Размышления психолога о счастье

С места не сдвинусь!

Перечитывая как-то свой старый дневник, я наткнулась на такие слова (сейчас уже не верится, что они были выведены моей собственной рукой):

Почему-то «продуцировать» и даже испытывать положительные эмоции, принимать любовь окружающих – иногда оказывается труднее, чем обратное… Однако сейчас я вижу, что за этим негативизмом шестилетней давности стояла… колоссальная внутренняя пассивность.

Помните песню Тамары Гвердцители:

Вот-вот – «над счастьем трудиться». В глубине души «негативист» все-таки понимает, что счастье – это не то, что неожиданно свалится тебе на голову и затмит собой все на свете. Оно скорее похоже на путеводный клубочек, который заставит тебя все время двигаться вперед, внутренне расти… А это не всегда можется и хочется. Конечно, стоять неподвижно на «перекрестке семи дорог» и плакаться самой себе в жилетку – занятие не из приятных… но в такой позиции есть определенное преимущество: больше ничего другого от тебя не требуется. Примерно как в быту: жизнь в бардаке не устраивает никого — но он объективно легче, чем усилия по его ликвидации.

Психология человеческого счастья

Счастье семейной жизни
Что психология говорит о счастье?две категории, основанные на определении счастья

  1. Гедонизм – стремление испытывать больше удовольствия и меньше боли. Включает эмоциональный компонент (сильное положительное или негативное влияние) и когнитивный компонент (удовлетворённость своей жизнью).
  2. Эвдемонизм – счастье рассматривается, как результат стремлений и достижения целей, смысла, сложных задач и личностного роста. Согласно этой концепции счастье основано на реализации потенциала и максимальном проявлении собственных возможностей.

все эти теории сводятся к нескольким пунктам

  1. Хорошо быть счастливым и людям это нравится.
  2. Счастье не является мимолётным и моментальным опытом, но и не может быть стабильной и долговременной чертой характера.
  3. Определённая порция нашего счастья передаётся генетически, но это количество варьируется от 10% до 50%.
  4. Стремление к удовольствию и его достижение редко приводит к счастью.
  5. Существует множество ресурсов, которые помогут сделать вклад или обрести счастье.

Какие ресурсы помогают создать истинное личное счастье?

несколько основных факторов

  • индивидуальный доход;
  • профессиональный вклад;
  • физическое здоровье;
  • семья;
  • социальные взаимоотношения;
  • моральные ценности;
  • опыт положительных эмоций.

Осторожно: активная жертва

Для начала «договоримся о терминах». Есть люди, которые привыкли чувствовать себя несчастными, но при этом не находят в себе «рычага», чтобы как-то развернуть ситуацию в свою сторону — так и продолжают плыть по течению, тихо вздыхая на свою горькую участь. Это «пассивные жертвы». Они и рады бы что-то изменить, но как-то не получается. В глубине души им кажется, что в праве на счастье им отказано, а почему — кто знает. Судьба такая.

Активные жертвы твердо уверены, что в этом праве им ДОЛЖНО быть отказано — а заодно и всем остальным. Больше всего их возмущает, когда кто-нибудь из их окружения чувствует за собой такое право и пользуется им, не скрывая и не стыдясь. Когда этот кто-то открыто проявляет самоуважение, учитывает свои интересы и желания — активная жертва просто изойдет гневом. Всем должно быть так же плохо, как и мне!

А теперь самое интересное — почему и для чего. «Горькую участь» такие личности создают себе сами — жалуются на нее, как и положено, но ни за что не позволят облегчить ее. Активная жертва всегда кладет себя на алтарь… чего угодно, но этот алтарь оказывается ее пьедесталом. Да, она несчастна, она не позволяет себе ничего по-настоящему желанного, действует «правильно» даже во вред себе, но за счет этого чувствует себя невероятно хорошей и благородной – в противовес остальным, таким нехорошим и таким довольным жизнью.

Размышления психолога о счастье

Кадр из к/ф «Старухи»

Больше того, активной жертве другое окружение и не нужно, иначе ее пьедестал рассыплется. Она будет взваливать на себя непосильные грузы, регулярно попрекая тех, кто далек от подобного мазохизма, но никому не позволит разделить свою ношу — иначе ее исключительный ореол поблекнет! Может быть, «в тайниках души» эта благородная мученица и сама хочет жить так же, как те, кому она старательно себя противопоставляет… но ей невыносимо трудно расстаться со своим идеальным образом, пусть даже таким неудобным.

Чем-то активная жертва напоминает голодного человека, который с возмущением отталкивает протянутый ему кусок хлеба. Золушка, для которой фея-крестная — злейший враг… и которая, увы, сама этого не понимает. Так и бегает по кругу, кляня свою метлу, — и цепляясь за нее мертвой хваткой.

