Познание

Содержание

01

Познавательные процессы человека

Психолог Мария Фаликман о единой теории психических процессов, проблеме квалиа и психологическом времени

Видео

02

Когнитивная революция в психологии

Психолог Мария Фаликман о приоритете бихевиоризма в начале XX века, искусственном интеллекте и когнитивном шестиугольнике

Видео

03

Классификации ощущений и рецепторов

Психолог Мария Фаликман о видах чувствительности, их функциях и различных подходах к изучению ощущений

Видео

04

Основные феномены восприятия

Психолог Мария Фаликман о подходах к изучению восприятия реальности, зрительных иллюзиях и дефиниции понятия «восприятие» в психологии

Видео

05

Механизмы восприятия

Психолог Мария Фаликман об исследованиях гештальтпсихологов, восприятии третьего измерения и упорядочении предметов в пространстве

Видео

06

Виды мышления

Психолог Мария Фаликман об особом подходе к исследованию мышления в психологии, различиях между теоретическим и практическим мышлением и имеющихся классификациях

Видео

07

Мышление как решение задач

Психолог Мария Фаликман о Вюрцбургской школе, явлении инсайта и подходах к решению задач

Видео

08

Исследования мышления в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман о специфике человеческого мышления, способах решения силлогизмов и исследованиях Амоса Тверски и Даниэля Канемана

Видео

09

Процессы и виды памяти

Психолог Мария Фаликман о месте памяти в системе психических процессов, ее возможных целях и подсистемах

Видео

10

Классические исследования организации памяти

Психолог Мария Фаликман об экспериментах Эббингауза и Бартлетта, ассоциативных закономерностях памяти и ее схематичной организации

Видео

11

Модели памяти в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман о системах памяти, принципах хранения информации и причинах забывания

Видео

12

Виды и свойства внимания

Психолог Мария Фаликман о подходах к определению внимания, состоянии потока и психологическом измерении внимания

Видео

13

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии

Психолог Мария Фаликман об ограничениях внимания, модели фильтра и факторах распределения ресурсов внимания

Видео

14

Зрительное внимание

Психолог Мария Фаликман о функции отбора, прожекторе внимания и теории интеграции признаков

Видео

15

Виды воображения

Психолог Мария Фаликман о функции творческого воображения, способах решения задач и проблеме мотивации

Видео

16

5 книг о когнитивной психологии

Что читать о работе человеческой памяти и зрительном восприятии, рекомендует кандидат психологических наук Мария Фаликман

Книги

Внимание и память

Познание

Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком

Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания

Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.

Внимание

Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.

Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса

Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.

В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом

Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.

Память

Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти

Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено

Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную личность.

В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание;
  • сохранение информации;
  • ее воспроизведение;
  • забывание.

Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.

Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.

Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.

Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.

Судьба

На человеческом, относительном уровне – нет никакой судьбы. Наше будущее зависит не от того, что про нас подумал кто-то посторонний, а от того, какой выбор мы сами делаем. Ну, подумайте, как часто и что вы думаете о других? Придаете ли вы значение этим мыслям? А словам? Иной человек что-то ляпнул в нелучшем расположении духа и тут же забыл, что сказал, а невротик потом часами мучается от этих слов. Да вообще не имеет никакого значения, что люди думают и говорят

Никто ничего «важного» о нас, как правило, не думает. Каждый озабочен собою

Поэтому неважно, как люди реагируют на наше раздутое самолюбие. Они это делают между делом, не придавая никаких великих значений своим маленьким словам, которые вылетают их из глотки по несколько сотен ежедневно. Каждый живет в своей индивидуальной галлюцинации, и придает, как правило, куда большее значения своим прыщам, нежели другим людям.

Ваше будущее ничем не определено. На самом деле здесь я не говорю о судьбе, или каких-то миссиях. Чисто по человечески, ваше будущее не зависит ни от каких внешних штампов. Что бы кто ни думал, вы будете жить так, как выберете сами. Вы будете достойны того, что выберете сами. Все ограничения – в вашем уме. Богатство, сила и здоровье никогда не свалятся ни с того ни с сего, как божественный дар только потому, что вы якобы особенный человек из высокой касты. Бедность, ущербность, болезни и страдание – тоже не какой-то рок судьбы. Все зависит от ваших решений. Чтобы проявилась сила и блага, необходимо работать, делать что-то полезное. Чтобы было здоровье, вам не поможет самобичевание и жалость к себе. И здесь тоже необходимо шевелиться, тренировать тело и соблюдать соответствующий образ жизни.

