Книга написана на основе практики психотерапевтической помощи населению г москвы, а также циклов лекций, прочи­танных автором в центральном лектории политехнического музея в 2000-2004 гг на тему «маленькие неврозы большого города»

Характеристики образов восприятия

Главным признаком или симптомом духовного пробуждения является то, что человек перестает воспринимать мир так же, как другие люди.

Это проявляется в следующих характеристиках:

1. Усиленное восприятие

В просветленном сознании восприятие живое и прямое. Духовно-пробужденные люди видят мир очень по-детски. Они поражены красотой и запутанностью явлений, которые другие люди принимают как должное.

Одним из признаков духовного пробуждения является то, что мир становится ярче, увлекательнее и прекраснее. Людей начинает очаровывать удивительная природа, красота неба и моря, странность, сложность и запутанность всех природных явлений.

Такая интенсивность восприятия иногда воспринимается как повышенная чувствительность. Это все равно, что открыть шторы и впустить в комнату солнечный свет.

Все духовно-пробужденные люди отмечают это усиление восприятия. Кто-то говорит, что мир стал «острее, более реальным», кто-то «поражен, насколько свежим все выглядит». Другие описывали чувство благоговения и благодарности за простые удовольствия и занятия, такие как ходьба, приготовление и прием пищи или просто забота об окружающем мире.

2. Присутствия здесь и сейчас / вне времени

Духовное развитие характеризуется другим восприятием времени или, можно сказать, изменением ориентации во времени.  

В просветленном состоянии прошлое и будущее становятся гораздо менее важными, а настоящее становится, соответственно, более важным.

“Пробужденные” люди проводят гораздо меньше времени, вспоминая прошлый опыт и размышляя о прошлых событиях. Они не ожидают чего-то от будущего, мечтая о несбыточном. Вместо этого они сосредотачиваются на своем настоящем, на окружении, в котором они находятся, на людях, с которыми общаются и на ощущениях и впечатлениях, которые дарит им мир здесь и сейчас.

В таком состоянии может казаться, что время как-то раскрывается, замедляется или даже исчезает. Этот признак духовного пробуждения — ощущение вечного сейчас, когда прошлое, будущее и настоящее сливаются воедино.

Книга написана на основе практики психотерапевтической помощи населению г москвы, а также циклов лекций, прочи­танных автором в центральном лектории политехнического музея в 2000-2004 гг на тему «маленькие неврозы большого города»

В конечном счете, прошлое и будущее — это концепции, созданные человеческим разумом. Линейное восприятие времени — это ментальная конструкция, порожденная нашим сильным эго. Чем слабее становится наше эго, тем время становится более нелинейным. Наше восприятие времени замедляется и расширяется — и, в конечном итоге, растворяется в настоящем.

3. Осознание присутствия всепроникающей духовной энергии

При духовном пробуждении мы испытываем такие чувства, как осознание духовной силы, которая пронизывает все пространство вокруг нас.

Один человек описал это как «глубокое чувство живого присутствия, которое является одновременно и великолепным, и очень обычным». Другой описал один из своих симптомов пробуждения как «обширное присутствие, которое является захватывающе-бесконечным и красивым».

На самом деле всепроникающая духовная энергия — это сам Бог. Просто для некоторых людей проще видеть Его безличным и называть “энергией”. Так или иначе, эта сила лежит в основе всего и пронизывает весь мир.

4. Живость сердца, гармония и связность

Это важнейшие признаки духовности человека. Для “пробужденного” человека не существует таких вещей как неодушевленные предметы. Даже природные явления, которые не являются биологически живыми (например, облака, море или камни) и объекты, созданные человеком (например, предметы мебели или здания), сияют живостью духа.

Один мужчина рассказывал, как «все выглядело и ощущалось ультра-реальным и живым. Я продолжал смотреть в окно и удивлялся… Казалось, что я мог видеть атомы во всем, на что смотрел. У меня было сильнейшее чувство, что во вселенной все отлично и прекрасно».

Воспоминание этого человека затрагивает другой косвенный эффект этой всепроникающей духовной силы — ощущение, что «все хорошо». Как говорят нам духовные тексты, природа этой энергии — блаженство. Она обладает качеством блаженства или радости также, как сахар обладает сладостью.  

Поэтому, когда мы ощущаем ее присутствие в мире, возникает чувство гармонии, мы чувствуем, что вселенная — это доброжелательное место, и что упорядоченность и смысл являются ее фундаментальными качествами.

