Приобретенное свойство
Что такое способности
Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.
Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.
Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?
Способности – это врожденное
-
Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.
-
О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.
Эксперимент
Под влиянием экспериментов Павлова, Селигман выбрал в качестве подопытных собак, которых поместили в клетки. Он сформировал у них условный рефлекс страха на высокочастотный звук при помощи несильного удара током. Через некоторое время клетки открыли и принялись снова воспроизводить высокочастотные звуки. Собаки скулили, лежа на полу, не предпринимая никаких попыток убежать. Судя по всему, собаки до открытия клеток пытались убежать, однако из-за неудачи они привыкли к неизбежности. Проще говоря, собаки «научились беспомощности». Это был не совсем точный эксперимент, поэтому впоследствии Селигман его улучшил и получил премию Американской психологической ассоциации.
Теперь о людях
В ходе многих экспериментов влияние приобретенной беспомощности было продемонстрировано на многих видах животных, но тот же эффект можно наблюдать и в людях в обыденной жизни. Например, ребенок, который плох в математике, начинает быстро чувствовать себя беспомощным и в итоге просто пускает все на самотек. Даже если он потом долго занимался с репетитором, на самом экзамене эта беспомощность может снова возвратиться. Этому феномену может быть подвержен любой человек, если предпринял большое число попыток исправить ситуацию и совершенно ничего не добился. Частая ситуация, когда человек невероятно успешен во всех областях своей жизни, кроме одной — той, которая уже болезненно им воспринимается из-за бесчисленного количества неудач. Когда таких сфер становится больше, человек может заработать клиническую депрессию.
Лечение
Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.
Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.
Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.
Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.
Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.
Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.
Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль. Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное
Психологи определили три компонента этого стиля:
Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:
- Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
- Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
- Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.
Влияние воспитания на выученную беспомощность
Часто родитель говорит ребенку: «Когда ты будешь взрослым, я хочу, чтобы ты был активным, самостоятельным, успешным и так далее, а пока ты должен быть послушным и спокойным». Противоречие заключается в том, что если ребенка воспитывают в состоянии послушания, пассивности и зависимости, то он не сможет стать независимым, активным и успешным.
Конечно, ребенок имеет ограниченные возможности по сравнению со взрослым, но не следует забывать, что он должен когда-то стать взрослым, и это постепенный процесс
Важно, с одной стороны, позволить ребенку быть ребенком, но, с другой стороны, помочь ему постепенно становиться взрослым.. Гордеева Т
Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015.
Гордеева Т. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015.
Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Альпина Нон-фикшн, 2013.
Seligman M. The Hope Circuit. New York: Public Affairs, 2018.
Выученная беспомощность в рамках макросоциологии
В России на протяжении 70 лет выученная беспомощность формировалась в масштабе государства: сама идея социализма, несмотря на все свои этические преимущества, во многом демотивирует человека. Частная собственность, рынок и конкуренция вырабатывают прямую связь между усилиями и результатом, в то время как вариант государственного распределения разрывает эту связь и в некотором смысле стимулирует выученную беспомощность, потому что качество жизни и ее содержание не в полной мере зависит от усилий человека. В этическом плане это, может, и хорошая идея, но в психологическом она работает не так, как хотелось бы. Нужен баланс, который и оставит в достаточной степени мотивацию создавать и производить, и сохранит возможность поддерживать тех, у кого это не получается.
В чём причины такого состояния
Выученная беспомощность — приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.
1. Воспитание, отношение родителей и учителей
Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:
- Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
- Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
- Последствия разных действий одинаковы (за осознанную ложь и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).
Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему. Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может, банально не нравится учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться. Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.
Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых — в работе, личной или повседневной жизни.
2. Череда неудач
Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.
3. Шаблонное мышление
Мужчина — добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».
4. Менталитет
В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности — обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».
Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие — это норма».
Психологические факторы развития способностей
-
для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.
-
познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.
-
взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.
-
у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.
Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.
