Юмор, чувство юмора

Типы чувства юмора

Чтобы определить характер юмора, а значит и личностные особенности человека, не обязательно общаться с ним, достаточно проанализировать продукты его творчества (рисунок, сценарий, книга, песня). Что и сделала Р. Сильвер. Автор пользовалась рисуночным тестом. В результате этого она выявила 7 типов чувства юмора:

  1. Патологический черный юмор. Для него характерен смех над ситуациями смерти и опасности. Это насмешка над чужими страданиями и страхами.
  2. Непатологический черный юмор. Смех также над ситуацией смерти, несчастья, но при условии, что сам участник этой ситуации не демонстрирует страдания или страх.
  3. Уничижительный юмор. Предполагает насмешки и унижения по какому-либо признаку.
  4. Самоуничижительный юмор. Высмеивание собственных неприятных черт.
  5. Неясный юмор. Что-то отстраненное, не предполагающее конкретного развития событий далее.
  6. Умеренно положительный юмор. Предполагает преодоление неудач с помощью высмеивания, доброго смеха над самим собой. Особенно по достижению успеха.
  7. Выраженный положительный. К выше описанному добавляется игра слов, высмеивание абсурда и двойственности ситуации. Это игривый юмор, иногда объединяющий нескольких персонажей.

Для каждого человека характерно преобладание того или иного чувства юмора в зависимости от ситуации. Но этим и затрудняется дифференциация чувства юмора по принципу патологии/нормы.

Теория превосходства

Те самые две с лишним тысячи лет назад мыслители уже пытались ответить на вопрос, что такое по-настоящему хорошая штука. Так возникла одна из первых теорий юмора, которую принято называть «теорией превосходства». Между прочим, в ее создании приняли участие Сок­рат, Платон и Аристотель, то есть, как видим, самые светлые головы были кинуты на этот важнейший для выживания человечества вопрос. Практически единогласно было решено: смешно — это когда кто-то получает древнегреческим тортом по древнегреческой роже. Дескать, нам нравится смеяться, глядя на глупости и безумства других, потому что в этот момент мы чувствуем себя умнее и круче этих жалких смешных людишек. Например, процитированный в первых строчках этой статьи анекдот, согласно данной теории, смешон потому, что мы чувствуем себя куда умнее и нравственнее, чем его герой, который не понимает сути похоронной церемонии и готов задавить самые горькие свои чувства, боясь выглядеть нелепо.

Эта теория очень долго считалась единственно верной, и от этого здорово не поздоровилось юмору вообще. Раз юмор, по сути, всегда насмешка над другим, то он изначально жесток, оскорбителен и не приличествует достойному человеку. Христианство полностью соглашалось с этой точкой зрения: святые не хихикают, зато бесы хохочут и скалятся, смех — это грех и болезнь духа. Образ рыцаря, который неудачно пошутил и потерял все, начиная от невесты и заканчивая собственной душой, — чрезвычайно популярная средневековая фабула (и вспомним, что именно так возник Коровьев в «Мастере и Маргарите» Булгакова). В общем, «Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете» (Лк 6:25). Да и сегодня огромное количество людей согласно с этой теорией и с пеной у рта настаивает на том, что есть вещи, на которыми смеяться нельзя. И список этих вещей у них обычно так объемен и политкорректен, что включает если не всю нашу Галактику, то, по крайней мере, видимую ее часть. Смеяться нельзя над расами, нациями, стариками, мертвыми, религиями, идеалами, историей, детьми, женщинами, инвалидами, серьезными предметами… Именно потому, что эти люди воспринимают любой юмор прежде всего как издевку, пренебрежение, демонстрацию превосходства.

Как развить чувство юмора (рекомендации на каждый день)

Прежде всего важно понять, что необходимо для чувства юмора:

  • зрелые познавательные процессы (психофизиологическая взрослость);
  • сформированная Я-концепция и развитое самосознание (личностная зрелость);
  • сложная внутренняя организация (глубокий и широкий внутренний мир);
  • очень хорошо развитое абстрактное мышление.

Все это необходимо, чтобы понимать, насколько предмет шуток соотносится с самим автором и другими людьми. Безусловно, смеяться могут все. Но очевидно, что причины смеха и содержание шуток ребенка и взрослой развитой личности очень отличаются.

