Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

«Понимание в философии и психологии». Введение в предмет. Методология. Предмет и основные положения психологии понимания.

  1. Введение в предмет. Характеристика предмета понимания

Цели и задачи изучения дисциплины.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

… ). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение человека к действительности и к самому себе … ; постоянно готова к использованию). По способу запоминание бывает: механическое (такие знания человек не способен применять в жизни) и осмысленное. Память можно тренировать …

Понимание — это раскрытие смысловой стороны воспринимаемой предметной реальности, явлений, процессов, поведения, событий (ниже смотри и другие определения понятия «Понимание».

В структурной организации какого-либо процесса — это также раскрытие смысловой характеристики посредством анализа его внутренних связей, элементов, частей, и их отношений, в том числе причинно-следственных. В итоге — это выявление внутренних связей и обретение ясности общей их картины, её понимание, исходя из ценностных позиций человека. С такой точки зрения механизмы понимания выступают как способы и процедуры смыслообразования.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении с коллегами или даже с друзьями и супругами. Концепция была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом. Её суть заключается в том, что удовлетворённость и неудовлетворённость от работы измеряются по-разному, не являясь двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что недовольство зависит от гигиенических факторов: условий труда, размера оклада, отношений с начальством и коллегами. Если они не устраивают, появляется неудовлетворенность.

Но работа нравится не из-за хороших гигиенических факторов. Удовлетворённость зависит от группы причин (мотивации), к которым относятся: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.
Можно вывести следующее утверждение: трудясь на высокооплачиваемой должности с комфортными условиями, вы всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, вам не доверяют серьёзные проекты и не замечают стараний.

А тот факт, что вы получаете признание и осознаёте пользу своих действий, не возместит того, что за это вам платят копейки, заставляя работать в ужасной обстановке.

Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются.

Тем, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить причину неудовлетворённости и побороть её. А ещё, если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на место трудоустройства, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». Это шаг может быть очень важен для их будущего.

Gaze и внимани акты

Исследования показывают, что лица имеют важнейшее значение в предоставлении социальных сигналов, необходимые для детских познавательного, языка и социального развития. Эти сигналы могут предоставить информацию о другом эмоциональном состоянии, в центре внимания, и потенциальные намерения (Для обсуждения см MOSCONI, Mack, Маккартите, & Pelphrey, 2005).

Намерение может быть приписано к человеку на основании того, где в пространстве, что индивидуум идет. Намерение понимается не только через действия и манипуляции объектами, но путем отслеживания движений глаз. Исследования в этой области сосредоточено на том, как люди, развивать понимание того, что глаз взгляд показывает, что наблюдатель может быть психологически связан с референтом.

Даже как младенцы, люди в состоянии следить за взглядом окружающих. Дальнейшие исследования направлено проверить, является ли младенцы просто склонны смотреть в направлении движения головы, без реального понимания психологического состояния другого человека

Брукс (1999) обнаружил, что дети не обратить внимание просто к визуальному полушарию новых движений головы; а, дети в возрасте до 15 месяцев участия в объектно-направленном взгляде глаз, предполагая, что дети посещают в референт, к которым другим присутствовать, и не просто глядя в том же направлении. Эти результаты подтверждают идею, что дети понимают глаз взгляда как индикатор психологического состояния другого человека, который является основным компонентом понимания того, что другие могут иметь намерение отделиться от своего собственных.

Зеркальные нейроны

Новый толчок к развитию «theory of mind» получила после открытия особого типа визуомоторных нейронов — так называемых «зеркальных», которые активируются и во время совершения действия самостоятельно и во время наблюдения агента (чаще всего конспецифичного), совершающего то же действие, например поднесение руки ко рту или хватание небольшого предмета. Первоначально зеркальные нейроны были обнаружены у человекообразных обезьян, затем у человека и впоследствии у некоторых видов птиц.

