Отличия традиционного и бизнес-обучения

Работа с книгой

Работа с книгой (учебным материалом для чтения) как образовательный метод применяется для ознакомления учащихся со структурой учебника или пособия, его беглого просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска ответов на какие-либо вопросы, записи наиболее важных отрывков, выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания учебного материала. При необходимости работа с книгой может быть модифицирована.

Если говорить о факторах эффективности работы с книгой, то отдельного внимания здесь заслуживают навык свободного чтения и способность к пониманию узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык конспектирования, построения логических и структурных схем, а также самого подбора литературы по рассматриваемой теме.

Самыми популярными считаются такие виды работы с книгой как изучение книги под контролем педагога и изучение книги самостоятельно на дому для того чтобы закрепить полученные на занятии знания или же расширить их.

Рассказ

Рассказ является особой формой изложения, по большей части, фактических данных в виде описания или повествования. В процессе рассказа педагог руководствуется своей личной подготовкой, а также профессиональным опытом других педагогов.

Отдельное внимание в рассказе необходимо направлять на тематику и подачу предлагаемых фактов, применение наглядных инструментов обучения и подведение учащихся к тому, чтобы они самостоятельно делали обобщения и выводы. Рассказы могут различаться по целям:

Рассказы могут различаться по целям:

  • Вступительный рассказ, предназначающийся для подготовки учащихся к изучению новой информации
  • Повествовательный рассказ, посредством которого излагается конкретное и намеченное заранее содержание
  • Заключительный рассказ, служащий для завершения определённого отрезка обучения

Метод рассказа применим при взаимодействии с учащимися любых возрастных категорий, однако наибольшим эффектом в плане обучения и развития рассказ обладает при работе с детьми младшего школьного возраста, которые накапливают массу фактических данных и более предрасположены к абстрактно-образному мышлению.

Как правило, длительность рассказа не должна превышать десяти минут, а сопровождать его должен позитивный психоэмоциональный фон. Эффективность рассказа также может зависеть от его применения в комплексе с другими методами обучения, например, с иллюстрацией (максимально эффективен в младших классах) или обсуждением (максимально эффективен в средних и старших классах). Помимо этого, эффективность рассказа может быть обусловлена условиями, которые выбрал педагог для рассказа (временем и местом).

Лабораторная работа

Метод лабораторной работы основывается на том, что учащиеся самостоятельно проводят исследования и эксперименты. Главным образом, данный метод применяется в процессе изучения биологии, химии и физики. Лабораторные работы могут быть индивидуальными и групповыми.

Посредством лабораторного метода учащиеся получают возможность осваивать навыки и умения обращения с инструментарием. Также этот метод гарантирует оптимальную среду, в которой формируются важные практические умения, такие как, выбор способов изучения, проверка и обработка результатов, вычисление, измерение и т.д.

Для надлежащего применения лабораторного метода требуется особое оборудование, подготовка педагога и учащихся и достаточное количество временных и энергетических ресурсов.

Объяснение

Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта, для чего в последовательной форме излагаются его причинно-следственные связи и отношения.

В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, доказываются теоремы или решаются задачи по математике, химии, физике и т.п., а также раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.

Во время объяснения педагог заостряет внимание учащихся на самых сложных вопросах. Принято считать, что основное место в объяснении отводится приёмам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п

Но, одновременно с этим, педагог должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и чёткой формулировки понятий и выводов.

В качестве метода обучения объяснение применяется с учащимися любых возрастных групп, но актуальность объяснения становится всё большей, начиная со средних и старших классов, когда учебный материал усложняется, а интеллектуальный потенциал возрастает.

Демонстрация

Метод демонстрации называют также методом показа. Он предназначен для создания у учащихся наглядного примера исследуемого объекта, процесса или явления посредством его непосредственного предъявления в ходе урока или занятия.

Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий учащихся, используются разные вариации демонстрации:

  • Личный показ изучаемого действия или приёма
  • Показ при помощи обладающих особыми навыками учащихся
  • Показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.
  • Показ изобразительных средств демонстрации
  • Показ видеоматериалов

Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах, а средства предъявления должны показываться в конкретной последовательности

Эффективность процесса показа также зависит от правильного выбора объектов и способности педагога направлять внимание учащихся на основные моменты того, что демонстрируется

Условия эффективной демонстрации:

Учащиеся должны хорошо видеть то, что им демонстрируется
Учащиеся, если это возможно, должны воспринимать демонстрируемое не только при помощи зрения, но и при помощи остальных органов чувств
Самые важные характеристики демонстрируемого объекта или явления должны производить на учащихся максимально возможное впечатление и привлекать к себе их внимание
В процессе демонстрации учащиеся должны иметь возможность самостоятельно изучить демонстрируемое и оценить его

Демонстрация находится в тесной связи еще с одним методом – методом иллюстрации, хотя его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного.

Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, репродукций, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт, плакатов и т.д.

Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым не только друг друга дополняя, но и усиливая действие друг друга. Если предмет демонстрации должен восприниматься учащимися в целостной картине, то принято применять собственно демонстрацию. Если же нужно указать на сущность предмета демонстрации или связь его элементов, то обычно используют иллюстративный метод.

Здесь же следует сказать, что благодаря внедрению в педагогическую деятельность всё новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеомагнитофоны, проекторы, кодоскопы и других, появилась возможность выделить другой относительно самостоятельный метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для её контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления.

Видеометод позволяет эффективно решить множество задач учебно-воспитательного процесса:

  • Предоставлять новые знания о процессах и явлениях, которые невозможно увидеть обычным зрением, к примеру, об ударах крупных упругих тел, что происходит очень быстро, или о росте растений, что происходит очень медленно
  • Объяснять принципы действия сложнейших механизмов в динамике
  • Создавать особую языковую среду на занятиях по иностранным языкам
  • Представлять видеодокументы на занятиях по любым наукам и дисциплинам
  • Организовывать тестовые проверки
  • Выполнять тренировочные работы и упражнения, производить моделирование и измерения и т.д.
  • Создавать базы данных, необходимые для осуществления исследований и учебно-тренировочных занятий
  • Вести компьютерный учёт успеваемости учащихся
  • Реализовывать дифференцированный подход к организации педагогического процесса
  • Рационализировать образовательный процесс, повышать его продуктивность, обеспечивать оптимальный объём поступающей информации и её усвоение посредством повышения качества педагогических методов

На эффективность видеометода влияет качество видеоматериалов и использующейся в процессе осуществления метода аппаратуры. В дополнение к этому, видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть ещё более целесообразной, продуманной и точной.

Упражнения

Упражнение по своей сути является сознательным повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых с точки зрения профессионализма умений и/или навыков.

Существует классификация упражнений по диалектическому назначению:

  • Вводные упражнения, проводящиеся в большинстве случаев после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий
  • Основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определённых действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения
  • Тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений

Также упражнения бывают:

  • Специальными – это упражнения, которые повторяются многократно, и направлены на формирование навыков и умений, обусловленных педагогическим задачами
  • Производными – это специальные упражнения, в которые включены уже применявшиеся ранее элементы. Такие упражнения помогают повторять и закреплять те умения и навыки, которые были сформированы ранее
  • Комментированными – применяются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий. Здесь педагог вместе с учащимися комментирует производимые действия, что помогает их лучше осознать и усвоить

Помимо этого, упражнения делятся на:

  • Устные упражнения, связанные с развитием логического мышления, культуры речи и познавательных способностей учащихся. Предназначены они для помощи учащимся в овладении техникой чтения, логического представления информации, рассказа, устного счёта и т.п.
  • Письменные упражнения, аналогичные устным. Их целью является сформировать, развить и упорядочить требующиеся умения и навыки. Письменные упражнения могут иметь форму орфографических, грамматических и стилистических диктантов, описания опытов, решения задач, конспектов, сочинений и т.д.
  • Графические упражнения, применяющиеся в процессе изучения рисования, географии, черчения, физики и математики
  • Лабораторно-практические упражнения, при помощи которых развиваются навыки манипуляции инструментами труда и специализированным оборудованием, а также навыки конструкторско-технического характера
  • Производственно-трудовые упражнения, являющиеся комплексом специализированных трудовых действий производственного или учебного плана, например, изготовление деталей или устройств, выполнение конкретных трудовых приёмов

Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определённым требованиям: нацелены ли учащиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведётся ли учёт и контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведётся ли учёт достижений учащихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.

