Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании. статья на тему

Место методики в системе образования

После того как получила известность работа Монтессори в итальянском «Доме ребёнка», где она с 1907 года применяла разработанную методику воспитания и обучения здоровых детей, и выхода в 1909 году обобщающей накопленный опыт обучения детей книги «Metodo della Pedagogia», методика начала распространяться. Были основаны «Дома ребенка» в Милане, Женеве, Вене; на методику Монтессори перешли все дошкольные учреждения швейцарского кантона Тичино. К Монтессори приезжали педагоги из разных стран, были открыты курсы по Монтессори-педагогике.
В 1910 на английском языке вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира.
Несмотря на то, что «Дома ребёнка» и Монтессори-школы в Италии были закрыты в 30-х годах по распоряжению властей, новые Монтессори-школы были открыты после падения фашистского режима.
В настоящее время педагогика Монтессори широко распространена во многих странах, как в частной, так и в государственной сфере, при этом «школы Монтессори», как правило, являются дошкольными учреждениями. Монтессори оказала особенно заметное влияние на общую и специализированную дошкольную педагогику. Дидактические материалы ее системы широко используются в детских садах всего мира, эти материалы и применяемые в педагогике Монтессори приемы послужили основой для создания других систем обучения и воспитания детей.

В России

Методика Монтессори получила распространение и в России. В 1913 была переведена на русский язык и издана книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики.»

В том же году Юлия Фаусек основала детский сад, работавший по новому методу; в 1916 она основала «Общество свободного воспитания».

С поддержкой А. В. Луначарского проводились эксперименты по внедрению принципов Монтессори в систему образования Советской России. В 1926 году рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа Монтессори, была закрыта в 1930 году.

В настоящее время в России происходит возвращение интереса к системе Монтессори.

Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори — центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично

В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори — педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из «Бесед по Монтессори», опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации «В пять лет — в пятый класс», и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева «Читать раньше, чем ходить». Вот что пишет «В беседах по Монтессори», автор, директор Московского «Монтессори — центра» К.С. Сумнительный:

«С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе».

Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей машинке или компьютере уже на уровне 2 — 4 го классов начальной школы.

Таким образом, Монтессори вслед за Руссо, считает состояние мозга ребенка до 3-х лет «сном разума», тогда как Тюленев утверждает совсем другие максимы: «Развиваете до 1 года — воспитываете гения», «Развиваете до 2-х лет — воспитывает талант», «Развиваете до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» и т.д.

Нужно отдавать себе отчет, насколько велика разница в этих, диаметрально противоположных подходах. Родителям не лишним будет помнить, что центры раннего развития никакого отношения к Монтессори — педагогике не имеют и не должны иметь, ни методически, ни тем более, юридически. Профессиональным педагогам и воспитателям тоже имеет смысл, образно говоря, пройти переподготовку в АОР, чтобы не оставаться в каменном веке традиционной педагогики или в бронзовом веке Монтессори — педагогики.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

  • В чем опасность раннего развития
  • Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  • «Я показываю ребёнку буквы, а он уползает» — ещё раз о раннем развитии

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании. статья на тему

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Отношения ребенка с предметами реального мира

«В Монтессори — группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь».

У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз «Президентом». Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком — то возрасте.

«А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время.»

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных

Как уже было сказано, дети, которые «хотят того, что делают» имеют больше внутренней мотивации доводить начатое до конца, и с каждым успешно завершённым делом они упрочивают свою волю. Опыт соблюдения простых правил также приучает их к самодисциплине и даёт умение следовать озвученным правилам.

Такие дети, как правило, исполняют инструкции учителя, потому что уже убедились в том, что правила, установленные в Монтессори-классе, полезны им самим, помогают поддерживать рабочую атмосферу, и потому соблюдают новые правила в новом классе. Получая всё необходимое для развития себя, дети в целом спокойнее, психологически устойчивее. З. Фрейд, который был знаком с идеями Монтессори, однажды высказался так: «Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен», имея в виду, что методика создаёт крайне благоприятные условия для развития предельно здоровой личности.

Благодаря этому к школьному возрасту ребёнок привычен к сосредоточенности, целеустремлённости, последовательности. Такая психологическая зрелость не может помешать ребёнку быть более усидчивым на уроках. Дети, которые не встречали препятствий в удовлетворении врождённой любознательности, с интересом учатся где бы то ни было, включая школу. Их исполнительность исходит изнутри, поэтому она очень устойчива и надёжна, но и требовательна к авторитету.

Пожалуй, солдаты из таких детей получаются неважные. Слишком думающие, слишком ответственные, слишком самостоятельные. Именно поэтому в своё время Муссолини сначала был очень вдохновлён серьёзными, организованными воспитанниками Монтессори и развернул обширную кампанию по внедрению Монтессори-садов во всей Италии. Но вскоре стало ясно, что эти дети, которые слаженно идут туда, куда их попросили идти, не шагают строем туда, куда им прикажут, а их наставницы категорически отказываются вступать в партию и муштровать из детей завтрашних фашистов. После этого в одночасье все Монтессори-классы были закрыты, а Мария Монтессори надолго покинула Италию.

Если вы не планируете целенаправленно выращивать бездумного исполнителя, в ситуации среднестатистической школы Монтессори-ребёнок всё же будет чувствовать себя лучше, чем его сверстники за счёт того, что у него будет куда больше ресурсов быть уважительным, корректным, точным в следовании инструкции, то есть с точки зрения учителя — послушным.

