Организационная психология: какие задачи она решает

Субъект и объект управления

Субъект управления — это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления . В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.

Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.

Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:

  • личность сотрудника;
  • формальная и неформальная группа;
  • социальная группа, коллектив, подразделение;
  • уровень управления;
  • организация.

Явления-объекты управления:

  • Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
  • Корпоративный микроклимат;
  • Корпоративная мораль;
  • Стиль руководства;
  • Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
  • Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

Интерпретацию следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

Вмешательство охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и  др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Психология управления как научное знание

Данное направление являет собой гибрид двух теоретических баз – психологии как науки о свойствах человеческой психики и управления как науки обо всех аспектах организации целенаправленно и оптимально функционирующей социальной системы. Поиск наиболее удачного соотношения пропорции между психологическими и непсихологическими особенностями в процессе управления считается наиболее актуальным вопросом в психологии управления.

Эта наука оперирует такими важнейшими процедурами формирования методологии познания, как обобщение и систематизация фактов и явлений, данных, полученных экспериментальным и статистическим методами в сфере человеческих измерений и управления.

Область знания в психологии управления определяется:

  • Степенью актуальности той или иной проблемы современного управления;
  • Необходимостью выработки наиболее эффективных методов управления;
  • Распространением тенденции воспринимать работника, прежде всего, как индивидуальность со своими социальными правами и обязанностями; такой подход требует от начальства использования человеческих ресурсов с учётом всех психологических особенностей каждого члена группы, но наиболее эффективными для организации способами;
  • Требованиями по организации оптимизированной системы управления группой, предприятием и т.д. .

Поэтому, можно сказать, что психология управления – это отрасль психологии, аккумулирующая достижения других наук для изучения психологической стороны управления, его оптимизации и повышения уровня эффективности управленческой деятельности .

Цели и задачи психологии управления

Перед психологией управления стоят главные цели:

  • Повышение психологической грамотности руководителей в области управления;
  • Создание необходимой теоретической базы для понимания психологических процессов в сфере управления, в частности, особенностей поведения работников, развития межличностных отношений и закономерностей, определяющих создание трудового коллектива и его внутренние изменения;
  • Формирование практического руководства для начальников с целью применения его в психологической сфере управления организацией.

Данное психологическое направление призвано решить следующие задачи:

  • анализ и отображение психологической среды и её особенностей в той или иной системе управления;
  • систематизация психологических аспектов управления;
  • выявление закономерностей и причинных связей между психологическими аспектами;
  • разработка практических методик для использования их в управлении организацией .

Психологическая этика и потребности менеджмента

Работая на предприятии, психолог обязан следовать этическим принципам:

Организационная психология: какие задачи она решает

  1. Выбирать компромиссные решения. Групповая работа вызывает конфликты между руководителями и подчиненными, между сотрудниками одного статуса. Задача психолога — разрешить конфликты в пользу общей цели, не делая личностных предпочтений.
  2. Учитывать индивидуальные особенности. Личность работника так же важна, как и его рабочие качества. Чем выше уровень удовлетворенности сотрудника, тем большую пользу он сможет принести компании.
  3. Придерживаться нейтральной стороны. Психолог не имеет права заводить неформальные отношения с коллегами, если это отрицательно сказывается на профессионализме.
  4. Способствовать улучшению рабочего микроклимата. Для этого психолог проводит тренинги, командные игры, сеансы групповой терапии.
  5. Не использовать устаревшие методики. Работа психолога влияет на модернизацию коллектива, поэтому менеджеру по кадрам необходимо следовать последним научным тенденциям.

Запросы менеджмента могут выходить за рамки компетентности психолога или противоречить его морально-этическому кодексу. Поэтому работая на предприятии, менеджер по кадрам должен ориентироваться на успех предприятия, игнорируя стремления отдельных сотрудников выйти за рамки трудового договора.

Вебинары4

19 февраля
Среда,
20:00

Бесплатный вебинар «Антилидер. Зачистить или сделать союзником?» по психологии управления

 
Бесплатное

1,5 часа

Агентство «Ваш статус» (Ростов-на-Дону)
Виктория Чердакова (Ростов-на-Дону)

26 февраля
Среда,
20:00

Тренинг «Азбука руководителя»

 
Подать заявку

8 уроков раз в неделю

Агентство «Ваш статус» (Ростов-на-Дону)
Виктория Чердакова (Ростов-на-Дону)

2 октября
Пятница,
20:00

Вебинар по психологии управления «3 типичных кейса из жизни любого руководителя. Анализ и решение»

