Православное воспитание

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Четыре этапа воспитания детей:

— Первый период до 5 лет.

До 5 лет закладывается активность,
любознательность, интерес к жизни. Вместо запретов и
наказаний — отвлекайте. Если ребенок делает что-то
опасное, то сделайте испуганное лицо и издайте
испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает
прекрасно. Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы
подавите его жизненную активность, интерес к жизни,
интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно
подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву
для всякого рода негодяев.

— Второй период с 5 до 10 лет.

С 5 до 10 лет — период подчинения и
изучения правил жизни. В это время активно развивается
логика и интеллект ребенка. Ребенок должен научиться
прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать
положительное отношение к себе и избегать проявления
отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка
знаниями, ставить перед ним задачи и требовать их
выполнения. Если вы будете продолжать сюсюкать после 5
лет, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к
труду и вообще к духовным усилиям.

— Третий период с 10 до 15 лет.

После 10 лет — советуйтесь с ребенком по
важным вопросам, предоставляйте возможности для
проявления самостоятельности поощряйте её

Если вам
что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на
негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это
время формируется самостоятельность и независимость
мышления

Если вы будете опекать ребенка, как
маленького, после 10 лет, то ребенок вырастет
неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных
друзей, которые не всегда могут оказывать нужное
влияние.

— Заключительный период с 15 – 16
лет.

После 15 лет — поддерживайте и тактично
направляете, удерживайте от крайностей и дурного,
создавая детям некий коридор срединного благочестивого
пути. Несмотря на попытки быть самостоятельным и
кажущиеся протесты против родительского влияния,
подростки очень нуждаются в авторитетах, которые при
этом уважали бы их. Подростки ценят разумные доводы,
ясность, уверенность и порядок в своей жизни, ради этого
они могут смириться с адекватными запретами и
ограничениями. Перевоспитывать ребенка в этот период
очень сложно, и тут будет важен собственный пример и
обязательная правильная аргументация и мотивация.

Долой фальшь и обрядоверие

Православное воспитание

Христос дал нам две наивысшие заповеди: любить Бога и ближнего. Самый простой критерий любви, не желать другому того, чего не хочешь самому себе. Но люди почему-то постоянно осуждают, злятся друг на друга, ненавидят, завидуют, совершают маленькие и большие подлости в отношении других людей, отказывают в помощи из-за каких-то принципов или банальной лени… Взрослые, остановитесь. Если Вы называете себя христианами, то есть последователями Христа, жизнь свою нужно строить соответствующе.

Тем более, что души детей тоньше наших, огрубевших под ударами судьбы, сердец. Размышляйте о вере, перестаньте думать о святых прошлых времен как о сказочных персонажах, не давайте себе скидку на период жизни. Только примеряя на себя образ мысли и жизни Христа и Его святых, вы сможете дойти до глубокого понимания веры. Будьте честны с собой и с Богом. 

Важно и нужно стремиться к личному целомудрию. То есть в храме, дома и на работе нужно быть человеком с единой системой ценностей, как бы трудно это ни было

Видя улыбающихся напоказ в храме родителей, и затем мрачных и неприветливых дома, они будут сомневаться в истинности веры отцов и матерей. Да, мы не можем в один миг стать святыми или поднять личный уровень духовной жизни. Но этого не стоит стесняться перед детьми. Пусть они наблюдают за вашим постепенным церковным ростом. Это лучше лицемерия и попыток казаться, а не быть. Дети ценят честность и тянутся к ней.

Педагогические идеи Д.С.Лихачева и формирование ценностных ориентаций подростков

Педагоги бьют тревогу по поводу того, что мы теряем поколения молодежи как поколения культурных людей. Сейчас особенно чувствуется, что разгул нигилизма и вседозволенности, жажда обогащения любой ценой, связаны именно с потерей культурных корней, с утратой «нравственной оседлости». Тенденции разобщенности, разрыва между ценностями поколений стали реальной угрозой культурной самобытности нашей страны. Нам необходимы точки опоры, духовные, нравственные. И попытки найти такие точки привели нас к творческому наследию Д.С. Лихачева. Академик Лихачёв отличается от тысяч других учёных-гуманитариев не только масштабами своих работ, но и их особым нравственным, гражданским стержнем.

Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:

  • Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
  • Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»

Роман Савчук. Педагогические идеи равноапостольного Николая Японского

Деятельность равноапостольного Николая Японского кроме непосредственного миссионерского служения в стране Восходящего солнца охватывала и широкий круг общественных вопросов. Среди них одно из первых мест занимал вопрос воспитания подрастающих поколений православных японцев, а также тех, кто желал свои силы посвятить служению Православной Церкви в языческом обществе. Планы его работ всегда были устремлены в будущее. Поэтому вопрос о «делателях жатвы», о религиозном воспитании и образовании будущего духовенства, катехизаторов и женщин-христианок был для владыки всегда первым. Следовательно, проблемы педагогики являлись для святого столь же близкими, как и вопросы распространения веры.

Имитация духовной жизни

У детей иные представления о грехе, чем у
взрослых. И совсем иное отношение к греху. Зная это, Церковь
не исповедует детей до 7 лет. Более того: некоторые очень
опытные духовники (например, о. Владимир Воробьев, его чада
духовные и другие священники) вообще считают, что даже когда
ребенку исполнится 7 лет, его не надо исповедовать перед
каждой Литургией, потому что ребенок очень быстро приучается
к формальной Исповеди.

А родители почему-то думают, что, чем раньше
ребенок начнет исповедоваться, тем это будет лучше для него,
– он станет лучше, воспитаннее. Это проблема того же корня –
родители опять же не хотят брать на себя ответственность за
поведение своего ребенка. Они думают, что в Исповеди найдут
возможность нового воспитательного процесса, к которому сами
не будут иметь отношения либо смогут через эту Исповедь
каким-то образом влиять на ребенка.

Почему маленьких детей не исповедуют? Это
вовсе не значит, что они не грешат. Августин Блаженный,
например, пишет, что уже в младенце замечается зло, когда он
кусает грудь матери. Не исповедуют их лишь по той причине,
что дети способны рассказать свои грехи, а вот пережить
Исповедь как покаяние, после которого должно наступить
исправление, – не могут. Дети не в состоянии духовно над
собой трудиться, они еще не выросли. Понять свой грех они
могут, а исправлению их должны научить родители.

На начальном этапе родители должны проводить
с детьми духовническую работу. Если они видят, что ребенок
согрешает, они должны говорить с ним, они должны его
воспитывать, они должны пробудить в нем голос совести,
чувство стыда, чувство страха – через наказание за грех:
«Если будешь грешить, то будет и наказание за это». Это –
работа родителей и продолжается она довольно долго, даже
когда ребенок начинает исповедоваться. Потому что готовить к
Исповеди детей тоже должны родители.

Все умиляются, когда маленький ребеночек
подходит к батюшке, тот его о чем-то спрашивает, а потом
кладет на головку епитрахиль. Да и детям очень нравится
играть в эту игру. Но ведь это не игра!

При современной загруженности священника
трудно ожидать, что на Исповеди он сможет уделить ребенку
достаточно внимания для того, чтобы в нем «покопаться». А
дети очень часто не умеют рассказать о своем грехе
священнику. И Исповедь превращается во что-то
невразумительное: «Ну, маму не слушался, ну, еще что-то
там». 2–3 слова – и вроде как всё: «Ладно, иди причащайся».

Еще хуже, когда родители своей рукой
записывают детские грехи. Это уж совсем беда…

А бывает и так: ребенок начинает
исповедоваться, и родители с радостью готовы отдать его
духовнику, считая, что теперь духовник отвечает за его
воспитание, а их это уже не касается. Они также часто
пытаются использовать духовника в воспитательном процессе:
«Батюшка, скажите ему на Исповеди, чтобы он…» или подходят
после Исповеди: «А он вам вот про то-то рассказал? А вы
знаете, что он такое-то сделал?»

И ребенок теряет доверие к священнику,
относится к Исповеди сухо. Она становится для него
формальностью. Такой ребенок «потерян» для Исповеди до тех
пор, пока что-то, не дай Бог, не случится с ним во взрослом
возрасте.

Есть еще один момент – очень важный.

Часто родители ходят на Исповедь к одному
священнику, а своего ребенка «подсовывают» какому-нибудь
другому батюшке. «Пусть это будет его духовник». И тут сразу
нужно сказать, что у детей, как правило, не бывает
духовника. Это явление исключительно редкое, так как дети
еще не способны к духовному руководству через духовника, ибо
у них есть родители. И когда «духовное руководство» отдают
священнику, который не знает о проблемах в семье и у
которого родители сами не исповедуются, то может случиться
следующее: взрослые говорят ребенку одно, а духовник может
сказать совсем другое.

