Консультация для воспитателей «способы поддержки и направления детской инициативы» консультация
Когда ребенку нужна недирективная помощь?
Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.
Здесь педагоги могут задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Конечно, не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов решения. Если воспитатель будет позиционировать себя в качестве воспитателя-наставника, тьютора, используя в своей работе недирективный подход, то он будет давать ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. В этом и состоит суть оказания недирективной помощи ребенку.
Слайд № 5
На что направлена недирективная помощь?
Итак, недирективная помощь строится на шести принципах. Рассмотрим их:
1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2
Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5
Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Слайд № 6
Шесть принципов,
на которых строится недирективная помощь
Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать педагогическое общение с ребенком.
Сначала нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).
Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию.
Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет, условно обозначает кто, где и с кем хочет играть (деление на подгруппы, мини-группы). Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю (или хотел бы поиграть)». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и т.д.
Слайд № 7
Этапы оказания недирективной помощи и поддержки
Таким образом, когда мы оказываем недирективную помощь, то развиваем у ребенка не только самостоятельность и инициативность, но и имеем возможность предупредить проблемные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка
Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности
Слайд № 8
Какие задачи решает воспитатель,
когда оказывает недирективную помощь
Теперь предлагаю вам рассмотреть примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь и попробовать их решить, опираясь на рассмотренные выше этапы, приёмы (возврат к слайду №7). Для решения и обсуждения ситуаций вы можете объединиться в небольшие группы.
Слайд № 7
Этапы оказания недирективной помощи и поддержки
Уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам творческой активности и заинтересованности, потому что только заинтересованный своим делом педагог может взрастить инициативную самостоятельную личность!