Для формирования чувства юмора большое значение играет чувство самоиронии, что в свою очередь связано с самопринятием и самопониманием. Второй элемент – психологическая безопасность, чувство защищенности и уверенности в своих силах.

Без чувства юмора тяжело живется и самому человеку, и его окружению. Но развить его можно.

  1. В первую очередь вспомните, что лежит в его основе: высокий уровень развития познавательных способностей. Соответственно, тренируйте интеллект, память, мышление.
  2. Читайте книги, смотрите фильмы. Во-первых, книги развивают нас, а во-вторых, там можно встретить немало острот, интересных образов. Чем чаще вы будете сталкиваться с какой-то схемой, тем прочнее она укоренится в вашем подсознании. Попросите кого-то вам «расшифровывать» юмор, постепенно вы сами научитесь его видеть. Еще чуть позже сможет сами придумывать шутки.
  3. Расширяйте кругозор, пополняйте словарный запас. Освойте техники коммуникации.
  4. Как шутить? Берете какой-то не важный для вас и собеседника образ и с помощью аналогии сравниваете его с чем-то («Ну ты прям как…») или с помощью логики придумываете исход событий («Ты бы еще…»).
  5. Развивайте самоиронию. Для этого нужно осознать свои недостатки и принять их, а после научиться спокойно их использовать.
  6. Заучивайте и рассказывайте анекдоты. Скорее всего, подойдет этот метод для начинающих шутников. Но постепенно, если будете выполнять и другие рекомендации, то сможете сами шутить. Рассказывайте анекдоты в тему и очень артистично, передавая эмоции словами и жестами.
  7. Не бойтесь отвечать шуткой на шутку. Остроумные люди притягивают друг друга. Всегда приятно услышать достойный ответ, осознать родственность души и интеллекта.
  8. Научитесь видеть что-то смешное в повседневности: вот в толпе дама идет в забавной шляпе как у Шапокляк, а вот у салона красоты забавная вывеска, а там мужчина, ну, копия мультяшный персонаж.
  9. Посмотрите выступления стендаперов, комиков. Как изящно они шутят над недостатками мира или собственными изъянами! Но не все авторы, некоторые скатываются в пошлости. На мой взгляд, прекрасен в своем жанре стендапер Джордж Карлин.
  10. Всегда наблюдайте за реакцией окружающих на ваши шутки. Можно напрямую попросить кого-то из близких людей наблюдать за вами, критиковать, помогать, подсказывать.

В общем, нужно саморазвиваться и личностно расти.

Как этому научиться

Бесспорно: умение развивать чувство юмора и пользоваться им на благо себе и окружающим не приходит из ниоткуда. Конечно, кто-то классно юморит и развлекает других и себя уже с малых лет, ведь наследственность есть наследственность. Такие люди, кстати, очень часто посвящают юмору свою жизнь и становятся профессиональными комиками, да и учиться быть смешными им не обязательно (хотя даже они оттачивают свое мастерство и повышают скилл, как сейчас говорят). Остальным же требуется трудиться, чтобы «выловить рыбку из пруда», стараться, заниматься и развиваться. Но и воспринимать этот процесс, как непроходимую преграду, не нужно – научиться можно всему, причем своими силами – было бы желание.

Как и в любой другой теме, в развитии чувства юмора существуют две стороны:

  • Теоретическая сторона – включает в себя информацию теоретического характера, требующуюся для создания базы для практики
  • Практическая сторона – использование теоретической информации в практической деятельности

Сложность, правда, нередко состоит в том, что многие люди, освоив теорию, бросают начатое на полпути, и так и не переходят к практике. И причина здесь кроется не только в индивидуальных особенностях каждого человека. Дело в том, что любой обучающий курс, любой тренинг, любой теоретический материал должен создаваться с основой на последующую практику. В противном случае знания просто запылятся на полках памяти, покроются паутиной, задвинутся в дальние углы и не принесут никакой пользы.

