Позиции восприятия

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Позиции восприятия

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Круговые диаграммы vs гистограммы

Иллс был одним из первых, кто опубликовал статью на эту тему в 1926 году. Тогда считалось, что круговые диаграммы воспринимаются неадекватно. Например, ему говорили, что человеческий глаз не может хорошо оценить размеры дуг, углов и хорд.

Иллс дал студентам два листа с круговыми диаграммами и гистограммами и попросил оценить отношение сегментов к целому.

Позиции восприятия

Лист с правильно заполненными пропорциями

Он обнаружил, что люди так же быстро и точно оценивают пропорции круговых диаграмм, как и гистограмм. Более того, когда число компонентов растёт, эффективность гистограмм падает, а круговых диаграмм — увеличивается.

Позиции восприятия

Три способа, которыми участники оценивали круговую диаграмму: сравнивали размеры дуг, смотрели на области внутри круга или прикидывали значение угла. Только одна женщина сказала, что опиралась на хорды. Она определила пропорции точнее всех

50% использовали для оценки внешнюю дугу, 25% смотрели на площадь внутри круга и 25% — на внутреннюю дугу или угол. 71 человек сказал, что удобнее было работать с круговыми диаграммами, и только 25 человек предпочли гистограммы.

Иллс сделал два вывода:

  1. Пропорции внутри круговой диаграммы легче оценить;
  2. Мужчины лучше оценивают пропорции, чем женщины.

В следующем году Крокстон провёл своё исследование, в ходе которого не обнаружил явного преимущества круговых диаграмм перед гистограммами, но в некоторых случаях они действительно были эффективнее.

Шесть десятилетий спустя учёные провели ещё три эксперимента, в которых доказали, что круговые диаграммы всё же точнее передают информацию.

Симкин и Хасти просили людей оценить пропорции участков диаграммы (сколько часть составляет от целого) и сравнить участки между собой.

Они обнаружили, что сравнить между собой участки простых гистограмм легче, чем стековых (гистограмм с накоплением) или круговых диаграмм. Оценить пропорции оказалось одинаково легко на круговых диаграммах и стековых гистограммах, сложнее — на простых гистограммах.

Позиции восприятия

Схема выводов Симкина и Хаски. Пропорции легче всего оценить на круговых диаграммах, сравнить сегменты между собой легче всего на простых гистограммах

Спенс и Левандовски обнаружили, что сравнение сегментов между собой отнимает больше времени и его делают менее точно. В этом плане хуже всего себя показали круговые диаграммы, за исключением случаев, когда нужно было сравнить сразу несколько сегментов

Таблицы признали худшим способом визуализации данных за исключением случаев, когда важно показать точные значения

Холландс и Спенс обнаружили, что чем больше в гистограммах компонентов, тем сложнее человеку оценить их пропорции. Чтобы обработать каждый новый компонент в гистограмме, читателю требуются дополнительные 1,7 секунды для обработки.

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

Позиции восприятия

Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно
В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон
Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.

Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное. Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).
Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.). В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена

В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности

В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.

Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ. Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.

Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия. Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.

Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Интерактивные элементы

Лю и Хир выяснили, что при взаимодействии с интерактивной графикой задержка в полсекунды оказывает большое влияние на действия человека.

Участники, программа которых работала с задержкой, меньше двигали мышь, меняли способы взаимодействия и в целом совершали меньше действий. Также они больше комментировали интерфейс.

Позиции восприятия

Лю и Хир попросили участников взаимодействовать с двумя разными визуализациями и наблюдали, как задержка в 500 миллисекунд повлияла на их поведение

Эта задержка отразилась и на следующих сессиях эксперимента: у участников снизилась мотивация изучать графики.

В 2007 году Вигдор и соавторы обнаружили, что выполнить простейшие задачи на восприятие (определить положение объекта или угол) намного сложнее, если экран лежит на столе. Следовательно, расположение экрана может исказить восприятие графика.

В 2008 году Робертсон и соавторы дали участникам большой набор исторических данных ООН, представленный в трёх формах: анимированная визуализация, график рассеивания с отображением следов изменений, и метод small multiples (много пузырьковых диаграмм, показывающих изменения в каждой стране отдельно — прим. пер.) — и начали задавать по нему вопросы.