Как убирать внутренние ограничения и дать себе право на всё хорошее

Размышления психолога о счастье

Шаг 1. Все ограничения и самоограничения нужно выписать на бумагу и ясно увидеть – какие ограничения есть, как они работают и на чём основываются.

Например:

– я не имею право на богатство, на успех и большие деньги, на то,Чтобы быть успешным бизнесменом и руководителем потому что… (я слаб, я многого не умею, меня считают не очень умным и удачливым, т.д.).

– на счастье и радость я не имею права, потому что… (выписать почему, всё что идёт изнутри: потому что я рождён страдать, меня всегда считали неудачником, потому что во мне много негатива – злости, боли, обид, и мне никогда от этого не избавиться, т.д.).

– я не имею право на независимость и самодостаточность, потому что я… (всегда был зависим от родителей, от семьи, от…, всегда был слаб и уязвим с этом, я так привык и больше не смогу по-другому…, т.д.).

Шаг 2. Дать себе право на всё самое лучшее, на позитив во всём. А точнее сказать – принять свыше это данное Богом право всем сердцем, всей душой!

Размышления психолога о счастье

Вот примеры ключевых позитивных установок (конструкций убеждений), которые нужны абсолютно каждому человеку и его душе:

– я хороший позитивный человек – я имею право на свет в Душе, на веру в сердце, на позитивное изменение своей жизни, на помощь и прощение Бога я также имею право, потому что я меняюсь, расту, стремлюсь к истине и исправлению ошибок.

– я имею право на позитивные изменения и постоянный рост, на рост радости в сердце, на рост силы и ума – я принимаю Богом данной право.

– я даю себе право на освобождение от негатива и зла, на то, чтобы с каждым днём становиться всё лучше, сильней и светлей. Я даю себе право на раскрытие своей Души, на то, чтобы испытывать счастье и радость постоянно, непрерывно.

– я принимаю данное моим Создателем право расти и изменяться всё быстрее, с максимальной скоростью! Я принимаю данное Богом право освобождаться от всего старого, слабого, изжитого и принимаю в свою душу и судьбу максимальный Свет, всё новое и сильное, что даёт мне Бог.

– я принимаю право от своего Создателя на то, чтобы стать сильным и достойным человеком, на то, чтобы достичь в этой жизни успеха, влияния, духовной силы и материального благополучия.

– я даю себе право на достижения силы, независимости и неуязвимости, на избавление от слабости и зла, за защиту себя и всего, что мне дорого. Я имею право защищать себя и хочу научиться делать это достойно.

– я принимаю данное мне от Бога право на богатство, на большие и светлые деньги, на управление деньгами, на власть над деньгами. Я хочу управлять деньгами, а не чтобы они управляли мной. Я имею на это право и я учусь этому.

– я имею право на то, чтобы влиять на окружающий мир и людей, чтобы делать их лучше

Я имею право обогащать этот мир духовно и материально, созидать и творить, привносить в него что-то прекрасное и важное. Я принимаю право данное Богом помогать людям, обучать их проливать свет, освобождать их от заблуждений и слабостей, вселять оптимизм и веру, т.д

– я имею право принимать в свою жизнь всё лучшее и новое, все самые совершенные и передовые технологии, чтобы они делали мою жизнь комфортней, быстрее, эффективнее и прекраснее.

– я с благодарностью принимаю данное мне Творцом право жить в Свете, в потоках света и с радостью в сердце, чувствовать свою бессмертную Душу и радоваться жизни.

– я принимаю право на всё хорошее, позитивное, лучшее, право на Добро в моей жизни с огромной благодарностью к Богу и к миру, с огромным удовольствием и наслаждением.

Старайтесь читать данные настрои в медитативном или полу медитативном состоянии, предварительно наполнив себя потоком света через макушку несколько раз и включив Атман. При чтении, если вы делаете всё правильно, ваша энергия будет расти, света и радости будет становиться всё больше и больше, так же будет расти уверенность, связь со своей Душой и с Богом.

Обратимся к истории

С течением времени меняются не только сами люди, но и само понимание счастья. 

  • Одно из первых  определений счастья было дано в древнекитайском даосском трактате «Чжуан-цзы» и включало в себя благополучие и благосклонность судьбы, в наибольшей степени выражавшееся в материальном достатке.
  • К XI веку философы в качестве компонентов счастья прибавили  к богатству спокойствие (как отсутствие беды и несчастья), добродетель и естественную кончину в преклонные годы.
  • А в начале ХХ-го века философ Мухамад аль-Фараби полагал, что счастье заключается в достижении совершенного знания и высоких нравственных норм, которые не только при жизни, но и после смерти отдельного человека могут служить человечеству.

