Структура пола человека. понятие биологического пола. социальный пол. гендерная идентичность и гендерные идеалы

Психология полов: роль мужчины и женщины

Структура пола человека. понятие биологического пола. социальный пол. гендерная идентичность и гендерные идеалы

В психологии понятие пола — это просто биологическая характеристика, с помощью которой люди определяют мужчину и женщину. Социальные психологи считают, что главными причинами определения полов считаются традиционное и информационное давление.

Понятие «традиционное давление» объясняет механизм, в котором человек вынужден соответствовать ожиданиям общества, чтоб оно его не отвергло. Наказание за неподчинение половым ролям может быть очень жестоким.

Правитель Ирана Аятолла Хомейни, с 1979 до середины 80х годов, отменил закон, который давал женщине любые права, и приговорил к смертной казни более 20 тысяч женщин, которые не подчинялись правилам поведения и формы одежды.Основы социальных различий могут быть видны еще до рождения.

В это время ребенок начинает замечать что мужчина и женщина смотрят по разному на вещи и разного рода события, и что они заинтересованы в разных вещах. В социальной психологии развития ребенка очень важную роль играют игрушки.

Игрушки и разного рода игры помогают девочке ознакомиться и подготовиться к роли мамы и хозяйки по дому, развить общение и навыки сотрудничества. Игрушки для мальчиков вовлекают их в мир трансформации, помогают развить навыки, которые станут основой пространственного восприятия и математических возможностей, конкурентоспособности и поведения лидера.

Часть 1. Наложенное ограничения традиционной женской ролью.

Одно из возможных ограничений, наложенное современной женской ролью в обществе, это тот факт, что работающая женщина продолжает нести на себе всю ответственность за домашнее хозяйство и детей. Работающая женщина в среднем несет ответственность за 69% хозяйства.

Работники во многих самых крупных организаций и научных предприятий, врачи, профессора в университете — в основном мужчины.

Женщины, которые хотят построить свою карьеру, иногда сталкиваются с таким понятием как «стеклянный потолок». Эта метафора определяет тот факт, что в некоторых организациях над женщиной нависает невидимый потолок, дальше которого ей не подняться и ее не повысят. Стандартный стереотип, говорит о том, что мужчины более подходят на роль лидера, и они в какой-то мере в ответе за этот потолок.

Многие думают, что в жизни люди получают, что заслуживают, и заслуживают, что получают. И нам приходиться в это верить.

Это понятие зачастую используется как негативный стереотип того, что женщина — слабый пол, специально для того, чтобы занизить ее положение в обществе и зарплату.

Часть 2. Наложенное ограничения мужской ролью.На сегодняшний день существует пара ограничений по поводу мужской роли в обществе. Психологи начали изучать женское положение в обществе после феминистических протестов против заниженного статуса женщины.

За последние несколько лет положение мужчины в обществе привлекает все больше внимание исследователей. Структура роли мужчины состоит из 3 факторов

Первое связано с ожиданиями от общества из-за занимаемого им положения в обществе.

Второй фактор — нормы прочности, объясняющие мужскую интеллектуальную, эмоциональную и физическую прочность. Третий фактор — это ожидания того, что мужчина должен избегать женские профессии и увлечения. (нормы анти феминистические).

Мужчина предрасположен выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо она оплачивается. Финансовая ответственность и давление особенно касается тех мужчин, жены которых не работают и ведут хозяйство.

Если кто-то зависит от тебя финансово — это очень влияет эмоционально.

Смысл в том, что главная задача мужчины в семье состоит в том, чтоб приносить большую зарплату регулярно, и конечно это негативно влияет на выполнение родительских обязанностей.

Также существует мнение о том, что боязнь женственности появилась от боязни гомосексуальности и понятий общества о том, что главными атрибутами гомосексуалиста является мужчина с женскими чертами.

* * *

Наша роль находится под влиянием большого количества внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и окружающих, имитируем другой пол и играем в определенные игры. СМИ создает стереотипы женственности, которые мы не можем исключить из общества.

Мы растем, пытаемся соответствовать нашей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, но не всегда согласны с предпосылками общества.