И дите не знает, кого слушать. Потому-то
духовник у семьи может быть только один.

Мы сейчас живем в ситуации, когда у многих
вообще нет никаких духовников. И это не нормально, когда
ребенок исповедуется у какого-то священника, называет его
своим духовником, но совсем не представляет себе, что такое
духовничество.

Поэтому, повторю, его духовники – это
родители. Пока он находится в их послушании, он исполняет
заповедь «Почитай отца своего и матерь свою». Это
продолжается до возраста некой духовной самостоятельности.

И даже если в церковь детей приводит
бабушка, все равно отвечают за них родители. Бабушка не
может долго быть авторитетом. Возможно, потом, когда-нибудь,
во взрослом возрасте, эти посеянные семена добродетели и
возрастут, но сколько до того может пройти времени и сколько
будет сделано ошибок – нам неизвестно.

Алексей Уминский, протоиерей
Подготовили текст: Тамара Амелина и Ольга ЗайцеваПравославие и мир — 12.01.2010.

Фото  — Максим Степаненко  —
Ребенок в храме

Искусство правильно задавать вопросы

Учителю важно овладеть искусством правильно задавать вопросы детям сообразно их возрасту, живо и с интересом беседовать с ними, а для этого необходима мудрая и чуткая душа, понимающая простоту и светлость детской души. Учителю важно воспитать в себе особую чуткость

Усвоение знания происходит в сердце, а сердце сложного не принимает, так как все сложное не только порождает умственный хаос, но может также разрушить прежнюю основу духовной жизни. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело будет светло (). Учитель, по слову отца Иоанна, и есть светильник для учеников. «Итак, если око его – взгляд на свой предмет и метод преподавания будет прост и доступен, то все ученики, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания: в их умах все будет светло».

Важно сообразовать жизнедеятельность и законоучительство со Христом и Церковью

Нет полноты жизни без Бога, а полноты богообщения и богопознания вне Церкви и благочестивой церковной жизни, в которой раскрывается благодатно личность наставника и ребенка, обретается их духовная близость и родство, поэтому в основе христианской педагогики лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели воспитания, как и цели самой жизни, невозможно. Достижение их тесно взаимосвязано и происходит не внешними, формальными способами, но подвижнической христианской жизнью человека, проникнутой духом Церкви, духом Православия, ибо воцерковление и означает одухотворение с последующим преображением жизни и природы человека силою и действием Святого Духа.

Всецелую и непоколебимую преданность Святой Церкви и ее уставам имел кронштадтский пастырь. «Братия, други! – говорил он. – Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека».

Сообразование своей жизни с Церковью должно происходить в процессе христианского воспитания и самовоспитания всю земную жизнь как приведение внутренней жизни души, а затем и всей жизни во всем в согласие и соответствие с жизнью Церкви. Для того же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви есть противление Духу Святому и желание солгать Ему (ср: ).

«Для того и теперь стоит в мире Церковь святая со всеми ее учреждениями, для того Богослужение, таинства, обряды, для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с Оным всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым».

Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение святой Матери-Церкви. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось тело, зачиналась жизнь души, подобно этому в утробе Матери-Церкви (в лоно которой мы входим от купели Крещения), под ее благодатным водительством, в течение всей земной жизни должно идти наше воспитание и самовоспитание, некое «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Суббота для человека, а не человек для субботы

Православное воспитание

Умейте гибко (но объективно) относиться к церковному уставу. Возможно, иногда нужно ослабить или отменить пост, пропустить службу, смягчить молитвенное правило своим детям. Нужно понимать, что молитва требует искренности и личного желания человека, ведь «невольник не богомольник».

Не стоит заставлять маленьких детей читать сложную церковную литературу. Иногда лучше подобрать нужные слова и пересказать библейские события и притчи. Научитесь делать захватывающую историю из житий святых. На богослужении приучайте детей к порядку постепенно, призывая их к спокойствию в наиболее ответственные моменты службы (чтение Апостола и Евангелия, Евхаристического канона, великого славословия и т.д.), в остальные моменты позволяя подвигаться, не отвлекая от молитвы других. Помните, это же дети.

Весь церковный устав призван помогать человеку расти духовно. Армейская методика здесь не поможет.