Таким образом, зеркальные нейроны являются аргументом в пользу теории подражания и в какой-то мере объединяют её с модулярной теорией. Возможно, именно зеркальные нейроны являются основой механизма сложной имитации, который лежит в основе теории подражания.

Терминальные и инструментальные ценности

Если задавать человеку только вопросы о смысле («что это значит?», «зачем это нужно?» и т.д.), он доходит до какого-то намерения и зависает

Не может определить, какое значение у этого намерения, и часто сообщает, что это «важно само по себе». То есть это не для чего-то, а «конечная цель»

Так вот. Это признак так называемой «терминальной» или «конечной» ценности.

В принципе, намерение – это желание (потребность) удовлетворить какую-то ценность.

Ценности тоже наши внутренние цели, просто более глобальные и стабильные

И если важность ценностей меняется долго и трудно, то важность намерений меняется очень легко и динамично: долго не ел – важность намерения «сытость» сильно возросла, — поел — и важность «сытости» взяла и уменьшилась

А ценности можно разделить на ценности-средства и ценности-цели.

Существует популярный тест ценностных ориентаций американского аксиолога Милтона Рокича (аксиология – это как раз наука о ценностях). Он как раз делит ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Признаки терминальной ценности

Человек не может (состояние «удивления» — вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть — найти не могу») найти ответа на вопросы: — Зачем тебе это нужно? — Что это для тебя обозначает?

Выяснение более важной ценности

Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

Пример цепочки ценностей.

Но то, что ценность терминальная, ещё не означает, что ничего более важного нет. Просто для выяснения более важного нужно задавать уже другие вопросы:. — Если ты получишь целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

— Если ты получишь целиком и полностью, к чему ты будешь стремиться следующему?

— Что для тебя более важно чем ?

— Если ты владеешь совершенно и полностью, что ты хочешь, имея , еще более важное?

: намерение из предшествующего шага.

Наиболее пытливые умы задаются вопросом: «А что же там в конце?» и «Существует ли конец?». Ответ положительный. Если достаточно долго задавать все эти вопросы, можно прийти к так называемым «сущностным состояниям». Это конечные (терминальные) ценности, для которых не существует каких-то более важных ценностей. То есть всё, конец пути. Обычно у человека их не более пяти, и описывают их как «полная гармония», «тотальное спокойствие», «единение». Но это уже совсем другая история.

Критерии позитивного намерения

Естественно, не каждая цель является намерением. Есть набор правил, критериев, которым должно соответствовать :

  • Это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть. Отвечает на вопрос: «Чего ты хочешь?». И эта цель позитивно сформулирована — как то, что хочешь получить, а не то, чего хочешь избежать.
  • Это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека. Например «заработать много денег» это способ достижения, поведение, а соответствующее намерение может быть «обеспеченность» или «богатство».
  • Это намерение для человека всегда позитивно — то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.

— Пять ключей понимания.

______

Понимать других людей – значит, научиться принимать их такими, как они есть. Это не означает, что вы одобряете любое поведение и позволяете в отношение к вам разные выходки. Надо просто понять, что другой человек отличен от вас. Вы можете не соглашаться с его мнением, поведением, но вы должны уважать его ценности. И вот тогда вы можете создать прекрасные отношения.

Но чтобы действительно научиться понимать другого человека, нужно освоить пять важных принципов, пять ключей понимания.

Ключ 1. Признай потенциал другого.
Каждый человек от рождения получает набор качеств, которые помогают ему исполнить свое предназначение, ту миссию, для чего он пришел на Землю. Каждый человек от рождения имеет некий потенциал. Часто он даже не осознает своего потенциала, т.к. в детстве ему не помогли раскрыть себя. Но если вы будете подходить к человеку, изначально признавая, что он способен на лучшее, то все лучшие качества в нем проявятся. Это великое искусство – изначально видеть в человеке великое. Ваша вера и поддержка поможет другим людям стать лучше, раскрыть свои таланты и изменить жизнь.

