Ораторское мастерство

Психология ораторского искусства

Деятельность
человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением
лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил
ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора,
преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее
оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы
ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания,
разработаны мало.

Человеческое
познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой
способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого
мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания,
взаимно дополняют друг друга.

Публичная
речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое
воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только
на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая
чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство
публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого
мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами — этот закон
может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые
логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея
речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача
оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное
чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое
впечатление.

Рассудочная
и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная
речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим
условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и
картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна
воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь,
состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро
исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится.
Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна
произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть
душа повинно ораторского искусства.

Книга
П. Сопера «Основы искусства речи» представляет собой
систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства.
Цель автора — дать практические наставления и рекомендации по подготовке
публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособие является лишь
подготовительной ступенью для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского
искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося первичных
навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков
речи.

Главное,
по его мнению, — это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со
слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд
требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое
систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед
новичком-оратором

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность
воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его
предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно
сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до
последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический
контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их
расположения, преодолевая безразличие, критические или просто
недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя
любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от
мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом,
положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные,
воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию

В связи с указанными
предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам
психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Книга
содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам,
неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым, впечатляющим и
воздействующим живым словом.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Ораторское мастерство

Резюме

В
общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний
облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов
крайне необходимо для успеха речи

Но здесь есть и своя отрицательная сторона.
Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это
возможно, если манеры и приемы оратора не будут «помогать лучшему выражению
идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить
своему прямому назначению

Лучшая
черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших
ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.
В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Жесты-это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей.
Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с
назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом
деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении
жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют
собой проявления настроений и мыслей оратора.

Основные типы

В зависимости от аудитории и преследуемой цели различаются несколько видов ораторской речи. Современная классификация насчитывает 6 разновидностей.

  1. Общественно-политическое. Выступления на социальные и политические темы, агитации и митинги.
  2. Академическое. Искусство оратора подразумевает использование строгого стиля, научных фактов и специальной терминологии.
  3. Судебное. Характеризуется аргументированностью, объективностью, точностью.
  4. Социально-бытовое. Юбилейные поздравления, тосты, поминальные слова тоже требуют соблюдения определенной стилистики.
  5. Богословское. Это церковные проповеди и молитвы. Их специфика отличается отсутствием аргументов и логики. Тяготеет к возвышенному и пафосному стилю.
  6. К отдельным видам ораторской речи, предполагающих наличие собеседника, относят полемику, дискуссию, диалог. Особенности построения ораторского искусства здесь связаны с необходимостью воздействовать на собеседника.

Наиболее типичные ошибки, которые совершают многие мастера слова

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

Сущность и назначение жеста

Все
мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета.
Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и
действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое
телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти
невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания
движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции
нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним
профессиональным ораторам.

Впрочем,
для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном
выступлении, правильно пользоваться жестами — трудная задача. Сначала ему
необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время
выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время
учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание
сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в
соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет,
никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции.
Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда
преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и
развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к
соответствующему жесту.

Секрет
особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что
в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и
поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших
переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень
развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор
или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое
существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании
слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное
звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или
при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную
ясность.

Жест
имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора,
дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится
наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче
своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств,
сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у
которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок
предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до
самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной
человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного
удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое
достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение
этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе,
ту же роль играют руки и в процессе речи.

Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

«Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным»

Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн, Стив Мартин

class=»img-responsive»>Авторами книги стали известные американские психологи и преподаватели Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн и Стив Мартин. Специалисты проанализировали все свои знания и наработки, уместив основные мысли в одну небольшую книгу.

Пособие написано в удобном формате «вопрос-ответ». Читатель получает теоретическую информацию в совокупности с действенными советами. Авторы посвятили книгу психологическим основам общения. Ознакомившись с трудом «Психология убеждения» читатель не только изучит приёмы, но и поймёт сам механизм общения.
 

Ораторское искусство история. Тем. Из истории ораторского искусства

План

2.1. Предпосылки формирования
красноречия в Древней Греции.

2.2. Софисты и софистика.

2.3. Классическая риторика: Демосфен,
Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон,
Квинтилиан.

2.4. Риторика Средневековья.