 
Бесплатное

2 часа

Агентство «Ваш статус» (Ростов-на-Дону)
Виктория Чердакова (Ростов-на-Дону)

Направление используют

Организаторы

  Анна Лычагина (Санкт-Петербург),    Дядчук Анастасия  (Санкт-Петербург),   Институт прикладных социальных технологий  (Санкт-Петербург),    Институт системных технологий и консультирования  (Санкт-Петербург),    Клиника доктора Самойловской  (Санкт-Петербург),    Компания «Мастерская роста»  (Санкт-Петербург),    Компания VenusTraining  (Санкт-Петербург),    Лаунж-пространство «Тет-А-Тет» (Санкт-Петербург),   Ниязова Александра Эдуардовна (Санкт-Петербург),    Пространство отношений «Светлый мир. Настоящая жизнь»  (Санкт-Петербург),   Психологическая служба «Алгоритм»  (Санкт-Петербург),    Содружество «Навстречу творческим возможностям»  (Санкт-Петербург),    Центр психологии и арт-терапии «Пробуждение»  (Санкт-Петербург),   Центр развития карьеры CareerForce  (Санкт-Петербург),   Центр социальных услуг, поддержки благотворительности и творческих инициатив «Мир да Лад»  (Санкт-Петербург),    Школа Бирюзового Сознания  (Санкт-Петербург),    SPB TRAINING  (Санкт-Петербург),    Психологический центр «Вторая навигация»  (Санкт-Петербург),    Тренинг-центр «Активный Мир»  (Санкт-Петербург),    Тренинг-центр «Руководитель»  (Санкт-Петербург).

Ещё организаторы 212

Тренеры

  Александр Эдуардович Хватов  (Санкт-Петербург),    Андрей Александрович Зарецкий  (Санкт-Петербург),    Анна Владимировна Елисеева  (Санкт-Петербург),    Анна Ивановна Паринова  (Санкт-Петербург),    Анна Силина  (Санкт-Петербург),    Анна Туманова  (Санкт-Петербург),    Дарина Илянина  (Санкт-Петербург),    Денис Осипов  (Санкт-Петербург),    Евгений Солоненко  (Санкт-Петербург),    Евгений Фомин  (Санкт-Петербург),    Екатерина Новиченко  (Санкт-Петербург),   Елена Осипова  (Санкт-Петербург),    Ирина Дивакова  (Санкт-Петербург),    Ирина Создана  (Санкт-Петербург),    Менгли Дурдыевна Лобанова  (Санкт-Петербург),    Михаил Михайлович Береговых  (Санкт-Петербург),    Михаил Михайлович Латарцев  (Санкт-Петербург),    Олеся Руслановна Мурзина  (Санкт-Петербург),    Ольга Николаевна Остапчук  (Санкт-Петербург),    Татьяна Владимировна Саблина  (Санкт-Петербург).

Ещё тренеры 292

Консультанты

  Александр Эдуардович Хватов  (Санкт-Петербург),    Андрей Игнатьев  (Санкт-Петербург),    Анна Владимировна Елисеева  (Санкт-Петербург),    Анна Силина  (Санкт-Петербург),    Анна Туманова  (Санкт-Петербург),    Денис Осипов  (Санкт-Петербург),    Евгений Солоненко  (Санкт-Петербург),    Екатерина Новиченко  (Санкт-Петербург),   Елена Осипова  (Санкт-Петербург),    Ирина Дивакова  (Санкт-Петербург),    Ирина Создана  (Санкт-Петербург),    Менгли Дурдыевна Лобанова  (Санкт-Петербург),    Михаил Михайлович Латарцев  (Санкт-Петербург),    Олеся Руслановна Мурзина  (Санкт-Петербург),    Ольга Николаевна Остапчук  (Санкт-Петербург),    Татьяна Владимировна Саблина  (Санкт-Петербург),    Юлия Гусева  (Санкт-Петербург),    Игорь Юрьевич Dr. Katz  (Санкт-Петербург),    Алексей Верютин  (Санкт-Петербург),    Алексей Сергеев  (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 229

Организационная психология
в других городах

Ярославль,  
Москва,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Казань,  
Тольятти,  
Пермь,  
Ростов-на-Дону,  
Краснодар,  
Оренбург,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Тюмень,  
Сургут,  
Омск,  
Новосибирск,  
Томск,  
Владивосток.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Организационная психология»!

Смежные психологические дисциплины

Пограничными науками для психологии управления являются следующие.