Позиции восприятия

Формы визуализации, которые использовались в эксперименте

Хотя опрос пользователей показал, что они предпочитают анимированную версию за её полезность, простоту использования и красоту, исследователи выяснили, что версия small multiples была более эффективной — помогала быстрее найти ответ и допустить меньше ошибок.

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

Позиции восприятия

Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
  4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

Древовидные диаграммы

Земкевич и Косара обнаружили, что использование метафор помогает при навигации по древовидным диаграммам. Например, указание участникам найти сегмент «внутри» контейнерного варианта и посмотреть «внизу» каскадного работали лучше всего.

Позиции восприятия

Земкевич и Косара использовали визуальные метафоры, чтобы направлять участников при выполнении простых задач. Когда визуальные метафоры соответствовали стилю диаграммы, участники легче ориентировались на ней

Конг, Хир и Аргвала обнаружили, что люди лучше видят разницу между размерами сегментов на древовидных диаграммах, когда они представлены в виде прямоугольников с разным соотношением сторон. Квадраты, как выяснилось, нелегко сравнивать друг с другом.

Позиции восприятия

Эксперименты Конга, Хира и Аргвалы показали, что люди не так точно сравнивают размеры квадратов, как прямоугольников с разным соотношением сторон

Также они узнали, что, когда нужно попарно сравнивать «ветви» древовидной диаграммы (большие прямоугольники) с чуть меньше чем тысячей значений, лучше представить их в виде гистограмм.

Позиции восприятия

Участники смогли точнее сравнить «ветви», представленные с помощью маленьких гистограмм, чем внутри древовидной диаграммы

Опорные точки

Три исследования доказывают, что определённые типы графиков и объекты в них провоцируют искажения восприятия. Из-за этих искажений мы можем не совсем верно понять информацию.

Из закона Стивенса следует, что объект рядом с бо̀льшим объектом кажется крупнее, чем он есть на самом деле. Когда рядом с ним находится объект меньшего размера, он кажется меньше. Джордан и Шиано обнаружили, что увеличение расстояния между линиями приводит к обратному эффекту.

Если линии находятся близко друг к другу, длина одной линии кажется более похожей на длину соседней (это называется ассимиляцией). Если линии далеко друг от друга, длинные кажутся длиннее, а короткие — короче (это называется контрастом).

Позиции восприятия

Джордан и Шиано обнаружили, что, если показать линии разного размера близко друг к другу, участники запомнят их более похожими по длине, чем есть на самом деле. Если разместить линии далеко друг от друга, в памяти размеры линий останутся более контрастными, чем в реальности

В двух других исследованиях Шиано и Тверски обнаружили, что графики воспринимаются более симметричными, чем есть на самом деле.

Они дали участникам диаграммы и одним сказали, что это графики, другим — что это карта, на которой линией обозначена река. Оказалось, что участники с «графиками» мысленно приблизили линию на картинке к воображаемой 45-градусной отметке, когда вспоминали изображение. У участников с «картами» такого искажения не было.

Позиции восприятия

Шиано и Тверски обнаружили, что 45-градусная линия — это воображаемая точка отсчёта в линейных графиках

Когда с графиком шёл текст, который призывал обратить внимание на его симметричность, участникам он казался симметричнее, даже если в реальности график таким не был. Это приводит меня к мысли о том, что аннотации могут быть полезны при передаче информации

В другом исследовании они подтвердили, что линейные графики воспринимаются искажённо. Участникам показывали диагональную линию, и по воспоминаниям она казалась им ближе к 45 градусам, чем была на самом деле. То есть они недооценивали бо̀льшие углы и переоценивали меньшие.

Из их работы можно сделать вывод о том, что разные визуальные системы предполагают разные системы отсчёта.

Основы

В 1984 году Уильям Кливленд и Роберт МакГилл опубликовали исследование, которое можно описать как архетипическое оригинальное исследование визуализации информации.

Позиции восприятия

Элементарные задачи восприятия: позиция по общей шкале, позиция по несогласованным шкалам, длина, направление, угол, область, объём, кривизна, светотень

В ходе своих экспериментов Кливленд и МакГилл определили «элементарные задачи восприятия»: основные действия, которые, по их мнению, выполняют люди при оценке визуализации. На эту классификацию опираются многие другие исследования, о которых я буду писать.

