Психология пропаганды

Ожидаемый эффект

Пропаганда должна убедить человека в чем-либо. Например, крепкие и сильные герои определенного фильма на протяжении всей картины употребляют овощи и фрукты, говорят о том, что именно благодаря им удалось добиться такой силы и выносливости. После просмотра есть большая вероятность того, что некоторые из зрителей включат в свой рацион больше овощей и фруктов.

В конечном счете все эти механизмы приводят к тому, что ты формируешь якобы свое индивидуальное мнение и взгляд на определенный вопрос, рассказываешь о нем всем вокруг, утверждая, что подобные взгляды стали результатом твоей аналитической работы. Работа сделана, расходимся. Завтра собираемся к 9 и без опозданий.

3

Конкретные примеры пропаганды

Психология пропаганды

В чем опасность психологических манипуляций в СМИ?

Скорее всего социальной системы полностью свободной от этого в мире просто не существует.
По крайней мере, многие приемы психологических манипуляций можно встретить в средствах массовой информации любой, даже самой либеральной и демократической страны.

Однако, если со стороны общества есть реальный контроль, правосудие в стране работает на деле, а не на словах и есть много конкурирующих друг с другом источников, то СМИ получают возможность лишь выборочного использования этих технологий.

По настоящему большое влияние и опасность СМИ приобретают в условиях стран с авторитарными режимами и коррумпированной властью. Именно тогда появляется один главный заказчик в интересах которого и распространяется информация. Чаще всего его истинный интерес один — сохранение существующего порядка вещей при котором приумножаются его власть и деньги, а реальная роль СМИ состоит в том, чтобы имитировать бурную деятельность заказчика якобы в интересах народа, манипулировать информацией и в самом плохом варианте делать то, что метафорически называется «зомбированием населения», а именно, осуществлять комплексную манипуляцию по воздействию на сознание людей, то есть менять его в интересах заказчика.

Во многих случаях таким заказчиком является государство, которое при помощи средств массовой информации приобретает в глазах народа некую сакральную роль и сверхценность в противоположность другому подходу, когда государство является лишь механизмом обслуживающим население.

В таких условиях сам термин государство также неизменно становится элементом манипуляции. Так например, каждый человек при здравом рассуждении понимает, что за государством стоит власть, а именно, определенная группа реальных людей в интересах которых эта машина и работает. Однако, при сакрализации этого термина, когда государство становится синонимом слова Родина, этот очевидный факт теряет свой смысл до такой степени, что даже люди мыслящие вполне здраво, попадают под магию этого убеждения. Естественно, такое отношение к государственной структуре исключительно выгодно заказчику и поэтому, воспитание такого стереотипа становится одной из целей СМИ-манипулятора.

Подобная система приводит к весьма плачевным последствиям для населения, способствует росту его зависимости от властей, обнищанию, а при определенных условиях чревата репрессиями, когда часть населения, несогласная с тем, что его грабят и насилуют, изолируется от общества или даже уничтожается.

Психология пропаганды

Как защитить себя и близких от информационного воздействия?

Выше было приведен 21 способ манипуляций со стороны СМИ. Однако, все эти способы основаны всего лишь на нескольких принципах, а именно, на ограничении информационного потока, интерпретации информации в своих целях (подмене ее истинного значения, то есть превращении в ложь), а также информационном воздействии на сознание человека с целью его изменения. Зная эти три принципа, можно легко понять, каковы должны быть защитные меры.

Рецепт того, как избежать информационной блокады прост — поиск альтернативных источников информации, благо интернет пока еще предоставляет нам такую возможность, несмотря на постоянные попытки властей ввести цензуру.

Хорошей защитой от искажений является подробный анализ информации, основанный на использовании разных источников и рациональной и критической оценке того, что вам предлагают эти источники. Естественно, знание методов манипуляций может сыграть в этом немалую роль.