Руководствуясь этой идеей, мы и разработали представленный курс по развитию чувства юмора. Мы преследуем две цели: первая – это снабдить вас качественным материалом для прочтения и изучения, а вторая – научить использовать его в жизни. Поэтому и каждый из уроков курса отличается двусторонней направленностью: в них есть и теория, без которой практика просто невозможна, и практика – советы, рекомендации, упражнения и приемы – инструменты для перехода от слов к делу.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Чувство юмора в психологии

По тому, над чем человек смеется и как он шутит, можно многое о нем узнать, например, его ценности и убеждения, принципы (или их отсутствие), больные точки, особенности характера и темперамента, уровень интеллекта и ширину кругозора, глубину внутреннего мира.

Думаю, вы сами замечали, что кого-то рассмешить очень легко, кто-то понимает только прямые шутки, кто-то повторяет чужие образцы, а кто-то сам шутит, да так интересно и утонченно, что не всегда оказывается понят другими.

Какова же структура юмора и почему чувство юмора отличается? В чувстве юмора задействованы познавательные процессы и эмоции, а также физиология.

Познавательные процессы – это внимание, память, мышление, воображение и другое. Чем выше развиты эти свойства психики, тем острее и интереснее у человека чувство юмора.
Причем тут физический уровень? Под этим подразумеваются вербальные и невербальные способы, используемые человеком.
Про эмоции все еще понятнее: мы от природы отличаемся темпераментом, а значит и эмоциональностью

Жизненный опыт тоже вносит свою лепту. В результате кто-то более эмоционален, кто-то менее. У кого-то преобладают положительные, а у кого-то отрицательные эмоции.

Для того чтобы мы посмеялись, посыл (а юмор всегда связан с какой-то мыслью, образом) должен быть не значим для нас, то есть вводить в состояние игры, а не вызывать переживания. Отсюда и обиды с фразами «Да ты чего, я же пошутил». Есть вещи, над которыми шутить нельзя. Но беда в том, что для каждого человека это свои идеи, личные.

Из сказанного выше вытекает еще одна важная функция юмора: познание другого человека и себя. Развитие своих коммуникативных способностей, эмпатии, чувствительности, умения встать на место другого человека.

На этой же почве то, о чем мы шутим, а точнее что воспринимаем серьезно, а что нет, говорит о наших желаниях и потребностях, отношении к человеку или каким-то вещам. Наверняка, случалось такое, что вы сами не верили в серьезность происходящего до последнего.

Теория утешения

Под теорию несоответствия самую большую мину заложили, конечно, дети и зверюшки. Хохочущие младенцы, которые не могут осознавать никакие нелепости и неожиданности (ибо для этих свеженьких гостей из ниоткуда даже собственная нога — огромная неожиданность). Веселящиеся шимпанзе, кидающиеся банановыми шкурками в посетителей. Выяснилось, что хохотать умеют и любят даже крысы, которые проделывают это, когда им грамотно щекочут брюшко.

Теория превосходства тоже никак не сочеталась с заливистым хохотом малюток, которым делают козу. Поэтому пришлось изобретать новую. И к ней приложили руку тоже весьма именитые граждане. Например, философ Герберт Спенсер и даже отец психоанализа Зигмунд Фрейд, развивший ее в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному». В кратком пересказе теория утешения выглядит так: смех — реакция на редуцированную агрессию, на оказавшуюся безобидной мнимую опасность, это мгновенный сброс напряжения, вызванного страхом. Крысу как бы понарошку атакуют, но ее ощущения, скорее, приятные. Ребенок видит рядом с собой другое существо и пугается, но в ту же секунду узнает в этом огромном блине лицо дорогой маменьки и облегченно смеется. Животные в шутку, не по-настоящему дерутся и таким образом развлекаются. Или, например, толпа, собравшаяся на площади полюбоваться казнью, гогочет над уморительными судорогами повешенного — это опять-таки реакция облегчения: «Слава богу, я не на его месте. Солнце светит, жизнь прекрасна, смерть выбрала не меня. О, гляди-ка, а тут и жареные каштаны продают!» (При этом люди с сильно развитой эмпатией такого облегчения не испытывают, ибо слишком сочувствуют казнимому, – наоборот, они долго пребывают в ужасе и стрессе.) Хохот на похоронах, как показывают нам, например, развеселые погребальные мексиканские традиции, работает не хуже, чем самые громкие рыдания плакальщиц, ибо и то и другое — способ максимально снять стресс, выдать на-гора рекордную норму эмоций и таким образом пережить их.