2.5. Кризис риторики. Эпоха Возрождения.

2.6. Риторика эпохи Просвещения.

2.7. Риторика 19 – 20 веков.

Историю не только знать нужно,

но и должно.

А.С.Пушкин

2.1. Для чего начинать изучение
ораторского искусства с истории? Ведь
наше дело овладеть современным ораторским
искусством, практикой устной агитации
и пропаганды в нынешних условиях. Спору
нет, изучение истории красноречия не
должно стать самоцелью, но это имеет
практическую направленность – трудно
познать сущность современного ораторского
искусства, не обратившись к его богатейшей
истории, как нельзя познать культуру
народа, не бросив внимательный взгляд
в его прошлое.

В истории ораторского искусства мы
найдем замечательные образцы и приемы
красноречия, богатейшие образцы устной
пропаганды.

Каждая эпоха порождала свой стиль в
ораторском искусстве, но на протяжении
ряда эпох, особенно в периоды революционных
потрясений и прогрессивного развития
разных стран, в ораторском искусстве,
как и в других сферах человеческой
культуры, формировались некоторые
основные принципы, имеющие определенную
социальную ценность и сейчас.

Почему именно Древняя Греция породила
тот особый вид художественной деятельности,
который сегодня признан началом искусства
убеждать – истоком публицистики и
журналистики в целом?

Открытие фундаментального принципа
греческой культуры – принципа
состязательности – принято связывать
с именем знаменитого базельского
профессора Якоба Буркгардта. Он
неопровержимо доказал, что греческий
менталитет обладал удивительным
свойством человека агонистического
( агонистика – от греч. состязания
или игры, борьба, бой, судебный процесс ),
выделявшим грека из окружающих его
древних народов. Агонистика – неудержимое стремление к любым
состязаниям во всех сферах общественной
жизни и отличительная черта греческого
быта. Всё, что только можно было,
пронизывает дух агонистики: всё полно
состязания, от самого низменного и
шутливого в скорости выпивания кружки
до самого серьёзного и возвышенного.
«Соревнование, как ревностные желания
сравняться, есть нечто хорошее и бывает
у людей хороших. Склонными к соревнаваниям
бывают люди молодые и люди, обладающие
такими благами, которые достойны мужей,
пользующихся уважением; к числу таких
благ принадлежит богатство, обилие
друзей, власть и другие тому подобные
блага… Если чувство соревнования
проявляются по отношению к благам,
пользузующимся уважением,то сюда надо
относить и добродетели и всё то, с помощью
чего можно приносить пользу и оказывать
благодеяния другим людям.»(Аристотель)Гордое
стремление человека показать свое
превосходство не с помощью дубины и
меча, а с помощью интеллекта, образованности,
тренировки – качеств, скорее приобретенных
в результате самосовершенствования,
чем дарованных от природы, — значительно
продвинуло греческую цивилизацию.

Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.

Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.

Побуждающие выступления

Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.

Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.

Ритуальные выступления

Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.

Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории

Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше

Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.

Информирующие речи

Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.

Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.

Развлекательные речи

Это профессиональное искусство, где необходимы определенные знания, которыми пользуются актеры, театралы и юмористы. Хотя среди них тоже есть достойные ораторы.

Джим Керри выступил перед выпускниками университета с ошеломляющей и веселой речью, которая запомнилась им надолго. Можно только сделать выводы, что кем бы вы ни были, ораторское мастерство не навредит, а только поможет в любой сложившейся ситуации.

Автор статьи Елена Жук

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Ораторское мастерство

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их

Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

Ораторское мастерство

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Ораторское мастерство

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей

Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь

Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления

Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления

В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию

Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели

Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.

Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь — самое интересное.

«Эристика, или Искусство побеждать в спорах»

Артур Шопенгауэр

В вопросах риторики не лишним будет обратиться к советам классиков. Немецкий философ Артур Шопенгауэр был замкнутым и мнительным человеком. Но это не мешало ему свободно владеть пятью иностранными языками и быть остроумным оратором. Шопенгауэр славился умением одерживать победу в любых спорах.

В своей книге философ анализирует эристику как науку правильного ведения споров и рассматривает основные приёмы демагогии. Автор перечисляет более тридцати уловок, помогающих запутать оппонента и заставить его допустить ошибку

Философ уделяет внимание как логическим, так и психологическим приёмам. Произведение Шопенгауэра не потеряло своей актуальности даже спустя почти двести лет.