Социальная психология. Исследует закономерности деятельности и поведения людей, включённых в социальные группы, и психологические особенности социальных групп. В каждой группе есть формальная и неформальная иерархия, при этом, вторая существенно влияет на производительность всего коллектива. Кроме того, известно, что группа может влиять на мнение её отдельных членов и восприятие ими той или иной ситуации.

Психология управления использует данные, полученные этой наукой, для того, чтобы выявить для себя закономерности и факторы, влияющие на успешное руководство коллективом.

Психология личности. Изучает психологические составляющие, качества, черты, особенности личности, их влияние на поведение, деятельность, общение и восприятие действительности индивидом. Эта наука накопила на сегодняшний день достаточный объём теоретического и эмпирического материала. Существует множество теорий личности, расшифровывающих и прогнозирующих различные стороны человеческого поведения в разных ситуациях.

Психология управления на основе данных, полученных в этой научной области, определяет для себя список именно тех свойств и качеств личности, приёмов поощрения и наказания, которые делают эффективнее систему руководства организацией и профессиональную деятельность сотрудников.

Психология развития и акмеология. Изучают ход развития и формирования человеческой психики на разных жизненных этапах (от новорождённости до старости).

Психология управления смотрит на человека как на работника определённой сферы деятельности и потому имеет свой взгляд на проблему развития личности, формирования профессионально значимых качеств и уровня компетентности руководителя .

Типы руководителей: как выбрать оптимальный вариант управления

Стиль руководства определяет внутреннюю политику компании. Правильно выбранный стиль управления помогает выполнять поставленные цели и создать условия для новых достижений. Психологи выделяют 3 стиля руководства:

Организационная психология: какие задачи она решает

  1. Авторитарный или директивный. Руководитель является единственным ответственным лицом. Подчиненные обязаны согласовывать решения с ним, а он имеет право отменить решение нижестоящего сотрудника. Над рабочим процессом совершается строгий контроль, интересы компании стоят выше желаний отдельного работника.
  2. Коллегиальный или демократический. Руководитель распределяет обязанности между подчиненными, позволяя взять часть ответственности на себя. Каждый сотрудник отвечает за свои обязанности, но работает на одну цель. Интересы работников учитываются, в компании благоприятный моральный климат.
  3. Попустительский или либеральный. Руководство существует в отрыве от производства, менеджмент передан работникам. На предприятии нет рабочей атмосферы, постоянно возникают конфликты, часто личные цели преобладают над общей.

При самостоятельном рассмотрении ни один из стилей руководства нельзя назвать единственно верным. Тип руководителя следует выбирать, исходя из актуальных потребностей организации.

Психологические закономерности управленческой деятельности

Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:

Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности.

Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.

Закон неадекватности самооценки: большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.

Закон расщепления смысла управленческой информации. Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.

Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.

Закон компенсации. Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности .

Предмет изучения психологии управления

Данная область психологии изучает психологические особенности, проявляющиеся в управлении организацией и профессиональном общении.

В узком понимании предмета изучения стоит выделить следующие объекты и явления:

Психологические особенности управленческой деятельности:

  • Психологические проблемы труда руководителя вообще, его отличительные черты в тех или иных сферах деятельности;
  • Психологический анализ роли и личности руководителя, требования к ним;
  • Психологические тонкости принятия управленческих решений;
  • Стиль руководства и способы его корректировки.

Психологические особенности функционирования организации:

  • Возможности применения психологических приёмов в управлении;
  • Правила формирования благоприятного и устойчивого внутрикорпоративного микроклимата;
  • Факторы создания оптимальных межличностных связей в коллективе, проблемы психологической совместимости;
  • Особенности сосуществования формальной и неформальной структур в организации;
  • Применение мотивационных методик в труде организации;
  • Ценностные установки в коллективе, создание своей корпоративной культуры.

Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчинённых:

  • Факторы создания и функционирования коммуникационной системы организации;
  • Тонкости управленческого общения;
  • Выбор наилучшей системы взаимодействия руководителя и подчинённых;
  • Повышение уровня информированности как показателя эффективности управления .

Особенности метода

Организационная психология изучает работу человека в комплексе с деятельностью организации. Объектом является человек, как часть организационных отношений и сама компания. Предмет науки — деятельность человека и организации, психические феномены, вызванные рабочей деятельностью.

Цель психологии менеджмента — разработка и внедрение технологий, способствующих решению проблем, вызванных «человеческим фактором» на производстве. Подзадачи психологии организаций:

Организационная психология: какие задачи она решает

  1. Диагностика организационной проблематики с применением психологической терминологии.
  2. Проведение исследований, помогающих выявить связи между эффективностью работы и особенностями поведения субъектов.
  3. Разработка подходов к работе для отдельных участников процесса.
  4. Внедрение полученных результатов в практическую рабочую среду, оценка результативности.