Первая, самая лёгкая задача восприятия — «определение позиции по общей шкале». Кливленд и МакГилл говорят, что нам проще всего сравнивать объекты по общей шкале, например по координатной оси. Хорошим примером здесь будет точечная диаграмма: точки на ней привязаны к двум общим шкалам — осям «Х» и «Y».

При взгляде на гистограмму человек тоже сравнивает объекты по общей шкале, обычно по оси «Y», но Кливленд и МакГилл пишут, что при восприятии гистограммы зрителю приходится также судить о длине и площади. Чтобы лучше понять, что авторы понимают под элементарными задачами восприятия, прочитайте их работу целиком.

Однако это исследование было проведено три десятилетия назад. Насколько актуальны его результаты сегодня?

К счастью, у нас есть ответ. Хир и Босток пересмотрели некоторые из старых экспериментов Кливленда и МакГилла в эксперименте, который они провели, чтобы доказать, что Mechanical Turk (платформа, где люди выполняют простые задания за деньги — прим. пер.) можно использовать для научных исследований.

Они получили результаты, схожие с выводами Кливленда и МакГилла.

Позиции восприятия

Участники сравнивали пропорции на разных диаграммах. Виды диаграмм отмечены на вертикальной оси, погрешности на горизонтальной. Сверху результаты, полученные Кливлендом и МакГиллом, снизу результы Хир и Бостока, доверительный интервал 95%

Третья позиция восприятия: «Наблюдатель»

Безэмоциональная камера, которая отстранённо фиксирует всё, что появляется перед ней.

Зритель, который наблюдает за выступлением на сцене и оценивает его, не проживая.

Третья позиция восприятия человека — это всегда позиция не участника, а зрителя. Это позиция логики, цифр, показателей, систем. Про таких людей говорят бесчувственный, отстраненный, пофигист, и даже отмороженный.

Любопытно, но именно этой из трех позиций легче всех зарабатывать деньги. Потому что это взгляд трезвый и логичный, лишенный эмоциональных привязок и потому умеющий сухо сопоставить все плюсы и минусы предприятия, сыграть на эмоциях, предварительно просчитав их холодным разумом, успешно сманипулировать. «Ничего личного, просто бизнес» — девиз людей с главенствующей третьей позицией.

У них ровная самооценка и крепкие нервы, потому что они редко принимают на личный счет что-то, кроме денег.

Позиции восприятия

Самые трогательные истории выдумывают циники (с) Мария Галина

Сильная третья позиция у учёных, финансистов, бизнесменов, полицейских и особенно у врачей. Ведь, согласитесь, что врач во второй позиции, во-первых, не сможет помочь большому количеству людей, потому что будет слишком озабочен каждым отдельным пациентом, а во-вторых, может быстро стать пациентом психиатрической больницы. Сопереживание в этом случае не принесет пользы пациентам, а лишь сведет с ума самого врача, вынужденного ежедневно наблюдать весьма драматичные картины.

Плюсы:

  • Здоровая психика, ровный эмоциональный фон
  • Высокая производительность и эффективность
  • Высокий уровень стрессоустойчивости
  •        Объективность
  • Аналитический склад ума, помогающий преуспевать в жизни

Минусы:

  • Цинизм
  • Эмоциональная сухость, бесчувственность как к другим, так и к самому себе
  • Неумение самому прочувствовать то, что чувствуют другие

Итог

Как вы понимаете, нет плохих или хороших позиций восприятия. Есть уместные и неуместные. Максимальный уровень мастерства – это умение «включать» наиболее эффективную для конкретной ситуации позицию.

Например:

  1. Для достижения желаемого, отстаивания своих интересов и умения получать удовольствие от жизни подойдет Первая позиция;
  2. Чтобы найти понимание и компромисс, завоевать доверие и расположение других людей нужно встать во Вторую позицию;
  3. Чтобы проанализировать и трезво оценить все возможности и опасности ситуации, найти идеальное и эффективное решение, нужно встать на Третью позицию.

Получается, плюсы всех трех позиций нивелируют минусы каждой из них. Потому не «вваливайтесь» в какую-то одну — рискуете прожить жизнь с одними и теми же проблемами:)

P.S.: а какая у вас позиция восприятия главенствующая? Хотели бы почерпнуть что-то из других?

