Конфликты и способы их предупреждения

Введение

Давайте начнём с определения

Исход таких разногласий иногда можно спрогнозировать, но чаще всего он непредвиденный. Он зависит не только от предмета спора, но и личностей, которые в нём участвуют, их мотивации, а также обстановки и фона, в котором он возник. Обычно люди негативно относятся к ссорам, спорам, предпочитая их избегать.

Порой игнорируются свои потребности из страха и нежелания конкурировать, что-то прояснять и заявлять о себе и своей, может быть, отличной от других, точки зрения. Но современная психология приводит очень много доводов, исходя из которых, прояснения разногласий рассматриваются не только как полезные, а и вообще необходимые. И не только для человека с целью улучшения его качества жизни, а также для целой организации, которая перестаёт развиваться, если сотрудники всячески «уходят» от напряжённых моментов.

Поэтому задачей менеджеров и руководителей в крупных корпорациях и успешных компаниях, является искусственное создание творческих, стимулирующих деятельность обстоятельств.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Стадии конфликтных ситуаций

Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.

Латентная стадия

Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:

  • Проблемы с передачей информации, когда возникает недопонимание, или факты искажаются;
  • Окружающая обстановка. Постоянное давление на человека при авторитарном стиле руководства, отсутствие возможности высказать собственное мнение, участие в работе без энтузиазма, отсутствие мотивации приводят к разного рода противоречиям;
  • Особенности характера, мировоззрения. Конфликт возникает, если встречаются люди, имеющие разные ценности, взгляд на проблемы. Также провоцируют развитие недовольств некорректное общение, хамство, неуважение к окружающим.

Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.

Конфликт

Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.

Разногласия становятся очевидными для всех, в том числе окружающих. Активное проявление эмоций – главный признак стадии. Как будет развиваться конфликт, зависит от подготовленности сторон. Обычно на первое место становятся эмоции, поэтому логика, здравомыслие отступают на второй план. Одна из сторон пытается ограничить действия другой, лишить ее объекта, являющего элементом структуры конфликта. В ход идут оскорбления, призванные унизить, обидеть, вызвать на эмоции. Не исключается насилие, цель которого – причинить физическую боль.

Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.

Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер

Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий

Конфликты и способы их предупреждения

Напряженная стадия конфликта

Разрешение проблемы

Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:

  • Сотрудничество;
  • Компромисс;
  • Насилие;
  • Конфронтация;
  • Избегание конфликта.

Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.

Постконфликтная стадия

Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.

Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию

Конфликты и способы их предупреждения

Мирное решение конфликта

Конфликтная личность ригидного типа.

1. Подозрителен.

2. Обладает завышенной самооценкой.

3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

5. Прямолинеен и негибок.

6

С большим трудом принимает во внимание точку зрения окружающих. Не очень считается с их мнением

7. Выражения почтения со стороны окружающих им воспринимаются как должные.

8. Выражения недоброжелательства со стороны окружающих воспринимаются им как обида.

9. Мало критичен по отношению к своим поступкам.

10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к действительным или мнимым несправедливостям.

2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

Стадии социального конфликта

Принимая непосредственное участие в противостоянии, довольно сложно абстрагироваться и мыслить о чем-то ином, поскольку часто расхождение во взглядах бывает довольно острым. При этом наблюдатели конфронтации могут без труда выделить основные стадии социального конфликта. Обычно социологи расходятся во мнениях о количестве стадий социального противостояния. Зато все они сходны в определении социального противоборства. В узком смысле, социальным противостоянием именуют конфронтацию, причиной которой стали разногласия социальных общностей в обосновании трудовой деятельности, в целом ухудшение экономического состояния и статусного положения либо в сравнении с иными коллективами, снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью. Характерным признаком социального противостояния считается существование объекта противоборства, обладание которым имеет связь с фрустрацией индивидов, вовлеченных в социальную конфронтацию.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта — зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности

Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Конфликтная личность бесконфликтного типа.

1. Неустойчив в оценке и мнениях.

