Пусть везде будет мама. ребенок и мать

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

Источники формирования нездоровой привязанности

Прежде чем приступать к избавлению от нежелательного и малоприятного поведения, следует понять, откуда берётся столь сильная психоэмоциональная связь. И чаще всего виной тому становятся материнские ошибки.

  1. Причиной может стать психотравмирующая ситуация. Например, когда ребёнок попадает в больничную палату без сопровождения любимой мамочки.
  2. Некоторые матери чрезмерно холодны с малышами по различным причинам. В таком случае ребёнок из-за нехватки её внимания тянется к ней ежеминутно, стараясь наладить контакт.
  3. Напротив, чрезмерная опека родительницы также нередко приводит к созданию сильной привязанности. Ребёнка носят на ручках, уберегают от ошибок, проблем, а он пытается продлить это идеальное существование.
  4. Мамино непонимание возрастных особенностей малыша приводит к тому, что тот не взрослеет и остаётся своеобразным дитём. Говорить о самостоятельности в таком случае не приходится.
  5. Иногда чрезмерная привязанность ребёнка к матери развивается по причине неучастия отца в воспитательном процессе. Также предпосылкой может стать папина жестокость или строгие дисциплинарные меры.
  6. Возможным источником нездоровой привязанности может стать родительский развод или кончина отца. Даже маленький ребёнок, подсознательно ощущая страх от потери родителей, начинает удерживать мать, чтобы она не пропала, как папа.

Кроме того, неправильная привычка возникает из-за запугивания ребёнка различными страшными персонажами – Бабайками, монстрами и т.д. В итоге малыш боится отпускать маму даже в соседнюю комнату.

Как преодолевается чрезмерная привязанность ребёнка к матери

Прежде всего, настоятельно рекомендуется расширить детский круг общения. Ребёнок должен взаимодействовать не только с матерью, но и с ровесниками, бабушками/дедушками, прочими родственниками и близкими людьми. Что ещё можно сделать?

Также следует постепенно приучать ребёнка помогать ровесникам, здороваться со знакомыми, обращаться к взрослым с определёнными просьбами. Конечно, всё зависит от возраста маленького «хвостика».
По возможности оставляйте кроху с родными, но при этом обязательно заверяйте его, что совсем скоро вернётесь. Если малыш разбирается в часах, то следует указать точное время. Но не опаздывайте, чтобы ребёнок не стал переживать.
Подготавливайте малыша к хождению в детский садик. Например, познакомьте с педагогами и ребятишками, объясните, что делают в учреждении: кушают, гуляют, играют, дожидаются прихода любимых мамочек.
Делитесь с ребёнком общими планами на совместное будущее, тогда он поймёт, что вы его не оставите

К примеру, выберите вместе новый стол в детскую или помечтайте, как малыш научится играть в баскетбол, а вы будете за него болеть.
Крайне осторожно, но убедительно настаивайте, что вы не можете всё время быть рядом с ним. Причём нужно это делать постоянно и не менять решение, иначе ребёнок еще больше запутается.
Если нездоровая психоэмоциональная связь не рушится, не стесняйтесь обращаться к психотерапевту

Специалист избавит ребёнка от излишней тревожности и боязни самостоятельной жизни с помощью рисуночной терапии, игровой или сказкотерапии.

Последствие аффективной привязанности

Такое воспитание вырабатывает привязанность как форму манипуляции. Ребёнок понимает: если он устроит истерику, то тут же получит желаемый результат.

Таким образом, искаженность эмоции по отношению совсем не предел. Точно такое же поведение будет наблюдаться по мере взросления, и приведет к расстройству психики.

На сегодня выделяется два расстройства вследствие аффективной привязанности:

  1. Расторможенное — малыш не видит границ между своими взрослыми и чужими, липнет ко всем подряд. Это не только невежливое поведение, но и опасное: доверие ко всем может сыграть злую шутку.
  2. Реактивное: мать центр целой вселенной. Дите отказывается от любых внешних контактов.

Характерно, что проявляются также другие психологические проблемы: стресс, эмоциональные потрясения и множество фобий.

Родителям нужно осознавать, что в детстве заложенные программы поведения останутся на всю жизнь. Модель отношений будет проигрываться раз за разом на окружающих, что приведет к проблемам в юношестве, а после и взрослой жизни.