А если вы верите в карму и судьбу, так ведь карма – это и есть наши «данные»: привязанности, предпочтения, таланты и пр. Карма это – причинно следственная связь «параметров» нашей личности. Причины – то, что руководит нами, следствия – результат этого руководства. Если вы предпочитаете бездельничать, так и получите соответствующий результат. Если упиваетесь жалостью к себе, станете жалким и беспомощным. Если, несмотря на искушения разных желаний, вы выбираете сознательные действия, работу и созидание, тогда опять же, вы получите соответствующий конкретный результат.

Пока наша самооценка зависит от внешних факторов, неврозов не избежать, и мы будем слепо страдать и слепо радоваться подтверждением своей крутизны и своей никчемности. Просто, возможно, стоит понять, что смена ролей от божества, до поломойки – не может быть чем-то реальным. Это работа двойственного ума. Чтобы не падать и не разбивать лоб о твердую землю, не стоит летать в облаках. Тогда и земля окажется мягкой, теплой и даже приятной для наших ног.

Быть достойным, или быть недостойным чего-либо – один большой «приглюченный» невроз. Мы достойны результата своих действий. Вот и все. Вы – это и есть вы

Неважно, что о нас думают. Каждый человек грезит своими индивидуальными оценками, а не объективной истиной

Иногда к этим оценкам стоит прислушиваться, до тех пор, пока вы сами не увидите, кто вы есть и что можно с этим сделать.

Как ни печально, чем в голове больше каши, тем человек реже понимает ограничения своего ума, и тем грубее и примитивнее его самообман. Утонченный, ясный ум легко разоблачает свои же грубые иллюзии, но ловко сплетает новые, изощренные способы дурачить себя изящными, изысканными методами. Таким разновидностям самообмана мы наиболее активно учимся, когда занимаемся самосовершенствованием. Эго борется с собою на утонченном уровне, чтобы утвердить свои позиции в мастерском надувательстве самого же себя. Мы развиваемся, чтобы стать воистину талантливыми людьми и даже настоящими мастерами в этом непростом деле построения актуальных красивых иллюзий о себе для себя же. Судя по всему – таков наш человеческий путь к истине, которую мы учимся различать, пробираясь через дебри самообмана.

Игорь Саторин

Что значит познать себя

Обществознание определяет значение этого действия как осмысленный процесс, направленный на попытку понять человеком собственных личных психологических и физических отличительных черт. На каждом жизненном промежутке, от младенчества до старости, оценки результатов подобной работы над собой могут иметь существенные различия.

Важно! Самопознание тесно связано с личностным формированием. Оно есть неотъемлемая часть индивидуальной идентификации и социальной адаптации

Связь с развитием личности

Человек развивается как личность с детства. Психоаналитики давно разбили личностное формирование на несколько этапов. Например, немецкий психолог Зигмунд Фрейд выделил пять его стадий, а его последователь Эрик Эриксон – восемь.

Этапы по Эриксону и процессы познания самого себя – это:

  • от рождения до 1 года – младенчество, формируется собственная идентичность;
  • 1 – 3 года – раннее детство, вырабатываются самостоятельность и осознание возможности быть независимым (автономным);
  • 3 – 6 лет – детство, малыш начинает понимать свою половую принадлежность и осваивает модель поведения согласно ей (гендерная идентификация);
  • 6 – 12 лет – школьный возраст, происходит социальная адаптация, ребёнок пытается познать свои умения и пробует превратить их в компетентность и опыт;
  • 12 – 20 лет – переходный возраст отрочества и юности, момент образования целостной личностной идентичности и поиск своего места в социуме;
  • 20 – 25 лет – период ранней зрелости, поиск сексуального партнёра, момент для создания семьи, при этом чётко сформированному собственному «Я» семья не угрожает разрушением, а только усиливает осознание собственной значимости и своего места в ней;
  • 25 – 65 лет – время среднего возраста, осмысленное желание личности передать знания и жизненный опыт своему потомству, открытие в себе способностей наставника и учителя;
  • 65 – до смерти – стадия поздней зрелости, процесс самопознания позволяет принять и правильно оценить пройденный путь, увидеть плоды своих трудов, а в детях и внуках – продолжение своего «Я».