2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Глубоко не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

Тактики

А. Общие рекомендации. При возникновении напряжения между партнерами проявлять:

1

Внимание к собеседнику

2. Доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение.

3. Естественность.

4. Терпимость к его слабостям.

5. Сочувствие к нему, участие.

6. Выдержку, самоконтроль.

7. Спокойный тон.

8. Лаконичность, немногословность. Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию со стороны собеседника.

9. Постоянно поддерживать обратную связь с собеседником.

10. Чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит.

11. Следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и стремиться не терять его.

12. Стараться смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за их изменениями.

13. Пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние.

14. Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в этом состоянии?».

Б. Поведение на первой (дословесной) фазе беседы:

1. Дать выговориться, не пытаться перекричать, перебить.

2. Внимательно выслушать.

3. Сделать паузу, если собеседник излишне активен.

4. Показать мимическими, двигательными средствами (без слов), что ты заметил состояние собеседника.

5. Уменьшить социальную дистанцию (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).

В. Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы:

1. Доброжелательно поприветствовать собеседника.

2

Отвлечь или переключить внимание собеседника (предложить закурить, дать в руки документ, касающийся собеседника, снять трубку, сказать что-нибудь приятное, например, комплимент, связав его с проблемой или состоянием собеседника)

3. Предложить сесть (причем садиться по возможности под острым или прямым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра).

4. Сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседника, если его статус выше, позиция сильнее, чем у тебя.

5. Сказать о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у тебя.

6. Обратиться к фактам.

7. Признать свою вину, если она есть.

8. Признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав.

9. Дать понять собеседнику, что ты понимаешь, насколько важен вопрос, о котором он говорит.

10. Показать ему, что ты заинтересован в решении его проблемы.

11. Подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником.

12. Разделить с ним ответственность за решение проблемы.

13. Подчеркнуть, что ты доверяешь собеседнику.

14. Подчеркнуть лучшие качества, которые есть в партнере, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием.

15. Подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых других.

16. Попросить у собеседника совет, как тебе поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию.

17. Обещать поддержку, если это не противоречит твоим принципам, интересам дела.

18. Если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

1

Внимание к собеседнику. 2

Доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение. … 3. Естественность.

Целенаправленно конфликтный тип личности.

1. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей.

2. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов.

3. Склонен к манипуляциям во взаимоотношениях.

4. Рационально действует в конфликте, считает варианты, оценивает позиции сторон.

5. Владеет хорошо отработанной техникой общения в «горячем» споре.

Классификация типов конфликтных личностей может помочь в осознании собственных стереотипов поведения в конфликтной ситуации, однако для их преодоления необходимо подробное знакомство с тактиками поведения в конфликтной ситуации как положительными, так и отрицательными.

4 стр., 1694 слов

Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение на примере А. Фадеева, писателя

… исследования является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицидального поведения. Объектом настоящего исследования являются категории «внутриличностный конфликт» и «суицидальное поведение». Предметом исследования является изучение взаимосвязи …

Начнем с отрицательных тактик. Рассмотрим виды поведения, которые вызывают эмоциональное напряжение и поэтому могут стать причиной:

1) перехода конструктивно протекающего реалистического конфликта в деструктивную фазу;

2) внезапного возникновения нереалистического, беспредметного конфликта.

2. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликтов. 3. Склонен к манипуляциям во взаимоотношениях. 4. Рационально действует в конфликте, считает варианты, оценивает позиции сторон.

Поведенческие реакции, предрасполагающие к деструктивности конфликта.

1. Перебивание партнера.

2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии.

3. Мелочные придирки.

4. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

5. Высказанное партнеру подозрение в его негативных побуждениях.

6. Угрозы.

7. Подчеркивание разницы между собой и партнером.

8. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

9. Устойчивое нежелание признать свои ошибки или правоту собеседника.

10. Постоянное навязывание своей точки зрения, давление.

11. Попытки подменить объект конфликта, сместить его в другую плоскость.

12. Систематические отказы и отрицания слов партнера.

13. Негибкость поведения.

14. Демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт.

15. Создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы.