Ключ 2. Слушай, чтобы слышать.
Люди много общаются, но как-то односторонне. Жванецкий об этом сказал очень точно: Он пришел, попросил войти в его положение – я вошел, а он уже ушел. Многим людям важнее вывалить то, что “накипело на душе”. Других людей они не слушают и не слышат. Разве можно понять кого-то, если не слышать, о чем он говорит? Когда человек действительно слушает и старается понять, то снимаются все барьеры, люди действительно встречаются друг с другом.Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

Ключ 3. Не оценивай, а пойми.
Если человек кого-то оценивает ниже себя, то он уже ему не интересен. И с ним он уже не хочет строить никаких серьезных отношений. Люди привыкли прежде всего незнакомого человека оценить. Так сложилось исторически. И поэтому учат, что первое впечатление, что сложилось в первые 30 сек, очень трудно изменить. Но почему человеку на “том конце” не позволить себе понять вас? Не просто поговорить о погоде, а понять, что значат “эти слова” для вас, какие у вас убеждения, какие чувства вызывает ваше общение. Именно такое отношение позволяет приоткрыть в человеке то, что ускользает при первом взгляде.

Ключ 5. Помоги стать лучше.
Не только самому надо вести себя открыто, но и создавать такую атмосферу, в которой другой человек может открыто выражать себя и свои чувства. Это поможет ему глубже понимать себя и развивать свои лучшие стороны. Каждый человек может помочь другому стать лучше, осознать свои намерения и цели. Ваше общение может вселить в человека силу и уверенность, может дать ему заряд энергии и воодушевление, чтобы поменять свою жизнь.Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Понимание в философии.

Изучение данного подраздела необходимо в ходе овладения студентами философских знаний с двух позиций.

Первая касается первоосновы взаимоотношений человека с окружающим миром — закономерностей теории познания, полученных при изучении Вузовского курса философии, но вновь рассматриваемых с точки зрения обоснования положений по проблеме понимания (субъект, объект, отражение мира, объективная и субъективная реальности, знание, познание мира, его активный характер и виды: чувственное, рациональное и специфически свойственное лишь человеку «принять на веру»).

Их роль в становлении целостной картины мира у человека.

Вторая позиция — изучение современных представлений по проблеме понимания: анализ представлений различных авторов (А.А.Смирнов, М.М.Бахтин, В.В.Знаков, А.А.Брудный, Г. Г. Гадамер, Хайдеггер М.) в аспекте философских подходов к проблеме понимания (в целом которые могут охарактеризовать понимание как способ бытия человека в мире).

Понимание в герменевтике, семиотике. Философские представления о системной организации и операциональной структуре проявления понимания у человека. Данная вторая позиция будет рассматриваться более подробно в структуре последующих лекций.

8 стр., 3635 слов

Восприятие и понимание людьми друг друга

… важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, является, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных и индивидуальных … и т.д. И все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения. Так …

Определение

Народная психология объясняет поведение человека на основе психических состояний, в том числе верований , желаний и намерений. Психические механизмы, включая намерение, объяснить поведение , что люди видели , как актеры , которые имеют желание и которые пытаются достичь целей , которые направлены на убеждениях. Таким образом, намеренное действие является функцией для достижения желаемой цели и основывается на убеждении , что курс действий будет удовлетворять желание.

Существует также теоретическое различие между интенциональностью (умышленными действиями), и психическое состояние намерения на будущее. Searle (1983) помечены их как намерение в действии и предварительное намерение соответственно. Прежние намерения отражают предусмотрительность о намерениях в действии; предыдущие намерения не должны проводиться, которые будут рассмотрены намерения. Невыполненным намерение предшествующее намерение, которое не имеет каких-либо действий, связанных с ним.

Astington (1993) в общих чертах связи между психическими состояниями (желаниями, убеждениями и намерениями) и действиями, осуществляемых индивидом в целях достижения цели; эти соединения называют умышленных цепи. Предлагаемая соединительная цепь является то, что желание вызывает намерение, которое вызывает действие, которое вызывает исход. Преднамеренное Цепной карты увязывания желания к удовлетворению цели через посредника намерения.

