Консультация для воспитателей «способы поддержки и направления детской инициативы» консультация

Когда ребенку нужна недирективная помощь?

Недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.

Здесь педагоги могут задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку? Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости от взрослого?». Конечно, не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов решения. Если воспитатель будет позиционировать себя в качестве воспитателя-наставника, тьютора, используя в своей работе недирективный подход, то он будет давать ребенку возможность ощутить собственную ценность, почувствовать радость и гордость от успешных инициативных действий. В этом и состоит суть оказания недирективной помощи ребенку.

Слайд № 5

На что направлена недирективная помощь?

Итак, недирективная помощь строится на шести принципах. Рассмотрим их:

1. Принцип диалогичности – означает, что совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2

Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5

Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Слайд № 6

Шесть принципов,

на которых строится недирективная помощь

Мы определили, что недиректиная помощь нужна ребенку, который находится в состоянии эмоционального дискомфорта. Учитывая это, с ним следует поэтапно выстраивать педагогическое общение с ребенком.

Сначала нужно выяснить значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).

Затем оказать эмоциональную поддержку – совместно с ребенком обсудить возникшую ситуацию.

Далее нужно подсказать ему, научить, как самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта – предложить поиграть с другими детьми в группе (возможно, с теми, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта). Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет, условно обозначает кто, где и с кем хочет играть (деление на подгруппы, мини-группы). Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю (или хотел бы поиграть)». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и т.д.

Слайд № 7

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Таким образом, когда мы оказываем недирективную помощь, то развиваем у ребенка не только самостоятельность и инициативность, но и имеем возможность предупредить проблемные ситуации, возникающие в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка

Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности

Слайд № 8

Какие задачи решает воспитатель,

когда оказывает недирективную помощь

Теперь предлагаю вам рассмотреть примеры ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь и попробовать их решить, опираясь на рассмотренные выше этапы, приёмы (возврат к слайду №7). Для решения и обсуждения ситуаций вы можете объединиться в небольшие группы.

Слайд № 7

Этапы оказания недирективной помощи и поддержки

Уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам творческой активности и заинтересованности, потому что только заинтересованный своим делом педагог может взрастить инициативную самостоятельную личность!