Беседа

Беседу можно назвать диалогической или вопросно-ответной формой изложения и закрепления информации. Беседа является одним из самых, можно сказать, древних методов обучения, т.к. она использовалась ещё древнегреческими философами.

Положительные качества этого метода состоят в том, что он:

  • Направляет мысль учащегося, заставляя следовать за ходом мыслей педагога
  • Активизирует мыслительный процесс
  • Служит прекрасным способом проверить, насколько качественно усвоены знания или навыки
  • Развивает познавательную способность учащихся
  • Формирует условия для активного управления педагогическим процессом

Чаще всего беседа применяется педагогами для того чтобы:

  • Подготовить учащихся к активной работе в процессе занятия
  • Ознакомить учащихся с новой информацией
  • Систематизировать и закрепить знания
  • Контролировать и диагностировать усвоение знаний в ходе занятия

Беседы, опять же, могут различаться – они могут иметь разное назначение:

  • Организующая или вводная беседа, которая проводится перед началом занятия для того чтобы выяснить степень, с которой усвоен ранее изученный материал, как он понят учащимися, или как они поняли задачу предстоящего занятия
  • Сообщающая беседа, служащая для донесения новых знаний. Такая беседа может быть катехизической (вопросы и ответы, которые не допускают возражений, последующее запоминание ответов), сократической (мягкая, почтительная по отношению к учителю, допускающая возражения и сомнения), эвристической (учащегося ставят перед проблемой и он должен дать собственные ответы на вопросы, которые задаёт педагог). Именно эвристические беседы наиболее распространены в системе образования
  • Синтезирующая беседа, проводящаяся с целью обобщить и систематизировать те знания, которыми обладает учащийся
  • Контрольно-коррекционная беседа, которую применяют в целях диагностики знаний или тогда, когда требуется дополнить, уточнить или развить эти знания

Основная роль в процессе беседы остаётся за педагогом. Он обязан самым тщательным образом продумывать содержание своей беседы и её цель, а также быть в состоянии составить ряд вопросов и придать им верную формулировку.

Применение бесед на практике показало, что наиболее активно и интересно этот процесс проходит, если поставленные педагогом вопросы мотивируют обучаемых к мысли, сравнениям и сопоставлениям, творческому анализу своего собственного опыта и уже полученных знаний.

Учебная дискуссия

Учебная дискуссия является обменом точками зрения на какую-либо конкретную проблему с целью стимулирования познавательного интереса.

Главным условием эффективной учебной дискуссии можно назвать предварительную подготовку учащихся и в плане содержательности и в плане формальности. Касаемо содержательной подготовки можно сказать, что она основывается на накоплении нужной информации на тему будущей дискуссии, а касаемо формальной – на определении формы изложения этой информации.

Использование метода учебной дискуссии развивает у учащихся способность к ясному и точному изложению мыслей, чёткому формулированию вопросов и приведению объективных доказательств. Однако учебная дискуссия требует основательной методологической подготовки и должна быть строго ограничена по времени. Участники дискуссии, выступая друг за другом, должны укладываться в 1,5-2 минуты, а подведение итогов должно быть связано с темами, разделами и главами исследуемого предмета.

Частично метод дискуссии применяется в средних классах школы, но в полной мере его следует вводить лишь в старших классах.

Психологические основы обучения

К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:

  • дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;
  • ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;
  • активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;
  • предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.

Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала. Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).

Развивающее обучение учитывает:

  • новообразования возраста;
  • ведущую деятельность новообразования;
  • содержание и способы осуществления этой деятельности;
  • взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;
  • способы определения уровня развития возрастных новообразований;
  • связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.

Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:

  • учебная деятельность со своим субъектом;
  • абстрактно-теоретическое мышление;
  • произвольное управление поведением.

Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.