Задача психолога на производстве — повышать эффективности деятельности. Для этого он использует специализированные знания о личности, группах, поведении и межличностных отношениях.

Мероприятия в других городах

5 января
Воскресенье,
14:00

Интерактивная встреча «Как разбираться в людях»

 
Подать заявку

2 часа

Краснодар

Интересные-встречи (Краснодар)
Полина Евстратова

6 января
Понедельник,
19:00

Курс «Эффективные продажи и общение с клиентами». Школа психологии СПбШТ

 
Скидка 2000Р

16 ак. часов

Челябинск

Санкт-Петербургская школа телевидения (Челябинск)
Екатерина Дмитриевна Цаюкова (Челябинск)

10 января
Пятница,
10:00

Мастер-класс «Как начать своё дело. 10 шагов до взлёта»

 
Скидка 200Р

2 часа

Москва

Ольга Александровна Кускова (Москва)

16 января
Четверг,
19:00

Мастер-класс «Целеустремлённое лидерство»

 
Скидка 200Р

3 часа

Краснодар

ООО «Компания «Личность. Успех. Бизнес» (Краснодар)
Маргарита Александровна Репина (Москва)

18 января
Суббота,
10:00

Тренинг «Построение личного бренда»

 
Скидка 500Р

8 часов

Краснодар

ООО «Компания «Личность. Успех. Бизнес» (Краснодар)
Маргарита Александровна Репина (Москва)
Анна Ковалёва (Москва)

20 января
Понедельник,
18:30

Ораторский курс «Речь как инструмент успеха». Базовый

 
Скидка 20%

24 дня (в течение 2 месяцев) — 70 академических часов.

Екатеринбург

Лингвистический центр «Магнит»
Василий Сурин (Екатеринбург)

22 января
Среда

Бесплатный тренинг «Планы на год. Как ставить цели, чтобы их достигать»

 
Бесплатное

2 часа

Москва

Марина Юрьевна Коробова (Москва)

23 января
Четверг,
10:00

Тренинг «Тимбилдинг»

 
Скидка 8%

1 день

Тюмень

Академия политики и бизнеса (Тюмень)
Надежда Кулева
Илья Сергеевич Шабанов (Тюмень)
Светлана Гарифуллина

Ещё 1 тренер…

23 января
Четверг,
14:00

Тренинг «Эффективный Тайм-менеджмент или как всё успевать»

 
Подать заявку

4 часа

Воронеж

Юрий Бледных (Воронеж)

23 января
Четверг,
19:00

Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта»

 
Скидка 200Р

3 часа

Краснодар

ООО «Компания «Личность. Успех. Бизнес» (Краснодар)
Маргарита Александровна Репина (Москва)

25 января
Суббота,
10:45

Психологический тренинг «Методология результативного межперсонального общения»

 
Скидка 20%

2 дня — 24 академических (= 16 астрономических) часа(ов).

Екатеринбург

Василий Сурин (Екатеринбург)

5 февраля
Среда,
09:45

Семинар-практикум «Мастерство дистанционных продаж»

 
Скидка 20%

1 день — 12 академических (=8 астрономических) часов.

Екатеринбург

Василий Сурин (Екатеринбург)

27 февраля
Четверг

Практический курс по работе с группой «Тренинг тренеров, преподавателей, руководителей»

 
Подать заявку

4 дня

Екатеринбург

Центр обучения «Оранжевое солнце» (Екатеринбург)
Институт повышения квалификации и переподготовки Международной академии психологических наук  (Екатеринбург)
Наталья Владимировна Васильева (Москва)

27 февраля
Четверг,
14:00

Тренинг «Эффективный Тайм-менеджмент или как всё успевать»

 
Подать заявку

4 часа

Воронеж

Юрий Бледных (Воронеж)

По запросу компании, руководителя отдела продаж.