Внимание! Если в результате самопознания приобретается мудрость, и человек остаётся довольным прожитыми годами, то уход из жизни определяется как естественная точка процесса бытия

Что такое познание

Познавать значит задавать вопросы и получать на них ответы. Таким образом приобретаются знания, которые помогают человеку в жизни. Любознательные люди так познают мир со всех его сторон. Изучение своего внутреннего мира происходит по той же схеме.

Познание

Что за вопросы задают люди

Страх перед собой

Представьте себе кастовый строй, где есть сословия продвинутых и уважаемых господ, ряд промежуточных каст и несколько низших, в которые обычно попадают всевозможные «отбросы общества». Человек с колеблющейся самооценкой живет в таком вот кастовом строе, но при этом его каста еще толком не определена, поэтому сам человек не знает, чего заслуживает, но подспудно (как правило) надеется и даже верит, что относится к какой-нибудь продвинутой, или даже высшей касте высокопочитаемых и всеми любимых господ. При такой завышенной самооценке человеку то и дело грозит столкновение с реальностью, которая его опускает на землю.

Чем сильней разница между реальным положением дел и раздутой самооценкой, тем больнее опускаться с высот самолюбия на твердую землю. Поэтому чаще всего мы стараемся одурачить себя как можно более искусно таким образом, чтобы самооценка не занижалась, чтобы продолжать и дальше виртуозно витать в облаках самообмана, заблокировав реалии какой-нибудь подходящей для случая рациональной чепухой, обвиняя в своем несовершенстве других людей, или «несправедливость» жизни.

Мы избегаем страха крушения иллюзий нашего эго, подменяя этот страх второстепенными внешними «проблемами». В сущности все мы боимся не каких-то якобы «проблемных» событий, а тех перемен, которые в силу этих событий могут произойти в нашей «голове». Наш ум не хочет меняться, и блокирует все, что влияет не лучшим образом на нашу самооценку. Нам проще оставаться в зоне комфорта, нежели взрослея признавать свою ущербность в чем бы то ни было. Мы соглашаемся с тем, что вписывается в образ нашего «я». Мы отрицаем то, что этот раздутый образ разрушает.

Когда во внешнем мире мы улавливаем «подтверждение» собственной никчемности, наша самооценка колеблется, эго теряет опоры и в сознание проникает страх. Так рушатся неустойчивые позиции нашей самооценки. Чаще всего такому разрушению подвергаются опоры эго, которые не выдерживают контакта с реальностью. Раздутая самооценка разбивается вдребезги, сталкиваясь с реальным положением дел. Чтобы не происходило таких крушений, мы должны познать и принять себя со всей своей тьмой и ущербностью внутри себя, признать наличие всех своих недостатков, «грехов» и пороков. В этом – основная ценность исповеди и психоанализа. Во время исповеди человек сам раскрывается в меру своей искренности перед самим собою.

Во время псих. консультирования толковый психолог помогает человеку увидеть себя и принять себя таким, каков человек есть в настоящий момент жизни. Такое приятие происходит через обострение, через прохождение сквозь страх к истине. Поэтому первое время такая работа может усилить переживания, от которых человек бежал. Клиенты приходят за помощью, до конца не понимая, что в каком-то смысле как раз от этой помощи они бежали все это время. Почти никому не хочется всерьез говорить о своих насущных проблемах. Такая готовность приходит не сразу. Иногда необходимо ее выстрадать.

Проживая полностью свои переживания, мы избавляемся от их влияния. Это – приятие самого себя во всей «полноте» своих переживаний. Принять себя эгоистичного, грубого, слабого – важная часть обретения целостности. Именно такое приятие позволяет раскрыть истинный альтруизм, чуткость и силу. Это – завершение «пазла» личностной целостности.

История возникновения

Свои корни социальное познание берёт со времён Древней Греции. Эта колыбель всей западной цивилизации некогда принесла миру множество знаменитых людей — учёных, поэтов, воинов, философов и т.п. Когда мы говорим о социальном познании, нужно вспомнить деятельность знаменитого философа Сократа, который уже в то время понял, что истина таится в самих людях, в их душах. «Познай себя!» — говорил учёный. Его фундаментальная теория о том, что человек является центром, от которого нужно начинать поиск истины,– это основа социального познания. С целью нахождения высшей истины и изучения общества в целом нужно понять внутренние психологические и душевные процессы каждого из нас. Наверное, Сократ и не думал, что его высказывания и философские рассуждения в будущем станут основой всего социального познания. Таким образом развилось социальное познание в философии.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Познание

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

    Познание через чувства включает в себя:

    1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
    2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
    3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  2. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:

    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

Познание

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

Виды и формы

Древние философы утверждали, что нет ничего труднее, чем познать самого себя.