Понятия — пол, гендер

Структура пола человека. понятие биологического пола. социальный пол. гендерная идентичность и гендерные идеалы

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского).

С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов.

Таким образом, быть мужчиной или женщиной — это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время.

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы — стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре.

Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин — обслуживающая и исполнительская, для мужчин — инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.).

Для андрогинной (от лат. andros — мужской, gynes — женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов.

И тогда Зевс разделил их на две половинки — мужскую и женскую.

С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Пол (биология) — Психологос

Структура пола человека. понятие биологического пола. социальный пол. гендерная идентичность и гендерные идеалы

Пол — совокупность генетически детерминированных признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения.

Прежде всего понятие «пол» обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных и связанных с ними признаков.

При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие — количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Биологический пол

Биологический пол — это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины.

Биологический пол — это также один из пяти компонентов человеческой сексуальности. Другие четыре компонента сексуальности — это сексуальная ориентация, сексуальная идентичность, гендерная идентичность и социальная гендерная роль.

В биологическом поле выделяют следующие компоненты:

  • Генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин.
  • Гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичник.
  • Внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы.
  • Наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы.
  • Гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских).
  • Пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.

БСЭ. Пол (биология)

Литература

  • Астауров Б. Л., Генетика пола, в сборнике: Актуальные вопросы современной генетики, , 1966
  • Бреславец Л. П., Определение и наследственность пола у высших растений, «Тр. по прикладной ботанике, генетике и селекции, Сер. 2», 1934, № 6
  • Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. 552 с. ISBN 978-5-93004-274-0.
  • Лобашев М. Е., Генетика, 2 изд., Л., 1967.
  • Рыжков В. Л., Генетика пола, , 1936

Бесплатные материалы«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Психология пола

Структура пола человека. понятие биологического пола. социальный пол. гендерная идентичность и гендерные идеалы

Психология пола (гендерная психология) — область научного знания, которая объединяла фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений, поэтому психология пола, как специальная дисциплина, может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития гендерной психологии. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как: психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола, особенности сексуального поведения. Психология пола в основном развивалась на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и психология семьи и брака. Психологические аспекты взаимоотношений между людьми разного пола привлекали представителей из других, непсихологических областей научного знания, поэтому исследования, которые можно отнести к психологии пола встречаются в работах социологов, этнографов, педагогов, сексологов, клинических психологов и др. Другими словами, психология пола изучает то, каким образом психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. 1) До 70-х годов в советской психологии те, крайне малочисленные работы по психологии пола, который были опубликованы, отождествлялись с вопросами сексуальных отношений, преимущественно супружеских. 2) В 70-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами. Это направление определялось, как «психология половых различий», а основные выявленные различия считались биологически детерминированными. 3) И лишь в 90-е годы в отечественной психологии стали проводиться исследования, ориентированные на изучение «гендерных различий», не обусловленных биологическим полом. 

Психология половых различий — раздел психологии дифференциальной, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью или связанные с нею

Имеет важное практическое значение для отбора профессионального (отбор психологический) и ориентации профессиональной, для решения многих задач психологии медицинской и службы семьи

Наряду с универсальными биогенетическими различиями мужчин и женщин многие наблюдаемые их особенности есть следствие исторически сложившихся:

1) дифференциации мужских и женских ролей социальных;

2) разделения труда в зависимости от пола;

3) различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек;

4) культурных стереотипов мужественности и женственности.

По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают прежний характер, сфера их деятельности совместной расширяется, отчего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, прежде считавшиеся незыблемыми.

Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Самые значимые различия, включая разные темпы физического развития и созревания, зафиксированы в области психофизиологии.

Многие половые различия вообще не поддаются измерению, будучи не столь количественными, сколь качественными.

Тестовые измерения мужских и женских качеств весьма условны, а сами используемые шкалы мужественности-женственности представляют собой относительно самостоятельные параметры. Осознание половой принадлежности — первый компонент образа своего Я.

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Скачать книги по психологии пола