Ответственность за результат

Как работает контроль?

Нашу личность можно поделить на три составляющих, которые называют «Внутренний ребенок», «Внутренний родитель» и «Внутренний взрослый». Каждый из них выполняет свою роль.

  • Ребенок отвечает за желания, творчество, радость жизни, спонтанность.
  • Взрослый планирует, договаривается, структурирует, работает.
  • И наконец, родитель – проверяет, поощряет и заботится.

Как вы понимаете, наш контролер, как внутренний, так и внешний – это и есть родитель.

От того, насколько гармонично взаимодействуют наши составляющие, зависит в том числе и то, насколько здоровый или нездоровый контроль мы осуществляем.

Подробнее о состояниях личности читайте в статье: «Три состояния личности: родитель, взрослый, ребенок»

Ответственность на психологе

Возьмем крайний вариант, где почти вся ответственность на психологе. Например, классический гипноз, где клиент несет ответственность только за то, что пришел к психологу. Пожалуй, 95% ответстенности несет психолог. Потому что именно он наводит транс, формулирует установку, проводит внушение, закрепляет и все прочее. Клиент в этом случае не принимает решений и не может их принимать — с его бессознательным работает специалист. Этот случай похож на врачебное вмешательство. Клиент не может нести ответственности за результат операции.

Плюсы этого подхода очевидны. Клиенту очень удобно — он пришел, заплатил денег и получил или не получил результат. В первом случае он благодарен психологу. Во втором — он может быть обижен на него за то, что тот не сделал ему хорошо. Для психолога ситуация зеркальная. С одной стороны, удобно — рассказал клиенту что он делает не так, внушил, заставил и заработало. Или не заработало. С другой стороны, если не заработало или заработало не так — полностью виноват.

Недостаток директивных подходов (с ответственностью на психологе) в том, что психологу очень легко неверно истолковать слова и ситуацию клиента, легко привнести своих проекций и всяких заморочек. Легко перепутать. И в этом случае вряд ли его работа будет эффективной. А может даже навредить (иногда).

Классический гипноз сейчас редко можно встретить, он почти умер. Обычно под словом «гипноз» сейчас подразумевают Эриксоновский гипноз. Ответственность терапевта в этом подходе все еще высока, но все же, не так всепоглощающа, как в случае с классическим гипнозом.

Вопросы клиенту для психологической консультации.

-Как должен проявлять себя психолог, чтобы в вашей жизни появился реальный результат?

-Что для появления этого результата нужно делать вам?

-Что бы вы делали, если ваша задача состояла в том, чтобы сознательно саботировать результат психологической работы?

-До того как прийти к психологу какие действия вы предпринимали для разрешения вашей проблемы? Как вы считаете, вследствие каких причин результат не был достигнут? Перечислите эти причины.

-Какие из ваших попыток решить проблему приносили результат? Какие из них усугубляли проблему? Как отражалось на ситуации ваше бездействие?

-Как бы вы пытались разрешить вашу проблему, если бы в мире не было психологов?

-Что бы вы посоветовали своему лучшему другу, случись у него та же проблема?

-Если все попытки разрешить проблему при помощи психолога окажутся тщетными то что вы будете делать?

-Как вы считаете, в какой степени решение проблемы зависит лично от вас?

-Сколько времени вы отводите на то, чтобы проявились первые  результаты психологической работы? Как вы будете пытаться решить проблему, если за это время результата не появится?

-Как бы вы выполняли ваши домашние задания если бы вы очень хотели: а) получить результат. б) саботировать результат. От каких факторов зависит эффективность выполнения домашних заданий?

-Какое влияние на результат оказывают пропуски вами психологических консультаций?

-Какие вопросы в течении сегодняшней встречи мы не затронули, хотя должны были? Почему так произошло?

-Если вы считаете, что у наших предыдущих встреч были благоприятные для вас результаты, что именно из них вы реально использовали в жизни? Приведите примеры. В чем для вас заключалась эффективность применения этого результата?

-Вспомните момент, когда в вашей жизни случались желаемые вами перемены. Какие факторы лежали в их основе? От кого это в наибольшей степени зависело?

-Считаете ли вы, что сегодняшняя психологическая сессия была эффективной? Что повлияло на результат (или его отсутствие)? Оцените с точки зрения усилий себя, психолога).

Естественно, все эти вопросы могут быть привязаны лишь к определенной терапевтической ситуации и не являются универсальными на все случаи жизни. Их применение может быть полезно в тех случаях, когда клиент готов к тому, чтобы брать на себя ответственность за психологическую работу хотя бы частично. Именно тогда сочетание понимания того что происходит и степень интенции к переменам может сыграть решающую роль и перевести терапию на другой уровень.