Интересно! Принято считать, что терзания в области самопознания испытывают творческие люди, ищущие своё место в жизни. Однако «заурядный», с этой точки зрения, человек в кризисных моментах своей жизни тоже пытается познать собственное «Я».

Традиционная классификация

Отличают следующие виды самопознания, которые наиболее распространены:

  • самонаблюдение как результат отслеживания внутренних событий, собственного поведения и мыслей;
  • обработка полученных результатов с помощью самоанализа, при помощи которого выявляются причины и следствия того или иного состояния;
  • самооценивание черт характера, возможностей (физических и профессиональных).

По утверждению Ю.М. Орлова (доктора психологических наук), самонаблюдение само по себе не поможет понять, как устроена та или иная выявленная черта собственного характера. Нужно знать, на чём основаны и как устроены такие психологические моменты.

Виды в психологии

Психология как наука объясняет законы развития человеческой психики и её действия. Кроме традиционных форм, психологи рекомендуют такие виды познания себя, как:

  • личностное моделирование – создание символов или знаков (кружки, буквы, стрелки), которыми можно описать или обозначить свои индивидуальные характеристики и эмоциональные связи с другими индивидами для более чёткого их осмысливания с помощью визуализации;
  • создание эталона (меры), к которому хочется приблизиться, сравнение себя с более успешными людьми и работа в плане достижения поставленной «планки».

Один из действенных методов в конечной стадии самосознания – это работа с отдельными личными качествами – «осознание противоположностей». У каждой черты характера две стороны: позитивная и негативная.

Суть метода! В этом случае рассматривают негативную долю любого качества личности и выделяют в ней позитивные моменты. Это позволяет если не принять недостаток, как данное, то хотя бы не так болезненно его воспринимать.

Например, человек морально переживает, то, что все на нём «ездят», загружают своими проблемами, пользуясь его неумением сказать «нет».

В этом случае к «плюсам» можно отнести:

  • востребованность в социуме;
  • умение приходить на помощь в нужный момент;
  • отсутствие дефицита общения;
  • избегание конфликтных ситуаций.

Такого человека трудно назвать эгоистом, и, если проработать негативизм ситуации, то «плюсов» тут больше, чем «минусов». Психологи утверждают, что работа с осознанием противоположностей – ступенька для дальнейшего саморазвития.

Познание

Самопознание и психология

Теории социальной нестабильности

Многие учёные поддерживают теорию о том, что социальное познание возникло и развивалось вследствие периодических дестабилизационных процессов в обществе. Подобная версия во многом основывается на исторической гипотезе цикличности цивилизации, автором которой является Тойнби.

Познание

Во-первых, само понятие нестабильности подразумевает отсутствие порядка в обществе, быстрые смены всех его устоев, несогласованность. Подобный феномен уж никак не может спровоцировать какой-либо позитивный процесс. Любая форма познания, в частности социальное познание, — это эволюция, а нестабильность является полной деградацией.

Во-вторых, изучение феномена познания на основе социального фактора нужно начинать с учётом личностных качеств отдельно взятого человека. Подобный процесс представляет собой научно-социальное познание различных циклических этапов, а не фокусировку на поведении определённого индивида. Проще говоря, нужно забыть о теории и предаться практике. Увидеть, как человек получает свои социальные знания и навыки. Только в этом случае возможно понять суть социального познания.

Активно изучаемые проблемы

Многие психологи, социологи, философы и другие учёные, в чьё поле зрения попадает вопрос о социальном познании, пытаются понять смысл работы этой сложной формы. В процессе изучения был выдвинут ряд вопросов, а именно:

  • На основе какой информации формируются выводы в сознании людей?
  • По какой причине люди видят действия одних индивидов, при этом полностью игнорируя других?
  • Как работает механизм познания самого себя и общества?
  • Какие методы используются для сбора и конструирования информации о личном и общественном?

Количество проблем неустанно растёт, потому что сложность феномена социального познания поистине велика.