О духовных истоках хамства и непослушания

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» ‒ одна их основных максим, которые предлагает нам Священное Писание как образец для устроения отношений между поколениями. Почему сейчас проблема отцов и детей так актуальна, есть ли у  привычного сейчас хамства и непослушания духовные причины?Предлагаем вашему вниманию материал на эту тему штатного священника Свято-Троицкого кафедрального собора города Майкопа, руководителя молодежного отдела Майкопской и Адыгейской епархии иерея Вячеслава Лемешко.

О воспитывающем характере преподавания Закона Божия

Закон Божий должен действовать не только на ум детей, передавая им знание христианских догматов, но еще более на их религиозно-нравственные чувства и быть средством воспитывающего обучения. В воспитательной стороне преподавания Закона Божиего заключается главная цель его изучения, где знание подчиненно и служит воспитанию, а воспитание – процесс созидания нравственной и духовной основы будущей жизни человека. Им, как регентом, задается тон, направленность, содержание и качество характера отношений с Богом, людьми, природой, к себе, к окружающему миру на всю последующую жизнь, ибо вся земная жизнь лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитания и самовоспитания – как школа подготовки к жизни вечной. «Для человека земная жизнь, жизнь в теле служит только приготовлением к вечной жизни, имеющей начаться после смерти тела, поэтому надо неотложно пользоваться здешнею жизнью для приготовления к другой и, работая больше в будни для земной жизни, в воскресные и праздничные дни работать всецело Господу Богу, посвящая их богослужению, чтению слова Божия, богомыслию, душеспасительным разговорам, добрым делам, особенно милосердию».

Лучший пример − собственный

Православное воспитание

Нам очень хочется, чтобы дети были лучше нас. Мы ругаем их за плохие оценки в школе, ненадлежащее поведение, а также за нерадение к церковной жизни. Но чего мы хотим от детей, если сами или были такими, или ведем себя соответственно сейчас? Заставлять ребенка внимательно слушать материал на уроках воскресной школы можно, но малоэффективно, если дома на практике теория веры оборачивается прямой противоположностью.

Если Вы ожидаете от ребенка интереса к богослужению и нравственному поведению, стремитесь к этому сами. Не удивляйтесь, что сын или дочь грубят, ленятся и хулиганят, возможно, к подобному поведению их толкаете вы. Проанализируйте свои поступки, манеру речи, а главное, внутреннее состояние. Вы действительно любите богослужение и с радостью посещаете его? Разговариваете ли Вы с детьми живым языком о Боге или назидаете малопонятными им цитатами из Писания, когда критикуете поведение ребенка? Не обсуждаете ли других людей с мужем или женой за семейным столом?

Родители всегда будут образцом для подражания детей. Может случиться так, что в подростковом возрасте ребенок охладеет к духовной жизни. Но он обязательно вернется к ней в момент духовного поиска. Человека всегда греет положительный родительский пример и опыт из детства. Сделайте на своем примере так, чтобы православная вера была самым теплым воспоминанием ребенка в будущем.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Величайшая тайна учительства

«На Законе Божием, – говорит отец Иоанн, – нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренне священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Един есть Учитель ваш – Христос, – говорит Сам Господь (). Бог един учит человека разуму (ср.: ) как Бог разумов (Ирмос 3-й песни канона Пятидесятницы, глас 4-й). Сам Бог священнонаучает. Вновь приходит мысль о сходстве, сродстве учительства с духовничеством, со старчеством! Педагог, детоводитель только посредник между Богом – Истинным Учителем – и учеником». Этот духовный принцип можно считать одним из основополагающих и отличительных в воспитательной системе кронштадтского пастыря.

Православное воспитание

Будьте друзьями свои детям

Православное воспитание

А не авторитарными надзирателями и занудными моралистами. Иоанн Златоуст писал, что «тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего, должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного». Справедливо и обратное утверждение: хочешь научить чему-то ребенка – найди к нему правильный подход.

Бог, Церковь и вера должны ассоциироваться у детей с духом любви и свободы, радости и легкости, спокойствия и безопасности. Лучший способ привить положительное отношение к Православию лежит в плоскости добровольности. Конечно, в раннем возрасте детей не спрашивают, хотят ли они пойти в храм или присутствовать с родителями на вечерней молитве дома. И если в старшем возрасте начинают появляться возражения, нужно просто поговорить, не стремясь навязать собственную позицию. Так и ребенок раскроется перед родителем, а Вы сможете понять, что происходит в духовной жизни чада: он просто устал или у него начался духовный кризис?