В свете этой теории анекдот из «Филогелоса» смешон потому, что он заставляет испытать облегчение, избавив нас от необходимости пусть мимолетно, но сочувствовать родителям, ибо те, вместо того чтобы взывать к нашему состраданию, беспокоятся о всякой ерунде. И, кстати, черный, кощунственный, сексистский, расистский и прочий неполиткорректный юмор в свете этой теории имеет полное право на существование, так как больше всего нужен именно жертвам, помогая им справиться со своими травмами. Достаточно вспомнить, что чаще всего про холокост шутят в Израиле.

Когда и как шутить?

Юмор должен быть не только смешным, но и соответствовать ситуации. Известно, что лучшая шутка – это та, которая прозвучала в нужный момент. С ее помощью можно разрядить напряженную обстановку или поддержать человека, готового опустить руки. Поэтому нужно правильно оценивать ситуацию, ведь бывает так, что юмор совершенно неуместен, а иногда и попросту оскорбителен.

Нельзя смеяться над увечьем или болезнью, над катастрофами, чужими бедами, не стоит задевать религиозные чувства людей или высмеивать слабого человека, который не сможет подыскать достойного ответа.

Чудесные свойства юмора в том, что он делает людей лучше и побуждает объединяться, а обидные шутки – это всего лишь злословие, которое говорит о черствости человека и его неспособности понимать окружающих.

Человек, старающийся развить чувство юмора, должен быть готов к тому, что и сам станет объектом чьих-то шуток. Неотъемлемая черта всех юмористов – умение посмеяться над собой. К тому же, нужно уметь оценивать по достоинству не только собственные шутки, но и чужие – только так можно в полной мере обучиться искусству смешить окружающих.

5 ответов на вопрос «Что мешает людям смеяться?»

Способность воспринимать смешное у всех разная. Существует пять факторов, очень влияющих на эту способность.

1. Обидчивость и высокие стандарты приличия

Или их полное отсутствие. Если тебя шокирует слово «жопа», то это не значит, что ты неостроумный человек. Просто анекдоты с этим словом тебе будут нравиться меньше, чем людям без таких ограничителей. Но если ты к данному слову вообще равнодушен, то ты еще меньше способен развеселиться по его поводу. То есть нужно точное попадание в границы и ювелирное их нарушение. Громче всего над шутками про толстушек будут смеяться стройные женщины, шуткам над религией — атеисты. Но не советуем тебе выступать с этой программой перед залом в клинике голодания или на мероприятии в епархии.

2. Недостаток знаний или сообразительности

Если человек не способен оценить абсурдность ситуации, потому что вообще не слишком разобрал, о чем идет речь, или если он не умеет понять соль шутки, пока ему ее не объяснишь, то, естественно, бедняга не рассмеется даже самому-рассамому смешному анекдоту. Разве что из вежливости. Поэтому чем образованнее люди, тем богаче, разнообразнее и заковыристее может быть у них юмор. Но не спеши завидовать умникам и сожалеть о кретинах, не посмотрев следующий пункт.

3. Излишняя образованность или сообразительность

Ошибочно думать, что перед членами академии наук юмористам выступать проще, чем перед старшей группой детского сада. Наоборот, человеку, обремененному знаниями и интеллектом, веселиться час­то сложнее, чем незамутненным умам, потому что он наизусть знает все эти анекдоты, за свою много­трудную жизнь он выслушал сотни их вариаций. Хуже того, даже если анекдот ему каким-то чудом не знаком, он догадается, в чем прикол, еще за минуту до того, как рассказчик, пыхтя, доберется до конца. Без эффекта неожиданности весело не будет — будет только чувство неловкости за горе-комика.

4. Слабое воображение

Лучшая аудитория для комика — это люди с живым воображением, которые, слушая или читая, быстро умеют строить в голове яркие модели. Ночь. Горячее дыхание. Прекрасная женщина. Скрежет ключа в скважине. Чем живее будет созданная картинка, тем смешнее и неожиданнее покажется развязка. У людей с небогатым модельным воображением, которые просто умеют получать информацию, принимать ее к сведению и хранить, но не разукрашивать ее образами, чаще всех прочих бывают серьезные проблемы с юмором.

5. Принципы

Что дает хорошее чувство юмора?