Ответственность на клиенте

Есть недирективные подходы. Классический пример — терапия Роджерса. Там ответственность за результат почти полностью на клиенте. Психолог лишь создает безопасную среду и показывает клиенту что тот делает, а также подтверждает что все еще здесь и все еще слушает. Психолог не проводит никаких интерпретаций, не дает никаких оценок, не говорит своего мнения, не озвучивает реакций. Он просто делает так, что клиенту становится безопасно признать какие-то вещи, которые он не хотел признавать. Этот метод, как известно, практически умер в практическом смысле — слишком уж долгой была терапия по Роджерсу. Однако, это лишь крайний пример, который дает понимание.

Очевидно что плюс этого подхода в безопасности и экологичности. Клиент вряд ли сможет сделать с собой что-то такое, что ему точно не подходит. Однако, клиент обладает защитными механизмами, сопротивлением. К тому же, он не профессионал. Да и вообще, наблюдение за собой — занятие не из легких. Именно поэтому такая работа затягивается и во временной перспективе мало эффективна. К тому же, у клиента создается стойкое ощущение что он сам все сделал, а психолог просто сидел и кивал.

Для психолога очень трудно понимая клиента не говорить ему каких-то очевидных (по мнению психолога) вещей, а просто кивать. Это требует много сил. Но зато эффективность и результативность такой работы от него почти не зависит. И опять же, странное ощущение — вроде сил тратил много, а от меня мало что зависит и клиент ушел в полной уверенности что он сделал все сам. О благодарности можно только мечтать.

Разумеется, это две крайние точки. Есть множество промежуточных. В данный момент множество направлений тяготеют к распределению в районе 50%. 60-40, 70-30, 50-50 — это то, как обычно делят ответственность клиент и психолог в настоящее время.

Этический Кодекс психолога

Каждому из нас в какие-то трудные периоды жизни требуется
помощь. Помощь друзей, близких, родных…

А многие люди, не справляясь с трудными ситуациями в одиночку
или вместе с окружающими, или попросту решившие улучшить свою
жизнь, обращаются к специалистам, работающим в сфере
психологической помощи людям, и сталкиваются с
непрофессионализмом, шарлатанством, вытягиванием денег.
Несомненно, встреча с такими «лжепсихологами» накладывает
отпечаток на восприятие людьми консультаций психологов и
представителей этой профессии как таковых. Говоря обывательским
языком – ровняют «всех под одну гребенку».

В области психологии, как и в области медицины, педагогики, и
любой другой науки, есть Специалисты, с большой буквы этого
слова, а есть те, кто нечестными способами старается прильнуть к
интересующему их тому или иному профессиональному сообществу.

Выбор психолога – ответственное и сложное дело. Ошибки этих
специалистов не всегда явно бросаются в глаза, но имеют огромное
влияние на жизнь человека, пришедшего на консультацию психолога.

Не так легко найти профессионала, для которого психологическая
помощь – это призвание. Не так легко доверить незнакомому все
самое сокровенное, что есть в душе, и обратиться к неизвестному
специалисту.

Однако, для оказания продуктивной психологической помощи
консультант нуждается в доверии клиентов, приходящим к
нему на прием.

И это доверие может быть достигнуто только при соблюдении
Этического Кодекса.

Кодекс призван защищать права людей, которые приходят на прием
психолога. Его главная задача – оградить клиентов от
бесконтрольного и неквалифицированного использования
возможностей психологии, обеспечить высокое качество
психологической помощи.

К сожалению, в нашей стране с ним знакомы не только далеко не
все клиенты, но и не все консультанты. Также весьма затруднено
применение соответствующих санкций к специалистам, которые
нарушают Кодекс.

Я в процессе работы с клиентом строго следую Этическому Кодексу,
и призываю к этому всех специалистов, работающих с людьми.

Ниже я приведу
выдержки из Этического Кодекса Российского
Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003
г.).

Данный Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О
правах человека» и действующим Российским законодательством.

1. Требования к Психологу.

«Психолог» – это лицо, имеющее высшее образование по
специальностям «психология» или «клиническая психология», а
также лица, которым в официальном порядке присвоены степени
кандидата наук по отраслям и специальностям психологии. Только
это обеспечивает правомерность оказания психологической помощи.

2. Требования к Клиенту.

Клиент – это человек, принимающий добровольное участие в
исследованиях психологии или лично пришедший на прием психолога.

3. Принцип ненанесения ущерба Клиенту.

Психологическая помощь не должна наносить вред здоровью,
состоянию или социальному положению клиента. Консультант не
должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими
клиентами.

4. Принцип компетентности Консультанта.

Консультант во время сессии оказывает лишь то воздействие, для
которого он имеет необходимую квалификацию и образование,
руководствуется только научными и профессиональными стандартами
работы.

5. Принцип беспристрастности Консультанта.

Не допускается предвзятое отношение Консультанта к Клиенту и
оценивание его личности.

6. Принцип конфиденциальности психологической помощи.

Вся информация, полученная на приеме Психолога, не подлежит
сознательному или случайному разглашению.

7. Принцип осведомленного согласия.

Консультант и клиент должны быть извещены об этических принципах
и правилах психологической помощи, и принимают в ней
добровольное участие.