Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Советы для тех, кто хочет сохранить и улучшить познавательные способности

Вот несколько рекомендаций, следуя которым вы сможете «добавить очков» памяти, вниманию и даже мышлению. Как и многие процессы в организме человека, их можно тренировать и добиваться хороших результатов.

1

Внимательно слушайте и ассоциируйте

К примеру, если вас знакомят с кем-то по имени Александр, а вы отвлеклись на смс-сообщение, даже и не мечтайте о том, что через неделю вспомните, как зовут этого человека. Имя не отложится в вашей памяти, потому что на самом деле вы не уделили этому внимания. Чтобы крепко и надолго запомнить что-то новое, соблюдайте два правила. Во-первых, всегда сосредоточенно слушайте, о чем вам говорят. Во-вторых, проделайте в уме что-то с новой информацией: свяжите ее с тем, что уже хранится в вашем «банке памяти»: например, с уже знакомым вам Александром или киноактером, на которого похож новый знакомый.

2

Тренируйте память

Попробуйте играть в такую мини-игру: запоминайте слова. Чем больше вы будете упражняться, тем больше слов будете запоминать. Естественно, это отразится и на памяти на лица, события — в повседневной жизни прогресс будет заметен. Такой прием используют психологи для проверки памяти: зачитывают 15 не связанных друг с другом слов и через 10 минут просят воспроизвести. Интересно, что с первого раза люди среднего возраста повторяет около 7 слов. Чем старше человек, тем меньше он может воспроизвести. Регулярные упражнения помогут вам, например, обходиться без списка покупок в магазине — вы и так все запомните.

3

Нагружайте мозг

Доказано, что люди, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера — слабоумия. Больше читайте, размышляйте, общайтесь с интеллектуальными людьми. Хороший вариант — выбрать хобби, которое требует активной умственной деятельности. Элементарное разгадывание кроссвордов — хороший пример. Чем разнообразнее будут ваши «ментальные упражнения», тем лучше для мозга и когнитивных функций.

4

Занимайтесь спортом

Как бы банально это ни звучало, но в здоровом теле — здоровый дух. И современная наука только подтверждает этот тезис

Люди недооценивают потенциал физической активности и то, насколько положительно она влияет на память, внимание и мышление. В идеале тренироваться нужно по полчаса ежедневно, и с возрастом этот показатель должен увеличиваться

Особенно действенна аэробная нагрузка, при которой учащается дыхание и сердцебиение, — бег, велосипед, активные игры на свежем воздухе.

5

Питайтесь растительной пищей

Исследование долгожителей в разных уголках планеты однозначно показывает: люди, которые отпраздновали 100-летний юбилей, едят в основном растительную пищу. Львиную долю их рациона составляют овощи, фрукты, травы и специи, бобовые и злаки.

Довольно простые рецепты, а эффект не заставит себя ждать — попробуйте и увидите сами.

Еще больше интересных фактов и полезных советов — в книгах «Мозг на пенсии», «Внимательный мозг».

Делайте упражнения

Человек нуждается в регулярных физических упражнениях для поддержки хорошей формы. В древности наши предки не сидели целыми днями на стульях. Конечно, учитывая современные удобства, бездельничать гораздо проще, чем действовать. Но, к сожалению, это не оправдание, необходимо обязательно включать в свой распорядок дня упражнения и какие-нибудь физические нагрузки.

При физических упражнениях системы органов тела и мозга работают на максимуме. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, а следовательно, увеличивается поступление питательных веществ в мозг.

Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга

Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным

Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Причины снижения памяти

Специалисты, глубоко изучающие вопросы развития психики, озвучивают несколько причин, по которым ухудшаются процессы памяти.

Первая группа относится к тем, что требуют медицинского вмешательства:

  • Черепно-мозговые травмы;
  • Возрастные изменения в деятельности мозга;
  • Ряд серьёзных заболеваний: онкология, инсульт, поражения некоторых органов, которые влияют на деятельность мозга;
  • Перенесённые сильные интоксикации организма на протяжении долгого времени.

Другая группа поддаётся самостоятельному решению проблемы со стороны человека.