P.P.S.: вспомните ли вы на основе этих знаний какие-то примеры из книг или кино, где герой/героиня имел/а выраженную доминирующую позицию восприятия? И каковы были результаты?

На основе материалов Алуники Добровольской. Под редакцией Анны Асаевой.

Закладка

Выявление нарушений в настройке позиций восприятия

Прежде чем осуществлять какие-либо изменения Коннира выяснила, каким образом Боб воспринимает проблемную ситуацию. Позже она воспользуется этой информацией.

* Зрительное восприятие
* Слуховое восприятие
* Ощущения

Зрительное восприятие

Коннира: Подумайте о какой-нибудь проблемной ситуации, в которой кроме вас участвует и другой человек

Представляя себе эту ситуацию, обратите внимание сначала на то, что вы видите

Боб: Зрительно, это моя точка зрения.

Коннира: Люди, прошедшие тренинг НЛП, обычно называют позицию восприятия, но нам нужна сейчас более детальная информация. Бывает так, что первое впечатление оказывается обманчивым. Так что, Боб, расскажите мне подробнее, что вы видите. Где находится второй человек?

Боб: Я вижу все своими собственными глазами. Этот человек располагается немного сбоку (показывает налево от себя).

Коннира: Хорошо. Следующий вопрос может показаться немного странным, но ничего страшного. Проверьте, действительно ли вы смотрите точно из того места, где находятся ваши глаза, или, быть может, ваши глаза немного смещены

Обратите внимание даже на незначительные искажения в местоположении точки восприятия, смещена ли она вперед, назад, в сторону, вверх или вниз

Боб: Я смотрю немного справа (показывает немного правее и выше уровня своих глаз).

Коннира: Так. Это на уровне ваших глаз или выше, или ниже?

Боб: На самом деле, мне кажется, я смотрю из точки, которая немного выше уровня глаз.

Коннира: Отлично. Это соответствует вашим жестам. Итак, вы смотрите из точки, которая находится где-то между я-позицией и позицией наблюдателя.

(Замечание: Находясь в я-позиции, мы смотрим на все вокруг своими собственными глазами. Когда мы перемещаемся в позицию наблюдателя, мы наблюдаем за самим собой и за вторым участником со стороны. Точка, из которой Боб смотрит на ситуацию, находится немного справа от я-позиции, и, не совпадая с я-позицией, она в то же время находится далеко от позиции наблюдателя.)

Слуховое восприятие

Коннира: А теперь давайте узнаем, что вы слышите. Какие звуки вы осознаете, когда вспоминаете эту ситуацию?

Боб: Я слышу диалог.

Коннира: И из какой точки вы его слышите?

Боб: Такое впечатление, что я слышу его откуда-то отсюда. (Он показывает место справа перед собой примерно на расстоянии 15 футов.)

Коннира: Вы слышите то, что происходит вокруг вас, или же вы слышите какие-нибудь комментарии по поводу ситуации?

Боб: И то, и другое.

Коннира: Приведите мне пару примеров из тех комментариев, которые вы слышите.

Боб: “Я тупица. Просто не верится”.

Коннира: А откуда звучит этот комментирующий голос?

Боб: Вокруг моей головы (жестикулирует возле головы, проводя полукруг сзади и сбоку).

Коннира: Так. Комментирующий голос звучит вокруг вашей головы, используя местоимение “я”, а вы слушаете диалог с расстояния 15 футов, находясь сбоку. Ваш голос находится почти что в самой я-позиции, а вот ваши уши располагаются в позиции наблюдателя.

(Замечание: Когда Боб показывал, откуда он слушает диалог, он обозначил место, в котором мог бы находиться наблюдатель и наблюдать за всем со стороны. А его комментирующий голос располагается очень близко к горлу, т.е. к тому месту, из которого мог бы звучать голос, находящийся в я-позиции.)

Ощущения

Коннира: А теперь давайте обратим внимание на кинестетическую систему. Заметьте, чьи ощущения вы испытываете и где эти ощущения находятся

Боб: Мне кажется, это мои ощущения (показывает в центр груди).

Коннира: Они прямо в центре или немного смещены в сторону?

Боб: Прямо посередине.

Коннира: Так что ощущения находятся в я-позиции.