б) Дополнительная:

1. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2005.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, МОДЕК, 2010.

3. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. //Психологический журнал. 2005. Т.26, № 1, с.18−23.

4. Знаков В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1986. № 3.

5.Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении. // Вопросы психологии. — 2002. — № 6.

6. Куницына В.К. Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2002.-544с.

5. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. JI. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. — 480 с.

7. Мещеряков Б.Г. Лицо человеческое. Макиавеллизм: правда и ложь в повседневной жизни / Б.Г. Мещеряков, Л.В. Некрасова. // Человек: Иллюстрированный научно-популярный журнал. 2005. № 6. С. 87−95.

8. Рубинштейн С.Л. О понимании //Проблемы общей психологии. М., 1973.

9. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 (гл. 4 «Роль понимания в запоминании), (гл. 5 «Влияние запоминания на понимание»).

10.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.

11. Щербакова О. В. Когнитивная переработка комических текстов //Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Смоленск: «Универсум». 2008. — С. 208 — 213.

12.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2010. — 668с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Примечания

  1. Dennett D.C. 1978. Beliefs about beliefs // Behavioral and Brain Sciences, 4, 568-70
  2. ↑ Premack, D. G. & Woodruff, G. (1978). Does the chimpanzee have a theory of mind? Behavioral and Brain Sciences, 1, 515—526.
  3. Baron-Cohen, S. (1991). Precursors to a theory of mind: Understanding attention in others. In A. Whiten (Ed.), Natural theories of mind: Evolution, development and simulation of everyday mindreading (pp. 233—251). Oxford: Basil Blackwell.
  4. Bruner, J. S. (1981).Intention in the structure of action and interaction. In L. P. Lipsitt & C. K. Rovee-Collier (Eds.), Advances in infancy research. Vol. 1 (pp. 41-56). Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation.
  5. Gordon, R. M. (1996).’Radical’ simulationism. In P. Carruthers & P. K. Smith, Eds. Theories of theories of mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  6. Courtin, C. (2000) The impact of sign language on the cognitive development of deaf children: The case of theories of mind. Cognition, 77,25-31.
  7. Courtin, C. & Melot, A. M. (2005) Metacognitive development of deaf children: Lessons from the appearance-reality and false belief tasks. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 5, 266—276.
  8. Premack, D. G. and Woodruff, G. (1978). Does the chimpanzee have a theory of mind? Behavioral and Brain Sciences, 1, 515—526.
  9. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. — М., 1994. — Т. 2.
  10. ^ Carruthers, P. (1996). Simulation and self-knowledge: a defence of the theory-theory. In P. Carruthers & P. K. Smith, Eds. Theories of theories of mind. Cambridge: Cambridge University Press.
  11. Gordon, R.M. (1996). ‘Radical’ simulationism. In P. Carruthers & P.K. Smith, Eds. Theories of theories of mind. Cambridge: Cambridge University Press
  12. Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs // Cognition. 1983. № 13. P. 103—128
  13. S. Baron-Cohen, A. M. Leslie, U. Frith. 1985. Does the autistic child have a «theory of mind»? Cognition, 21, 37-46
  14. Gopnik A., Astington J. W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and the appearance-reality distinction // Child Development. 1988. № 59. P. 26-37
  15. Leslie, A. M., Frith U. 1988. Autistic children’s understanding of seeing, knowing and believing. British Journal of Developmental Psychology, 6, 315-24
  16. Premack D. G., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. № 1. P. 515—526.
  17. Povinelli D. J., Nelson K. E., Boysen S. Inferences about guessing and knowing by chimpanzees (Pan troglodytes) // Journal of Comparative Psychology. 1990. № 104. P. 203—210.

— Оригинальная теория человеческого взаимодействия.