А в наши дни?

Сегодня вместо термина «счастье» часто используется понятие «психологическое благополучие», которое ввел американский профессор психологии Норман Брэдберн. Современные ученые активно исследуют этот феномен и со временем даже вывели научную формулу счастья. 

Формула счастья

Согласно Мартину Селигману, основателю позитивной психологии, счастье можно разложить на три составляющие: 

  • положительные эмоции:
  • вовлеченность;
  • смысл.

Они ценны каждая сама по себе и объяснить их намного проще, чем счастье.

Первая составляющая — положительные эмоции. Это то, что мы чувствуем: восторг, наслаждение, комфорт и так далее. 

Вторая составляющая — вовлеченность, или поток. Это жизненный эпизод, когда все отходит на второй план, время останавливается, ты занимаешься любимым делом, в котором растворяешься целиком. Однако вовлеченность и положительные эмоции, по мнение Селигмана, совпасть не могут.

Третья составляющая счастья — смысл. Каждому человеку нужны в жизни и смысл, и цель. Ему необходимо принадлежать чему-то большему, служить кому-то, а не просто получать удовольствие — человеку хочется быть полезным. Именно для этого человечество создает различные институты, например, политическую партию, религию или семью.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Страдание – дело добровольное?

Внутренний отказ от права на счастье по причинам религиозного характера – пожалуй, самый печальный и самый незаметный из череды самообманов.
Однажды, листая какую-то книгу, я наткнулась на цитату из Некрасова:

Прочитала – и задумалась. А что, если больной-обездоленный вдруг расстанется со своим статусом и перейдет в разряд счастливых-здоровых – не возникнут ли по отношению к нему подозрение и зависть? Может быть, чеховский «человек с молоточком» – это просто зловредный зануда, вроде Беликова? Не переросла ли в наших головах любовь к несчастному в любовь к самому несчастью, в восприятие его как нормы, как «марку» праведности? И, наконец, самое интересное: это мы возвели христианский принцип ПРЕВРАЩЕНИЯ страдания в радость — в КУЛЬТ страдания, вплоть до упоения им… или это до нас уже постарались?

Да, празднование памяти любого мученика совершается чаще всего в день его смерти. Убийства. Казни. Но в том-то и заключается «поворотный пункт» христианства, что позор превращается в торжество, день гибели – в «день победы». Мученик не стремится к страданию ради самого страдания, добровольные лишения не составляют цели и смысла жизни преподобного. Утверждать обратное – все равно что говорить, будто кисть для художника важнее картины, а лопата для садовника – важнее деревьев.

А ведь такая « интерпретация» уже настолько растворилась в мозгах, что подчас ее трудно заметить… Еще в студенческие годы мне врезалась в память фраза из предисловия к какому-то советскому изданию Достоевского: «Страдания в христианстве безусловно рассматриваются как благо». Ну что ж, если следовать этой логике, то убийц и садистов надо почитать святыми и массово ставить им памятники. А «спасл еси неповинныя от смерти» (слова из акафиста святителю Николаю) – это ж просто преступление против человечества!..

Как вообще нам, обычным людям с невооруженным зрением, отличить Зосиму от Ферапонта, подвижника от псевдоподвижника, киево-печерских отцов от нашумевших некогда псковских «затворников», святого и мученика от религиозного мазохиста? Нам — обычным людям с невооруженным зрением? Может, мой ответ будет слишком поверхностным, слишком простым, чтобы претендовать на истинность… но я его все-таки попробую дать. Хотя бы самой себе.

У первых, несмотря на внешнюю тяжесть выбранной жизни, в глазах есть свет. Добрый свет. Его не заметит разве что слепой или бесчувственный. Первые берут на спину камень и идут… сами знаете за Кем. Они видят Его. Их позвали. Вторые — прутся, потому что увидели первых и решили, что НАДО переться. Поднимают на спину такой же камень, но… видят только этот камень. И — оказываются в тени. В тени этого камня. В собственной тени. В замкнутом пространстве, куда свет не пробивается и воздухообмен не производится. Кто-то — увы, не в метафорическом смысле, а в самом прямом.

Вам когда-нибудь приходилось работать в помещении без источников кислорода, где уже к середине рабочего дня приходится все время держать дверь открытой либо дышать исключительно собственными испарениями? Тогда вы понимаете, о чем я говорю.

