Психологическое занятие «формула счастья» для 9-11 классов

Введение

Вопрос о том, как и чему учить детей дошкольного возраста не является новым, но вместе с тем не теряет своей актуальности и в наши дни. Распавшаяся единая система дошкольного воспитания, качественные перемены в школьном образовании привели к возникновению разнообразных трудностей и проблем. Значительное число детей приходят в школу психологически не готовыми к школьному обучению, многие дошкольники страдают от разных страхов, большой процент малышей имеют проблемы с поведением и продуктивной деятельностью. Все это свидетельствует о том, что проблема поиска эффективных путей обучения дошкольников ждет своего решения.

Сейчас уже никто не спорит, что особенности обучения вообще и специфика обучения детей дошкольного возраста в частности непосредственно связаны с возрастными психологическими закономерностями. Это означает, что организация обучения дошкольников требует учета их психофизиологических особенностей.

В данном пособии описаны конкретные способы и методы целенаправленного развития детей дошкольного возраста. Все они являются подлинно «дошкольными», то есть построенными на основе дошкольной дидактики, имеющей в своей основе закономерности психического и личностного развития детей дошкольного возраста. Эти приемы многократно использовались и используются в работе с детьми дошкольного возраста в качестве средств целенаправленного развития или коррекции трудностей поведения и деятельности, им обучают будущих педагогов дошкольного воспитания.

Психическое здоровье.

Проблема приспособления индивида к обществу была поставлена в психологии под влиянием психоанализа Фрейда.

Все индивиды обладают определенным набором базисных потребностей, и, когда эти потребности подавляются, появляются симптомы, неприспособленности к окружающей среде. Выявлены два вида таких симптомов – уход и агрессия. Уход может принимать форму навязчивых мечтаний, отстранения от школьных занятий и групповой активности, а также медлительности и лени. Агрессивное поведение, из-за его открытого проявления, часто подвергается наказанию, что обычно увеличивает чувство обиды и только усугубляет проблему. Чтобы изменить нежелательные привычки и установки учеников, заменить негативные образцы поведения позитивными, необходимо сотрудничество с родителями, организация специальных занятий для отстающих, а также психологическое консультирование. «Проблемный ребенок» не может справиться со своими проблемами или находит неадекватные решения.

Поскольку у школьных консультантов и психологов, как правило, недостаточная степень подготовки, в тяжелых случаях детей направляют в соответствующие психотерапевтические или психиатрические клиники.

Индивидуальные различия.

Цель науки – открыть единообразие в природе и сформулировать его в виде законов, на основе которых могут быть сделаны те или иные предсказания. Поэтому естественно, что различия долго недооценивались психологами, а дифференциальная психология не вызывала большого интереса на начальных этапах развития психологической науки. Однако, если люди действительно отличаются друг от друга, природа и степень этих различий должна выступать объектом научного анализа и следует прилагать усилия для разработки методов их измерения. Только в таком случае в психологии возможны сколько-нибудь достоверные предсказания.

С точки зрения проблем образования, индивидуальные различия в сфере интеллекта наиболее важны, и именно их впервые попытался измерить Альфред Бине и французский врач и психолог Теодор Симон с помощью изобретенных ими т.н. «тестов интеллекта». До сих пор многие педагоги полагают, что дети в одном классе обладают примерно одинаковыми способностями, и поэтому их можно учить одинаково.

Если тесты достижений измеряют то, чему ребенок научился, то тесты способностей – то, на что он потенциально способен, и это помогает распределить учащихся на более эффективно функционирующие группы, а также способствует их профессиональному самоопределению, например, в области музыки, математики, лингвистики и т.д. Проективные тесты (наиболее известен тест чернильных пятен Роршаха), личностные опросники и шкалы оценок были разработаны для определения различных качеств индивида и особенностей его социальной приспособленности.

Дети с физическими нарушениями в чем-то схожи с другими детьми, а в чем-то отличны от них, поэтому требуют особого подхода. Были разработаны психологические тесты и образовательные программы для слепых и частично потерявших зрение детей, для глухих и тугослышащих. Дети-инвалиды, дети с органическими дефектами, дети, вынужденные находиться в больнице, не имеющие возможности по состоянию здоровья посещать школу и обучающиеся дома, также нуждаются в специальном внимании со стороны специально подготовленных учителей и других специалистов. См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ИНТЕЛЛЕКТ; НАУЧЕНИЕ; ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ.

Онлайн-курсы10

Онлайн курс

Онлайн-курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с ПрофСтандартом 01.001 Педагог

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц, 288 часов — 3 месяца, 520 часов — 5 месяцев.