Строим связь сразу после рождения

Постарайтесь как можно раньше установить контакт «кожа к коже». Это базовое условие для формирования прочной связи родителя и ребенка, которая налаживается благодаря телесному контакту и запаху кожи друг друга. Биение маминого сердца, этот постоянный «саундтрек» жизни малыша до родов, успокаивает его и сейчас, а тепло ее тела — расслабляет и согревает.

1. Приложите малыша к груди. После родов, когда акушерка выложит новорожденного вам на живот, в течение нескольких минут у него запустится поисковый рефлекс: он начнет совершать едва уловимые движения телом и головой в поисках материнской груди, заодно открывая рот, причмокивая губами и высовывая язычок. Это сигнал, что малыш готов к сосанию. В первое время после родов младенец не будет нуждаться в интенсивном кормлении: хватает предыдущих запасов, да и силы требуют восстановления, поэтому кроха будет много спать. Но молозиво, предшественник молока, должно передать малышу необходимые антитела для защиты его организма от инфекций. Стимуляция выработки молока (оно придет через несколько дней), естественная иммунизация организма малыша и восстановление единства мамы и ребенка — в этом заключается основная задача первых кормлений.

• В случае, когда контакт «кожа к коже» не произошел в течение часа после родов (это могут быть кесарево сечение, реанимационные мероприятия для ребенка и другие причины), не беспокойтесь. Обеспечьте себе с малышом телесный контакт настолько скоро, насколько позволяют обстоятельства. Хорошо, если все время, пока мама восстанавливается, с ребенком находится его отец (или другой близкий человек).

• Если малыш родился раньше положенного срока, его телесный контакт с мамой можно обеспечить, как только ребенок достаточно для этого окрепнет. В современных родильных домах родителям предоставляется возможность навещать детей, находящихся в палатах интенсивной терапии, и всеми доступными средствами налаживать контакт: разговаривать, читать, петь колыбельные, дотрагиваться, поглаживать, держать на руках. «Метод кенгуру» — так называется практика прикладывания недоношенного ребенка к груди родителя. Она полезна для профилактики инфекций (кожа малыша заселяется мамиными бактериями), для терморегуляции, но в первую очередь это делается для того, чтобы через любовь самого близкого человека на планете и его присутствие малыш набирался сил для выздоровления, а вместе родители и дети налаживали и укрепляли эмоциональную связь.

2. Установите контакт глаз. Только-только родившиеся малыши обычно выглядят очень серьезными и сосредоточенными, и мамы инстинктивно пытаются окружить свое сокровище теплом, нежностью и заботой, чтобы снять с него стресс рождения. Известно, что продолжительный обмен взглядами позволяет выстраивать эмоциональные связи у взрослых, а начинается все в той близости, рождающейся между мамой и малышом, когда они смотрят друг на друга. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что младенец пока не очень ясно видит: дело не в четком фокусе, а в особой химии, которая начинает работать в мозге и организме обоих.

3. Добейтесь совместного пребывания в роддоме. Уже с первых дней вы лучше узнаете друг друга, научитесь правильно интерпретировать сигналы новорожденного и ухаживать за ним: все это подготовит вас к возвращению домой, где вы не почувствуете себя растерянной и неуверенной в своих силах, а значит, будете больше думать о малыше, а не о правильности своих действий.

Какова биохимия привязанности

Как же формируется эмоциональная связь родителя и ребенка?

На сегодняшний день известно, что одним из спусковых механизмов в установлении прочной эмоциональной связи матери и ребенка являются гормоны пролактин и окситоцин, выделяющиеся в организме женщины, когда она кормит своего малыша. Пролактин ответствен за выработку молока и «запускается» в момент, когда младенец начинает сосать грудь. Окситоцин, известный как «гормон любви», отвечает за эмоциональную привязанность, и он же при естественном вскармливании обеспечивает отток молока из груди.

• Окситоцин — гормон, который может вырабатываться и при сцеживании молока, и при одной мысли о ребенке, и даже при звуках детского плача, причем их не обязательно должен издавать собственный малыш.

• Поэтому даже мамы, по разным причинам не кормящие грудью своих младенцев, вовсе не лишаются возможности испытать на себе его действие, если выполняют другие рекомендации для возникновения привязанности (мы будем говорить о них ниже).