  • Частые стрессы, переутомления, депрессивные состояния, нервозы, повышенная возбудимость организма (но тут необходимо чётко понимать грань между временностью и постоянством подобных явлений, иногда это может оказаться хроническим заболеванием неровной системы, которое потребует профессионального вмешательства);
  • Нехватка витаминов группы В (они главные в списке помощников, отвечающих за регулирование реакций организма на стрессовую ситуацию);
  • Ненормированный сон (частые недосыпания, неправильно организованный сон т.е. оказывается предпочтение не ночному сну, а дневному);
  • Качество пищи, которую принимает человек (вместо сбалансированного, полноценного меню отдаётся предпочтение тонизирующим энергетикам, малополезной «фастфудной» еде);
  • Обезвоживание организма (недостаток или переизбыток воды в организме приводит к дисбалансу кровеносной системы);
  • Вредные привычки (чрезмерное употребление алкоголя, курение, наркотики);
  • Повышенная нагрузка на мозг (большой поток информации, одновременное выполнение множества умственных задач, неравномерное распределение сил на решение проблемных ситуаций).

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Стимулируйте свое сознание

Для улучшения памяти следует тренировать свой мозг “Ленивый” мозг “лениво” работает.

Независимо от возраста, старайтесь “не оставлять себя в покое” Мозг человека не только стимулирует большое количество связей между нейронами (через дендритный переход), он также сохраняет эмоции и тревоги человека (более подробная информация о дендри тах содержится в главе 3 “Организация процесса запоминания”).

Если вы слишком много времени проводите перед телевизором умственная деятельность “приостанавливается”

Если вы уделяете чрезмерное внимание решению мелких проблем, возникающих в течение дня, то не только делаете несчастным себя и всех окружаю щих, но еще и имеете проблемы с памятью, так как все время отвлекаетесь от основного занятия

Чтобы поддерживать свой мозг в хорошем состоянии, используй те интеллектуальные упражнения. Для этого выполняйте следующи действия.

  • Читайте.
  • Изучайте что-нибудь.
  • Путешествуйте.
  • Участвуйте в стимулирующих беседах и дискуссиях.

Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения

Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга.

Проблемы с памятью у молодых людей (основные причины):

  • Наличие бессонницы, хроническая усталость.
  • Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
  • Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти.
  • Авитаминоз. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее — нарушениями памяти.
  • Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие.

Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.

Упражнения для тренировки кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти важно для человека. Йоги рекомендуют медитировать для того, чтобы понизить кровяное давление, избежать депрессии и укрепить оперативную память.  Ученые утверждают, что это происходит по той причине, что в процессе медитации человек фокусируется на одной мысли, отметая другие

Достаточно 8 минут медитации в день, чтобы увеличить объем ячейки рабочих воспоминаний.

Занятия спортом улучшают не только работу всего организма и мышц тела, но и работу мозга, способность запоминать много информации.

Необходимо спать в сутки не меньше 8 часов. Опыт показывает, что студенты, спящие в сутки 8-9 часов на 60% быстрее и точнее выполняют текущие задания.

У взрослых людей иногда проявляются симптомы нарушения кратковременной памяти. В этом случае необходимо обратиться к врачу. Если окажется, что человек здоров, ему просто необходимо делать определенные упражнения. Читать вслух прозу, заучивать стихи, громко их декларировать, рассказывать внукам сказки, гулять в саду с детьми и друзьями. Такая тренировка лучшее лечение для мозга и его способностей.

Изучая новую информацию, систематизируйте ее, читайте в рифму, делите на общие части. Тогда объем запоминающихся моментов увеличится.

Старайтесь в разговоре употреблять короткие слова. Они запоминаются точнее и лучше. Играть в шашки и уголки, волейбол и теннис очень полезно для развития краткосрочной памяти.

Как улучшить кратковременную память

Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.

Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.

Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.

Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда

У взрослых людей

Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.

Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.

Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.

Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.

Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.

Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.

Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности.  Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.

Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.

Зачем это нужно

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.

Развить внимание

Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.

Развить мышление

Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.

Развить воображение

Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.

Замедлить процессы старения

При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.

Особенности

Как утверждает психология, память — это динамичная нейропсихологическая система, которая может и улучшаться, и разрушаться. Её развитие может идти в двух направлениях:

  1. Филогенетическое, естественное развитие в соответствии с возрастом по мере накопления жизненного опыта под влиянием бытовых факторов.
  2. Онтогенетическое, искусственное развитие у каждого отдельного человека, заранее организованное и продуманное, осуществляемое через различные эксперименты.

В психологии выделяют следующие особенности развития в филогенезе:

  • изобретение и совершенствование мнемотехник;
  • создание и улучшение способов фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • обмен информацией, обмен опытом между поколениями и странами, чтобы развивать коллективную память;
  • изучение языков;
  • создание дидактик и методик образования;
  • переход от механической памяти к смысловой, от непосредственной к опосредованной, от непроизвольной к сознательной.

