Психология выборов

Рекомендуемые профориентационные мероприятия

Психология выборовДля постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Как люди ведут себя в ситуации выбора?

Инфантильные

Люди, для которых значимо только удовольствие, отрицают выбор, делают вид что его нет, продолжают вести себя по старому. Девушка встречалась с парнем и влюбилась в другого. Будет встречаться с двумя. Если не получится, бросит обоих. Дети на словах делают один выбор, на деле другой и не мучаются угрызениями совести. Скажут, что честность хорошее качество, но на контрольной спишут, не задумываясь. Выбора нет, есть только возможности.

Реалисты

Знают, чего хотят, выбирают только способ достижения, и в этом полагаются на реальность — осуществимо или неосуществимо намеченное. Человек хочет денег. Заработать, украсть, выпросить — выберут то, что легче выполнить.

Искатели согласия с собой

Выбирают, что им делать, какую цель достигать. Их ситуация самая сложная, но многое происходит внутри, а не на уровне поведения. Поэтому рассмотрим поведение большинства людей.

Выбирающие, как жить

Для взрослых умеренно развитых людей любой важный выбор это выбор образа жизни. Купить машину, жениться, записаться в фитнес-клуб, родить ребенка, сменить профессию — это изменение образа жизни.

Поведение людей включает некоторые или все действия из этого списка:

  • рациональный поиск решения — сбор информации о предметах выбора, выслушивание консультантов, знакомых, чтение отзывов в Интернет. Составление списков плюсов и минусов, дописывание, вычеркивание, перенос из минусов в плюсы и наоборот, просчитывание сиюминутных и долгосрочных последствий;
  • эмоциональный поиск — сбор информации о себе, своих потребностях, поход к психологу. Люди прислушиваются к эмоциям, интуиции. Они рисуют (иногда с закрытыми глазами), медитируют, разглядывают картинки, записывают ассоциации, воображают будущее;
  • бессознательный поиск решения запускают люди, когда пытаются отвлечься- посмотреть фильм, прогуляться, проехать на велосипеде, навестить друзей, сделать уборку. Предполагается, что решение как-то само всплывет из глубин подсознания;
  • поиск знаков судьбы. Люди идут к гадалке, составляют гороскопы, раскладывают пасьянсы, бросают кости, подбрасывают монетку. Из фильма «Старикам тут не место» разошелся афоризм, что когда ты подбрасываешь монетку, ты успеваешь почувствовать, какой стороной хочешь, чтобы она легла;
  • действенный поиск решения — пробы, если возможно. Пробы профессий, пробные браки, испытательные сроки на работе, тест драйв.

Когда решение принято и человек не оглядывается назад, не сожалеет, не упрекает, считает плату за выбор справедливой, значит, он проделал хорошую работу и готов к следующим выборам.

психология выбора | PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Психология выборов

Психология выбора такова, что сегодняшние решения могут стать основанием завтрашних предпочтений. Люди часто придерживаются выбора, сделанного уже однажды. Марка зубной пасты, которую вы начали покупать, будучи студентом, может легко стать брендом, которому вы будете отдавать предпочтение всей вашей взрослой жизни.

Есть много причин, почему вы можете придерживаться конкретной марки в течение длительного времени. С одной стороны, ваш первый опыт работы с продуктом может помочь вам решить, что вам действительно нравится – и это приведет вас к дальнейшим покупкам именно этого продукта.

С другой стороны, во многих случаях фактические различия в производительности между брендами малы, и поэтому, вероятней всего, не имеет большого значения, что именно вы выбираете.

Существуют также доказательства того, что момент осуществления выбора может повлиять на ваши предпочтения.

Исследования психологии выбора показывают, что при выборе одного элемента над другим акт принятия выбора усиливает наше предпочтение вещи, которую мы выбираем, и обесценивает то, от чего мы отказались. Psychology-best.

ru сегодня знакомит с интересным исследованием, посвященным эффекту, который оказывает акт выбора на предпочтения людей во временном промежутке до 3-х лет.

Участники исследования должны были выбрать место для отдыха. Для одной группы выбор был по определению легким, так как им предлагалось выбрать из двух мест, одно из которых было явно предпочтительней другого. Для участников второй группы выбор был трудным, потому что им предложили направления, одинаково предпочтительные для отдыха.

Через три года участники исследования были снова собраны вместе и им предложили те же наборы мест для отдыха. Еще раз они оценили свои предпочтения.

Что случилось?

Те люди, которые сделали трудный выбор между пунктами назначения, показали более высокий рейтинг предпочтений выбранного ранее места для отдыха по сравнению с тем, которое отвергли. Три года спустя предпочтения людей сохранились.

Когда же выбор был для людей легким, наблюдается другая закономерность психологии выбора. Когда люди сделали легкий выбор, это практически не влияет на их предпочтения. Три года спустя предпочтения людей тех предметов, которые они выбрали, фактически снизились по сравнению с предметами, которые они отклонили.

Что здесь происходит?

Психология выбора является трудной, когда вы должны выбрать один из множества вариантов, которые вам нравятся примерно одинаково. Это трудный выбор, он требует внимания и усилий. Вы также можете чувствовать себя немного неудобно при осуществлении такого выбора.

После того, как вы сделаете такой выбор, те же самые психологические механизмы будут работать, чтобы привести ваш выбор в соответствие с вашими убеждениями. Итак, когда вы сделаете трудный выбор, вы будете увеличивать ваши предпочтения тому, что вы уже выбрали, и вы снизите ваши предпочтения тому, что вы уже отклонили.