Наконец, эта духовная энергия, пронизывая все, создает чувство связности и единства. Может возникать ощущение, что границы между внешне раздельными объектами тают.

Видео про духовное развитие без фанатизма.

УЗНАТЬ, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕПРЯМО СЕЙЧАС

Пробуждение и развитие желаемых качеств

Техника выполнения:

Пробуждение и развитие желаемых качеств

Пробуждение и развитие желаемых качеств.

Цель настоящего упражнения — создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и направить На формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оптимизм и т. д

Очень важно, чтобы выбор качества и решение о необходимости его формирования обуславливались не категорией долженствования, а свободным Волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития

Техника выполнения:

Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества. Записывайте все ин-сайты, идеи или образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш Психологический дневник.

Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике.

Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его

Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии.

Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним.

Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе это, но попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения).

Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником.

Напишите слово «спокойствие» на табличке, используя шрифт и цвета, которые, по вашему мнению, наиболее отражают его смысл. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным. При каждом взгляде на нее попытайтесь вспомнить ощущение спокойствия и воспроизвести его.

Это упражнение по развитию желаемых качеств может стать основой достаточно обширной программы. Вы можете прибегнуть к помощи поэзии, музыки, драматического искусства, фотографии, танца, живописи, личных воспоминаний, то есть всего, что ассоциируется у вас со спокойствием. В подобном окружении вам будет легче пробудить и сформировать глубокое чувство спокойствия или любое другое качество. Вы можете использовать все, что находится вокруг вас, в целях достижения этого чувства путем творческого применения и синтеза самых различных форм.

В отдельных случаях наблюдается отрицательная реакция на упражнение. Другими словами, все попытки вызвать спокойствие, напротив, приводят к росту напряжения и беспокойства. Обычно это является признаком существования когнитивных отрицательных эмоций, которые блокируют развитие желаемых качеств. Подобная ситуация чаще всего возникает на шестом этапе упражнения. Если отрицательная реакция выражена очень ярко, то лучше всего прервать занятия, разобраться в возникших эмоциях и снять их влияние путем прохождения через катарсис. После этого можно возобновить занятия, которые приобретают исключительное значение, поскольку формулируемое положительное качество занимает «вакантное место», появившееся в результате устранения отрицательных эмоций.

Метки: воля, психология

Похожие материалы:

  • Психология отношений в коллективе
  • Жизненный цикл семьи
  • Аналитическая психология К. Юнга

Путь пробуждения

Книга написана на основе практики психотерапевтической помощи населению г москвы, а также циклов лекций, прочи­танных автором в центральном лектории политехнического музея в 2000-2004 гг на тему «маленькие неврозы большого города»

Один из технических приемов, используемых психологами во время консультаций, это вопрос «Что вы чувствуете по этому поводу?», который задается пациенту после его сбивчивого рассказа об очередной проблеме.

Вполне действенный прием, когда нужно переключить внимание пациента с его беспорядочного внутреннего диалога, но более глубокий и значимый слой переживаний. Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно

Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно.

У адвайтистов-любителей есть аналогичный прием, который используется, чтобы перенаправить внимание человека на более глубокий уровень самоощущения. В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность»

В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность».

Тогда его снова спрашивают — «А кто этот ты, который видит эту личность?» Человек опять уходит в себя и достает следующий ответ, мол, это какой-то «Наблюдатель», но его опять окунают в то же самое место — «А кто наблюдает этого Наблюдателя?» И так далее. Отличная тема для анекдотов про адвайту.

В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож не способен себя порезать.

Речь о том, что попытка найти самого себя, свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал.

Все, что оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я» ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит, это точно не «Я».

При благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого.

То есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой» и становится «всем».

Заключение

Итак, теперь мы знаем, как выглядит дорога к духовному пробуждению. Конечно, изменить жизнь — это крайне сложно, но именно для этого вы дочитали эту большую статью до конца. Мы надеемся, что это станет вашим первым шагом к новой жизни!

Еще одно великолепное видео про духовное пробуждение человека

Помните, что главное — стремление к духовному развитию, остальное приложиться

Эта статья о том, чем характеризуется духовное пробуждение человека, взята из книги «Прыжок: психология духовного пробуждения» Стива Тейлора, доктора философии.