Как изменить свой характер
Часто невозможность преодолеть себя связана с неумением управлять внутренним Я, страхом перестать «быть собой», страхом перемен и т.п. Для того чтобы приобрести необходимую уверенность в себе, решительность и другие позитивные качества, необходимо выявить те страхи. Которые мешают достичь поставленной цели, а потом устранить их. Обычно для этого нужно пройти специальный тренинг или проконсультироваться с психологом.
Пересмотреть свое прошлое
Ни для кого не секрет, что основа характера закладывается в детстве, поэтому чтобы изменить негативные черты характера, необходимо понять, откуда они взялись. Например, излишне строгое воспитание родителей может быть причиной формирования у ребенка неуверенности в себе, застенчивости и неумения принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность.
Найти мотив
Для того чтобы изменить характер, нужно четко понимать, зачем это необходимо. Без внутренней мотивации человеку не помогут никакие даже самые продвинутые и эффективные методики.
Сила воли — неотъемлемая черта характера
Понятие «сила воли» довольно часто ассоциируют с заставляющими факторами: строгая диета, отказ от курения, алкоголя, принуждение к чтению или учебе. Она крайне необходима и незаменима на протяжении человеческой жизни и во всех её сферах: спорт, карьера, духовное самопознание и развитие. Сила воли вполне реально помогает нам сосредотачивать разум на достижение целей, заставляя нас идти, не оглядываясь и не останавливаясь на полпути «передохнуть».
Силу воли требуется развивать постоянно
Обладающий силой воли человек смело диктует своему разуму и подсознанию то, что ему необходимо: что представлять, на чем акцентировать внимание и как думать. При отсутствии данного навыка мы превращаемся в родителей любящих своего ребенка слепой, больной любовью: позволяем любому капризу и мысли управлять нами
Как же сделать так, чтобы сила воли постоянно следовала рядом с нами, пока мы растем, взрослеем и стареем?
Укрепление силы воли:
- Уважение к себе Уважайте себя — если Вы что-то для себя решили — делайте это, обязуясь идти до конца. Не меняйте своего мнения и не откладывайте на потом.
- Свобода от привычек Не становитесь рабом привычек. Не делайте то или иное действие одинаковыми способами — развивайтесь творчески.
- Делайте то, что меньше всего хочется Необходимо заставлять себя уделять время и силы тому, чем Вы не хотите заниматься, помня о том, что только наша лень и отсутствие веры в себя мешают справиться с тем или иным заданием.
- Больше — лучше Делайте больше, чем планировали: читайте на 5 страниц больше, пешую прогулку периодически увеличивайте, убирайте большую площадь, чем планировали.
Неудача-это всегда новая точка отсчета. Начинайте снова и снова. Сильных, уверенных в себе людей не останавливают поражения. Конец старого — всегда начало нового.
Психолог Кузнецов А.В.
Эксперимент с воздействием тока на собак
В эту новую волну понимания мотивации хорошо вписался подход, реализованный Мартином Селигманом с его соавторами. Исходной задачей эксперимента было объяснение депрессии, которая в 1960–1970-е годы была главным диагнозом времени. Изначально эксперименты по выученной беспомощности проводились на животных, в основном на крысах и собаках. Их суть заключалась в следующем: выделялись три группы подопытных животных, одна из которых была контрольной — с ней ничего не делали. Животные из двух других групп поодиночке помещались в специальную камеру. Она была устроена так, что через цельнометаллический пол подавались достаточно болезненные, хоть и не опасные для здоровья удары электрическим током (тогда не было активной агитации за защиту прав животных, поэтому эксперимент считался допустимым). Собаки из основной экспериментальной группы некоторое время находились в таком помещении. Они пытались каким-то образом избежать ударов, но это было невозможно.
Спустя определенное время собаки убеждались в безвыходности положения и переставали что-либо делать, просто забивались в угол и подвывали, когда получали очередной удар. После этого их переводили в другое помещение, которое было похоже на первое, но отличалось тем, что там можно было избежать удара током: отсек, где пол был изолирован, отделялся небольшим барьером. И те собаки, которые не были подвергнуты предварительной «обработке», довольно быстро находили решение. Остальные же не пытались что-то делать, несмотря на то что выход из ситуации был. Эксперименты на людях, которых, правда, не били током, а заставляли слушать неприятные звуки через наушники, дали схожие результаты. Впоследствии Селигман писал, что существует три вида основных нарушений в подобной ситуации: поведенческие, познавательные и эмоциональные.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.
Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.
Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
Что делать?
Мы собрали шесть советов на любой вкус.
1
Оптимизм
Это универсальный совет, который подходит на все случаи жизни, однако в нашем случае играет ключевую роль. Никогда не унывать и не опускать руки. Никто не сможет избежать неудач. Более того — они даже необходимы.
2
Подход Эдисона
Всегда помнить о подходе Эдисона: неудача — это еще один шаг к успеху. Когда Эдисон изобретал (если придерживаться все же этой версии) электрическую лампочку, он провел более тысячи неудачных экспериментов — притом он сам прекрасно понимал, что их будет огромное количество, поэтому был спокоен. Сделать все возможное и морально быть готовым к провалу — вот прекрасный рецепт от этой болезни.
3
Делайте все иначе
Помните о том, что нужно всегда делать иначе — ведь делать одно и то же и рассчитывать на разные результаты — признак безумия.
4
Теория маленьких шагов
Приобретенная беспомощность означает фрустрацию, при которой человек понимает, что не может контролировать свою жизнь, либо какую-то сферу жизни
Поэтому крайне важно добиваться маленьких побед на этом поприще. Считаете, что не сможете написать книгу, создать сайт или бизнес, потому что уже пытались и не получилось? Побеждайте страх шаг за шагом
И если после очередного шага поймете, что совершили ошибку, откатитесь назад и выясните причины. Затем снова двигайтесь вверх — каждый новый шаг будет заряжать вас энергией и подталкивать все выше и выше.
5
Рефрейминг
Возможно вам подойдет и научный подход. Рефрейминг — одна из первых техник НЛП, и ею успешно пользуются и сегодня. При помощи него вы приучаете свой мозг реагировать правильным для вас образом. Лучше выполнять последовательность шагов, но можно и одному, мысленно.
Шаги:
- Определите нежелательное поведение (шаблон). В случае приобретенной беспомощности, нежелательное поведение — немедленная негативная обратная связь на вашу утрату контроля.
- Начните разговаривать с той частью себя, которая ответственна за эту обратную связь. Да — вы правильно поняли — нужно осознать, в какой части тела сидит эта негативная реакция и обратиться напрямую к ней.
- Попросите эту часть себя распознать, каковы позитивные результаты вашего поведения (вашей неудачи). Всегда и во всем любой ваш поступок должен осознаваться как успешный.
- Попросите эту часть себя найти другие пути достижения того же самого результата.
- Получите согласие от этой вашей части проверить другие желательные поведения.
6
Замените слово «неудача» на «возможность»
Как мы видим, приобретенная беспомощность — не приговор. Это всего лишь шаблонная реакция вашего мозга на неудачу. Приучая себя правильным позитивным реакциям, при любая неудача не оставляет внутри вас никакого негативного отпечатка. Она оставляет в вас лишь любопытство и пару вопросов «Почему это не работает?» и «Как сделать так, чтобы оно заработало?». Когда мы меняем слово «неудача» на слово «возможность», мы не обманываем себя, мы определяем путь, по которому будет двигаться наша эмоция и мысль в тот момент, когда мы получаем не тот результат, которого ожидали. Один этот сдвиг в парадигме способен изменить всю вашу жизнь, избавить от психосоматических болезней и открыть в вас огромное количество творческой энергии. Данный способ тоже является по своей сути рефреймингом.
Как вы считаете, можно ли выработать в себе привычку мгновенно реагировать на нежелательный результат не как на неудачу, а как на возможность? И согласны ли вы, что в приобретенной беспомощности стоит искать корни прокрастинации?
Что такое выученная беспомощность
Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Этот феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в ходе ряда исследований.