• Другое доказательство невидимой химической связи с детьми — феромоны, вещества, выделяемые организмом и придающие телу каждого человека его уникальный запах. Мамы и их младенцы взаимно узнают «естественные ароматы» друг друга среди запахов других людей.

• У новорожденных запах материнского тела ассоциируется с уютом, психологическим комфортом и чувством безопасности. Ряд экспериментов показал, что женщины находят запах своих новорожденных детей самым привлекательным. В том числе и поэтому в родах применяется практика выкладывания новорожденного на живот мамы: узнавая запахи друг друга, они строят прочную эмоциональную связь.

• Запах, голос, сильные руки отца также важны младенцу, хотя и по иным причинам, чем материнские. Они принадлежат тому, кто пусть и не обеспечивает круглосуточный уход, защиту и, главное, еду, но является второй важнейшей составляющей ближайшего окружения. Присутствие папы расширяет границы мира маленького человека, так он получает представление о многообразии окружающей его жизни, знакомится с другой моделью поведения, игры и заботы.

Физическая связь порождает эмоциональную. Помимо химии (запахи, гормоны), другое мощное средство ее поддержания — контакт глаз и улыбка.

• Улыбка — это первое «орудие» ребенка, позволяющее управлять поведением мамы. Примерно в 2 месяца малыш при появлении самого близкого человека в своей жизни начинает демонстрировать «комплекс оживления»: фокусирует на ней взгляд, улыбается, трясет ручками. В ответ на эту реакцию мама начинает с ним играть, смеется и улыбается вместе с оживившимся крохой.

А что потом?

Искаженность и неустойчивость привязанности — еще не предел. Отсутствие внимания и адекватного реагирования на потребности малыша, непоследовательность эмоциональной реакции на его просьбы и стремления могут привести и к более серьезным последствиям. Ненадежная привязанность способна привести к ее расстройству.

На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:

  • Расторможенное, при котором у ребенка утрачивается граница и он буквально «липнет» к любому взрослому без разбора.
  • Реактивное, когда мать становится практически центром мира для ребенка. Такие детки отказываются от контакта другими детьми и взрослыми, проявляют крайнюю настороженность в присутствии незнакомых им людей, не утрачивая ее даже после утешения со стороны матери.

Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.

Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:

Привязанность

Сфера жизни

Надежная

Избегающая

Аффективная

Отношение к себе

Уверенность в себе и в своих силах, позитивное самоотношение и адекватная оценка себя

Низкая оценка себя и своих способностей, ощущение непризнанности со стороны окружающих

Отношение к родителям

Взаимное доверие и взаимопонимание, стремление к контакту и оказанию помощи, заинтересованность

Отношения по надобности. Ребенок вспоминает о родителях только в случаях какой-либо нужды, в противном случае он о них даже не вспоминает

Отсутствие родителей в жизни, нежелание контактировать и интересоваться ими

Романтические и семейные отношения

Взаимоуважение и стремление к стабильности отношений, к выстраиванию прочного и долговременного союза

Стремление к слиянию и полному растворению друг в друге, ревнивость и страстность. Ощущение того, что настоящую любовь нужно найти и сделать это очень трудно

Трудности в выстраивании глубокой эмоциональной связи, боязнь открыться другому человеку, скептическое отношение к любви

Трудовые отношения

Способны расставлять приоритеты и не смешивать работу и личную жизнь. Такие люди понимают, что могут совершить ошибку в работе и не воспринимают это на свой счет. Они последовательны и адекватны в оценке своих способностей

Они жаждут признания и восхищения со стороны окружающих

Самое важное – это поощрение. Близко к сердцу принимают рабочие моменты и склонны смешивать рабочее и личное.

Чрезмерно требовательны к себе и крайне редко удовлетворены своими результатами

Люди, отгораживающиеся работой от личной жизни, буквально живущие ей.

Таким образом, формирование надежной привязанности ребенка к матери еще во младенчестве имеет ключевое значение для его дальнейшей жизни во всех ее аспектах.

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?»  Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Последствия привязанности

Пусть везде будет мама. ребенок и мать

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

От года до трех лет: этап отделения от родителя

К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований.