16. Проявление некомпетентности.

17. Неискренность.

18. Несдержанность.

19. Посягательство на реальные ил воображаемые права человека.

20. Нарушение персонального пространства.

2. Сознательные или несознательные проявления личной антипатии. 3. Мелочные придирки. 4. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

Управление конфликтом.

Возможны четыре варианта управления конфликтом:

ü предотвращение;

ü подавление;

ü отсрочка;

ü разрешение.

Рассмотрим их последовательно.

19 стр., 9241 слов

Определение функций конфликта

Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

При таком подходе к оценке функций конфликта возникает проблема его моральной оценки. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, негативную оценку вызывают бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, а в последнее время — серьезные межнациональные, территориальные, общественно-политические и прочие противостояния и противоборства. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное.

Согласно другой точке зрения, конфликт — не только неизбежное социальное явление, но и полезное. Хотя исследователи, признающие конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей социальной системы, но, по их мнению, конфликт завершается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом конфликте заложена возможность появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Это и законодательная деятельность, и принятые процедуры для решения различных споров, и политические собрания, где конфликты решаются в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством конкуренции, сделок и т.д.

Научная традиция, восходящая к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу, М. Веберу, вообще рассматривает конфликт не как отклонение от нормы и проходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. В соответствии с этой точкой зрения наличия любого дефицита в обществе достаточно, чтобы вызвать конфликт; каждый человек в любой группе пытается увеличить свою долю дефицитных ресурсов, а если это возможно, то за счет других. Когда среди искателей территорий и ресурсов происходит и борьба за лидерство, власть и престиж, конфликт окажется просто неизбежным.

По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер. Действительно, можно сказать, что конфликт полезен, поскольку так или иначе он разрешает противоречие. Но цена может быть очень велика — разрушение или серьезное повреждение системы, а то и уничтожение одной из сторон. Объективно существующее противоречие стоит не доводить до конфликта, а устранить мирными, цивилизованными средствами. Понятно, что о полезности конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях, притом весьма условно.

Разрешение противоречий — объективная функция социального конфликта. Но она не всегда совпадает с целями участников. Если целью одной из сторон конфликта может быть устранение противоречия (причем именно вес пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта его участники могут оценивать по-разному.

Психология

Предотвращение конфликта

Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме

Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее

Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным

Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта

Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.

Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров  – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций

Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.

Способы стать победителем

Конфликты и способы их предупреждения

Чтобы ссора оказалась не напрасной, и, тем более, не разрушающей, необходимо её преобразовать в конструктивную. Тогда станет возможным услышать друг друга и прийти к обоюдному взаимовыгодному согласию или пониманию.

1.Учитесь отделять «мух от котлет»

То есть, если возникла проблема, не связывайте её с характером другого человека. В момент раздора это не будет являться вашим аргументом, как бы ни хотелось, а лишь отдалит от партнёра. И к тому же никак не поможет исправить ситуацию. Даже детям говорят, что плохие не они, а иногда их поведение. Например, если женщина говорит своему мужчине, что он ужасный муж, то, помимо того, что это вызовет массу негативных чувств, что никак не поможет ему найти решение, потому что оно одно – заменить на хорошего мужа.

А вот если объяснить, что именно в его поведении и поступках делает его супругу несчастной – то появляется шанс продвинуться в отношениях и немного изменить их.

2.Разрешение разногласия начинается с определения общей сложности

Ведь, даже если вы по разные стороны баррикад, вас обязательно что-то объединяет. Без этого не будет мотивации выдерживать напряжение и искать варианты решения, что грозит выпадением в деструктивное общение. Поэтому, какие бы вы чувства друг к другу не испытывали, обсудите, как это недоразумение мешает вам обоим.

3.Теперь каждый из вас должен предложить пути решения

Наберитесь сил слушать и слышать, проявляя уважение, у вас возрастает шанс быть услышанным в ответ. Если вариант не подходит, не обесценивайте его и не критикуйте, а просто объясните, что именно в нём не устраивает.

