Завершение конфликта

Участники конфликта

Основными действующими лицами конфликтов являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а также объединяться в группы.

В зависимости от основных участников выделяют следующие виды конфликтов:

1. внутриличностный — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

2. межличностный — это конфликт между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей.

3. личностно-групповой — это конфликт, который возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

4. межгрупповой — это конфликт, который возникает в случае столкновения стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

По степени участия в конфликте (от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на его ход) выделяют

— основных участников конфликта (противоборствующие стороны) — это субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга;

— группы поддержки — это силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта;

— других участников — это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (например, подстрекатели, медиаторы, то есть посредники и судьи, организаторы конфликта).

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами

Противоположная же позиция браться во внимание им не будет

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

2

функциональные последствия конфликтов для организации:

1

Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы

2. Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

5. Улучшаются отношения между людьми.

6. Люди перестают рассматривать наличие разногласийкак «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

(-) мешает утверждению собственного мнения, независимого поведения.

Какова роль конфликтов в жизни человека и общества?

Существует две точки зрения.

1.конфликты относятся к нежелательным явлениям, они выполняют разрушительную функцию и их следует ликвидировать.

2.конфликты и противоречия неизбежны как во внутриличностном пространстве, так и между людьми и социальными группами; конфликт — это нормальное явление.

Если рассматривать противоречие как естественный источник всякого развития, то конфликт — это явление неизбежное, он является источником прогресса. Бесконфликтное бытие — это застой и постепенная деградация.

Следовательно, основная функция конфликта заключается в том, что он позволяет выявить и разрешить противоречие.

В современной психологии доминирует понимание неизбежности конфликтов и, более того, предлагается их провоцирование и целенаправленное использование в качестве источника личностного роста и развития всех участников.

На вопрос о значении (роли) конфликтов в процессе взаимодействия в современной психологии отвечают двояко, в зависимости от того, к каким результатам мы подойдем при его разрешении.

Если после разрешения конфликта у кого-либо из участников будут наблюдаться ухудшение настроения, эмоциональная напряженность, стресс, депрессия, снижение работоспособности, активности, нарушатся взаимоотношения, то можно говорить о том, что преобладают деструктивные, негативные последствия конфликта.

Если участие в конфликте позволит личности повысить уровень своего развития, почувствовать себя более гармоничной, а ее отношения с другими людьми выйдут на новый уровень взаимопонимания, то это означает, что конфликт выполнил конструктивную, позитивную функцию. Выполнение двух главных функций конфликта (деструктивной и созидательной) в значительной степени зависит от поведения участников конфликта, а также от установки в отношении функций конфликтов в жизни человека и общества.

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

… в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом … сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной общей целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с …

Современные психологи разработали множество практических рекомендаций, курсов, тренинговых программ, целью которых является развитие коммуникативной компетентности, навыков эффективного общения, разрешения конфликтов, ведения переговоров и выполнения посреднической деятельности.

Например, в США существуют программы обучения конструктивному разрешению конфликтов, начиная с дошкольного возраста. Целая сеть государственных и частных служб могут оказать профессиональную помощь, если участники конфликта не в состоянии его разрешить самостоятельно. В нашей стране также активно формируется сеть учреждений, готовых оказать подобную помощь.

При решении конфликтов используются два подхода:

личностно-ориентированный и поведенческий.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликтов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В современной науке различают следующие виды конфликтов:

1. зооконфликты

2. конфликты с участием человека:

внутриличностные

социальные :

межличностные

между личностью и группой

между социальными группами (малыми, средними, большими)

международные (между государствами или коалициями государств)

Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.

Кроме понятия «конфликт» часто используются понятия «конфликтная ситуация», которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (н., дискуссии), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными.

Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

К объективной стороне относятся: участники (стороны) конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда.

Субъективное содержание составляют такие элементы, как мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации.

ослеконфликтный период.

Этот период включает два этапа:

— частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли.

— полная нормализация наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия

Функции конфликта

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. В настоящее время различают деструктивные и конструктивные (продуктивные) конфликты. Это подразделение конфликтов впервые было предложено М.Дойчем.

Определение деструктивного конфликта в значительной степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины его породившей и легче приводит к переходу «на личности», чаще порождает стрессы. Для такого конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных в него участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта конфликта — эскалация — означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого типа конфликтов особенно сложно. Компромисс как способ разрешения конфликта здесь реализуется с большими трудностями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождение оптимального решения дискутируемой проблемы.

Конфликт оказывает влияние на самих участников и на их социальное окружение.

Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить:

1. конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами,

2. позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте,

3. позволяет ослабить психологическую напряженность участников конфликта,

4. служит источником развития личности, приобретения социального опыта.

К числу деструктивных последствий можно отнести:

1. негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, переживание стресса,

2. нарушение межличностных отношений,

3. снижение эффективности деятельности,

4. закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы.

Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. активизация социальной жизни группы,

2. выявление нерешенных проблем в деятельности группы,

3. выявление общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок членов группы,

4. может приводит к увеличению сплоченности группы перед лицом возникших трудностей,

5. оптимизирует межличностные отношения.

Негативное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. нарушает систему межличностных взаимосвязей в группе,

2. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы,

3. ухудшает качество совместной деятельности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

онфликт — это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон.

Конфликт — это острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, характерное сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения.

конфликтологии участников конфликта традиционно называют оппонентами, что подчеркивает противопоставление некоторых личностных характеристик тех, кто участвует в таком взаимодействии.

Психологический уровень анализа конфликта предполагает исследование внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов, порождение которых обусловлено не общественными, а личностными противоречиями, психологическими особенностями личности или группы.

Можно сказать, что если в качестве сторон выступают разные части нашего Я, имеющие различные цели, мотивы, желания, которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт. Он проявляется в борьбе мотивов, затрудненном выборе цели, переживаниях, сомнении, неуверенности, депрессии.

Если конфликт возникает как противоборство двух или более сторон, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такое взаимодействие называют межличностнымконфликтом. В этом случае каждая из сторон стремится получить результат для себя и помешать успеху оппонента.

Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т. п. Группа как субъект активности и деятельности обладает определенным набором социально-психологических характеристик, которые позволяют описать не только ее своеобразие, но и выделить признаки, общие для многих групп. Именно свойства и качества групп порождают противоборство и одновременно могут стать той основой, на которой может произойти объединение.

Независимо от содержания конфликта в нем всегда затронуты эмоционально значимые цели, интересы, убеждения, представления его участников, т. е. любой конфликт имеет эмоциональную основу, иначе противоречие не достигало бы такой остроты. Как правило, именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

8 стр., 3518 слов

Целью конфликта будет — достижение собственного интереса за счёт интересов других.

… отстаивания интересов и целей. Исходя из этого определения: Целью конфликта будет – достижение собственного интереса за счёт интересов других. Если интересы сторон чётко демонстрируются, выявлены … присущих ему внутренних конфликтов. Конфликты могут принимать самую различную форму – от простой ссоры 2-х людей до крупного военного или политического столкновения с участием …

В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут выступать:

— предметно-деловые разногласия,

— расхождение личностно-прагматических интересов.

КОНФЛИКТ

Конфликт является предметом исследования многих наук — социологии, политологии, конфликтологии, социальной психологии и др.

Социальная психология при изучении конфликтов сосредоточивает свое внимание в первую очередь на двух вопросах: анализ вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками) и выявление частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. При исследовании этих проблем в социальной психологии обращается внимание, прежде всего на такие характеристики конфликта, как структура, динамика, функция и типология конфликта

Нформационные модели конфликтной ситуации.

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением, с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:

— представление участников противоречия о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.

— представления участников конфликта о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.)

— представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент

— представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:

1. именно идеальная картина конфликтов, а не реальность противоречия сама по себе непосредственно определяет конфликтное поведение,

2. существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта зи счет изменения их образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот.

онфликтное поведение.

Оно состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику.

Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

Исход конфликта

Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:

1) полное или частичное подчинение другого;

2) компромисс

3) прерывание конфликтных действий

4) интеграция.

Динамика конфликта

В динамике конфликта, то есть в его реализации как процесса, выделяют следующие основные периоды.

Латентный период (предконфликт)

Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные).

Однако, в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

Открытый период

После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений

Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное

Открытый период включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу.

Эскалация — это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация выражается в следующих признаках:

— вытеснение адекватного восприятия партнера,

— рост эмоционального напряжения,

— переход от аргументов к претензиям и личным выпадам,

— рост иерархического уровня нарушаемых интересов,

— применение насилия,

— потеря первоначального предмета разногласий,

— расширение границ конфликта,

— увеличение числа участников.

Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Однако действия по достижению согласия не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта.

Основные формы завершения конфликта:

разрешение, затухание, урегулирование, устрашение или перерастание в другой конфликт.

Завершение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть следующим:

частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается),

полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Варианты разрешения конфликта:

1. полное разрешение конфликта на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им недостающих ресурсов.

2. частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях.

3. полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации.

4. частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия путем изменения образов в конфликтной ситуации.