Важно помнить, что простой отказ от просмотра официального телевидения и прослушивания радио здесь не сработает, поскольку это будет означать лишь то, что вы просто перекроете себе доступ к информации, не получив ничего взамен. Ключевой момент, то что на самом деле поможет вам защититься от манипуляций, это выработка собственной, зрелой позиции, основанной на критическом размышлении, здравом смысле и анализе различных информационных источников, в том числе и тех (а это очень важно), с которыми вы категорически не согласны

Ключевой момент, то что на самом деле поможет вам защититься от манипуляций, это выработка собственной, зрелой позиции, основанной на критическом размышлении, здравом смысле и анализе различных информационных источников, в том числе и тех (а это очень важно), с которыми вы категорически не согласны. В подтверждение сказанного и в завершение статьи хотелось бы привести цитату одного большого мастера по оболваниванию своего собственного народа

В подтверждение сказанного и в завершение статьи хотелось бы привести цитату одного большого мастера по оболваниванию своего собственного народа.

«Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.» — Йозеф Геббельс.

И этим все сказано.

Виды и типы пропаганды

Выделяют два вида пропаганды в зависимости от позитивности намерений пропагандистов:

  1. Конструктивная или позитивная пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему количеству людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Например, пропаганда здорового образа жизни.
  2. Деструктивная или негативная пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц, и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову.

Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек слепо верит ей, не желая проверять истинность увиденного/услышанного/прочиненного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов.

Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:

  1. Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
  2. Серая пропаганда. Это смешанный тип пропаганды. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
  3. Черная пропаганда. Такая пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.

Противостоять пропаганде бывает чрезвычайно сложно, но каждому человеку следует критично воспринимать любую, поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер.

Ждем Вашей оценки

Методы пропаганды

Психология пропагандыВсе они рассчитаны на то, чтобы вызвать у тебя эмоцию. Пропаганда взращивает в умах людей определенные идеи, которые могут ассоциироваться с определенными эмоциями; сталкивает две противоположные идеи; подает людям однобокую информацию, формируя мнение по необходимому шаблону; ссылается на лидеров мнений, суждения которых должны приниматься как прописные истины; предоставляет на выбор две идеи, но к одной из них дает четкую инструкцию к действию. Идеальная пропаганда посеет в твоей голове идею таким образом, что ты будешь думать, будто эта конкретная мысль является результатом лишь твоих суждений и интеллектуального труда.

Популяризация сигарет

В Штатах было проведено исследование, которое выявило два типа личности у населения: «А» и «B». Первый характеризовался трудоголизмом и вспышками гнева, в тот момент как для типа «В» основными чертами являлись доброжелательность и расслабленность. Лишь два типа людей, и больше никто не может выйти за данные пределы. Не напоминает один из вышеописанных трюков? Но что поспособствовало такому исследованию и внедрению данной культуры определения личности? Не что иное, как идея сигаретных магнатов, а личность «В» в значительной степени является идеальной сборкой человеческих качеств. Как ты уже догадался, определяющим фактором является курение. Покурил – расслабился, успокоился, выкроил несколько минут на перекур. У населения было сформировано такое мнение, что сигареты благотворно влияют на наш быт и жизнь, именно по этой причине в определенный момент они стали неотъемлемой частью жизни многих людей.

В рекламе

Хочешь комфортно передвигаться? Покупай эту машину. Хочешь чувствовать себя хорошо? Пей нашу воду. Конечно же, все зависит от подачи, но ты же понимаешь, что реклама может не только показать новый товар, но и побудить тебя купить даже то, в чем не чувствуешь необходимости в данный момент.

Образование

Та часть нашей жизни, в которую пропаганда интегрирована в наибольшем количестве. Литературные произведения, где оценочная политика автора формирует определенную позицию у детей. Мнение учителей, вся школьная программа нацелены на то, чтобы взрастить поколение с определенным образом мышления. В итоге вся политика школьного обучения направлена на то, чтобы сформировать положительный имидж для государства, в котором растут дети.

Правительство

Психология пропагандыВ определенный момент правительство США столкнулось с проблемой массового пьянства среди студентов. Местами это явление приобрело массовый характер, более того – было модно. В итоге ученые пришли к интересному решению и опубликовали исследование, в котором говорится о том, что лишь малая часть студентов употребляет алкоголь. Еще там говорилось, что молодежь считает такой образ жизни неприемлемым, в большинстве своем предпочитает спорт. У них получилось изменить восприятие социума, показав, что лишь меньшинство неудачников любит чрезмерно выпить. Итогом стало то, что данная кампания значительно уменьшила уровень употребления алкоголя среди молодежи.