Коротко о рефрейминге

Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов. Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.

Основных видов рефрейминга всего два:

  1. Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
  2. Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение.

Помимо основных видов, существуют также:

Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.

Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.

Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по .

Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли. Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.

Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия

Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов

Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Позиции восприятия

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Позиции восприятия

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире

Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием

Первая позиция восприятия: «Я»

Люди с главенствующей первой позицией всецело сконцентрированы на себе, своих желаниях и мнениях.

Это колоритный типаж: всегда знает, чего хочет и куда стремится прийти. Окружающие же воспринимаются им либо как инструменты — способы реализации его желаний и стремлений, либо как помехи на пути к ним. Других людей как отдельных субъектов в воображении этого типа не существует: они воспринимают их только через призму себя, своего мнения и своих целей.

Вероятно, вы встречали таких людей: для них каждое сказанное собеседником слово — мучительная секунда в ожидании своей очереди высказаться самому.

Люди с позицией «Я» живут ради удовлетворения собственных желаний и прихотей: едят вкусно, спят сладко, одеваются комфортно, а если что-то делают, то только в собственных интересах. К цели идут напролом, мало считаясь с теми, кого может отбросить ударной волной от их движения.

Часто эти люди — именно те, кто, ныряя в жизненный поток, ненароком сбивают соседей по планете, даже не заметив этого.

В экстремальном варианте представители первой позиции – это отъявленные эгоисты, а порой и социопаты, зацикленные только на себе и с несколько отбитым«приёмником обратной связи». В мягком и адекватном же проявлении – себялюбивые, целеустремленные, ценящие собственный комфорт и уважающие своё мнение личности.

Плюсы:

  • Целеустремленность
  • Энтузиазм
  • Самоуважение
  • Любовь к себе
  • Умение достичь счастья
  • Отсутствие комплексов

Минусы:

  • Эгоизм и самовлюбленность
  • Максимализм, впадение в крайности (в том числе эмоциональные)
  • Гневливость и бесцеремонность
  • «Неэкологичность» поступков по отношению к другим

Гистограммы, круговые диаграммы и графики

Холландс и Спенс оценивали, зависит ли эффективность передачи информации диаграммой от того, что нужно оценить.

Они предполагали, что линейные графики лучше всего отображают изменения, потому у них «интегрированный» интерфейс: зритель видит изменения, глядя на наклон линии. Чтобы показать изменения с помощью круговых диаграмм, нужно использовать несколько штук, это делает их неудобным «разделённым» интерфейсом.

Позиции восприятия

Диаграммы, которые Холланд и Спенс дали участникам, чтобы те оценили изменения

Они сравнивали восприятие участниками изменений и пропорций с помощью столбчатых, круговых и линейных диаграммами.

Изменения

Круговые диаграммы плохо отобразили изменения, а вот гистограммы оказались примерно такими же эффективными, как графики. Исследователи решили выяснить, почему гистограммы так хорошо себя проявили.

Они предположили, что люди рисуют воображаемые линии между столбцами. Чтобы доказать это, Холланд и Спенс сделали стековую гистограмму, которая разбивала эти воображаемые линии, и снова протестировали участников.

Позиции восприятия

Воображаемая линия, которую рисовали участники

Позиции восприятия

Стековая диаграмма не давала сравнить участки, просто проведя воображаемую линию

В результате учёные сделали вывод: любая диаграмма, на которой можно увидеть реальную или воображаемую линию, отлично показывает изменения.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Позиции восприятия

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Позиции восприятия

Краткое восприятие реальности

Заключение

Результаты этих исследований не обязательно постоянно использовать в своей практике. Большинство из них рассматривают весьма специфичные задачи, в основном они связаны со способностью человека уловить различия в размерах форм и элементов. У графики часто бывают другие цели.

Хороший тому пример — исследование древовидных диаграмм. Участникам оказалось легче сравнить данные, когда они были представлены с помощью гистограмм, но часто показать экосистему данных важнее, чем сделать их удобными для сравнения.

В области восприятия есть ещё много вещей, которые нужно изучить, особенно в сфере динамической и интерактивной графики. Мы все выигрываем, когда специалисты делятся своими знаниями из практики, они помогают нам заполнить пробелы, до которых современные исследования ещё не добрались.