P.S. В том же старом дневнике, только уже пару лет спустя, я сделала другую запись:
«Христианин должен быть счастливым. Не в смысле – «иметь всё», а именно ЧУВСТВОВАТЬ, СОЗНАВАТЬ себя счастливым. Иначе Таинство Благодарения станет таким лишь по названию, не по сути».

Семь розовых кустов

– Да, конечно, я имею право быть счастливой, – рассудительно говорит моя клиентка, –симпатичная тридцатилетняя женщина, мама двух детей. – Но после того, как сделаю счастливыми всех остальных: детей, родителей, мужа…

А вот другая молодая женщина – бойкая, живая, выглядящая куда моложе своих тридцати пяти.

– Да, я имею право быть счастливой! Но не за счет других!

– А что значит «за счет других»?

– Ну, если мой мужчина, например, недоволен этим

Или если моему ребенку важно другое….  

Ничего не напоминает? Мне сразу вспоминается сказка о Золушке. Прежде чем поехать на бал, нужно натереть полы, высадить семь розовых кустов и познать самое себя. Сейчас очень многие только пожмут плечами: «Все правильно, а как иначе?! Сначала надо подумать о благополучии близких, а потом уже о своем собственном».

Во что это превращается на практике?

– Для того чтобы исполнить свое желание, мне нужно сначала найти достаточное обоснование. Например, сказать себе, что если я сейчас не устрою себе вечер отдыха, то превращусь в мегеру и всей семье будет от этого хуже.

– А совсем без оправдания не получается?

– Нет, никак. Умом понимаю, что я имею право на желания. Но что-то внутри говорит: «Что за капризы маленькой девочки?! Ты жена и мать! Ты должна думать о семье, а не о каких-то глупостях вроде своих увлечений!»

Эта молодая, красивая и внешне благополучная женщина пришла с жалобами на навязчивые мысли о суициде. При этом без каких-либо признаков клинической депрессии.

Российский закон не знает права на стремление к счастью

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Это равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, иные права, перечисленные в главе 2 Конституции РФ.
В российском основном законе нет упоминания о праве человека либо населения, как нации в целом, на стремление к счастью, а значит, оно и не гарантируется, иными словами, лучшая жизнь не гарантируется, поскольку к ней никто не стремиться на законодательном уровне 🙂
Жаль, как говориться бумага бы все стерпела 🙂 но в законе речь идет о гражданских и политических правах, а стремление к счастью, наверное, «уценено» до эмоционального атрибута индивида.

Почему в российском законе нет права на стремление к счастью? – вопрос для простого и ясного ответа:
Нормой права нельзя описать содержание данного понятия, соответственно, невозможно его гарантировать. Как найти то, не зная чего? Ведь определение счастья зависит от «исповедуемого» мировоззрения (счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), или счастье как критерий и высшая санкция индивидуальной человеческой морали *(1).

Норма права не может позволить себе роскоши разночтений. Законодательство как система норм стремиться к конкретике, абстрактных вещей законотворцы, по возможности, избегают. Вот и нет пока в правовом государстве, которое мы строим самого главного кирпича, — права на стремление к счастью.

С одной стороны, стремление к счастью — природная потребность человека и неразрывно связано в правом на жизнь. С другой стороны, наши потребности не всегда преобразуются в наши права. Но законодательно закрепив право на жизнь, можно было бы намекнуть и на право пусть не на счастье, но хотя бы на стремление к нему 🙂

Но в силу неопределенности слагаемых, из которых строится счастье индивидуума, его право на стремление к счастью никак и не выберется из философской категории в политическую сферу, и счастье нации не избрано сверхцелью государственности.

В философии теме счастья много посвящено работ. В юриспруденции не принято изучать счастье с правовой точки зрения. Хотя философия подошла вплотную к праву и дает понятие счастье через общее обустройство общества. Счастье — это конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Эмоционально счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: счастье. одних индивидов прямо зависит от счастья других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей. Это значит: Счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества.*(2)

В законе не может быть правил «пойди туда, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Пока законодатель не определился с критериями счастливого российского общества, право стремление к счастью в числе наших гражданских и политических прав ждать не приходится.

Тем более что за данным правом стоят вполне обоснованные риски роста недовольных. Еще претензий от несчастных граждан не оберешься, да еще они вздумают на этом основании поменять правительство (как, например, в Декларации независимости США записано).
А у нас еще из года в год, примерно по 800 тыс. в год осужденных, которые точно не отнесут себя к осчастливленным гражданам.

Конечно, было бы замечательно, закрепить и в нашем законе право на стремление к счастью. Может попробовать в качестве общественной инициативы предложить дополнить главу 2 Конституции РФ правом на стремление к счастью?

*(1) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001
*(2) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983