Отрочество и юность
Послесловие
Социальная ситуация развития юности – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.
В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект. В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает. Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.
К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:
- потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- жизненные планы;
- устойчивое самосознание;
- идентичность;
- ценностные ориентации;
- мировоззрение;
- внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.
Юным людям свойственно стремление к взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с позиции «на равных». Они испытывают потребность в неформальном и доверительном общении с родителями, дружбе и любви со сверстниками.
Подростковый возраст в различных концепциях развития
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.
Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление.
Концепция Л. И. Божович
По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка.
Периодизация подросткового возраста
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.
Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Психическое развитие в подростковом возрасте
Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.
Социальная ситуация развития
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Ведущая деятельность
В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития.В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.
Поворот на себя происходит также в учёбе
Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.
Новообразования
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.
Подростковые страхи
Основная статья: Детский страх
У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):
- Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
- Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
- Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
- Страх одиночества;
- Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.
Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.
Детство
Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати — как к слуге, а после двенадцати – как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.
Отрочество
Следующий этап, который следует за детством, — отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа — здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, — все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.
Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.
Подросток в современном мире
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов[источник не указан 22 дня].
Риски
К основным рискам юношеского возраста относится:
- неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
- девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
- сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
- фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).
Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.
Рекомендации родителям
В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.). Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же. Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.
Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.
Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления. Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он. Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:
- Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
- Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
- Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
- Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.
Культурно-историческая природа подросткового возраста
Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.
Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством
Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики.. Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту
Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период.
Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[уточнить].
Примечания
- ↑ I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
- ↑ // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- . www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
- ↑ Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
- R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
- ↑ А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
- ↑ Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
- ↑ Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
- ↑ Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
- Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
- ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
- Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
- Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
- Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
Задачи развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:
В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
Развитие абстрактного мышления;
Формирование системы ценностей и жизненной философии;
Самоопределение в области образования и профессии;
Подготовка к семейной жизни.
Физические изменения и половое созревание
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
Юность
После отрочества приходит пора юности
Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости
К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности
Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека
Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.
Итак, детство, отрочество, юность — важнейшие годы формирования личности человека.
Суть юношеского возраста и кризиса
В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.
Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе. Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат. Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.
В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».
При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения. Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию. Что мы нередко и наблюдаем.
Таким образом, в юности происходит:
- активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
- постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.
Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.