Чувство юмора – одна из важнейших черт характера, на которую первым делом невольно обращаешь внимание. По сути, оно говорит о самом человеке гораздо больше выразительной внешности или высокой эрудиции

1. Чувство юмора – визитная карточка успешной личности.
2. Тонкий юмор невозможен без развитого интеллекта.
3. Это качество подавляет эгоизм.

Чувство юмора помогает людям на многие сложные ситуации смотреть, не погружаясь в негативные переживания, тем самым создавая позитивный контекст. Такой подход позволяет проще относиться к неудачам и поражениям, избежать которых в реальной жизни практически невозможно. Юмор разряжает обстановку в сложных, напряженных ситуациях. Он позволяет хоть на небольшой период времени отвлечься от трудностей и проблем. Без тонких шуток и жизнь казалась бы нам грустной и скучной. Поэтому, развитие чувства юмора имеет колоссальное значение для любой личности.

Утро вечера мудренее

Вопрос: Мы с мужем постоянно ссоримся, потому что он не хочет детей, я ему объясняю, что их уже никуда не денешь, а он говорит, что денешь. Как мне быть? Лариса.

Ответ психолога: Лариса, скажите мужу, что это не его дети и не ему решать, что с ними делать.

Вопрос: Мой парень ежедневно меня избивает и унижает морально. Ещё он каждый день бьёт меня топором, льёт мне на лицо кипяток и пытается задушить леской. Скажите, что мне делать? Маша, 20 лет.

Ответ психолога: Маша, попробуйте с ним поговорить и объяснить, что Вы чувствуете. Возможно, он просто не замечает, что своим поведением делает Вам больно.

Вопрос: Я встречаюсь с парнем уже 3 года и все эти 3 года у нас отношения на расстоянии и это очень сложно. Я живу в Чертаново, он в Химках, у нас нет прямой маршрутки, мы не видимся по полгода. Он предлагает переехать к нему, но я не знаю. Марина.

Ответ психолога: Марина, я считаю, что отношения на расстоянии — это настоящая проверка чувств на прочность. Вы живёте далеко друг от друга, у Вас разная культура, у Вас разный менталитет, разный язык. Прежде чем начать жить вместе, Вам нужно научиться уважать обычаи и традиции Ваших народов. Попробуйте съехаться на время, если не понравится- вызовите такси.

Вопрос: Мой молодой человек намного старше меня, настолько, что у меня не поворачивается язык назвать его молодой человек. Подскажи, пожалуйста, как мне быть? Катя.

Ответ психолога: Катя, попробуйте с ним поговорить и объяснить ему, что он старый. Объясните ему, что если он хочет быть с Вами, то ему надо меняться. Скажите ему, что это слишком эгоистично — быть старым и ничего не пытаться с этим сделать.

Вопрос: Мой молодой человек постоянно намекает на секс втроём. Я в принципе, не против, но он хочет это сделать, когда он будет в командировке. Я этих ребят не знаю, но он говорит, что они порядочные. Как мне быть? Вика.

Ответ психолога: Вика, ни в коем случае не соглашайтесь. Это на первый взгляд безобидное и милое предложение на самом деле ловушка. Просто тактично откажитесь и ударьте его ножом.

Вопрос: Девушка, с которой я встречался 7 лет, сказала, что нам нужно расстаться. Я с уважением отнёсся к её выбору, выпил бутылку водки, разбил телефон и ударил кулаком витрину. Подскажите, что мне делать, ведь я её люблю. Антон.

Ответ психолога: Антон, Вы должны понимать, что с уходом любимого человека жизнь не заканчивается, а просто становится невыносимой. Вам нужно сменить обстановку. Попробуйте уйти в запой. Продолжайте стремительное путешествие по социальной лестнице вниз, на дне Вас ждут новые встречи, новые знакомства, новые друзья и новая любовь.»опубликовано econet.ru.

Юлия Терёшкина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

От чего зависит чувство юмора?

Оглянитесь вокруг на свое окружение: наверняка не все ваши знакомые умеют искромётно шутить, попутно поражая окружающих остроумием и харизмой. Но, помимо них, могут обнаружиться и такие люди, которые не понимают даже простых шуток. Возможно, вы привыкли к этом и воспринимаете людей такими, какие они есть, понимая, что развитое чувство юмора – свойство характера, присущее далеко не всем.