Преимущества традиционного обучения

Фронтальное обучение. Учитель имеет возможность рассказать учебный материал сразу достаточно большому количеству человек – до полусотни человек. Таким образом экономится педагогический ресурс – небольшое количество учителей может обучать сразу много детей

При этом обычно учитель старается уделить внимание каждому ученику, выявить его уровень знаний и оценить. Минимум подготовки учителя к уроку

Учитель имеет возможность написать программу обучения на год, и в следующем году, после внесения минимальных коррективов, обучать по ней же следующий класс. Это экономит время и силы педагога, и даёт возможность проявить больше участия при общении с детьми.

Минимум материалов. Для проведения традиционного урока, зачастую, не нужно ничего, кроме грамотного педагога. Он может передавать свои знания без современных интерактивных устройств, досок, компьютера и других гаджетов. Максимум – он может объяснять материал с помощью иллюстраций или демонстраций.

Чёткая организация урока. Он имеет свою структуру: вводная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, заключительная часть. Каждый урок похож на другой, дети знают, к чему им готовиться, а педагогу не приходится каждый раз заново продумывать структуру занятия.

Систематическое обучение. В традиционном обучении изучение материала идет линейно и последовательно. Не изучив предыдущий материал, сложно понять следующий, поэтому обучающиеся заинтересованы в посещении уроков и в выполнении необходимых заданий.

Недостатки традиционного обучения

Современное поколение Z практически не воспринимает информацию без технической составляющей. Это дети, у которых развито «слайдовое» мышление. Им трудно воспринимать линейную информацию без ярких картинок и движущихся объектов. Простые разъяснения, объяснения и иллюстрации очень быстро наскучивают, дети перестают воспринимать такую информацию примерно через 10 минут.

Учителю трудно контролировать уровень знаний каждого ученика

Несмотря на старания учителя уделить внимание каждому обучающемуся, проконтролировать всех детей невозможно. Если в классе 30-40 человек, а урок длится всего 45 минут, то опрос каждого обучающегося практически не представляется возможным

Да, можно проводить проверку знаний письменно, но устные рассуждения в традиционном обучении также играют большую роль.

Все обучающиеся получают одинаковую информацию, независимо от личных возможностей и интересов. Сильные, средние, слабые по знаниям ученики, одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, все они обучаются в одной форме, без учёта того, что каждому из них нужен разный объем и разное качество обучения.

Пятибальная оценка недостаточно показательна. Достаточно трудно оценить знания, если в арсенале всего пять баллов. Для одного ребенка «тройка» — это когда работа сделана на пределе возможностей, а для другого – результат того, что в этот раз он поленился качественно выполнить задание.

Отсутствие самостоятельности. В традиционной модели обучения практически нет места самостоятельности, собственным мнениям и решениям. Здесь каждый ребенок выполняет только то задание, которое дано учителем, и только так, как считается правильным. В результате, ребенок не учится самостоятельно оценивать свои возможности, выбирать свой путь решения и учиться на своих ошибках.

Низкая активность учащихся. Каждый ребенок надеется, что сегодня спросят не его, а кого-то другого, поэтому менее качественно готовятся к ответу.

Обучающиеся практически не имеют возможности общаться друг с другом, а значит – не могут обменяться мнениями, услышать другие точки зрения, высказать свою и обсудить полученную информацию в процессе обучения. Это отрицательно влияет на кругозор и коммуникативные навыки.

Лекция

Лекция является методом устного изложения учебного материала и подразумевает словесное предоставление практических или теоретических проблем в развёрнутом виде, а также всестороннее рассмотрение сложных терминов, идей и закономерностей.

Чтобы проводить лекции педагог должен не только хорошо владеть излагаемой им проблемой, но и иметь достаточный педагогический опыт и высокий уровень педагогического мастерства. Именно поэтому читать лекции могут только самые подготовленные педагоги, являющиеся специалистами в своей области. Причём разрешение даётся только после того, как содержание конкретной области знаний будет обсуждено на совещании предметно-методической комиссии или соответствующей кафедры.

Лекции, в свою очередь, подразделяются на несколько видов: по содержанию и характеру учебного процесса.