И в этом проявляется особенность психологии выбора.

Эффект сделанного сегодня выбора вы можете увидеть еще годы спустя. Это означает, что выбор, который вы делаете сегодня, может быть с вами на долгие годы.

Противоречия профориентации школьников

  1. Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
  2. Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
  3. Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
  4. Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
  5. Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей. Большая часть подобных ошибок и методы их решения подробно разобраны в нашей статье «Типичные ошибки выбора профессии».
  6. Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
  7. Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

Все люди разные

Больше всего времени и сил люди тратят на выбор в той области жизни, которая для них важнее всего, и не теряют времени на выбор того, что считают пустяками. Любительница шитья может часами подбирать пуговицы к ткани, но не заметить, что она съела. Гурман, напротив, будет изучать меню, выбирая блюдо для дегустации, но пройдет мимо афиши театра, возле которой остолбенеет драматург, не стриженный полгода, под укоризненным взглядом стиляги, просидевшего в парикмахерской пол дня. Наблюдая, что и как люди выбирают, можно узнать о них все.

Тревожные люди все выбирают подолгу, они еще больше тревожатся и устают от этого. Уверенные делают выбор быстро и это придает им решимости и сил.

Некоторым нравится сам процесс выбора, они из всего создают проблему и дискуссию. Другие научились ограничивать свой выбор с помощью привычек, стереотипов. Одна и та же зубная паста, стрижка, меню, маршрут, отель на том же самом побережье.

Одна ситуация выбора сменяет или наслаивается на другую и рано или поздно все встречаются с трудным выбором.

Ошибочные выборы направления жизни

Красивая, умная и деловая женщина хочет устроить свою личную жизнь. Но абы какие мужчины ей не нужны, ей нужны мужчины энергичные и состоятельные, и она идет в бизнес, где эти мужчины водятся чаще.

Ошибочные выборы направления жизни

Ошибочные выборы направления жизни.

Случай раз.

Красивая, умная и деловая женщина хочет устроить свою личную жизнь. Но абы какие мужчины ей не нужны, ей нужны мужчины энергичные и состоятельные, и она идет в бизнес, где эти мужчины водятся чаще.

Вроде все разумно.

Чтобы самой что-то из себя представлять и чувствовать более уверенно и независимо, она организует бизнес свой, и через несколько лет фирма под ее руководством начинает приносить ей достойный доход.

Мы ее поздравляем!

Она довольна?

Как бы не так.

Да, она прекрасно одевается и уезжает от любовника на собственном «Лексусе», а вот поиск мужа затруднился. Она стала жесткой, научилась командовать, вести переговоры и отстаивать свои интересы, короткое «Цыц» ей теперь не скажешь, тем более и зарабатывает она больше большинства мужчин. Да и сама она теперь, оценивая мужчин глазами руководителя, любому из них знает цену, и цена эта оказывается не высока… Ее боятся, а она не влюбляется: вот засада!

Если вы забыли, что в вашей жизни главное, и служебное направление стало для вас основным — подобные засады получите и вы. Если вам нужна личная жизнь, бизнеса в вашей жизни должно быть ровно столько, сколько нужно для личной жизни. И вам нужен только такой бизнес, который работает на вашу личную жизнь.

Случай два

У женщины капризный ребенок, она пошла на занятия по воспитанию детей. Там поняла, что без налаженных отношений с мужем трудно на что-то рассчитывать, и записалась на тренинг по Семейным отношениям. Пройдя тренинг Семейных отношений, почувствовала, что все дело в ее низкой самооценке, и поехала на Психотерапевтический интенсив. Там заинтересовалась техниками сексуального раскрепощения, что обещало вообще невероятно радужные перспективы…

Только все это время муж и ее ребенок были без мамы, в результате чего количество проблем в семье не уменьшилось, а увеличилось.

Если вы хотите, чтобы у вас была качественная семья, вам нужно Личностное развитие. Но только такое развитие, которое нужно именно вашей семье, и ровно столько, сколько для семьи необходимо. Все остальное — лишне, и, возможно, вредно.

Случай три

Энергичный молодой человек открыл свое дело, начал хорошо разворачиваться, но влюбился в девушку с чудесной улыбкой. Девушка понравилась его друзьям, его подтолкнули — он женился, при этом завязались теплые отношения с ее родней и вместо его MBA решили все вместе строить дачу. Родился ребенок, через год еще одна радость, жену надо Страховать ночами, в результате забросил спорт и привык сидеть у телевизора. Дети славные, друзья замечательные, жена веселая, но… Бизнес завис, а потом и завял — как-то, понимаете, получилось не до него. Фирму продал, устроился заведующим отделом к другу, вечером торопится домой…

Вроде все хорошо, только постоянное ощущение, что планы свои — предал. Жизнь — затянула. Хорошо, что дочка отвлекает от тоски, а то ведь и запить недолго.

Об ушедшем бизнесе грустить бесполезно: за все нужно платить. Если вам дорог бизнес, у вас должно быть столько личной жизни, сколько нужно вашему бизнесу.

Итого

Что в вашей жизни главное — определяете вы. Но как только с главным вы определились, объем служебного направления вам задается уже автоматически. Нельзя больше — и нельзя меньше. Получите и распишитесь.

Метки: личность, страхи, психотерапия, семья

Похожие материалы:

  • Роль детской фотосессии в воспитании детей
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Выводы

Психология выборовВ качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.