Наличие чувства юмора зависит от:

1. Уровня интеллекта человека. Для того, чтобы интересно пошутить, следует сначала оценить ситуацию, проанализировать ее у себя в голове, выделить смешную сторону проблемы, а потом красиво сформулировать свою мысль для окружающих. Самое главное мастерство заключается в том, чтобы сформулированная шутка была смешной не только одному человеку, а всем, кто ее слышит. А для этого нужно обладать определенными умственными способностями.

2. Взглядов на жизнь. Большую роль, если вас интересует развитие чувства юмора, играет и отношение человека к жизни, пережитый опыт, коммуникативные навыки. Порой случается, что человек с хорошим чувством юмора оказывается незамеченным из-за стеснения высказаться публично, боязни, что его шутка не пройдет. При более близком знакомстве такой человек вызывает удивление и открывается с новой стороны.

Неожиданные факты о юморе

Научное обоснование. За восприятие шуток отвечают те же зоны головного мозга, что и за ощущение болевых воздействий. Именно зоны лобных долей человека реагируют в тех случаях, когда что-то развивается не по стандартному сценарию.

Все шутки можно назвать продуктом реакции нервной системы человека на возникающий парадокс.

Когда в систему восприятия мира не вписываются какие-то факторы, человек с чувством юмора начинает их высмеивать, таким образом он неосознанно защищается от проблем.

Несоответствие. Многие люди, которые обладают развитым чувством юмора и постоянно шутят над окружающими их людьми или ситуациями, подвержены депрессивным расстройствам и сильным эмоциональным переживаниям.

Часто люди, чувство юмора которых известно на весь мир, страдали от психических заболеваний или заканчивали свою жизнь самоубийством.

Ярким примером такой личности является Робин Уильямс. Яркая и красивая маска клоуна идеально скрывает от окружающих людей с тяжелой формой депрессии.

Закрытые люди. Что касается интровертов, то здесь сложно выделить основные причины их замкнутого характера и манер поведения. Возможно, что такие люди закрываются от общества, так как им сложно откровенно заявлять о своих переживаниях, мыслях, публично проявлять эмоции.

Если человек молчалив и необщителен, это не свидетельствует об отсутствии чувства юмора.

В любом коллективе чувство юмора приписывается тем, кто открыто шутит, способен остроумно обыграть любую ситуацию, быстро придумывает идеи и не стесняется высказываться. Однако закрытые люди нередко обладают таким же потенциалом, но проявлять его не стремятся. Они способны ощущать себя полноценными, счастливыми личностями, и не транслируя свое чувство юмора во вне.

Человек с чувством юмора всегда привлекательнее тех, кто шутит неохотно или вовсе не произносит и не воспринимает шуток. В любом деле – на работе, в бизнесе, в семейной жизни, даже на важных совещаниях — уместная тонкая шутка выделит вас и произведет хорошее впечатление. Каким бы ни был серьезным человек, он всегда остается человеком, и юмор помогает ему проявлять человеческие качества. Обладать чувством юмора – значит проще смотреть на повседневные проблемы, создавая благоприятный эмоциональный фон для их решения. Общаться с людьми с развитым чувством юмора – значит, формировать вокруг себя круг общения, способствующий этому.

Полезные советы для развития острого ума и чувства юмора

  1. Учитесь начинать день в хорошем настроении и с улыбкой, тогда в любой проблеме найдется и юмористическая сторона.
  2. Интересуйтесь юмористическими передачами и фильмами, читайте свежие анекдоты, общайтесь с веселыми людьми.
  3. Будьте уверены в себе. Адекватная самооценка помогает шутить над собой и не обижаться на остроты в свой адрес.
  4. Принимайте участие в творческих мероприятиях или личностных тренингах – они помогают преодолеть неуверенность в себе, если нужно выступать перед аудиторией, раскроют ваш внутренний творческий потенциал.
  5. Выберите нескольких личностей, чье чувство юмора вам особенно нравится. Смотрите их выступления и анализируйте их шутки.
  6. Записывайте шутки, которые вам особенно понравились. Создайте свой «журнал шуток», а затем с их помощью придумывайте новые.

1. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он раскрывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства

К ВПФ относятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышление, воля — весь комплекс тех психических процессов, без которых невозможно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психограмме руководителя

Согласно этому закону, ВПФ не возникают сами по себе. В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития. Те дети, которые обнаруживали лучшие способности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л. С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудничество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Отключить

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссылаться на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой деятельности потенциал.

Теория возбуждения и утешения

Теория возбуждения продолжает идею Герберта Спенсера (смех высвобождает энергию) и идею Иммануила Канта (смех снимает психологическое напряжение). Кант указывал на то, что смех представляет собой эмоцию как результат резкого прекращения напряженного ожидания

А другой сторонник этой теории и основоположник современной теории возбуждения – Даниэл Берлайн – детально рассматривал всевозможные свойства стимулов, которые привлекают внимание и вызывают эстетические переживания от смеха, игр и искусства. Берлайн считал их сопоставительными переменными, т.к

они подразумевали одновременное восприятие объектов для сравнения и сопоставления. Среди свойств он выделял сложность, новизну, разнообразие, неожиданность, избыточность, двусмысленность и несоответствие, благодаря которым воспринимаемое становится необычным и интересным, вызывающим возбуждение головного мозга и вегетативной нервной системы.

Здесь же отметим, что исследования психолога Игоря Гавански показали связь улыбки, смеха и возбуждения и эмоционального удовольствия от юмора, однако оценка забавности всегда в большей степени связана с пониманием юмора и когнитивной оценкой. Некоторые другие ученые (Годкевич, Зиллман, Брайант, Кантор и другие) выяснили, что, во-первых, чем сильнее возбуждение, тем больше удовольствия от юмора получает человек, а во-вторых, большему удовольствию способствует как негативно, так и позитивно окрашенное возбуждение.

Что такое чувство юмора

Чувство юмора – это черта характера, которую можно развивать в себе самостоятельно. Оно помогает изначально легче относиться к возникающим ситуациям и обеспечивает психологическую и эмоциональную устойчивость. Это социальная категория, появившаяся с возникновением общества, со своими законами и нормами. В животном мире не существует юмора, точно так же, как оно будет отсутствовать у человека, воспитывавшегося вне социума. Это не исключает смеха и шуток на низком примитивном уровне. Такой смех и веселье, который связан с болью, обидой, страданием другого существа не имеет отношения к юмору.

Во многом юмор выполняет роль психологической защиты, когда именно придание комичного смысла помогает пережить чрезмерно тяжелые моменты. Юмористичное описание ситуации запускает определенные механизмы в мозгу, формирующие новые нейронные связи, поскольку связывает привычные неожиданным способом. Именно в непредсказуемости и оригинальности сопоставления и заключается основная функция комичности. При этом каждое исследование отмечает специфичность и субъективность восприятие юмора. Например, шутки, присущие врачам и военным, полицейским и спасателям гражданскими лицами могут восприняться, как грубость, неуважение и прочее. Черный юмор данных специальностей объясняется именно активацией защитных механизмов психики, позволяющих абстрагироваться от происходящего ужаса и ежедневных столкновений со смертью.

Еще один вариант психологической защиты при помощи юмора происходит, когда человек сталкивается с табуированными темами. Возникающее напряжение необходимо куда-то сублимировать или найти иные способы контакта с происходящим, кроме прямого взаимодействия. Смех в таких ситуациях помогает снять значительную часть напряжения, а также позволить рассмотреть ситуацию под другим углом, не запретным.

Так еще одна функция юмора – гендерная

Мужчине надо иметь чувство юмора, чтобы нравиться женщинам, привлекать их внимание и дарить позитивные эмоции. Женщины предпочитают именно таких мужчин, поскольку подсознательно умение шутить воспринимается, как умение адаптироваться к любой ситуации, владеть различными приемами, конечно кроме моментов, когда смех является реакцией смущения

Мужчины, в свою очередь, выбирают тех женщин, которые смеются их шуткам, комичным ситуациям или способны пошутить сами. Поскольку не только активное продуцирование юмористических ситуаций, но и их понимание свидетельствует о степени развитости чувства юмора. Это является своеобразным естественным отбором людей одного уровня развития, как среди друзей, так и в создании интимных отношений. Построение взаимодействия с человеком, которому не смешно то, что вам будет вызывать огромные трудности, и наоборот – самые крепкие и длительные отношения у тех, кто смеется над одинаковыми вещами.