Что касается онтогенеза, здесь уже каждый отдельный индивидуум самостоятельно задумывается над тем, как он будет развивать свои способности. Психологи выделяют в данном вопросе несколько направлений, по которым можно двигаться:

  • полный контроль над собственными психическими функциями (в том числе мнемоническими способностями), волевое регулирование ими;
  • переход от внешних приёмов их развития к внутренним;
  • включение интеллекта в процессы фиксации, сохранения и воспроизведения информации;
  • целенаправленное овладение мнемотехникой.

В. Я. Ляудис (доктор психологических наук) выделила 4 уровня развития памяти в онтогенезе:

  • Низший уровень — непосредственная, непроизвольная.
  • I уровень — опосредованная внешне, произвольная.
  • II уровень — опосредованная внутренне, произвольная.
  • Высший уровень — феноменальная.

Более подробно изучить вопрос, как развивается память в филогенезе и онтогенезе, можно, прочитав труды таких психологов, как А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, З. М. Истомина, А. А. Смирнов, Л. С. Выготский.

Как тренировать кратковременную память

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Медитируйте. Mедитация не только помогает снизить кровяное давление и снизить уровень депрессии, но и улучшить кратковременную память. В рамках одного из исследований было обнаружено, что уже после восьмидневного курса медитации ясного ума кратковременная память студентов, которые ей обучались, существенно развилась по сравнению с контрольной группой. Аналогичные исследования принесли схожие результаты. И чтобы заметить прогресс длительные сеансы медитации не нужны, восьми минут в день будет достаточно.

Некоторые исследователи предполагают, что медитация позволяет укрепить кратковременную память за счет усиления способности сохранять концентрацию и игнорировать отвлеченные мысли. Она также снижает тревожность и стресс, которые препятствуют концентрации.

Силовые упражнения. Тренировка кратковременной памяти не только сходна с укреплением мышц, но и укрепление мышц позволяет увеличить потенциал кратковременной памяти в буквальном смысле.

Тереза Луи-Амброз  всю свою жизнь исследовала связь между физическими и умственными возможностями, особенно у пожилых людей. Ее исследования показали, что программы тренировок с сопротивлением эффективнее влияют на когнитивные процессы, чем аэробика. В одной из работ она пишет, что пожилые люди, которые принимали участие в регулярных силовых тренировках, демонстрировали лучшие показатели при оценке внимания и кратковременной памяти, чем те, что занимались аэробикой.

Несмотря на то, что эта связь еще не объяснена, другие исследования привели к таким же результатам. Так что пора обзавестись гирями и гантелями, чтобы укрепить мозг и мышцы.

Если вы все же предпочитаете аэробику, бег и плавание тоже приносят немалую пользу когнитивным процессам, ученые лишь предупреждают, что они менее эффективны, чем силовые тренировки. Так что помимо стандартных 5-километровых пробежек включите в вашу спортивную программу становую тягу и приседания. Интенсивные упражнения тоже улучшают кратковременную память, так что не забудьте о прыжках.

Высыпайтесь. Улушение работы кратковременной памяти — одно из ключевых преимуществ правильного ночного сна. Те, кто спит по 8 часов, выполняют задания с использованием кратковременной памяти на 58% лучше, чем те, кто не высыпается.

Так что чтобы убедиться в том что ваша кратковременная память работает по максимуму, начните организовывать свою жизнь так, чтобы высыпаться по ночам.

Кратковременная память – основополагающий компонент того, насколько эффективно вы мыслите и как продуктивно повседневное выполнение интеллектуальных функций. Оптимизируйте ее потенциал на основе нашего руководства, и вы справитесь абсолютно с любыми задачами.

Сбалансированная диета

Работа, человеческого мозга зависит, от питающего его “сырья” (продовольствия). Так же, как автомобиль непригоден к использованию с пустым баком либо неподходящим топливом, мозг не “работает” без надлежащей пищи. Для того чтобы мозг функционировал на максимуме, нужно правильно питаться.

Принимайте пищу три раза в день, таким образом предоставляя своему мозгу “топливо”, необходимое ему для работы, чтобы каждый блок функционировал в рамках своего потенциала. Правильно подобранная диета является основополагающим фактором, который позволяет вашему мозгу “запоминать”.

Под сбалансированной пищей подразумевается вот что.

  • Большое количество углеводов.
  • фрукты или овощи.
  • Белки.

При правильном питании сохраняется баланс аминокислот, который необходим мозгу для “производства” сбалансированного спектра нейротрансмиттеров. Эти нейротрансмиттеры представляют собой основу мозговых процессов (более подробная информация о нейротрансмиттерах содержится в главе 3 “Организация процесса запоминания”).

Каждый нейротрансмиттер позволяет не только думать и чувствовать, но также дает человеку возможность запоминать. Например нейротрансмиттер ацетилхолин необходим для “обработки” информации, содержащейся в памяти.