5.Последний этап – принятие решения, которое вы обоюдно одобряете

Бывает так, что не всегда выходит обнаружить пути решения сложности, тогда вполне нормально, если вы придёте к обоюдному согласию ничего пока не делать и смотреть, как будут дальше развиваться события. Уровень напряжения спадёт, у вас уже будет опыт ведения беседы друг с другом, а значит, со временем обязательно всё станет на свои места.

6.Расчленение

Вдруг случилось так, что у вас просто образовался клубок претензий друг к другу – обязательно используйте метод расчленения и конкретизации, иначе ни к какому взаимовыгодному согласию вы не придёте, если будете говорить сразу обо всём. Выделили одну проблему – решайте, и только потом переходите к следующей.

7.Специальные фразы

В своей речи употребляйте такие фразы, как «я понял тебя», «я услышал тебя», «ты имеешь в виду, что…?», «правильно ли я тебя понял?» и прочее. Это расположит к вам и не будет провоцировать на воинствующую позицию.

Стратегии подавления конфликта.

Применяются по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам.

1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению к друг другу людьми.

1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. 2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих… 3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию…

Урегулирование конфликта

На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.

Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.

Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.

Конфликты и способы их предупреждения

Агрессия в конфликте

Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.

Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.

Конфронтация и насилие применяются при превосходстве одного из участников. Он может иметь неограниченную власть или ресурсы. Сопротивляться ему не представляется возможным, так как аргументы и другая точка зрения его не интересуют. Цель – получить желаемое любым путем. Такие тактики должны применяться в крайних случаях, если результат слишком важен, и нет другого выхода, кроме как принудить соперника выполнять неудобные для него требования.

Конфликтная личность сверхточного типа.

1. Скрупулезно относится к работе.

25 стр., 12289 слов

Причины и пути разврешения конфликтов

… конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить … . Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, … вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими …

2. Предъявляет повышенные требования к себе.

3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, которые с ним работают, кажется, что он придирается.

4. Обладает повышенной тревожностью.

5. Чрезмерно чувствителен к деталям.

6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.

7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).

9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.

10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что… 4. Обладает повышенной тревожностью.

Стратегии отсрочки.

Это временные меры, они помогают лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения.

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны;

б) уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях, людей, связанных с ним и т. п.).

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным ил недостижимым).

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому: а) изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной… б) уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

Принципы и тактики разрешения конфликта.

Принципы

1. Принцип понимания — осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов, фазах их развития.

2. Принцип предвидения — прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

Причины возникновения конфликтов

Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:

  1. Личностные. Зависят от реакции человека на изменения, происходящие вокруг, способности общаться, вести диалог. Обычно конфликт склонны провоцировать эмоционально неустойчивые люди, не подготовленные к работе в коллективе. Когда не знают способов разрешения разногласий мирным путем, не могут расположить к себе, для них невозможно отражение эмоций собеседника;
  2. Социальные. Связаны с особенностями поведения, устоявшимися стандартами, принятыми нормами. Разногласия возникают при конфликте людей, принадлежащих к разным поколениям, несовместимости собеседников по характеру, темпераменту, следовании разным ценностям. Наличие лидера, который создает собственные задачи, противоречащие общим целям организации, может привести к негативным последствиям. Разлад в коллективе происходит даже при появлении нового сотрудника, если адаптация его затягивается;
  3. Объективные. Возникают, когда сталкиваются ценности людей, интересы. Проблемы могут быть реальными или выдуманными, существующими только в воображении. То есть человек предполагает наличие затруднения, накручивает себя на пустом месте, что бывает при отсутствии общения и нехватки информации;
  4. Организационные. Случаются в процессе профессиональной деятельности. Связаны с несоответствием сотрудника занимаемой должности, когда он не в состоянии справиться с обязанностями. Примером являются ситуации, провоцируемые руководителями, если они некорректно распределяют работу между подчиненными, не могут наладить между ними взаимосвязь, неправильно формируют задачи.

Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него

Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта

Конфликты и способы их предупреждения

лагоприятное завершение конфликтной ситуации

Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде

Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями