Ощущение это в психологии определение

Определение

Ощущения в психологии представляют собой процессы отражения определенных свойств и качеств явлений/ предметов в сознании человека. Это те механизмы, которые дают возможность органам чувств внедряться в кору головного мозга и информировать о происходящем.

Такая способность есть у всех живых существ, однако только разумные индивидуумы могут сознательно реагировать на раздражители, запуская в действие механизмы взаимодействующих катализаторов. А рецепторы кодируют набор электрических сигналов, которые поступают в полушарие мозга.

В 19 веке И.Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств», предполагая, что качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей рецепторной системы человека.

Сенсуалисты-феноменалисты Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах считали ощущения элементарными знаниями, без деления на субъект или объект, как акт осознания элементарного чувственного содержания физических веществ. Эту теорию продолжили в 20 веке Э.Мур, Б.Рассел и другие.

В отечественной психологии преобладает взгляд на первопричину ощущений как одну из функций мозга – результат отражения объективной реальности. Приняли участие в изучении этих вопросов С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, раскрывая механизмы функционирования психики человека.

Эксперименты по специфике развития ощущений проводили Х. Хэд, И.П. Павлов, Ч.Шеррингтон, П.Бугер, М. Вебер, В.Вундт, С.Л.Рубинштейн.Ощущение это в психологии определение

Каждый из представителей выделил свою теорию определения ощущений в психологии:

  • по Хэду – ощущения как психологические процессы, которые основанные на взаимоотношении эмоций, еще без связи с мышлением, где нет четкой локализации и реальных раздражителей;
  • определение по Павлову – ощущение представляет собой физиологический механизм воздействия внешних раздражителей на рецепторные каналы;
  • Бугер и Вебер вывели определение в зависимости от показателей величины чувствительности порогов, математически рассчитывая степень влияние стимулятора.

Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко) пришли к выводу, что теория ощущений связана с рецепторной теорией чувственности как единственно правильный источник полученных знаний.

Ощущения в психологии трактовались Дружининым В.Н. как процесс первичной обработки информации, которая поступает в мозг человека. Происходит обработка данных извне, что рождает перечень чувств.

Все направления исследователей внесли вклад в современную формулировку понятия закономерностей ощущения, вывели классификацию видов согласно состоянию индивидуума.

Внимание. Патология внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания. Свойства внимания:

Свойства внимания:

1. Устойчивость – длительность сохранения интенсивного внимания.

2. Переключение внимания – намеренный переход от одного объекта к другому.

3. Распределение внимания – одновременно успешное выполнение двух и более видов деятельности.

4. Объем внимания – количество одновременно удерживаемых в сознании объектов внимания.

Виды внимания:

— произвольное (высший тип внимания – активное внимание)

— непроизвольное (определяется психофизиологическими особенностями человека и качественной характеристикой раздражителя).

Теории внимания:

— Моторная теория (Р. Декарт). Поскольку состояние внимания может быть вызвано волевым усилием, Декарт предположил, что такое усилие должно быть исключительно мускульным

— Внимание, как результат ограниченности сознания. (Герберт и Гамильтон)

Ими было замечено, что если одно из представлений наиболее интенсивно, то все другие вытесняются из сознания. Человек, сосредоточенный на определенной мысли или восприятии, не слышит и не замечает чего-то постороннего по отношению к объекту внимания и оказывается как бы «слеп» и «глух» ко всему окружающему миру.

— Теория активации (Линдсли). Поведение человека обусловлено колебаниями возбуждения. Нижняя граница – сон, верхняя – сверхвозбуждение. Между сном и состоянием крайнего возбуждения существует ряд уровней, составляющих диапазон интенсивности поведения

Определенный отрезок этого диапазона соответствует наивысшей результативности деятельности, который и представляет собой внимание

— Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Возбудительный процесс может создать временный очаг возбуждения, суммирующий и накапливающий импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров.

Внимание — способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности. Внимание способствует устойчивому повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающих продуктивность психической деятельности

Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой психической деятельности, к которой оно подключается.

Выделяют активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное), послепроизвольное внимание. Среди свойств внимания — устойчивость, объем, переключаемость, направленность

К расстройствам внимания относят:

  • рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его целенаправленность;
  • истощаемость — ослабление интенсивности внимания, быстрый переход активного внимания в пассивное;
  • отвлекаемость — повышенная подвижность, быстрое изменение направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания;
  • тугоподвижность — инертность, фиксированность внимания, при затруднении переключения с одного объекта на другой;
  • сужение объема внимания — патологическая сосредоточенность, вызванная слабостью его распределения между объектами.

Нарушения внимания входят в состав всех позитивных и негативных синдромов.

Функции и роль

Функции ощущений Роль в жизни Пример
Сигнальная Организм получает сигнал о жизненноважных объектах или свойствах окружающего мира. Кипит чайник – при открытии крышки появляется пар, который может обжечь руку.
Отражательная или образная Ориентация в пространстве. Возможность определить уровень полезности/вредности воздействующих факторов. Вредно пить много кофе, что впоследствии отразится на работе сердечнососудистой системы.
Побудительная Побуждает человека к действию, возможность найти адекватный выход из опасной ситуации. При нападении собаки – бежать.
Регулирующая или подкрепляющая Вызывает сильную эмоциональную реакцию, которая обладает побуждающей силой и определяет дальнейший выбор поведения. Любовь к спорту может стать стимулом к получению звания чемпиона на спортивных соревнованиях.
Приспособительная Приспособление к разным условиям окружающего мира Возможность жизни человека в местах отсутствия цивилизации.

Чувства стимулируют к действиям, способствуют развитию таких умственных процессов как восприятие, память, мышление. Положительные эмоции повышают энергетический баланс во всех сферах, делают жизнь яркой и насыщенной.

Явление адаптации

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к. изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам.

В учебнике под редакцией А. В. Петровского выделяется три разновидности явления адаптации.

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
  2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.(Эти два вида адаптации объединяют термином “негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
  3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты — это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Эмоции. Патология эмоции.

Эмоции – это субъективное переживание человека, его отношение к действительности.

Эмоции включают в себя:

— Собственно эмоция (оценочная реакция человека на действительность);

— Аффект (сильное, бурное, кратковременное переживание);

— Страсть (сильное, стойкое, длительное переживание)

— Настроение (длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека);

— Чувство (устойчивое психическое состояние, имеющее предметный характер);

— Стресс (неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование).

Теории эмоций:

— Теория ограниченности ощущений (Джеймс).

— Энергетическая теория эмоций (Э. Гелингор) «Эмоция осуществляет энергетическую мобилизацию организма».

— Регулирующая теория эмоций (П. Анохин) «Эмоция – это механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах».

— Теория рассогласования (П. Симонов) «Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения».

Эмоция рассматривается как обобщенная оценка (реакция) личности на ситуацию.

Физиологический аффект — состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

Нарушение силы эмоций:

1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

2. Эмоциональная холодность – нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

3. Эмоциональная тупость – слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

4. Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении ( дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Нарушения устойчивости эмоций.

1. Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

2. Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

3. Слабодушие – состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Закономерности

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги

Чтобы ощущение проявилось необходимо достигнуть величины – порога.Ощущение это в психологии определение

Они бывают абсолютными или дифференциальными, а при определении силы стимулятора – нижними или верхними (слабый звук, яркий свет, резкая боль, сильный порыв ветра).

Эти закономерности были зафиксированы в первой половине ХIХ в. французским физиком П.Бугером и психофизиком Э.Г.Вебером. Так появился закон Бугера-Вебера, подтверждающий разную степень проявления порога чувств.

Результат – когда снижается порог ощущений, то чувствительность увеличивается. Такая закономерность проявляется в начальных классах, когда для усиления слуховой и зрительной чувствительности создаются определенные условия (запись информации на доске, игра с большими кубиками, на которых расположены цифры и буквы, использование различного инвентаря для усиления тактильных ощущений, активизации мелкой моторики).

Ощущения в психологии под воздействием физиологических и психологических факторов подразделяются на несколько категорий.

Адаптация

Чувствительность анализатора под действием различных условий изменяется. Например, когда мы долго находимся в помещении с запахом табака, то со временем вовсе не воспринимаем этот «аромат». Именно такое изменение к действию раздражителя именуется адаптацией.

Различают темновую и световую адаптацию, которая проявляется в период приспособления человека в помещении. Изначально активизируются тактильные, обонятельные и слуховые функции, а после — зрительные.

Незначительная болевая адаптация может быть негативной, ведь при отсутствии жалоб пациента на той или иной разрушающий орган гибель его неизбежна. При длительном раздражении анализатора снижается чувствительность. Притупление чувств именуется негативной адаптацией.

Взаимодействие

Это изменение чувствительности анализаторной системы под действием другой. В результате слабые раздражители повышают чувствительной другой системы, а сильные – снижают.Ощущение это в психологии определение

Такое взаимодействие порождает сенсибилизацию (при отсутствии зрения развивается слух, обоняние, усиливается точность координации в пространстве) и десенсибилизацию (чувствительность зрительного канала понижается при резком, громком звучании).

Контраст

Процесс изменения ощущения на фоне сопутствующего раздражителя именуется контрастом. При одновременном воздействии нескольких раздражителей возникает одновременный контраст.

Примеры: После холодного струя теплой воды кажется горячей. Квадрат голубого цвета на темном фоне будет смотреться синим.

Синестезия

Понятие синестезии переводится с греческого языка как одновременное ощущение, когда один раздражитель при воздействии на субъект вызывает добавочное ощущение. Например, красный цвет ассоциируется с горячим пламенем, опасностью, страстью, агрессивностью.

Известными композиторами синестетиками были Скрябин, Римский-Корсаков, которые могли воспроизводить в уме цветные картинки под влиянием музыки.

Совершенствование ощущений в процессе упражнений

Мы уже упоминали, что сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная Чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорил. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо развита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, указывающие на присутствие посторонних примесей. Известно, какой тонкости может достигнуть определение вкусовых нюансов у дегустаторов или способность музыкантов улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Психология

Мышление. Интеллект. Патология мышления

Мышление – способность человека получать новые знания, минуя органы чувств.

2 стороны мышления (феномен человеческой психики):

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

— Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

— Суждение (отражение связи между понятиями)

— Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

— Синтез (объединение информации в целое)

— Сравнение (установление сходства)

— Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

— Наглядно-действенное (прагматики)

— Образное (поэты)

— Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций

Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков)

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает «скачка идей», речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

«Шизофазия» — форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном «нанизывании» отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих «грамматической согласованности и ло­гической последовательности.

Характеристики и свойства ощущений

У каждого вида ощущений имеются специфические характеристики, которые контролируют процесс взаимодействия стимулятора и рецепторов.

Основные среди которых:

  • качество – возможность отличать один объект/предмет от другого по следующим характеристикам (тон, оттенок, звук, запах, вкус);
  • интенсивность – степень выражения ощущения (сильнее, слабее);
  • продолжительность – временной отрезок действия раздражителя;
  • локализация – пространственное расположение раздражителя, при этом степень выраженности ощущений может быть точной или размытой;
  • эмоциональная насыщенность ощущений – степень чувствительности действующего раздражителя.

Благодаря таким сигналам одни и те же ощущения в теле человека дифференцируются, заменяются один на другой, имеют тенденцию к возрастанию и угасанию.

Понятие и структура деятельности. Общение как вид деятельности.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности.

Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть – при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами.

Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». И т.д.