Однако для того, чтобы вести здоровый образ жизни, не обязательно знать все химические и биологические процессы, происходящие в мозге. Просто следуйте простому совету: ешьте (и ешьте хорошо), чтобы помнить.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

Как человек запоминает информацию

Я могла бы привести в оправдание своей забывчивости высказанный впервые в 1956 году Джорджем Миллером в статье «Магическое число семь» постулат о том, что кратковременная человеческая память способна вмещать только около 7 элементов информации, плюс-минус два. Мобильные телефоны состоят из 10 цифр — что уже многовато.

Кратковременная память удерживает на короткое время небольшое количество информации: отвечает за понимание сути текста, который вы читаете, помогает отвечать на вопросы без подготовки, принимать быстрые решения и фокусироваться на текущих делах.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая памятьПроверьте себя: смотрите на картинку 30 секунд и постарайтесь вопроизвести цифры, если запомните больше 7 элементов, то ваш объем кратковременной памяти выше среднего

Именно она страдает от современного переизбытка информации, потому что мозгу постоянно приходится отделять важное от неважного, а он может решить, что припев музыкального хита, который вы отовсюду слышите, гораздо важнее, чем, например, пароль от личного кабинета, который вы решили запомнить, а не записывать. Чаще всего за пароли в соцсетях отвечает кратковременная память, поэтому, если сомневаетесь, что запомните, запишите его к примеру в заметках телефона

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая памятьЧаще всего за пароли в соцсетях отвечает кратковременная память, поэтому, если сомневаетесь, что запомните, запишите его к примеру в заметках телефона

Долговременная память хранит информацию часами, годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Говорят, например, что невозможно разучиться ездить на велосипеде или забыть первую любовь — за полученными навыками или воспоминаниями о переживаниях мозг обращается именно в хранилище долговременной памяти. Базовые знания о том, сколько в году месяцев, как называется столица страны или как зовут начальника хранятся там же.

Кратковременная и долговременная память формируются в мозге одновременно, однако клеткам долговременной памяти требуется время, чтобы усвоить то, что они запомнили. Кратковременные воспоминания переводятся в долгосрочные во время сна, поэтому правильный режим настолько важен

Что собой представляет долговременная память

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память. Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Проблемы с памятью: что делать

Лечение проблем с памятью напрямую зависит от причин их возникновения:

  1. Если поставленный диагноз связан с деятельностью сердечно-сосудистой системы, то следует лечить именно ее;
  2. В случае повышенного холестерина в крови следует бороться с бляшками;
  3. Если нарушена проходимость вен и артерий, врачи назначат соответствующее лечение.

Задача пациента в данном случае устранить все возможные влияния окружающей среды, избавиться от вредных привычек и следовать рекомендациям врача, чтобы улучшить свою память.

Кроме того, память поддается тренировке. Для этого нужно ежедневно решать несколько математических примеров, так вы будете стимулировать свой мозг.

Также отличной разминкой станет запоминание слов или предметов на картинках, совершенно несвязанных по смыслу между собой.

  • Попросите родных написать на листе несколько различных слов;
  • Смотрите на лист в течение непродолжительного времени;
  • Отложите лист и постарайтесь воспроизвести все слова в правильном порядке.

Такое упражнение вы можете повторять ежедневно, увеличивая количество слов.

Вот еще отличное видео с пятью несложными упражнениями для развития способностей мозга:

Влияние окружающей среды

Кроме болезней настоящий вред нашему мозгу может нанести и нездоровая окружающая среда, в которой мы порой находимся:

  1. Хронический недосып приводит к ухудшению работы мозга, в результате мы с вами хуже запоминаем информацию и также плохо можем ее воспроизвести. Дело в том, что именно во сне происходит регенерация клеток;
  2. Некачественная еда и вредный фастфуд не снабжает организм необходимыми веществами. Особенно вредна еда, содержащая пищевые красители. В результате длительного некачественного питания могут возникать головные боли, ухудшаться ясность мышления и страдать память;
  3. Дефицит витаминов в пище также приводит к негативным последствиям. Как известно для мозга крайне необходимы витамины группы B. Именно они регулируют работу центральной нервной системы и способствуют регенерации клеток. К сожалению, в темпе современной жизни очень сложно уследить за тем, чтобы в рацион было включено нужное количество витаминов;
  4. Влияние стресса на память также губительно. Учеными доказано, что в результате предельного стресса, мозг теряет способность хранить информацию.

Очевидно, что для поддержания хорошей мозговой активности необходимо обеспечить себе соответствующие условия:

  • Качественный сон;
  • Прогулки;
  • Питание;
  • Спокойствие.

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память