Аудит продаж

 
Подать заявку

От 1-го до 3-х часов

Сургут

Центр развития организаций «Алеф» (Сургут)
Мария Евгеньевна Колонюк (Сургут)

По мере набора группы

Курс по знания основ психологического консультирования «АзБука Консультанта»

 
Подать заявку

14 часов

Ярославль

Мила Вельт (Ярославль)

По мере набора группы

Девичник «Секреты Шехерезады — 1000 и одна ночь»

 
Скидка 500Р

1 день

Нижний Новгород

Антонина Гулина (Москва)

Как используется психология менеджмента

Основной предмет исследования психологии организаций — процесс руководства. Под руководством понимают воздействие на рабочих с целью направления к намеченной цели. Воздействие — обоюдный процесс, в котором участвуют представители иерархии компании: руководители высшего звена, подчиненные, рабочие. Руководитель для воздействия на подчиненных может использовать несколько вариантов власти:

  • законную, предоставленную ему сводом правил, утвержденных в кампании;
  • экспертную власть, основанную на результатах проверок работы;
  • эталонную власть, основанную на личном примере;
  • власть вознаграждений, поощряющую работу;
  • власть принуждения, пресекающую ошибки в работе.

Для психологии менеджмента важно изучать особенности личностей руководителей и подчиненных, чтобы оптимизировать рабочий процесс, дать возможность сотрудникам развиваться и применять свои способности

Что такое управление

Термин «управление» имеет множество трактовок. В сущности, они, вместе взятые, передают наиболее полное содержание этого понятия.

Например, Джозеф Месси, британский политический экономист XVIII века, считал: «Управление это процесс, посредством которого организация, группа направляет действия на достижение общих целей».

Джеймс Л. Ланди, американский политик XX века, подразумевал под управлением принципиальную задачу планирования, координации, мотивации и контроля усилий для достижения конкретных целей.

Отец классической школы управления Анри Файоль утверждал: «Управлять – значит прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать».

Американский учёный Питер Ф.Друкер (1909-2005), один из влиятельнейших теоретиков менеджмента, понимал под менеджментом «многоцелевой орган, который управляет бизнесом, руководителями, работниками и работой» .

Некоторые учёные рассматривают управление как искусство наиболее эффективно аккумулировать человеческие усилия для достижения целей крупной социальной группы.

Понятия «менеджмент» и «управление» трактуются по-разному; первое употребляется в узком смысле, второе – в широком.

В сферу менеджмента входят теоретический фундамент и практическая работа, направленные на очерчивание и достижение целей компании путём рационализации использования ресурсов , в т.ч. человеческих.

Под термином «управление» понимается более общее явление, а именно организация выполнения работы другими людьми, включающая планирование, распределение прав и обязанностей элементов данной социальной системы, мотивация и контроль за процессами для осуществления общих целей оптимальным образом .

Области прикладной психологии

Прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию.

В клинической психологии выделяют:

  • расстройства (личности, поведения и т.д.);
  • формы психотерапии (существует около 140 направлений);
  • этиологию (учение о причинах расстройств);
  • эпидемиологию (признаки распространения расстройств);
  • индикацию (мероприятия терапии);
  • профилактику (меры);
  • симптоматологию (формы проявления расстройств);
  • исследование мотивации терапии.

Прикладная организационная психология охватывает психологию труда, производства, инженерную и профессиональную психологию, а также психологию общения, судебно-медицинскую (в т.ч. и криминальную) и разделы военной психологии.

Прикладная социальная психология включает экономическую психологию (в т.ч. изучения рынка), психологию рекламы, средств массовой информации, экологическую психологию, психологию досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психологию спорта (в т.ч. псих. тренировок).

Современное распределение
областей профессиональной деятельности психологов показывает, что клиническая психология занимает лидирующие позиции.
В США по стоянию на начало 2000-х годов ею занимаются 41,2% специалистов. Затем следуют частные психологи разных направлений, которые зачастую консультируют не только частных лиц, но и предприятия, предпринимателей, — 18,8%. В правовой системе (в т.ч. в тюрьмах) занято только 1,8% дипломированных психологов.

Активное участие психологов в жизни социума — это отчасти политическое решение
власти, которое свидетельствует о том, насколько важной задачей общество считает психологическое благополучие своих членов

  1. Бенеш Г. Психология: справочник. — Киев, Знання-Пресс, 2007

Становление отрасли, практическое применение

Психология организаций стала самостоятельной отраслью в 1925 году, после изучения данных Хоторнских исследований. В результате экспериментов, направленных на изучение эффективности труда, выяснилось, что на сотрудников могли повлиять:

  • межличностные конфликты;
  • неподходящий стиль руководства;
  • общая атмосфера компании.

Для изучения тенденций развития компаний впоследствии создали специальное направление — коучинг. Начиная с 80-х годов 20 века коучинг стал обязательным атрибутом развития эффективного менеджмента. Психология организаций не получила статуса отдельной отрасли в СССР. Начиная с 2000-х годов она постепенно занимает свое место, отвечая актуальным потребностям производства.