Хорошо рассчитывать свое время»; «Быть упорным и последовательным») практически сразу дают поразительный эффект. Этот подход помогает преодолеть склонность воображать отрицательные результаты. 
   Но это к слову. В качестве внушающего приема использование частицы «не» очень эффективно. Приведем несколько примеров: 
*         «Не думай о зеленой обезьяне!» (знаменитая шутка). 
*         «Мы не будем говорить о тотальной дебилизации населения в последние годы, как это делают высокопоставленные врачи-статистики…» (фраза из телепередачи). 
*         «Я ничего не прошу мне предлагать» (классическая фраза взяточника). 
*         «Не слишком веселитесь и развлекайтесь, практикуясь в применении этого способа воздействия». 
*         «Не читайте это, если за последние десять лет Вы не приобрели ни холодильник, ни видеомагнитофон, ни стиральную машину, ни телевизор…» (первая фраза листовки политической партии).