Конечно, он будет лучше понимать недостатки школьного обучения. Но ведь и остальные дети не слишком жалуют школу, так что вряд ли ребёнок после Монтессори-класса будет страдать больше, чем после обычного детского сада. А вот умения и возможностей справляться с проблемными, стрессовыми и травмирующими ситуациями у Монтессори-ребёнка тем больше, чем дольше ребёнок посещал грамотно организованный Монтессори-класс, и тем лучше его адаптация в обычном классе.

В предельном случае, по замыслу самой Монтессори, после 18 лет, пройдя три-четыре ступени в рамках новой образовательной системы, ребёнок готов учиться у мира, каков бы он ни был, поэтому не существует Монтессори-университетов — предполагается, что к этому возрасту дети готовы учиться в классических университетах или включаясь в какую-то профессиональную деятельность.

Шестой принцип: предсказуемо и с любовью заботиться о детях

Естественное родительство. Младенцы и маленькие дети испытывают острую потребность в физическом присутствии последовательного, любящего, отзывчивого опекуна, в идеале родителя. При необходимости может быть выбран другой воспитатель, но он должен сформировать и укреплять связь с малышом. Поддерживайте гибкий режим и сводите к минимуму стресс и страх во время коротких разрывов со значимым взрослым.

Монтессори — это развитие «целостного» ребёнка. Задача Монтессори-родителей состоит в создании среды, которая учитывает каждый аспект развития маленького человека. Часто проще сосредоточиться на интеллектуальной стороне вопроса, поскольку это включает в себя вещи, которые мы можем видеть и осязать — учебные объекты

Но создание безопасного пространства, в котором удовлетворяются эмоциональные потребности детей, имеет жизненно важное значение для поддержания здоровых отношений впоследствии

Д-р Джилл Штамм в книге «Гений с рождения» пишет, что «биологически ребёнок зависит от вашей ответной реакции. Хотя он родился с возможностью испытывать радость, печаль, страх и многие другие чувства, ему нужна помощь в регулировании этих эмоциональных состояний, чтобы они не перегружали его разум».

Мы также должны признать, что процесс разделения — это именно процесс. Это происходит не мгновенно в первый день, который малыш проводит без родителей. Разделение, рассматриваемое через философию Монтессори, происходит на нескольких уровнях и начинается с рождения, когда младенец выходит из защищавшей его матки в мир. Затем происходит отлучение от груди: он отделяется от молока как источника пищи и начинает самостоятельно питаться взрослой едой.

Следующий этап — движение, когда малыш переворачивается, ползёт, встаёт у опоры, начинает ходить и, отпуская мать, идёт изучать окружение дома. И период самоутверждения, на котором дети объявляют себя автономными и способными к самостоятельной жизни.

Джуди Орион (Judi Orion), ассистент Монтессори-педагога, говорит: «Здесь мы должны быть осторожны и не путать потребность детей в самостоятельности и наше стремление к тому, чтобы они стали самостоятельными, их нужно также поддерживать. Просто потому, что дети могут что-то делать, не означает, что они не нуждаются в заботе. Иногда мы делаем упор на самостоятельность в ущерб воспитанию. Я думаю, всегда нужно поддерживать в этом вопросе баланс».

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику

Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом

Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

 Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Вопрос об отношении к сказкам.

Что рассказывать детям: волшебные сказки, на которых базируется Вальдорфская педагогика или истории наполненные реальными знаниями о жизни, как это предлагала Монтессори. С одной стороны, сказка — это культура страны, богатство языковых средств выражения, а с другой,

По мнению Монтессори, сказка не содержит материала для развития воображения, как действующей субстанции человеческого интеллекта. Сказка в этом смысле не является стимулом для продуктивного творческого познания и развития. Более того, крайне спорен и психологический эффект от сказок с героями символизирующими зло.

Что же касается системы МИР, то ребенок, начавший читать раньше, чем ходить, примерно с возраста трех лет сам, почти ежедневно сочиняет и печатает собственные сказки, соединяя воедино рационально –интеллектуальный подход Монтессори и культурно – языковый подход «вальдорфцев», демонстрируя совершенно невозможные результаты для обеих устаревших систем.

Категории:

  • Контакты
  • Блоги пользователей (33)
  • Взгляды педагогики (39)
  • Воспитание (250)
  • Деятельность (65)
  • Диагностика (17)
  • Дидактика (24)
  • Компьютеризация (19)
  • Личность (71)
  • Методология (69)
  • Методы обучения (69)
  • Методы организации (39)
  • Образование (90)
  • Образовательные статьи (19)
  • Обучение (129)
  • Общение (49)
  • Организация обучения (32)
  • Педагогика (661)
  • Педагогический материал (335)
  • Проза (3)
  • Содержание обучения (13)
  • Творческий дом (18)

    • Живопись (3)
    • Кинематограф (4)
    • Музыка (4)
    • Поэзия (3)
  • Технологии (12)
  • Технологии контроля (7)
  • Технологии обучения (22)
  • Успешность обучения (14)
  • Учитель (23)
  • Цели (13)
  • Школы личностей

    Школа Сухомлинского (1)

    (1)

  • Эвристическое обучение (12)

Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе

Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.

После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.

Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.

Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей

Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт https://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.