______

Американский психотерапевт, создатель «Трансакционного анализа» Эрик Берн стал автором оригинальной теории человеческих взаимоотношений, изложенной в книге «Игры, в которые играют люди». Он тщательно и тонко проанализировал поведение людей в разных ситуациях, и это привело его к констатации: самая большая проблема возникает тогда, когда в общении и во взаимоотношениях исчезает искренность, когда люди перестают быть самими собой и начинают играть, вместо того чтобы вести себя естественно и зрело.

Берн говорит о трех состояниях личности, которые по-разному проявляются в каждом из нас: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый».

«Ребенок» живет в человеке всю жизнь. Это наиболее искренняя часть нас самих, проявляющаяся, когда мы мыслим, реагируем и чувствуем, как в детстве. Каждый когда-то был маленьким, сохранил в душе переживания и мироощущение той поры. «Ребенку» свойственна интуиция, проницательность, эмоциональность, спонтанность, радость и очарование, тяга к познанию, чуду и волшебству, творческий, незаурядный подход. Однако в своих отрицательных проявлениях «Ребенок» бывает капризным, истеричным, легкомысленным, своенравным или сильно зависимым от «Родителей» и чьей-то опеки.

«Родитель» в нас рассуждает так, как это делали когда-то его отец и мать или другие взрослые, — это целый комплекс убеждений, норм и предрассудков, возникших еще в детстве, порождающих в нас определенные запреты и заставляющих поступать и думать по схеме «так принято». Время от времени такой «Родитель» дает о себе знать внутри каждого из нас.

Личность же «Взрослого» реализуется как способность найти решение в проблемных и трудных ситуациях, проявить зрелый и творческий подход. В каждом из нас есть доля «Взрослого» (даже в ребенке) — и это означает, что все мы способны быть самостоятельными, мудрыми и объективными.Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

Все эти три состояния очень важны для полноценного развития личности, но важно, чтобы они гармонично сочетались. Важно, чтобы общающиеся люди находились «на одном уровне» и чтобы состояние, которое проявляется, соответствовало ситуации: решать проблему как «Взрослый» со «Взрослым», отдыхать или любоваться чем-то как «Ребенок» с «Ребенком», принимать важные решения как два «Родителя»

Трудности возникают, когда это правило не соблюдается, например когда один человек обращается к другому, как «Взрослый» ко «Взрослому», ожидая разумной, спокойной реакции, или как «Ребенок» к «Родителю», рассчитывая на помощь, любовь и поддержку, а получает от собеседника обратное.

Скажем, муж спрашивает у жены, обращаясь как «Взрослый» ко «Взрослому»: «Ты не знаешь, где мои часы?» Вместо того чтобы спокойно ответить: «Лежат на столе», жена отвечает капризно, как обиженный «Ребенок»: «Ну вот, вечно я должна все знать», или назидательно, как «Родитель»: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Вроде не маленький уже». Естественное общение нарушается неуместной реакцией, и в результате часто возникают скандалы, непонимание, отчуждение.

Так развивается и закрепляется новый способ взаимоотношений — его Берн называет «игрой». В результате игры исчезает искренность, игроки как будто надевают маски, к которым привыкли, прячутся за ними, защищаясь от проявления настоящих чувств. «Посмотри, что я из-за тебя сделал!», «Дорогой, я тебя люблю, не купишь мне шубу?», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Только через мой труп», «Либо я — либо он / она / оно»… Как часто в общении мы прибегаем к подобным играм (их перечень можно продолжать) и в результате отдаляемся друг от друга и сами не замечаем, как из отношений уходят теплота, искренность, естественность, а остается своего рода шантаж и манипулирование друг другом. Вас может заинтересовать статья об отношениях в коллективе.Психология понимания. проблемы и перспективы (в. в. знаков, 2005)

______

а) Основная:

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005.

2. Емалетдинов Б.М. Проблемы любви в социальной философии и психологии: Монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — 366 с.