В этот период родителям важно соблюдать следующие моменты:

1. Мама – «безопасная база»

Поскольку ребенок только-только начинает делать первые шаги от мамы – для него все еще важно ощущать ту безопасную связь, которая была создана в первый год жизни. Теперь мама – или другой «главный взрослый» – становится для него «базой», на которую он возвращается после каждой исследовательской экспедиции

На случай непредвиденных обстоятельств важно, чтобы «база» была всегда в зоне доступности, то есть мама должна быть рядом. Вот почему, пока не будет пройден этот этап, желательно не отдавать ребенка в детский сад. Иначе у него может сформироваться так называемая «тревожная» модель привязанности: в будущем он будет бояться, что близкого человека не окажется рядом в трудную минуту, а в партнерских отношениях будет испытывать сильный страх расставания.

2. Воспитатель как родитель

Если все-таки обстоятельства складываются так, что приходится отдать ребенка в дошкольное учреждение до достижения трех лет. Постарайтесь выбрать такое, где воспитатель сможет стать для вашего малыша его новой «безопасной базой»

Это должен быть постоянный человек, который сможет уделять внимание вашему ребенку, чтобы сформировать привязанность с ним. Людмила Петрановская рекомендует выбирать место с низкой текучкой персонала, где люди не сменяются каждые пару месяцев, а также место, где минимальное количество детей в группах

3. «Мама-жилетка»

В процессе покорения мира вашему малышу предстоит набить немало шишек, неоднократно испугаться, испытать обиду, боль, бессилие. Чтобы научиться справляться с этими чувствами и продолжать свои «вылазки» с маминых рук, ему нужны ваши объятия. Создайте ребенку условия, где он может погоревать над неудачей, после чего двигаться дальше. Не бойтесь испортить его. Не запрещайте мальчикам плакать. Запрет плакать не идет им на пользу – он лишь помогает вырасти взрослым, который будет держать свои чувства замороженными, что ведет во взрослой жизни к ранним инфарктам мужчин. Зато как раз из малышей, которым давали отплакать свое горе в раннем возрасте, вырастают взрослые со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способные при необходимости обратиться за помощью.

Укрепляем привязанность

Откликайтесь на любые призывы малыша. Крик — это сигнал о помощи, а не инструмент манипуляции родителями

Смех не менее важное коммуникативное средство: новый член семьи хочет разделить с вами свою радость

• По возможности кормите грудью. Помимо решения задачи, о которой мы говорим в этой статье (выстраивание и поддержание привязанности), кормление грудью защищает малыша от инфекций и помогает дозревать его кишечнику, готовя его к взрослой пище.

• Постарайтесь увеличить количество кормлений, особенно в предутренние часы, в которые вырабатывается гормон лактации пролактин. Это позволит стимулировать его производство, у вас станет больше молока, вы сможете чаще прикладывать малыша к груди, а следовательно, наладить и поддерживать контакт будет проще.

• Попробуйте практику совместного сна, если вы ничего не имеет против этого пункта обширной темы естественного родительства. Сомневаетесь? Есть альтернатива. Совершенно не обязательно спать в одной постели: вы можете придвинуть детскую кроватку вплотную к своей, сняв переднюю стенку и подняв дно так, чтобы у вас образовалось общее пространство с малышом. Если вам не нравится идея совместного сна, в любом случае оставайтесь с ребенком на ночь в одной комнате хотя бы до 6 месяцев.

• Поддерживайте телесный контакт: носите малыша на руках, прижимайте его к себе, делайте гимнастику, массаж. Теплом своего тела, нежностью рук и объятиями вы создаете ощущение психологического комфорта у ребенка. Выполняя массаж, вы научитесь «читать» сигналы, идущие от малыша, станете более чуткими к его сиюминутным чувствам и потребностям, и это еще больше сблизит вас. Тактильная стимуляция и эмоциональное подкрепление способствуют развитию мозга ребенка и появлению новых нейронных связей — вы делаете малыша умнее!

• Используйте минуты ухода за вашим чадом для укрепления эмоциональной связи: смотрите ему в глаза, улыбайтесь, имитируйте мимику друг друга, разговаривайте (для совсем маленьких достаточно монолога — например, вы можете просто сопровождать свои действия по уходу комментариями).

• Носите ребенка в слинге (перевязи, кенгуру).

• Даже когда вы не держите малыша на руках, старайтесь быть как можно ближе к нему, чтобы он вас видел, разговаривайте с ним. Носите его за собой в переноске/колыбельке в течение дня.

Аффективная привязанность ребенка, что это?

В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.

С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.

Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность — это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.

Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.

Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.

Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.

При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.