По содержанию:

  • Вводная лекция, направленная на введение учащегося в обсуждаемую тему, его знакомство с содержанием, как целого курса, так и отдельной темы
  • Обзорная лекция, проводящаяся по окончании какого-либо раздела или всего курса, и направленная на обобщение и расширение знаний, и их систематизацию
  • Эпизодическая лекция, для которой не требуется целенаправленного планирования, и которая организуется лишь в случае необходимости уже в самом педагогическом процессе

По характеру учебного процесса:

  • Информационная лекция, отличающаяся тем, что педагог излагает информацию в виде монолога, а учащиеся выполняют его требования, сообразно целям занятия. Такой тип лекций считается классическим
  • Проблемная лекция, которая характеризуется не просто передачей учащимся знаний, а их вовлечением к обсуждению объективных противоречий в процессе развития научного знания и поиску путей разрешения проблемных ситуаций

Подбор типа лекции следует осуществлять, опираясь на цель и содержание учебного материала, реализуемую систему обучения, личностные особенности учеников и т.д. В большинстве случаев лекции завершаются тем, что педагог предлагает учащимся различные задания и вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения.

Вывод

Итак, традиционное обучение – это система, которая на протяжении долгих лет служила образованию школьников и студентов. Сегодня система образования стремится к изменению её в сторону индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.

Альтернативное обучение.В истории нашей страны есть прецеденты, когда дети обучались гувернерами, приглашенными учителями или родителями. Так было в царской России и тогда образование в нашей стране считалось одним из лучших. Детей не загоняли в строгие рамки образовательной программы, позволяя им развиваться с учетом их интересов и индивидуальных способностей.

Альтернативное обучение – это личная свобода учащегося в выборе форм и способов постижения окружающего мира. Он активно и с интересом осваивает знания в различных областях. Воспитывается самостоятельность, ответственность за принятое решение и его последствия, формируются задатки лидера, исследователя.

Причины перевода ребенка на альтернативную форму обучения

Индивидуальный график занятий необходим во многих случаях. Например, когда слабое здоровье не позволяет регулярно посещать школу, наблюдается повышенная утомляемость, признаки рассеянного внимания, ребенок гиперактивен и нуждается в регулярной физической разрядке в виде упражнений или подвижных игр.

Принцип работы школы основан на ориентации на среднего ученика, преподаватель не сможет учитывать потребности каждого учащегося, его скорость выполнения заданий, свойства памяти, интерес и предпочтения. Поэтому задуматься об одной из форм альтернативного обучения родителям стоит, если ребенок:

  • инвалид и посещение занятий в школе доставляет ему трудности бытового плана;

  • не испытывает интереса к традиционным урокам, быстро схватывает новую информацию и стремится к углубленному изучению предметов;

  • вынужден постоянно менять место жительства из-за специфики работы родителей;

  • обладает особенностями развития, не позволяющими посещать традиционную школу.

Родители вправе выбрать дистанционную, семейную, домашнюю форму обучения.

В каждом случае, после успешной сдачи итоговых испытаний учащийся получает аттестат государственного образца и имеет право продолжить обучение в любом учебном заведении среднего и высшего уровня.

Виды альтернативного обучения: домашнее, семейное, дистанционное образование

  1. Домашнее обучение применяется, если учащийся имеет хронические заболевания, не позволяющие планомерно осваивать учебный материал в классе. Сюда же относятся часто болеющие дети, инвалиды, ребята с нарушениями психики. В этом случае к ним приходят учителя-предметники, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где учитываются все особенности учащегося, его способность к запоминанию и анализу информации, усидчивость, время активного восприятия учебного материала.

  2. Семейное заключается в том, что ребенок самостоятельно осваивает знания по всем предметам. Обязательными являются промежуточные аттестации, переводные и итоговые экзамены. Они проводятся в школе, к которой учащийся прикреплен. Для оформления документов нужно обратиться в ближайшее учебное заведение, написать заявление и обсудить сроки аттестаций. В этом случае школа помогает учебной и методической литературой, консультациями. Вся ответственность за качество знаний ребенка ложится на родителей. Перевести учащегося на семейное обучение можно с любого класса. Если он не справляется, то он имеет право вернуться в школу.

  3. Дистанционное обучение проводится с помощью интернета. Оно включает видеоуроки, тесты по пройденному материалу, онлайн – консультации с педагогами, прохождение ОГЭ и ЕГЭ.