Духовность как ответственность. от осознания к действиям

Формирование ожиданий

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему. Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу». В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Что делать

Вы не отвечаете за реакции людей, но вы отвечаете за свои реакции. Ситуация все еще подвластна вашему контролю. Беритесь за те вопросы, в которых вы компетентны. Если в чем-то неуверены, то подтяните мастерство. Вы должны хорошо разбираться в том, что представляете публике, иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ее. Для этого нужно хорошо разбираться в том, что вы сделали, понимать все от «а» до «я».

Но до результата еще нужно добраться. Кроме советов из первого пункта статьи учтите следующее:

  • Выбирая новое занятие, не спешите сразу браться за идею. Выносите ее день, два. Если интерес сохранится, то появится больше шансов довести это дело до конца, дольше хранить интерес к нему.
  • Выбирайте то дело, которое приносит радость, хотя бы вначале выглядит приятным. Если нужно сделать что-то обязательное, но неприятное, то придумайте систему санкций и вознаграждений. За неделю выполнения плана – подарок (заранее решите, какой), за невыполнение – наказание (тоже определите заранее). Но будьте добры, честно выполните установленные правила. Это послужит мотивацией.
  • Составляйте план с датами и временем решения задач. Это позволит соблюдать темп работы, видеть промежуточные цели, постепенно идти к полному выполнению дела.
  • Устраивайте перерывы на день-два, вознаграждая себя за успехи. В это же время проанализируйте то, что вы уже сделали.
  • Почувствуйте результат. Что он принесет: профессиональный рост, финансовые выгоды, моральное удовлетворение. Если вы ждете социальное одобрение, то задумайтесь: не в этом ли проблема. Такая цель-результат больше похожа на жизнь для других. Лучше, если результат будет полезен для вас и не будет связан с потребностью получить чье-то одобрение, любовь. Вы сами себе это дадите.

Люди годами убегают от реальности и страха неудачи с помощью необязательности. В некоторых случаях помогает только психотерапия. Истинной причиной может быть и страх смерти, и страх расставания, и воспоминание из детства о расставании с мамой (даже при походе в детский сад), и воспоминания об авторитарном воспитании, издевательствах, роли изгоя или всего одной неудаче, травмировавшей психику ребенка.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.