В эксперименте Селигмана участвовали три группы собак, каждую из которых поместили в разные клетки. Животные из первой и второй групп получали лёгкий разряд тока через пол, а из третьей — контрольной группы — нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. У второй такой возможности не было: удары током прекращались только тогда, когда собаки из первой группы нажимали на кнопку.
Позже всех испытуемых посадили в ящики с перегородкой, которую легко можно перепрыгнуть. Животные получали удары током, и, чтобы избежать неприятных ощущений, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей групп быстро сообразили, что нужно сделать, и переместились на безопасную территорию.
Селигман объяснил результаты тем, что животные из второй группы научились быть беспомощными. Они никак не могли повлиять на ситуацию в первой части эксперимента, поэтому решили, что от них ничего не зависит, и бросили любые попытки борьбы. Хотя перепрыгнуть перегородку для них не составило бы труда. Селигман сделал вывод: не сами неприятные ситуации, а мнимое отсутствие контроля над ними развивает выученную беспомощность.
Позже уже другие психологи провели подобный эксперимент на людях, правда, вместо тока раздражителем был громкий неприятный звук. Феномен выученной беспомощности Селигмана сработал и здесь.
Выученная беспомощность встречается сплошь и рядом: у детей, школьников и студентов («Я не понимаю этого предмета и ничего не могу с этим сделать, потому что я глуп»), сотрудников компаний («Меня не повысят в должности, потому что я не справлюсь с задачами»), жён и мужей («Партнёр продолжит изменять мне, но я не уйду, потому что больше никому не нужен / не нужна, и этого не исправить»).
Он всегда найдёт отговорку:
- Это у других получится, а я не смогу.
- Мне это не по силам.
- Зачем я буду пробовать, если ничего не выйдет.
- Я всегда таким был и ничего менять не собираюсь.
- Я этого вообще не хочу, мне и так нормально.
Когда человек думает, что не в состоянии контролировать ситуацию, он перестаёт предпринимать активные действия по устранению проблемы. Очевидно, что выученная беспомощность сильно снижает качество жизни.
Кроме проявления апатии и бездействия человек может смещаться на другую цель, результат которой осязаем, вместо поиска решения настоящей проблемы. Например, убраться в квартире или приготовить ужин.
Научившись беспомощности, человек верит, что его успехи — случайность, а неудачи — это его вина. Всё хорошее, что с ним происходит, случается не из-за его действий, а по счастливому стечению обстоятельств. А вот неудачи преследуют его только потому, что он недостаточно умён, амбициозен и настойчив.
Способности могут быть сформированы в течение жизни
-
Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.
-
Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.
Примеры приобретенной беспомощности
Пример первый: ученик забрасывает учить математику, потому что раньше у него что-то не получалось. Он не поднимает руку, застенчив и избегает любой активности, связанной с этим предметом. Проблема усугубляется тем, что ребенок не умеет рефлексировать, то есть не понимает, что предыдущие неудачи могли быть связаны с методом обучения, учителем или конкретно взятой темой. В дальнейшем беспомощность может распространиться и на остальные предметы.
Пример второй: слоненка привязывают цепью к дереву на некоторое время. Несколько раз он пытается освободиться, но безуспешно. В конце концов, он покоряется своей судьбе и прекращает сопротивляться. Этот ранний жизненный опыт оставляет слона беспомощным на всю жизнь.
Пример третий: работник пытается повлиять на коллег и начальника, чтобы компания стала работать эффективнее. Он вносит предложения, рисует графики повышения продуктивности, пытается объяснить всем, почему так будет лучше. Однако компания государственная и ее начальство совершенно не заинтересовано в том, чтобы что-то менять. В итоге человек настолько разочаровывается в своих попытках и самом себе, что покоряется судьбе и становится частью системы.
Что любопытно, приобретенная беспомощность может касаться и целой страны. Предвыборные обещания, нарушенные несколько раз, приводят к общему разочарованию. Граждане прекращают попытки изменить что-то к лучшему, начинает торжествовать мнение, что ничего не поменяется, как «воровали, так и будут воровать» и т.п.