Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором

Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

искренне заинтересован предметом повествования;
преподносит материал доступно;
убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала

Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).. Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом

Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Этика публичных выступлений и речевой этикет

Этика публичных выступлений — это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения. Этическая позиция характеризуется здравомыслием (компетенция, эрудиция, а, следовательно, доказательность, аргументированность), доброжелательностью, открытостью, самоконтролем, порядочностью и тактичностью. Основы ораторской этики были разработаны еще в античности в трудах Платона, Демосфена и других ораторов с учетом особенностей своего времени.

Речевой этикет — это устойчивые, стандартизированные высказывания, соответствующие определенным этическим нормам. Эти речевые формулы могут быть связаны с различными ситуациями общения: формы обращения, знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, утешение. сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение. С. Смайлс отмечал: «Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца. а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей». Речевой этикет имеет национальную, социальную, культурную детерминированность. Для оратора самое главное — этично выразить свое согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением собеседника, вступить в разговор и прекратить его, управлять временем речи.

Ораторское искусство

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

эрудированным;
высокоинтеллектуальным;
опрятным, притягивающим внимание.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией

Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Тема 1 0 . культура речи оратора. оратор и аудитория