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курсы для заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога ДПО в соответствии с ПрофСтандартом

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курс для преподавателей системы профессионального образования, мастеров производственного обучения, методистов. В соответствии с ПрофСтандартом

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курс повышения квалификации для специалистов в сфере отдыха и оздоровления детей. В соответствии с требованиями ПрофСтандарта

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курс специалистам дошкольного образования. В соответствии с требованиями ПрофСтандарта

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курс повышения квалификации для педагогов-психологов, психологов в сфере образования. В соответствии с требованиями ПрофСтандарта

 
Подать заявку

36 часов — 1 неделя, 72 часа — 2 недели, 108 часов — 3 недели, 144 часа — 1 месяц

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы (Новосибирск)

Онлайн курс

Курс «Переподготовка для воспитателей ДОО в соответствии с профстандартом»

 
Подать заявку

в зависимости от выбранной программы

Сибирский образовательный портал (Новосибирск)

Онлайн курс

Дистанционные курсы повышения квалификации и профпереподготовки для специалистов ВО, СПО, ООО, ДО, доп.образования, соц.работы, дефектологии, здравоохранения

 
Подать заявку

1040 часов

Сибирский образовательный портал (Новосибирск)

Онлайн курс

Онлайн-курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с ПрофСтандартом 01.001 Педагог. Очное/выездное и дистанционное обучение

 
Подать заявку

36 ч./72 ч./108 ч./144 ч.

Сибирский образовательный портал (Новосибирск)

Направление используют

Организаторы

  Детский психологический центр «Вместе»  (Москва),    Международный институт коучинга для родителей, детей и подростков (Москва),    Московский институт психоанализа  (Москва),    Образовательный проект OD-Club  (Москва),   Региональный институт подготовки специалистов для реабилитационный центров  (Москва),    Содружество Педагогов и Психологов раннего развития  (Москва),    Социальный проект «Педагогическое сердце России»  (Москва),    Тренинговая компания Trencom для родителей  (Москва),    Центр развития личности «Инсайт» — Электросталь  (Москва),    Центр уникальности и профориентации K-School  (Москва),    АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки»  (Москва),    Детский клуб Монтессори «Созвездие»  (Москва),    Институт Организационной Психологии  (Москва),    Институт развития и самопознания «ИРиС»  (Москва),    Лариса Гаценко (Москва),   ООО «Трикант»  (Москва),    Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor  (Москва),    Психологический центр «Познание»  (Москва),    Семейный досуговый центр «Истоки»  (Москва),    Семейный образовательно-досуговый центр «Трамплин»  (Москва).

Ещё организаторы 97

Тренеры

  Алина Николаевна Лагода  (Москва),    Анастасия Чебан  (Москва),    Андрей Викторович Уваров  (Москва),    Анжелика Владимировна Гаврик  (Москва),    Анна Помыткина  (Москва),    Артур Тимофеев  (Москва),    Артём Алексеевич Дорошин  (Москва),    Владислав Савицкий  (Москва),    Екатерина Данилина  (Москва),    Екатерина Соколова  (Москва),    Елена Журавлёва  (Москва),    Елена Захарова (Канонникова)  (Москва),   Елена Кимовна Аржанухина  (Москва),    Елена Юрьевна Полетаева  (Москва),    Игорь Маратович Спивак  (Москва),    Илона Егорова  (Москва),    Илья Сергеевич Беломытцев  (Москва),    Ирина Анатольевна Логинова  (Москва),    Ирина Григорьева  (Москва),   Ирина Яковлевна Медведева  (Москва).

Ещё тренеры 177

Консультанты

  Алина Николаевна Лагода  (Москва),    Анастасия Чебан  (Москва),    Андрей Викторович Уваров  (Москва),    Анжелика Владимировна Гаврик  (Москва),    Артур Тимофеев  (Москва),    Артём Алексеевич Дорошин  (Москва),    Владислав Савицкий  (Москва),    Екатерина Данилина  (Москва),   Елена Анатольевна Бруева  (Москва),    Елена Захарова (Канонникова)  (Москва),    Елена Юрьевна Полетаева  (Москва),    Игорь Маратович Спивак  (Москва),    Илья Сергеевич Беломытцев  (Москва),   Лариса Эдуардовна Зотова  (Москва),    Марина Цветкова  (Москва),    Наталия Сергеевна Матвеева  (Москва),    Наталья Котлар  (Москва),    Олеся Гор  (Москва),    Ольга Константиновна Волошко  (Москва),    Роман Вектор  (Москва).