3.Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006 — 448 с.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 2008.

5. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010.

6. Ильин Е.П. Психология любви. Спб.: Питер, 2013.

7.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии (глава 7−8).

— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.

8. Экман П. Психология лжи (редактор В.В. Знаков).

СПб.: Питер, 2013.

Философская основа

Современная концепция модели психического состояния ведёт своё происхождение от философских дискуссий прошлого. В частности, вопрос поднимался в «Размышлениях о первой философии» Рене Декарта — работе, определившей дальнейшее развитие науки о человеческом разуме. К настоящему времени в философской литературе выделилось два основных подхода к модели психического состояния: теория теории и теория симуляции.
Согласно теории теорий, для концептуализации психики других людей используется модель, являющаяся истинной теорией — «народная психология». Такая модель возникает мгновенно и её построение обусловлено генетически: социально обусловлены лишь точки приложения.

Теория симуляции, напротив, исходит из предположения, что модель психического состояния по своей природе — не просто теория. Предлагаются два типа симуляции. Одна версия (предложенная Alvin Goldman) подчёркивает, что субъект сначала должен распознать своё собственное душевное состояние прежде, чем приписывать другому то или иное состояние посредством симуляции. Другая версия теории симуляции подразумевает, что для осознания мыслей и эмоций (как своих, так и чужих) нам необходима специальная логическая процедура, именованная Робертом Гордоном (Robert Gordon) «процедурой перехода» (ascent routine). Подразумевается получение ответа на вопрос о душевном состоянии посредством перефразирования обычного вопроса в метафизический. К примеру, если Зоя спросит Машу: «Как ты считаешь, хочет ли та собака поиграть с тобой?», Маше для ответа на этот вопрос нужно будет сначала спросить себя: «Хочет ли та собака поиграть со мной?». То есть, люди, как правило, узнают о внутренней жизни других существ, пытаясь поставить себя на их место.

Теории развития модели психического состояния у детей

Теория теории

Так называемая «теория теории» (англ. theory-theory) является концепцией организации не только «theory of mind», но и познания человека вообще. Согласно ей, предсказание, объяснение и интерпретация происходит в соответствии с внутренней структурой знания — так называемой народной психологией (англ. folk psychology). Ребёнок рассматривается как учёный, и, соответственно, можно провести параллель между развитием ребёнка и эволюцией науки: смена научных парадигм позволяет объяснять все большее количество явлений, точно так же, как, взрослея, ребёнок начинает справляться с большим количеством задач. Выделяют три этапа развития «theory of mind»:

  1. Психология желаний (2 года). Психология желания, появляющаяся у ребёнка в возрасте двух лет, представляет собой концептуализацию желаний, эмоций и познавательного опыта. Хотя эта концептуализация не является репрезентативной, объектом желания является объект реального мира: желание объекта наличествует и доминирует, в то время как внутреннее представление объекта отсутствует. Двухлетний ребёнок может предсказывать эмоции или действия героя, который или находит желаемый объект, или не находит его, или находит ему замену.
  2. Психология желаний и убеждений (3 года). К трёхлетнему возрасту дети уже осознают наличие не только желаний, но и убеждений, однако они чаще объясняют действия в терминах желаний, нежели убеждений. Вероятно, трёхлетние дети начинают понимать, что убеждения, как внутренние репрезентации, могут оказаться ложными.
  3. Психология желаний и убеждений (4 года). Приблизительно к четырём годам дети представляют, что желания и убеждения человека определяют его поведение и что убеждения человека — это интерпретация реальности; об этом говорит успешное прохождение задачи на понимание ложности убеждений.

Альтернативной структурой развития «theory of mind» является деление на два этапа: ситуационный и репрезентативный; переходный пункт — это как раз решение задачи на понимание ложности убеждений.