Ещё консультанты 121

Педагогическая психология
в других городах

Рязань,  
Нижний Новгород,  
Воронеж,  
Великий Новгород,  
Белгород,  
Санкт-Петербург,  
Минск,  
Казань,  
Саратов,  
Киров,  
Самара,  
Волгоград,  
Ростов-на-Дону,  
Калининград,  
Пермь,  
Крым,  
Краснодар,  
Екатеринбург,  
Челябинск,  
Тюмень,  
Омск,  
Новосибирск,  
Кемерово,  
Алматы,  
Иркутск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Педагогическая психология»!

Рост и развитие ребенка.

Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776–1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Такой подход неожиданно получил поддержку в теории «перехода от простого к сложному», которая вполне хорошо работала, когда касалась того, что вигвамы нужно изучать раньше, чем строительство домов, однако при обучении ребенка родному языку ее правота была уже не так очевидна, поскольку вряд ли стоит обучать умеющих разговаривать детей буквам и слогам, а не целым словам. Представление о том, что ребенок – это маленький взрослый, а не развивающийся организм, привело к революционным переменам, которые провозгласил Жан Жак Руссо в своем Эмиле (1762). За этим последовали проницательные наблюдения великих педагогов Иоганна Песталоцци (1746–1827) и Фридриха Фрёбеля (1782–1852).

Описание поведения ребенка в разных возрастных периодах на основе физиологических исследований, применение опросников и наблюдений, постепенно становилось все более точным. Искусно организованные опросы детей, осуществленные швейцарским психологом Жаном Пиаже, выявили данные, существенные для понимания процесса развития мышления ребенка. Все это имело не только теоретическое значение, но и приносило практическую пользу для учителей и родителей. Из наиболее известных работ по детскому развитию можно выделить труды Арнольда Гезелла из Йельского университета, Хэролда Джонса и Мэри Джонс из Калифорнийского университета, Уилларда Олсона и его сотрудников из Мичиганского университета.

Из этих исследований следовало, что ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, – самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т.е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Групповые процессы.

Психологи интересуются главным образом индивидуальной природой человека. Социологи же озабочены взаимоотношениями в больших группах людей, таких, как толпа, этнос, гражданское общество, традициями, способами общения, установками. На стыке этих дисциплин возникла социальная психология, комплексная отрасль знания, которая изучает особенности поведения индивида в группе. Под влиянием Курта Левина (1890–1947) социальные психологи занялись исследованием малых групп.

Социальными психологами было проведено множество исследований по таким проблемам, как лидерство, групповая сплоченность, ролевое поведение, установки на принятие и отвержение, структура власти. Ранние работы К.Левина, Р.Липпитта и Р.К.Уайта по изучению авторитарного и демократического контроля в школьных клубах по интересам оказались в этом отношении весьма примечательными. Левин и его сотрудники пришли к выводу, что авторитарное руководство приводит к повышению вероятности агрессивного поведения и уменьшению мотивации на сотрудничество, чем либеральное (демократическое) лидерство, при котором руководитель функционирует как член группы или как рядовой сотрудник. Важным побочным продуктом исследования явилось открытие третьей категории, названной «невмешательством» (laissez faire).

Направление, основателем которого был Левин, известно под названием «групповой динамики»; оно изучает взаимоотношения между членами малых групп. Приверженцы групповой динамики основали Национальную лабораторию тренинга в Бетеле (шт. Мэн), в которой использовались идеи Карла Роджерса, а подход получил название «тренинга сензитивности». Затем из этого подхода выделилось оппозиционное направление, основавшее другой центр – Эсаленский институт в Биг-Суре (шт. Калифорния), в котором делался упор на медитацию, йогу, «осознание своего тела» и тому подобные техники. В этом контексте должен быть упомянут вклад американского психиатра Якоба Морено, особенно его изучение ролевых игр. Ролевая игра подразделяется на «психодраму», направленную на психотерапевтическую помощь индивиду, плохо адаптирующемуся к группе, и «социодраму», направленную на лучшее понимание установок индивидов и их внутригрупповых отношений. Как в том, так и в другом случае индивид принимает участие в драматической сценке, не репетируемой заранее и имеющей дело с реальными конфликтными ситуациями, в которые он включен, играя в этой сценке роль самого себя или кого-то другого.

Еще одним вкладом Морено в психологию является социометрия – техника определения предпочтения и отвержения членов какой-либо группы. Обследуемые называют имена людей, с которыми они хотели бы сидеть, говорить или отправиться в поход. Когда полученные отчеты сводятся в таблицы, оказывается, что некоторые имена часто повторяются, а каких-то людей вообще не выбирают (изолированные, или отвергаемые).