Теория подражания

Согласно теории подражания (англ. simulation theory), дети осознают своё психическое состояние и могут делать выводы о психическом состоянии других людей путём подражания. Так, в задаче на понимание ложности убеждений, ребёнок может предсказать убеждения другого, мысленно представляя, что он бы думал сам, если бы был на месте другого. Этот процесс, являющийся собственно предсказанием, может быть неосознанным. Таким образом, развитие «theory of mind» сводится к улучшению способности совершать более точные подражания. Помимо того что подражание необходимо при предсказании и объяснении поведения других людей, оно требуется при усвоении социально-когнитивного знания и навыков. В теории подражания ключевая роль отводится опыту, поскольку навыки подражания улучшаются только во время практики. Теория была создана Г. Тардом. Эксперименты по данной теории отличались некоторой жестокостью.

Модулярная теория

Модулярная теория (англ. modular theory) возникла по аналогии с модулярными теориями языка и восприятия (англ. ). Она постулирует наличие особого механизма мозга, для определения психических состояний людей, который либо является врождённым, либо появляется на ранних стадиях развития человека. Дети не усваивают теорию внутренних репрезентаций, поскольку убеждения суть отношения суждений, а не репрезентации; развитие «theory of mind» в онтогенезе обусловлено нейронным развитием данного модуля (англ. Theory of Mind Module (ToMM)), причём, существуют два отдела модуля: для агентов и для объектов. Опыт хотя и необходим для запуска этих механизмов, но не является определяющим в структуре «theory of mind».

Наиболее активными отделами мозга, при деятельности связанной с «theory of mind», считаются префронтальная кора и граница префронтальной и премоторной коры, — участки мозга, ответственные за произвольные действия.

Малые возможности обработки информации

Причиной того, что дети не справляются с решением некоторых «theory of mind»-задач, являются ограниченные способности памяти и невозможность подавить доминирующее готовое решение. Соответственно, с развитием мозга и его возможностей увеличивается объём эпизодической памяти, которая считается основным типом памяти в вопросах «theory of mind».

Биологическое движение и выводя намерение

Нейровизуализации исследование показывает, что биологическое движение обрабатывается по-разному от других видов движения. Биологическое движение обрабатываются как категория, в которой люди могут сделать вывод о намерении. Эволюционная точка зрения этого явления заключается в том, что люди выжили на основании того, чтобы быть в состоянии предсказать внутренние психические состояния и потенциальные будущие действия других. Исследование биологического движения нашло клетки приматов в верхней височной области полисенсорной (STP), которые специфически реагируют на биологическое движение. Кроме того, есть участки мозг, в том числе верхней височной борозды, которые отвечают на биологическое, но не небиологическое движение. Эти данные свидетельствуют о том, что люди могут иметь сродство биологически основанный на пятнистость и интерпретации целенаправленных, биологические движений.

В одном эксперименте 18-месячные дети наблюдали либо человек или механическая рука пытается выполнить действия, но не в состоянии достичь цели. Дети имитировали действия для завершения намеченной цели, когда рука была человеком, но не тогда, когда она была механической. Это говорит о том, что с самого раннего возраста, люди могут сделать вывод о намерении конкретно как биологический механизм между движениями и целями.

Люди имеют тенденцию вывести намерение из движения, даже в отсутствии других отличительных признаков (например, форма тела, эмоциональное выражение). Это было продемонстрировано в исследовании Хайдер и Зиммель; они были наблюдатели просматривать видео двигающихся треугольников, и обнаружили, что участники, как правило, приписывают намерения и даже черты личности к формам на основе их движений. Движение должно было быть одушевленным, то есть самоходный и нелинейными.

Johansson придумали способ изучения биологического движения без помех от других характеристик человека, таких как форма тела, или эмоциональной экспрессия. Он прикрепил точку света в суставы актеров и записывал движения в темноте, так что только точки света были видны. Johansson цифры, как они стали известны, были использованы, чтобы продемонстрировать, что люди связывают психические состояния, такие как желания и намерения к движениям, которые в противном случае отключенных от контекста.